Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях вДОУ. «Танцетерапия»
консультация

Филимонова Наталья Владимировна

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ. Конспект для воспитателей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantseterapiya.docx20.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 20» Еманжелинского муниципального района

 Челябинской области

        

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях вДОУ.

«Танцетерапия»

Выполнила:  музыкальный  руководитель

Филимонова  Наталья  Владимировна.

Еманжелинск

Немного истории развития терапии

       У каждого человека есть физиологическая потребность в движении. Танцетерапия (или танцевально-двигательная терапия) основывается на том, что ритмические движения, очень благотворно влияют на физическое и эмоциональное состояние человека.

      Собственно говоря, танцы всегда были неотъемлемой составной частью человеческой жизни. Их воздействие настолько мощное, что на заре истории они использовались в основном не для развлечения, а в ритуалах – религиозных и военных.

Кому может помочь танцетерапия

     Танцы – приятный способ лечения. Сегодня танцевальные занятия с детьми практикуются в каждом хорошем детском саду. Но для здоровых детей – это просто занимательные движения под музыку, веселая игра и лишний повод попрыгать. Что же касается детей с ограниченными возможностями здоровья, то для них разрабатываются специальные танцевальные программы, имеющие особую лечебную направленность. Врачами созданы целые комплексы танцевальной терапии:

● для детей с нарушениями зрения;

● для детей с нарушениями слуха;

● для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

     Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведение проявляют через движение. Взрослые часто завидуют малышам: «Сколько же в ребенке энергии, постоянно бегает, суетится, прыгает и скачет! Откуда в нем столько сил?»

Тревожный, робкий, скрытный ребенок к 5—6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным.

У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь психики  и тела очевидна.

     Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин   на   теле   человека,   тем   здоровее,   свободнее и благополучнее он себя ощущает.  Именно поэтому родители   могут   использовать   в   развитии   ребенка не только методы   воздействия   на   его   сознание   и мышление,   но   и   упражнения,   отвлекающие   контроль сознания     над  телом,     то    есть    телесные и танцевальные методы. Танцевальные упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущения свободы и радости, способствуют игровой инициативе, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение. Для выполнения упражнений необходима музыка разных темпов. Совместные музыкальные танцевальные и двигательные занятия детей и родителей способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию.

 

Что дает нам танцевальная терапия?

  • снять психоэмоциональное напряжение
  • выплеснуть энергию
  • переработать свою агрессию и страх
  • осознать себя в предлагаемых обстоятельствах
  • проиграть свои внешние и внутренние ощущения
  • совместно пережить волнующие ситуации
  • пробудить положительные эмоции
  • развивает коммуникативные качества,  проявление инициативы, умение логически мыслить, фантазию и воображение, творческие способности
  • сплочение

     Одной из составляющих танцетерапии является танцевальная игра. Любое упражнение на занятиях по танцевальной терапии можно преподнести в форме игры. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, музыка помогает выражению радости движения. Танцевальные игры в системе танцевальной терапии строятся на основе пробуждения и воспитания добрых качеств. Танцевальная игра способствует развитию личности. Движением в танце можно передать радость, боль, грусть, горе, злобу, агрессию.

Все танцевальные игры можно разделить на две части:

1. Игры, в которых взрослый (ведущий) четко формулирует задачи или сам показывает, что нужно делать, а дети (участники) «отзеркаливают» его движения:

— ритмические игры;

— «игры-повторялки»:

— игры на перестроения в пространстве;

— игры на понимание движенческих контрастов (быстрый — медленный, большой — маленький и т. д.)

 

2. Игры, построенные на импровизации, в которых ведущий  только объясняет условия игры и дает необходимые инструкции:

— импровизации на заданную тему («танец ветра», «танец бабочки» и т. д.);

— импровизации с предметом (с цветком, с шарфом, с веером, со шляпой, с куклой и т. д.);

— импровизации на заданное действие и смену предлагаемых обстоятельств (например, «знакомимся», «летим» и т. д.);

— контактные импровизации (в паре, в группе);

— упражнения на релаксацию.

 

При совмещении танцевальной игры в танцетерапии используется  интерпретация. Здесь можно выделить два подхода:

 1. разработка конкретного упражнения,

2. вариации движений и действий в соответствии с изменением содержания музыки и предлагаемых обстоятельств (меняется ритм, темп или способ выполнения). Например, можно дать задание просто импровизировать с веером, а можно при этом чередовать ритм вальса и польки; можно попросить детей (участников) попробовать выразить свои ощущения в состоянии невесомости, а можно в заданных условиях дать задание имитировать игру в волейбол и т. д

Заниматься танцетерапией можно даже дома

       Занятия танцами представляют собой очень позитивную встряску для всего организма, отлично повышают стрессоустойчивость, развивают координацию движений и выводят из депрессии. Это не только оздоровительный фактор, но также замечательная возможность выразить эмоции, почувствовать ритмическую структуру музыки и ее темповые изменения, воплотив все это в собственном хореографическом произведении.

       Кроме того, танцетерапия создает уникальную ситуацию востребованности самых разных психических функций, что очень положительно сказывается на психическом развитии ребёнка.

     Занятия танцами требуют простора, музыки и грамотного руководства, поэтому для занятий танцетерапией детей лучше отводить в специальную студию. Но, к сожалению, такие группы есть далеко не во всех городах. В этом случае простейшие занятия можно проводить и самостоятельно. Но для этого ребенку потребуется партнер. Примерный комплекс занятий выглядит следующим образом:

  ● Зеркало. 15-минутное занятие.

Один из участников пары – ведущий, другой – ведомый. Танцующие встают лицом друг к другу. Ведущий начинает выполнять какие-нибудь плавные (желательно изящные) движения руками, ногами или всем корпусом. Задача ведомого партнера – как можно точнее повторить движения ведущего, как будто он является его зеркальным отражением. Чтобы выполнить это упражнение правильно, требуется хорошая концентрация внимания.

Через несколько минут партнеры меняются ролями: ведущий становится ведомым, и наоборот.

● Зоопарк. 30-минутное занятие.

Сначала каждый участник занятия должен задумать образ какого-нибудь животного, но не называть его вслух. Затем всем предлагается в течение 20 минут играть роль своего задуманного животного: воспроизводить его движения и даже звуки. При этом все участники могут взаимодействовать друг с другом. В конце занятия все стараются отгадать, кто какое животное изображал.

 Подобная двигательная активность существенно улучшает память, развивает внимание и совершенствует телесные навыки.

● Следуй за лидером. 30-минутное занятие для группы из 4-5 человек. Групп может быть несколько.

Группа выбирает ведущего и выстраивается в ряд друг за другом. Ведущий начинает совершать танцевальные движения, а все остальные члены группы должны повторять их как можно точнее, сохраняя при этом стройность ряда.

Через несколько минут руководитель подает сигнал, и ведущий перебегает в хвост ряда, а тот участник группы, который стоял за ним, в свою очередь становится ведущим.

●  Круг. 30-минутное  занятие.

Все участники группы садятся в круг. Каждый участник по очереди выходит на середину круга и в течение нескольких минут исполняет импровизированный танец. Затем и садится на свое место, и его сменяет следующий участник.

    Особенность этих занятий заключается в том, что в них полностью отсутствует элемент соревнований. Руководитель не ставит оценок, никто не выбирает «лучших танцоров». Каждый ребенок сам создает свой танец и сам его исполняет. Все эти упражнения прекрасно подходят и для детей дошкольного возраста, и для взрослых. Они обычно вызывают у детей настоящий восторг, и даже самые стеснительные немедленно включаются в общее движение, начинают азартно фантазировать. Поэтому любое из приведенных здесь упражнений можно использовать, например, для развлечения во время праздников, когда вокруг много гостей, и группы могут быть достаточно большими.

Научившись свободно двигаться, Вы откроете в себе и ребенке творца!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально - оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Здоровье – это базовая ценность и не...

Музыкальная гостиная для воспитателей "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ"

В материале рассказывается о том, какими здровьесберегающими технологиями, связанными с музыкальным воспитанием, могут воспользоваться воспитатели в свободное от занятий время....