Дошкольный туризм в ДОУ
план-конспект занятия (старшая группа)

Даншина Любовь Александровна

Система работы по элементарному туризму со старшими дошкольниками не только актуальна, но и носит характер новизны, так как позволяет создать и использовать в дошкольном образовательном учреждении новые формы и методы работы с детьми по формированию элементарных навыков укрепления здоровья, оптимизировать двигательную активность детей в естественных природных условиях, приобщить дошкольников к здоровому образу жизни. В ходе проведенной работы у дошкольников происходит обогащение познавательной сферы, пополняется активный словарный запас. Дети учатся анализировать различные явления, события, сопоставлять их, обобщать; рассуждать и выстраивать гипотетические высказывания, делать элементарные умозаключения, предвидеть возможное развитие событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл туризм54.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Уголек» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей

Электронный сборник  «Дошкольный туризм»

Авторы:  О.Н. Вахрушева                                                                                                В. М.Лесун                                                                                               Е.А.Пупкова                                                                                               Л.В.Кравченко                                                                                               Л.В.Овчинникова                                                                                               Т.О.Копайгородская

      2015год


Актуальность.

МКДОУ «Уголек» с 1997 года целенаправленно осуществляет деятельность по физическому направлению развития детей и  работает над проблемой внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс. Педагогический коллектив  ДОУ   находится в постоянном поиске инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Анализ ситуации в ДОУ выявил две проблемы в развитии детей: проблема сохранения и укрепления здоровья, речевое развитие. В 2013 году в ДОУ была создана творческая группа по познавательно-речевому развитию. Целью работы группы был поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию дошкольников, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности, речь, а так же приобщать детей к здоровому образу жизни.  Изучение литературы, практического опыта наших коллег из других регионов, анализ существующих форм,  методов и условий реализации оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении помог найти новые решения и новые возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма. Система работы по элементарному туризму со старшими дошкольниками не только актуальна, но и носит характер новизны, так как позволяет создать и использовать в дошкольном образовательном учреждении новые формы и методы работы с детьми по формированию элементарных навыков укрепления здоровья, оптимизировать двигательную активность детей в естественных природных условиях, приобщить дошкольников к здоровому образу жизни. В ходе проведенной работы у дошкольников происходит обогащение познавательной сферы, пополняется активный словарный запас. Дети учатся анализировать различные явления, события, сопоставлять их, обобщать; рассуждать и выстраивать гипотетические высказывания, делать элементарные умозаключения, предвидеть возможное развитие событий. 

Результатом работы творческой группы стал сборник, в который включен апробированный материал по организации туристской деятельности в дошкольном учреждении. Методические материалы подобраны с учетом интеграции разных видов деятельности дошкольников. В сборник включены конспекты 5 мероприятий и консультация для родителей и педагогов.

Цель мероприятий в сборнике: создание условий для физического, познавательно-речевого развития детей средствами дошкольного туризма.

Содержание.

1.  Конспект интегрированной НОД  для детей старшего дошкольного возраста «Туристы - Спасатели»………………………………..стр. 4

2.  Конспект развлечения для детей старшей и подготовительной групп «Путешествие с Капитаном Джеком»………………………….стр. 7

3. Конспект туристической прогулки на участок ДОУ в старшей группе «Волшебная поляна»………………………………………………стр. 10

4. Конспект туристического похода по территории детского сада для средней группы «Исследователи»………………………………..стр. 13

5. Консультация для педагогов и родителей                                                        «Весело шагать…»………………………………………………….стр. 17

Конспект интегрированной НОД

для детей старшего дошкольного возраста

«Туристы - Спасатели»

Образовательные области: физическое развитие, развитие речи.

Цель: создание условий для физического развития и развития речи детей старшего дошкольного возраста, через использование средств туризма.

Задачи:

 в области физического развития:  развивать ловкость, быстроту, мышечную силу; развивать навыки ориентирования в пространстве с использованием карт-схем;

в области развития речи:

упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных наименований, в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже, обогащение словаря детей.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Дети выходят на прогулку. Навстречу детям спешит почтальон Печкин: «Ребята, как называется этот детский сад? Как называется ваша группа? Вам пришло письмо от Лесовичка. Только я вам его отдам, если вы выполните мое задание».

Игра на развитие речи «Кузовок».

Дети подходят к Печкину, в руках у него корзинка.

«Вот тебе кузовок,

Клади в него, что на –«ок».

Обмолвишься — отдашь залог.

Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...» и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок.

Печкин: «Хорошо, выполнили мое задание. Забирайте письмо».

Дети читают письмо.

 «Дорогие дети! Пишет вам Лесовичок. Я живу в лесу,  вместе с лесными жителями. Недавно у нас случилась беда. Все запасы, которые белочка приготовила на зиму, куда-то исчезли. Теперь ей будет нечем кормить своих бельчат. Если бы вы смогли добраться до нашей поляны, то вместе мы смогли бы отыскать пропажу. Дорога до нашей поляны трудная и преодолеть ее могут только настоящие туристы. Для того чтобы вам помочь, я отправляю вам карту».

Воспитатель:

« Ребята, а кто такие туристы? Давайте мы с вами сегодня превратимся в отважных туристов, и отправимся в дальний поход».

II. Основной этап.

Дети двигаются по карте – схеме. На карте цифрами отмечены пункты, по порядку их прохождения. Дети выполняют задания на каждом этапе.

1. Преодоление «паутины» (веревочное препятствие).

Детям встречается паук. Он говорит, что, для того чтобы добраться до поляны, ребятам нужно проползти по паутине.

2. « Болото по кочкам».

 Детей ждет жаба. Она сообщает детям следующее задание:  преодолеть «болото» прыгая по кочкам и проговаривая чистоговорку

«Сидит жаба возле лужи,

ждет гостей себе на ужин».

3. Мост через реку.

На пути у туристов река. Дети должны преодолеть ее по мостику – бревну.

4. Преодоление оврага по двум параллельно натянутым веревкам.

На пути новое препятствие – очень глубокий овраг. Здесь можно переправиться только по двум натянутым веревкам.

5. Собери костер по схеме.

Дети выкладывают костер по данной схеме. Рассказывают,  для чего нужен костер в лесу.

6. «Тоннель».

Дети ползком преодолевают «тоннель».

7. Спуск с горы.

Ребята должны спуститься с крутой горы, как настоящие туристы – держась за веревку.

8. Преодоление бурелома.

Дети преодолевают «бурелом» бегом, «змейкой»,  друг за другом.

Дети попадают на поляну. Появляется Лесовичок: «Ребята, я так рад, что вам удалось добраться до нашей далекой поляны, теперь все вместе мы точно сможем помочь белочке. Но, сначала помогите мне, пожалуйста,           решить одну задачу. У меня есть картинка, но ее кто-то испортил, разрезал на части. Вам нужно ответить на вопросы, и сложить картинку».

Игровое упражнение на развитие речи «Чье все это?»

Детям показывается картинки с изображением частей животного, и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи.

Дети складывают картинку.

Лесовичок: «Молодцы ребята! Теперь и я вам помогу. Давайте вспомним, где живут, или прячутся белки? Правильно, на деревьях. А чем питаются белки? Давайте мы внимательно пройдем по поляне и поищем,  где же может быть пропавшее пропитание».

Дети находят спрятанные на деревьях и под деревьями грибочки и шишки.

III. Рефлексия.

Какие препятствия мы с вами преодолели, чтобы добраться до поляны? Что было самым легким, самым тяжелым? Что вам понравилось больше всего?

Конспект развлечения

Мини - квест для детей старшей и подготовительной групп

«Путешествие с Капитаном Джеком»

Деревянный корабль на участке группы «Радуга украшен пиратским флагом, флажками и шарами. На мостике стоит Капитан Джек, встречает детей.

Капитан Джек: Здравствуйте ребята, я предлагаю  вам совершить дольний поход, полный опасностей и приключений. Вы отправитесь на поиски настоящего пиратского клада. Сам я занят важными делами, постройкой нового судна и поэтому не смогу сопровождать вас в этом славном героическом походе. В помощь в вашем нелёгком походе я даю вам вот эту пиратскую карту. На ней отмечены все препятствия, которые вы должны преодолеть. Справитесь?!

Воспитатель: Ну что, ребята, мы готовы отправиться в поход?

Капитан Джек: Счастливого пути и попутного ветра! Поднять якорь! Отдать швартовые!

Воспитатель: Давайте посмотрим, куда нам нужно отправиться в самом начале нашего путешествия.

Рассматривают карту

1 преграда (верёвочная лестница)

Участники определяются по средствам считалки

Поднимаем чёрный флаг.
Наливаем ром из фляг. 

Склянки бьют. Скажи, Пират,
Где искать заветный клад?

С виду я обычный кок, 
Неказист
 и одноног, 
Плаваю
 на кораблях, 
А хожу
 на костылях. 
Только облик мой –
 обман: 
Я – пиратский
 капитан.

Воспитатель: Два смельчака должны забраться наверх и  достать конверты

1 задание

В конверте кроссворд «Герои мультфильмов»

Воспитатель: Итак, одну преграду мы преодолели и с первым заданием тоже справились. Где же наша карта? Нам нужно определить дальнейший путь следования. На пути следования протекает река, нам необходимо найти мост.

2 преграда (Проползти по бревну на животе)

Воспитатель: Мы с вами попали в лес, но чтобы пройти по нему нам необходимо выполнить следующее задание. Оно замаскировано в лесу, в тайном месте, и это место мы должны найти на карте.

В коробочке под кустом записка «Разведите костёр»

инструкция и схема прилагаются.

2 задание

Кто быстрее и правильнее разведёт костёр.

Приглашаем всех детей сесть вокруг костра. Привал, исполняем песню по желанию детей.

Воспитатель: Ну что ж ребята, мы с вами немного отдохнули, и нам осталось самое главное и самое сложное задание  - вам нужно при помощи двух веревок перебраться над пропастью. вы готовы? Тогда вперед!

3 преграда (следы и две верёвки(по одной идут, за вторую держатся))

Воспитатель: Смотрите, тут опять какой -  то сверток? Но чтобы его развернуть, нужно отгадать загадки, сможете?

3 задание

Он с тобою и со мной

Шел лесными стежками,

Друг походный за спиной

На ремнях с застежками.

Ты идешь с друзьями в лес,

 А он за плечи тебе влез,

 Сам идти не хочет,

Он тяжелый очень.

Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной. (Рюкзак)

В поход идут и дом берут,

 В котором дома не живут. (Палатка)

 

 Когда с тобою этот друг,

Ты можешь без дорог

 Шагать на север и на юг,

 На запад, на восток.

Качается стрелка туда и сюда,

 Укажет нам север и юг без труда. (Компас)

 

Он в походе очень нужен,

Он с кострами очень дружен.

Можно в нем уху варить,

Чай душистый кипятить. (Котелок)

Ведущий: Это же подсказка с точным местом клада, давайте прочтём, что там написано.

Надпись на свертке:

 «Только смелый и отважный , преодолев все преграды и справившийся со всеми заданиями сможет найти клад двигаясь по следам Хозяина Тайги»

Воспитатель: Ребята, а кто у нас хозяин тайги? Значит ищем его следы и они приведут нас к заветной цели.  Пошли.

4 преграда

 (медвежьи следы ведут к сундуку с монетами)

Ведущий: молодцы! Мы отлично справились с заданием и нашли клад капитана Джека!

Конспект туристической прогулки на участок ДОУ

в старшей группе «Волшебная поляна».

Цели: Вызвать положительный эмоционально-психологический настрой и получить запас бодрости.

Задачи: Продолжать учить детей ориентироваться на участке детского сада; воспитывать выносливость, умение преодолевать препятствия в естественных условиях.

Закрепить знание детей о том, как надо вести себя в ситуации, если ты заблудился.

Сформировать устойчивые и доброжелательные отношения к здоровому образу жизни, через познания окружающего мира и занятия физкультурой.

Следить за чистотой поляны, не допускать засорение леса.

Создать у детей радостное настроение.

Ход прогулки:

Ведущий: Ребята мы сегодня с вами отправимся в интересное путешествие на волшебную поляну в гости. А отправимся мы туда на необычном поезде.

Мы его сделаем из обручей (Дети входят в обручи, держатся за обручи и в виде вагончиков

Передвигаются друг за другом на участок.  Подъезжают к первой станции « Знайка »

1станция - «Знайка»

Ребятам встречается Рассеянный (сидит на земле, а перед ним разбросанные вещи).

Рассеянный: Ребята, а вы меня узнали? (читает несколько строк о себе из стихотворения).

Рассеянный: Я тоже хотел пойти на волшебную поляну, но не знаю, что пригодится в походе.

Помогите мне отгадать загадки?

- Он с тобой и со мной

Шёл лесными стежками,

Друг походный за спиной.

На ремнях с застёжками (рюкзак).

- И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой

Уменьшается в кармане

А ведет нас за собой (компас).

- Он в походе очень нужен

Он с кострами очень дружен

Можно в нём уху варить

Чай душистый кипятить (котелок).

Рассеянный: Молодцы ребята. Теперь я знаю, что нужно взять с собой в поход.

Помогите пожалуйста всё уложить в рюкзак.

( дети складывают все в рюкзак)

Молодцы ребята!

Все вместе продолжают путь.

2станция - «Лесная»: «Лесопарковая зона» Детей встречает «Старичок-Лесовичок».

Старичок- Лесовичок: Здравствуйте дети!

- Вы случайно не заблудились в моём лесу?

- А вы знаете, что нужно делать в лесу, когда заблудился? (ответы детей).

Молодцы, ребята всё знаете, предлагаю вам поиграть в игру.

Игра: «Самый внимательный» (На поляне за деревьями маскируются 10 предметов, затем сообщаются участникам, они должны отыскать предметы).

Старичок- Лесовичок : А теперь я хочу вам дать задание посложнее.

1.Бег змейкой с   увёртыванием.

2.Метание в цель.

3.Бег в обручах.

Старичок-Лесовичок: Ну, молодцы ребята, порадовали меня. Вы оказывается, ещё и спортивные, дружные ребята. До свидания, друзья!

Дети продолжают путь дальше!

3станция «Здоровья». (детей встречает Небо - лейка).

Небо - лейка: Ой, дети, а вы ко мне?

Дети: Нет, мы туристы. Идём на волшебную поляну.

Небо - лейка: Какие вы счастливые! Давно-давно я мечтал попасть на эту поляну!

А возьмите меня с собой?

Ведущий: Давайте, ребята возьмём Небо-лейку собой? (ответы детей).

Небо - лейка: Но сначала ребята расскажите, что нужно делать, чтобы не болеть? (ответы детей).

Небо - лейка: А скажите ребята если вдруг, у вас появилась ранка, как и чем её можно обработать? (ответы детей). Молодцы всё то вы знаете!

Все вместе продолжают путь.

4станция  «Экологическая»

(Выбегает Леший).

Леший: А ну, поворачивайте назад! Не пущу! Ходят тут всякие! Лес поганят!

Дети: Мы не всякие, мы туристы!

Леший: Ага! Знаю я вас! Были уже здесь одни, называли себя туристами, а посмотрите, что натворили! А какая была поляна! Я здесь ещё в детстве резвился, когда мне было всего сто лет! Ах! Какой был воздух! Аромат! А теперь?

То бумажка пролежит три года, а может быть, и больше пока природа переварит её.

А эта металлическая консервная банка и через 15, а то и 20 лет не исчезнет.

А эти бутылочные осколки, чует моё сердце, вызовут пожар.

Дети: Как?

Леший: Очень даже просто. Это же настоящие линзы. Солнце пройдёт через них….

Такое уже случалось на моём веку! А это изобретение химиков (берёт в руки полиэтиленовый пакет), как бельмо на глазу! Ух, лежит на земле, всякая трава гибнет под ним, сам мешок, с позволения сказать, переживёт даже меня Лешего!

Леший: Что уставились? Убирайтесь сказано не пущу!

Ведущий: Уважаемый Леший, наши ребята знают, как нужно себя вести в лесу!

Леший: А это мы сейчас проверим. А ну- ка, скажите, куда девать мусор после себя?

(дети убирают мусор, складывают его в мешки, приглашают с собой лешего продолжают путь).

5станция «Волшебная поляна».

Волшебная поляна: Здравствуйте, ребята! Хорошо, что вы пришли ко мне в гости, много трудностей вам пришлось преодолеть на пути ко мне?

У меня есть братцы месяцы!

Ребята, а вы знаете, как они называются? (ответы детей).

Для вас они приготовили задания; нужно рассказать, какие виды костров вы знаете?

Сложите их, покажите. Расскажите о правилах разведения костров в лесу.

Волшебная поляна: Приглашает детей на чай, проводит игры с детьми.

Возвращение детей в детский сад!

Конспект

туристического похода по территории детского сада для средней группы

«Исследователи».

Цель:

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, активизировать словарный запас, через исследовательскую деятельность, внедрение детских форм элементарного туризма.

Задачи:

  • Формировать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
  • Развивать и обогащать словарный запас: турист, палатка, рюкзак, поход, привал, поляна, сбор, преодолевать.
  • Развивать познавательные способности – ознакомление с природой, бережное отношения к ней.
  • Воспитывать любознательность, проведение элементарных экспериментов.
  • Развивать нравственные качества: самостоятельность, чувство ответственности, отзывчивости, взаимовыручки, коллективизма и умения преодолевать трудности,

Материалы к походу:

Спортивная одежда, обувь; рюкзак; картофель отварной, фольга, соль;  направляющие стрелки, мел;  костюм героя «Картошки»; костюм героя «Лесника»;   колокольчик; инвентарь для преодоления препятствий;  шишки еловые, сосновые, две корзинки; переноска, вентилятор, красные ленты, хворост;  «насекомые», белая ткань, увеличительные стекла; картинки картофеля 3 шт., картошка с ростками, нож; эмблемы; влажные салфетки; столы; микрофон; фотоаппарат; мусорный пакет.

Предварительная работа с детьми:

  • Беседы с детьми на тему туризма: снаряжение, виды туризма, правила поведения и техника безопасности в природе.
  • Чтение художественной литературы, показ презентаций туристических походов.
  • Организация сюжетно-ролевой игры, в которой ребенок  учится  укладке рюкзака, поведению в лесу, способам ориентировки на местности.
  • Ознакомление с новыми элементами преодоления препятствий, разучивание подвижных игр, повторение движений.
  • Сообщение родителям о предстоящем походе и необходимой экипировке детей.

                                    Ход туристического похода

Сбор детей возле детского сада

Ведущий: ребята, какое сейчас время года?  - Весна.

Весной ярко светит солнце, пригревает. Пробуждается природа. Всем нам хочется больше бывать на свежем воздухе. Я приглашаю вас в поход. Мы будем исследовать в природе. Вы согласны быть исследователями, открывателями?

К  походу люди готовятся заранее. Одежда и обувь должна быть удобной. Все самое необходимое кладем в рюкзак. Все дети в хорошей спортивной форме, дружные, организованные, смелые. А сейчас мы проверим, как вы умеете дружить с физкультурой.

Разминка перед походом:

- «Наденем рюкзак» круговые движения рук вперед, назад.

- «Определим погоду» поднести руку ко лбу и поворачиваться то вправо, то влево.

- «Собери ветки для костра» наклоны вправо, влево.

- «Перепрыгни через кочки» прыжки вперед, назад.

- «Идем в поход» ходьба на месте.

       Молодцы, к походу готовы. Направление нашего маршрута укажут нам стрелки. Шагом марш! Запевай! – Вместе весело шагать…

Остановка в парке.

Ведущий: ребята, как красиво в парке, много деревьев, свежий воздух.

- Как приятно находиться здесь, отдохнуть на лавочке, прогуляться. Снимите свои рюкзаки, отдохните.

Выходит «Лесник».

- Я Лесник – хозяин леса. А вы кто такие?

- Мы туристы -  исследователи.

- Вы знаете, как вести себя в лесу?

- Да – нельзя оставлять  костер не затушенным, не мусорить, не разрушать муравейники, не рвать цветы, не ломать деревья и кустарники…

Молодцы, ребята, вы все знаете, и я приглашаю вас на свою полянку. Располагайтесь удобнее, проверьте, все ли в порядке с вашей одеждой.  

Лесник: в лесу надо быть осторожным, можно заблудиться, чтобы этого не произошло я подарю вам колокольчик  (ищет не находит – потерял).

Ведущий: ребята, давайте поможем леснику найти колокольчик.

Лесник, покажи ребятам по каким тропинкам ты ходил. Лесник ведет детей по препятствиям: подлезание, спуск и подъем, продвижение змейкой, перепрыгивание. Дети находят колокольчик.

Лесник: я благодарен вам за помощь. Посмотрите, на моей поляне очень много интересного. Дети собирают еловые и сосновые шишки. Рассматривают их, находят сходства и различия, сортируют по корзинкам.

Давайте, посмотрим, много ли зеленой травки появилось в нашем парке весной.

Дети сравнивают сухую траву с зеленой.

В лесу принято разводить костер. Вы, наверное, знаете, как разводить костер и что для этого нужно (ответы детей). Давайте все вместе соберем хворост для костра.

Готовится имитация костра.

Лесник: пока костер разгорается, я познакомлю вас с моими друзьями – невидимками.

Загадки про бабочку, пчелу, кузнечика, муху, муравья.

  1.  Над цветком порхает, пляшет,

           Веерком узорным машет.  (бабочка)

  1. Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны.   (пчела)

  1. На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята

Вся жизнь их связана с трудом.  (муравей)

  1. Прыгает пружинка -

Зелёная спинка -

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.   (кузнечик)

  1. Осенью в щель заберётся,

А весной проснётся.   (муха)

Белую ткань расстелить под кустом, потрясти его, падают «насекомые». Дети рассматривают их под увеличительное стекло, по ходу действий, информация лесника о насекомых (приспосабливаются, защищаются, приносят пользу…).

Из-за  куста появляется герой – «Картошка».

Слышу, слышу как много гостей в парке.

 Вы кто такие? (туристы – исследователи)

А я, «Картошка»!

В моем парке всегда весело.

Игра «Добеги до…»  (что из чего сделано - дерево, метал, камень, кирпич, пластмасса).

Вы любите картошку? (да).

Я вижу, вы костер «разожгли», давайте готовить картошку для «запекания».

Игра «Картошка по кругу»

А какие блюда из картошки вы знаете?

Игра - «Варим, жарим, запекаем»  (имитация приготовления блюд из картошки)

Ребята, а вы знаете, что картошка появилась очень давно. Ее начали выращивать из мелких семян (показ картинки). Сейчас мы сажаем пророщенную картошку (показ) получаем урожай намного лучше (картинка). Картошку называют вторым хлебом.

Можно ли определить какая картошка печеная, а какая сырая (темнее, мягкая…). Разрезаем, пробуем очищать, нюхаем, делаем выводы.

Лесник: ребята, я могу с уверенностью сказать, что впереди у вас много больших открытий. Примите эмблемы «Юный исследователь».

Вот и «запеклась» наша картошечка.

Дети протирают руки влажными салфетками.

Едим «печеную» картошку, сбор природного материала для изготовления поделок, сбор растений для оформления гербария, свободная деятельность детей.

Чей – то голос издалека: «Почемучки», ребята из группы «Почемучка», вы где?

Ведущий: ребята, кажется, нас ищут, пора возвращаться в детский сад. Давайте, все дружно соберем наши вещи, затушим костер, проверим, чтобы после нас не осталось мусора.

- Отдохнули, детишки, девчонки и мальчишки, пора продолжить наш путь. Надевайте свои рюкзаки.

Лесник, нам очень понравилось на твоей поляне, спасибо тебе, но нам пора в путь.

- Смотрите, стрелки указывают нам путь, отправляемся? Да!

Речевка:         Эй, ребята,

                       Твёрже шаг!

                        Что турист берёт в дорогу?

                        Песню, ложку и рюкзак»

Интервьюирование:

- ребята, вы куда ходили?

- что нового узнали?

- что понравилось больше всего?

Ведущий: смотрим направление стрелок. Запевай: «Вместе весело шагать…»

Дети подошли к входу в детский сад.

Медсестра: ребята, как вы себя чувствуете? (ответы детей). Я очень рада, что у вас все хорошо, будьте здоровы!

Консультация для педагогов и родителей

«Весело шагать…» 

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к жизни.

Сегодня мне бы хотелось поговорить о дошкольном туризме, который решает не только воспитательно-образовательные, но и оздоровительные задачи, совершенствует двигательные способности детей, способствует освоению ими простейших туристских умений и навыков. Туризм, как особый вид деятельности человека, предусматривает разные организационные формы. Некоторые из них вполне доступны детям дошкольного возраста.

В чем же ценность туристских прогулок? Прежде всего  туристские прогулки оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительные эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а так же комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, передвижения на велосипедах, на лыжах) способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечивает формирование механизмов эффективной защиты от сердечнососудистых и респираторных заболеваний.

Занятия туризмом компенсируют так называемый двигательный голод целесообразной двигательной активности. Регулярные проведения туристических прогулок позволяют активизировать двигательный режим в тех дошкольных учреждениях, которые не располагают для этого богатой материальной базой: бассейном, хорошо оснащенными гимнастическими, спортивными и тренажерными залами и площадками.

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. Универсальность туризма еще в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности.

В природных условиях представляется  великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Пенька, канавки, деревья, ручьи, бревнышки,  а так же природный материал (шишки,  желуди, камешки, палки) стимулируют двигательную активность детей. Опыт походной жизни формирует у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде  (умение ориентироваться на местности, разбивать лагерь, тушить костер, оказывать первую помощь пострадавшему и др.). У Детей воспитываются самостоятельность, организованность, развивается воля.

Туристская прогулка в лес, на луг, к реке, озеру – это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Положительные эмоции (удивление, восторг, радость), творчество – важнейшие факторы оздоровления.

Систематическое проведение туристских прогулок позволяет регулировать работоспособность детей и избегать утомления, которое накапливается за неделю, месяц, сезон. Туризм является средством активного отдыха. Он формирует у детей умение интересно и содержательно организовать свой досуг (у дошкольников это в первую очередь игры различного характера).

                                                                         ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа дошкольных образовательных учреждений // Дошкольное воспитание. - №3. - 1997. - С. 32-40; №4. - 1997. - С. 5-13.

2. Как знакомить дошкольников с природой:  Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Каменева, А.К, Матвеева, Л.М. Маневцева и др.; Сост. Л.А. Каменева: Под. ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983 – 207 с.

3. Мамонова Ю.Н. Программа краеведо-туристской деятельности в детском саду: В сб.: Краеведо-туристская работа с дошкольниками /Материалы научно-практической конференции, 16 февраля 1995. - М: ЭЦДЮТЭ “Родина”, 1995. - С.31-45.

4. Цветкова И.В. Туристятам: Книжка - раскраска и книжка-подсказка маленьким любителям путешествий. - М.: ЭЦДЮТиЭ  “Родина”,  1993 - 30 с. 

5. Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду” / Сост. Л.В. Русскова. - М.: Просвещение, 1986 – 400 с.

6. Мир природы и ребёнок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности “Дошкольное образование” / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева; Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Сморуковой. - СПб: АКЦИДЕНТ, 1998. - 319 с.

7. Михайленко Н.Я, Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. - М.; 1993. – 30 с.

8. Молодова Л.П.  Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методические пособие для воспитателей детских садов и учителей, - Мн.: “Асар”, 1996. – 128 с.

9. Никитин  Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е  изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.

10. Николаева С.Н. Как ребёнка приобщить к природе: Методический материал  для работы с родителями в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993. – 64 с.

11. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева - М.: Просвещение, 1985 – 174 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по туризму с детьми дошкольного возраста."Азбука туризма"

Предлагаемая  прграмма разработана на основе эколого-краеведческого  содержания  при  тесной  взаимосвязи  с   программным  матертиалом  по  дошкольно...

«Дошкольный туризм» как культурная практика организации деятельности клуба выходного дня « Казацкая слобода» в ДОУ.

Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович и организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. «Краеведен...

Памятка для родителей "Дошкольный туризм"

Дошкольный туризм – одна из многообразных форм организации двигательной деятельности в природе.В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, познавательная, трудов...

Нравственно-патриотическое воспитание детей через организацию дошкольного туризма

Сегодня наше общество сталкивается с острой потребностью в формировании активных, гражданских и патриотических личностей — именно это станет залогом нашего будущего развития. –Первые годы ...

Дошкольный туризм

Дошкольный туризм...

Выступление на педагогическом совете "Дошкольный туризм в условиях детского сада"

Туризм впервые появился в ДОУ как обязательная часть программы при внедрении ФОП ДО. Экскурсии были в программе всегда, познавательные, досуговые.А вот термин ТУРИЗМ и туристическая деятельность появи...