"Ритмопластика - как инновационный метод работы с дошкольниками в рамках здоровьесберегающих технологий"
консультация

Галимуллина Алсу Ринатовна

Выступление на районном семинаре по теме: "Ритмопластика - как инновационный методработы с дошкольниками в рамках здоровьесберегающих технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmoplastika-vystuplenie.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги. Я Галимуллина Алсу Ринатовна, музыкальный руководитель МБДОУ Сабинский детский сад № 4 «Кынгырау».

2 слайд Сегодня я хочу познакомить вас с таким инновационным методом работы с дошкольниками в рамках  здоровьесберегающих технологий, как ритмопластика.

3 слайд  В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования. В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением и т.д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а так же некоторые психические расстройства (гиперактивнось, гипоактивность, синдром дефицита внимания). Занятия ритмикой позволяют нам смотреть на музыкально-ритмическое воспитание как на важный процесс развития детей.

4 слайд   Двигательная активность полезна для здоровья. Что же касается роли движений в физическом и психическом развитии ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах, брошюрах, статьях о воспитании детей. «…Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то объём информации, поступающий из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции!» (Ю. Змановский).

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности».

5 слайд Наблюдая за общим развитием детей, начиная с 2-х летнего возраста и вплоть до поступления в школу, проводя анализ музыкального развития каждого ребёнка по результатам диагностики, я пришла к убеждению, что лучше всего ребёнок может выказать своё отношение к музыкальному произведению посредством мимики, движений. Даже если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, - значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. Ребёнку с нарушением речи при наличии определённых двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. 

6 слайд Уделяя особое внимание этому виду деятельности, я пришла к выводу, что музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения  выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дают определённый психотерапевтический эффект. И я решила использовать в своей работе такой метод здоровьесберегающей технологии, как ритмопластика.

7 слайд  Так что же такое ритмопластика? У нее много определений.

Ритмопластика – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения.

8 слайд  Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц.

9 слайд  Ритмопластика - один из видов спорта, способствующий раскрытию и реализации внутреннего потенциала, его творческих способностей.

10 слайд  Ритмопластика - это гимнастика под музыку, помогающая Вашему малышу более полно раскрыть глубоко заложенные внутри него таланты.

11 слайд  Ритмопластика - специальные комплексы упражнений, направленные на всестороннее развитие тела. В ее основу входят несложные, но разнообразные движения, с помощью которых можно передать эмоциональное состояние. Ритмопластика объединяет элементы художественной гимнастики и танцевальные па, упражнения общефизической подготовки и лечебной физкультуры.

Однако их всех объединяет одно…это движение. Такое необходимое и важное. А для ребенка движение – это его сущность. Поэтому я считаю, что ритмопластика, с ее ритмами, музыкой, движениями и игрой, не просто интересна, но и полезна для физического и психического здоровья детей.

12 слайд  Отсюда вытекает цель ритмопластики - психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки ритмичных движений, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств.

13 слайд  Наряду с развитием музыкальности и творческих способностей, ритмопластика решает следующие задачи:

1. Развитие двигательных качеств и умений:

-ловкость, точность, координация движений,

-гибкость и пластичность,

-правильная осанка, красивая походка,

-ориентировка в пространстве,

2. Развитие и тренировка психических процессов:

-умение выражать эмоции в мимике и пантомимике,

- развитие внимания, воли, памяти, мышления.

Занятия по ритмопластике в детском саду подойдут абсолютно любому ребенку. Деткам, не имеющим проблем с опорно-двигательным аппаратом, занятия помогут развить пластичность тела, научат чувствовать музыку, попадать в такт. Легкая и незамысловатая гимнастика нравится детям тем, что не вызывает затруднений во время выполнения движений.

Гиперактивным детям ритмопластика помогает реализовать переизбыток энергии в полезной двигательной активности.

Гипоактивные дети учатся самовыражению и умению взаимодействовать с другими детьми в танце или в игре.

Ритмопластика не имеет возрастного ограничения, однако рекомендуется данный оздоровительный комплекс детям от двух до семи лет. Так, совсем крошечным малышам (в возрасте до двух лет) будет затруднительно воспринять информацию, которую преподносит педагог. Также двухгодовалым малышам будет несколько трудно повторять слова и заучивать сценки. К семилетнему возрасту занятия по ритмопластике становятся неинтересными. В семь лет дети отлично владеют своим телом и обычно не имеют проблем с координацией движений.

Ритмопластика в детском саду выполняется в игровой форме и без принуждения. Запрещается любое насилие. Детей нельзя заставлять выполнять упражнения или настаивать на выполнении определенного вида действий. У детей должна быть полная свобода. Дошколята должны почувствовать, что на них не оказывают никакого давления. Занятия ритмопластикой должны приносить удовольствие, только в этом случае от них будет польза. Занятия ритмопластикой проводятся раз в неделю и длятся не более 30 минут.

Они  включают в себя следующие методы:

  1. Слайд  Логоритмика (иногда ее путают с ритмопластикой) - в которой движения сочетаются со словами, т.е. любые движения (хлопки, щелчки, притопы и т.д.) сопровождаются стихами.

(Цель логоритмики - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии речи ребёнка, посредством движения.

Основная цель программы «ритмопластика» – это психологическое раскрепощение каждого ребенка)

  1. Слайд

 Музыкальная образная разминка - В этой части упражнения даются с применением образов – например, «идем как цапля», «летим как птички», «прыгаем как зайчики».

  1. Слайд

Ритмическая гимнастика - Выполнение общеразвивающих упражнений на месте под музыку с различными предметами и без них.

  1. Слайд

Партерная гимнастика - это упражнения на растяжку, развитие гибкости и силы, которые выполняются на полу. Они необходимы для того, чтобы ребенок мог владеть своим телом, а его движения были более точные и пластичные.

  1. Слайд

Танцевальные движения - метод направлен на формирование танцевальных движений у детей. В этот раздел входят танцевальные шаги, позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки, прыжки, построения и перестроения. Осваиваются виды движений различных танцев.

  1. Слайд

Сюжетно-образные танцы -  являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, в соответствии с текстом песни и особенностями музыки - характеру, ритму и темпу.

  1. Слайд

Музыкальные игры. Используются различные виды музыкальных игр -  сюжетно - ролевые, подвижные, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма, ориентации в пространстве.

  1. Слайд

Упражнения на расслабление, упражнения на восстановление дыхания.

Учат детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля  за расслаблением своего организма и психики.

Итак, мы видим, что ритмопластика может быть полноценным музыкальным или физкультурным занятием. Так  же  возможно использование отдельных ее методов в качестве динамических пауз во время любой непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах и даже на прогулке. Ее можно использовать, как гимнастику после сна (те же самые упражнения на расслабление, дыхательные упражнения).

  1. слайд   В 2015 году я взяла изучение ритмопластики темой своего профессионального развития. После  тщательного изучения, в 2018 году разработала свою программу кружковой работы по ритмопластике «Ритмолэнд», которую в 2019 году рецензировала кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики детства Ленинградского областного института развития образования, главный редактор журнала «Музыкальная палитра», президент Фонда «Петербургский центр творческой педагогики «Аничков мост», автор популярной программы «Ритмическая мозаика» Анна Иосифовна Буренина.

Для тех, кто заинтересуется данной темой, я с удовольствием предоставлю свою программу для работы. Спасибо за внимание.

Чок-чок каблучок, (потопать ножками)

В танце кружится сверчок, (покружиться)

 А кузнечик без ошибки (играем на скрипке)

Исполняет вальс на скрипке,

Крылья бабочки мелькают. (машем руками как крыльями)

С муравьем она порхает, (кружимся на подскоках)

Приседает в реверансе, (поклон)

И опять кружится в танце. (покружиться)

Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок.

Звонко хлопают ладошки. (хлопаем в ладоши)

Всё! Устали наши ножки (сесть или наклониться вперед, руки свесить вниз).

Упражнение «на кисти»:

Киска когти выпускает,

Мяу-мяу говорит,

Тихо хвостиком виляет

И ушами шевелит.

Упражнение на стопы:

Стопы наши не копытца,

Нужно им пошевелиться.

Раз, два, три, четыре, пять

(Сократи) Натяни стопу опять.

Упражнение «на руки»:

Крокодил плывет, плывет,

Лапками гребет, гребет,

Растопырил свои лапки,

Потянулся очень сладко,

Позевал, открыл свой рот,

Может рыбка заплывет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмопластика, как инновационный подход в системе физического воспитания детей с нарушением слуха

Ритмопластика, как инновационный подход в системе физического воспитания детей с нарушением слуха...

Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих технологий

В статье рассматриваются цели и задачи ритмопластики, а также описываются преимущества данного вида здоровьесберегающих технологий. Ниже приведены некоторые примеры упражнений с элементами ритмопласти...

Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально- образовательных технологий

Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально- образовательных технологий...

МАСТЕР – КЛАСС для педагогов на тему «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий»

laquo;Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий»...

Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально- образовательных технологий

Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально- образовательных технологийПояснительная запискаВоспитание детей с проблемами в развитии на сегодняшний де...

Методическое пособие: Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий.

Методическое пособие по физической культуре в ДОУ: Ритмопластика - оздоровительная гимнастика, основанная на комплексах разнообразных гимнастических упражнений, которые выполняются под определенн...