Проект по по внедрению технологии оздоровления детей 5-7 лет.
проект (старшая группа)

Склярова Наталия Вадимовна

 

Проект по внедрению технологии оздоровления детей

 5-7 лет в практику ДОУ «Будьте здоровы!».

Хатха-йога как нетрадиционная форма оздоровления дошкольников.

 

Пояснительная записка

Дошкольное  детство  обоснованно  считается  периодом, который наиболее важен для формирования личности ребенка. Так как считается, что именно в данном возрасте у детей закладываются основы здоровья и физических качеств, которые в дальнейшей жизни необходимы для эффективного участия в различных формах двигательной активности. Двигательная активность детей это условие и, одновременно, стимулирующий фактор развития, социальной, психологической интеллектуальной и других сфер жизнедеятельности.

Недаром усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье-сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Одним из эффективных средств физического развития и воспитания дошкольников считается хатха-йога. Рассмотрим, что же это такое хатка- йога. «Хатха» в переводе с санскрита означает «интенсивность», «усилие», а йога – «единение», «союз», «слияние». Этот термин еще рассматривают как слово, состоящее из двух слогов — «ha» «tha», где «ha» означает ум и ментальную энергетику, а слог «tha» — праническую энергию, сижу жизни.

Классическая хатха-йога основана на выполнении асан. Это базовые упражнения йоги, которые выполняются в статике со строгим соблюдением геометрии положения тела, дыхания и концентрации внимания в статике в комплексе с дыханием и высокой концентрацией внимания. Не зря yoga hatha названа в честь двух индийских названий “солнце” и “луна”. Отличие хатха йоги от йоги в целом, заключается в ее безвредности в плане травмоопасности.

Одной из важных проблем, решение которых ставит перед собой хатха-йога, является проблема развития подвижности позвоночника и силовой выносливости мышц. Помимо этого, хатха-йога укрепляет здоровье суставов, содействует поддержанию хорошего самочувствия. Хатха-йога, адаптированная для детского организма, эффективна при систематических занятиях, данный факт обусловлен тем, что данный вид йоги способен восстанавливать защитные системы организма, кроме того хатха-йога нормализует работу нервной системы, кровообращение и обмен веществ.

Особую роль при занятии данным видом йоги играет дыхательная гимнастика. Важность применения дыхательных гимнастики на занятиях йогой отмечают многие специалисты, обосновывая это тем, что правильное дыхание повышает функциональные возможности системы внешнего дыхания и организма в целом, снижает заболеваемости, а также для улучшает процессы речи и мышления.

Хатха-йога — это система, которая основательно воспитывает у человека «здоровое тело» и «здоровую психику», используя упражнения релаксации, психотерапию, а также режим питания. Занимаясь йогой с детьми дошкольного возраста нельзя не сказать о том, что в условиях детского сада, а также с детьми данного возрастного периода невозможно использовать все элементы этой системы. Но часть ее вполне доступна и для данной возрастной категории. Необычность и выразительность поз, которые называют асанами, вызывают у дошкольников стойкий интерес и желание выполнять их снова и снова. Превосходным стимулом для совершенства качества выполнения этих упражнений является их сложность. Ведь известно, что не каждый ребенок с первого занятия может выполнить предложенные ему позы хатха-йоги и удерживать их продолжительное время. Однако, стоит заметить, что систематические занятия приводят к тому, что уже через пару месяцев большинство детей хорошо справляются с этими упражнениями и при этом не теряют желания заниматься, а, наоборот, стремятся достичь новых положительных результатов. На занятиях йогой дети постоянно преодолевают трудности, расширяют границы своих возможностей, именно это и способствуют развитию в детях таких волевых качеств, как решительность, целеустремленность и уверенность в себе.

Проблема: увеличение количества детей с ослабленным здоровьем, часто болеющих.

Актуальность проблемы. «Здоровье — это главное жизненное благо», утверждал Я. Корчак, а английский педагог и философ Д. Локк писал: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, как никогда ранее. Это объясняется тем, что требованиям, которые общество предъявляет сегодня к подрастающему поколению, могут соответствовать только здоровые дети. А о здоровье можно говорить тогда, когда отсутствует наличие каких-либо заболеваний, а также при условии гармоничного психического развития и высокой умственной и физической работоспособности.

Известно, что здоровье ребёнка формируется под воздействием целого комплекса факторов: внутриутробного развития, наследственности, образа жизни, питания и воспитания. За последние годы увеличилось количество детей с различными патологиями здоровья, особенно с нарушением речи, зрения, слуха, осанки, опорно-двигательного аппарата, психическими расстройствами. Из 35 человек, формированных в одну группу, только два человека с I группой здоровья. Поэтому вопрос об оздоровительной профилактической работе стоит первым в списке мероприятий, которые организуются для детей.

 Проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, то есть социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

 Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья. Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении: профессионализм педагогических кадров, соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ, организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методологических исследований в области развития и оздоровления дошкольников, мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников.

Паспорт проекта

 

Тема проекта

«Будьте здоровы!».  Хатха-йога как нетрадиционная форма оздоровления дошкольников.

Тип проекта

Практико-ориентированный.

Цель

Внедрение нетрадиционной инновационной оздоровительной технологии Хатха-йога в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Задачи

- формировать целостное понимание здорового образа жизни в семье и в ДОУ;

- познакомить детей и родителей с инновационной оздоровительной технологией хатка-йога, направленной на формирование правильной осанки, развития чувства равновесия и гибкости;

- объединить усилия сотрудников, медиков и родителей для эффективной организации оздоровительной работы с детьми;

- изучить интересы и мнения родителей, их хобби и привлечь к физкультурно-оздоровительной работе с детьми;

- разработать методические рекомендации по созданию и реализации комплексной системы работы по оздоровлению дошкольников с внедрением элементов оздоравливающей технологии  хатка-йога;

Сроки реализации

9 месяцев.

Этапы

 

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (2 недели)

- сбор и анализ информации, анкетирование родителей, анализ и совершенствование материально-технической базы;

- изучение и анализ литературы необходимой для реализации проекта, обобщение опыта: новые методики и технологии оздоровления детей, консультация узких специалистов;

- подбор консультационного материала и наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми;

- проводить целенаправленную работу среди родителей по пропаганде здорового образа жизни и выполнению режимных моментов в семье.

2 этап – основной (8 месяцев – 32 недели)

- обследование детей, распределение по группам здоровья;

- открытые ознакомительные занятия с детьми;

- обучение детей, родителей и воспитателей асанам;

- внедрение коррекционно-развивающих занятий, включающих использование методов хатха-йоги;

- мастер-классы для педагогов;

- консультации для родителей;

- участие в городском семинаре по обмену опытом по внедрению инновационных оздоровительных технологий;

- тематические праздники и досуги;

- диагностика гибкости, координации, равновесия;

- оформление родительского уголка, размещение статей, рекомендации по теме проекта, день открытых дверей и итоговое занятие для родителей;

3 этап – заключительный (2 недели)

- разработка методических рекомендаций и демонстрация опыта работы;

- повторное анкетирование родителей и диагностика состояния здоровья детей;

- мастер-класс для педагогов;

- разработка рекомендаций для педагогов и родителей по совершенствованию различных форм общения.

Участники

Педагоги групп, воспитанники групп в возрасте 5-7 лет, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, родители, медицинский персонал. Проект направлен на взаимодействие всех участников образовательных отношений.

Обеспечение

  1. Правовое. Нормативные документы.
  2. Кадровое. Воспитатели, дети, студенты, родители, ДОУ.
  3. Информационное. Видеоматериал, аудиоматериал, художественная литература, наглядный материал
  4. Методическое.

Ильинская, О., Казак О. Детская йога

Левшинов, А. Йога для детей. 100 лучших упражнений для укрепления здоровья

Латохина Л.И. «Хатха-йога для детей».

Л.Орлова, Н.Правдина, А.Липень, Т.П.Игнатьева. «Развитие физических качеств»

В.Осипова «Поза ребёнка. Хатха-йога в детском саду».

С. Сергеева «Йога для детей». Интернет источники.

  1. Материально-техническое. Принтер, аудио и видео аппаратура, интерактивная доска, ноутбук. Канцелярские принадлежности (бумага, клей, ножницы), атрибуты (парики, шляпы, очки, различные виды ткани для костюмов, обручи, игрушечные гантели, мячи, игрушки, шары, ленты, скакалки; распечатанные билеты, вывески и афиша, программы;
  2. Финансовое.

Риски

Риски

Страхование рисков

  1. Нежелание родителей или невозможность в силу занятости, иных личных проблем углубиться в предлагаемую инновационную оздоровительную технологию. 
  2. Недостаточное оснащение предметно-развивающей среды и материально- технической базы.
  3. Низкий процент посещаемости ДОУ воспитанниками в связи с заболеваемостью или пандемией.

1. Проводить разъяснительные беседы с родителями, оформлять родительские уголки, привлекая внимание, стараться заинтересовывать в данной технологии детей, чтобы они рассказывали родителям дома о том, как увлекательно и необычно прошло время в детском саду.

2. Привлечение родителей, педагогов к творческому сотрудничеству и проявлению креативных идей.

    

3. Памятки о методах закаливания и правильном питании для профилактики заболеваемости и укрепления организма, а также соблюдении определённых правил и мер предосторожности.

Предполагаемые результаты

Для детей:

- снижение уровня заболеваемости;

- укрепление здоровья детей, имеющих II и III группы здоровья;

- повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;

- формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Для родителей:

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- физическая и психологическая подготовленность детей;

- осознание понятия «здоровый образ жизни»;

- внедрение элементов эффективной оздоравливающей инновационной технологии хатха-йога в образ жизни семей воспитанников.

Для педагогов:

1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов. использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей.

2. Создание предметно развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы.

3. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

4. Личностный и профессиональный рост.

Деятельность после проекта

 

После того как опыт нашего дошкольного учреждения будет распространён среди других дошкольных учреждений и поддержан ими, а также между родителями детского сада, в связи с хорошими результатами по оздоровлению детей и укреплению здоровья, при содействии администрации нашего ДОУ, а в последствии выше стоящих органов будет запущена программа нетрадиционных форм оздоровления дошкольников. Мы будем рады встретить отклик и в других регионах нашей страны.

 

План реализации

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Результаты

Родительские собрания во всех возрастных группах «Здоровый образ жизни – это наш образ жизни».

15-21 сентября

Воспитатели групп

Родители были ознакомлены с физкультурно-оздоровительными мероприятиями на период с сентября по май.

Обследование детей, распределение по группам здоровья. Консультация для воспитателей «Организация работы с часто болеющими детьми».

сентябрь

Медицинский работник

Воспитатели выработали план работы с детьми разных групп здоровья, а также часто болеющими.

Разработка рекомендаций родителям «Как быть здоровым душой и телом». Подготовка оборудования и создание развивающей среды.

сентябрь

Инструктор по физкультуре

Информированность родителей по определённым вопросам, подготовка оборудования в спортивном зале для занятий с детьми.

Неделя здоровья: проведение подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, знакомство с элементами (асанами) йоги.

1-7 октября

Воспитатели групп, инструктор по физкультуре

Дети осваивают элементы «здорового образа жизни».

Открытое занятие для подготовительных групп «Золотые правила хатха-йоги».

октябрь

Музыкальный руководитель

Дети получили новую информацию в интересной, увлекательной форме.

Обучение детей, родителей и воспитателей асанам, подготовка связок и суставов к выполнению упражнен., самомассаж, комплекс статических упр., релаксация на полу

октябрь

Инструктор по физкультуре, воспитатели, родители

Дети, воспитатели и родители проходят обучающую стадию владения своим телом в хатха-йоге.

Семинар по физическому воспитанию «Сам себе помогу»

октябрь

Инструктор по физкультуре

Самообразование, получение дополнительной информации.

Консультация «Правильное дыхание – основа жизни».

Родительский уголок «Когда можно начать заниматься хатха-йогой?»

ноябрь

Воспитатели

группы №10

 Дети и родители получили нужную информацию о правильном дыхании при выполнении асан в хатха-йоге.

Статические упражнения, асаны: «Мостик», «Орёл», «Кузнечик», «Бегун», «Божественная поза».

ноябрь

Инструктор по физкультуре, воспитатели

Дети учатся правильно выполнять элементы хатха – йоги.

Консультация «Как укрепить иммунитет детей?». Составление графика заболеваемости.

ноябрь

Медицинский работник

Мониторим уровень заболеваемости, информируем воспитателей и родителей о мерах профилактики организма в осенне-зимний период.

Мастер-класс «Музыкотерапия в нашей жизни».

ноябрь

Музыкальный руководитель

Родители и воспитатели в роли детей участвуют в данном мероприятии, получая информацию в интересной форме.

Мастер-класс «Нетрадиционные средства оздоровления»

декабрь

Родители

Родители учатся в интересной форме делится своими знаниями и опытом с воспитателями.

Открытое занятие для родителей с показом упражнений с элементами хатка-йоги и дыхательно- звуковых упражнений.

декабрь

Инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель

Показываем первые результаты. Проводим мониторинг состояния здоровья.

Родительский всеобуч с применением наглядной информации «Лечебные точки».

декабрь

Медицинский работник

Повышение уровня знаний родителей.

Подготовка к проведению городского семинара по обмену опытом по внедрению инновационных оздоровительных технологий.

декабрь

Воспитатели

групп

Повышение компетенции педагогов ДОУ.

Физкультурный досуг для детей с участием родителей «Быть здоровыми хотим!»

январь

Инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель

Родители были заинтересованы в подготовке досуга и с удовольствием изготавливали атрибуты и костюмы.

Неделя здоровья с использованием дыхательной гимнастики и корригирующих упр. с использованием  тренажёров.

январь

Воспитатели групп

Дети получают дополнительную практическую информацию о здоровом образе жизни.

Практикум для воспитателей «Дыхательно-звуковая гимнастика».

январь

Воспитатели группы № 11

Повышение компетенции педагогов в вопросах оздоровления детей.

Практикум для родителей по применению ароматерапии.

февраль

Медицинский работник

Расширение кругозора родителей в вопросах, касающихся  здоровья детей.

Родительское собрание «О здоровье всерьёз». Обсуждение нужности ведущейся работы, возникающих вопросов.

февраль

Воспитатели групп

Совместное обсуждение насущных тем и решение возникающих вопросов сближает родителей и педагогов и даёт хорошие результаты работы.

Спортивный праздник «Мой папа самый ловкий!»

февраль

Инструктор по физкультуре, воспитатели групп

Взаимодействие родителей с ДОУ. Такие формы помогают сделать отношения родитель-детский сад – ребёнок более гибкими.

 

«День открытых дверей». Профилактическая гимнастика с элементами хатха-йоги.

март

Воспитатели групп, инструктор по физкультуре

Любой человек, посетивший детский сад в этот день может убедиться в правильности и системности проходящей работы.

Занятие с детьми «Как устроен человек?» или что у нас внутри?»

март

Воспитатели групп

Расширение кругозора детей, обогащение новыми знаниями.

Динамический час «Путешествие на планету звуков». Применение дыхательно- звуковых упражнений элементами хатха-йоги.

март

Музыкальный руководитель, воспитатели групп

Закрепление пройденного материала в непривычной форме.

Практикум для родителей «Оздоровление после сна» корригирующая гимнастика с элементами йоги.

апрель

Воспитатели групп

Расширение знаний родителей о гимнастике после сна. Практические советы.

Семинар для молодых коллег «Профилактика простудных заболеваний». Точечный массаж.

апрель

Медицинский работник, воспитатели группы №12

Повышение профессиональной компетенции в вопросах оздоровления детей.

День открытых дверей для родителей: включение в педагогический процесс здоровьесберегающих технологий.

апрель

Воспитатели групп, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель

Более плодотворное сотрудничество родителей и ДОУ.

Диагностика гибкости, координации, равновесия

май

Воспитатели групп

Улучшение показателей. Выводы.

Итоговое открытое занятие для родителей

май

Воспитатели групп, музыкальный руководитель

Задуманный проект осуществлён, дал отличные результаты и имеет дальнейшие перспективы.


Приложения

Требования к выполнению статических упражнений.

Прежде чем приступить к выполнению статических упражнений (поз), нужно обратить внимание на некоторые методические особенности их освоения:

1. Комплекс нужно составлять от простого к сложному. Позы разучивать постепенно (2–3 недели). Те позы, которые вызывают затруднения, заменять облегчёнными вариантами. Например: сначала осваивается поза полу лотоса, а затем переход к разучиванию самой позы лотоса.

2. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют её мышцы, способствуют приобретению правильной осанки: это такие позы, как божественная, рыба, дерево и т.д.

3. Позы, в которых, используются повороты туловища, выполняются в обе стороны. Позы, требующие наклона, выполняются на выдохе. Упражнения будут более эффективны, и выполняться с меньшими усилиями.

4. Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с произвольным дыханием. Оно должно быть спокойным без задержки.

5. После выполнения поз с наклоном вперёд, необходимо выполнить позы с прогибом назад или принять горизонтальное положение на спине.

6. Весь процесс занятий требует умения расслабиться. Позы расслабления считаются в йоге одним из самых полезных. Хатха-йога гласит: «Освободи мускул, сила – в покое». Одним из самых основных требований при выполнении поз является то, что их всегда следует выполнять очень медленно. Каждая поза выполняется до того предела, когда начинается лёгкая и приятная мышечная боль.

7. Очень важно правильно дышать во время выполнения поз: свободно, легко и глубоко, без напряжения.

8. Продолжительность выполнения поз различна, она определяется возрастом, состоянием здоровья, самочувствия. Минимальная продолжительность 3 – 5 секунд. Время постепенно увеличивается, но каждая поза имеет свой предел длительности. Позы приносят больше пользы, если соблюдаются все рекомендации.

Этапы выполнения

I этап. Отдых перед вхождением в позу. Не начинайте выполнять упражнения, если у вас напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделайте 2 – 3 спокойных вдоха, удлиняя выдох. Напряжение снимается, сидя или лёжа в удобной позе.

II этап. Мысленная настройка на выполнение позы. Рассмотрите изображение позы. Представьте себя в этой позе. Показ позы.

III этап. Вхождение в позу. Позу выполните медленно по показу, движения плавные и спокойные, дыхание свободное.

IV этап. Фиксация позы. Удержите положение тела в позе определённое время. Сначала удерживаем позу от 3–5 секунд. Каждую неделю прибавлять по 1–2 секунде. В среднем удерживание позы от 7 до 10 секунд

V этап. Выход из позы. Выход из позы в исходное положение производить плавно и медленно. Дыхание спокойное.

VI этап. Отдых после выхода из позы. Принять удобную позу, расслабиться, отдохнуть. Отдых составляет от 2–4 секунд. Расслабление в позе полного отдыха, лёжа на спине.

Педагогические рекомендации

Учитывая, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, занятия включают в себя игровой момент. Детям предлагается представить себя в виде волны, ветерка, походить по камешкам вдоль берега моря, переплыть озеро, вспорхнуть бабочкой, стать сильным деревом и т.д. Это поможет ребенку лучше понять, прочувствовать упражнение и выполнять его как можно правильнее, сохранив необходимый интерес. Наглядные приемы здесь имеют первоочередное значение.

Именно с подражания образу начинается освоение техники различных асан, развивается двигательная память, внимание. Через образы можно осуществлять частую смену асан из разных исходных положений, воздействуя тем самым на разные группы мышц. Названия поз: аист, лев, 18 золотая рыбка, крокодил, черепаха настраивают на что-то сказочное, таинственное. Сочетание объяснения пользы того или иного упражнения развивают творческие способности детей. Они с удовольствием подражают и выполняют позы, без какого-либо принуждения. На занятиях дети учатся соотносить навыки и умения с тем, какое значение эти упражнения имеют для их здоровья. Упражнения йогой включены в индивидуальную работу с детьми, в профилактическую работу по профилактике осанки и плоскостопия.

Главное условие – правильность выполнения позы и выбор последовательности упражнений, что достигается внимательным и ответственным отношением к личности ребенка. И еще не менее важное условие – вера в успех этого самого ценного дела – создание собственного здоровья и здоровья детей.

Мониторинг

Мониторинг проводится в начале и конце года в старшем дошкольном возрасте для контроля за уровнем развития физической подготовки ребёнка. Тестами выявляется общий уровень физического развития, уровень специальной подготовки двигательного аппарата.

Диагностика развития физических качеств, осуществляется при помощи методики, разработанной А. Бокатовым, С. Сергеевым, Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой «Обследование уровня развития физических качеств».

Методика включает шесть тестов, каждый из которых направлен на выявление уровня развития физического качества. Методика позволяет оценить особенности крупной моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции, а также, координационных способностей. Предусматривает определение силы мышц спины, рук и плечевого пояса, 30 выносливости, гибкости. Диагностика проводиться с целью контроля за уровнем развития физических качеств ребенка и физической подготовки. Тестами выявляется общий уровень физического развития, уровень специальной подготовки двигательного аппарата.

Диагностические задания форсированности физической подготовленности к занятиям по детской йоге для детей 4-6 лет. Диагностическое обследование детей проводится в сентябре (начало учебного года) и в мае (в конце учебного года)

Цель диагностики: проведение контроля за уровнем развития физических качеств ребёнка и физической подготовки.

Шкала оценок:

Один балл - ребенок не справляется с заданием; выполняет асаны по показу взрослого; не может устоять на одной ноге, не держит равновесие; при выполнении наклонов (на полу) вперед не достает до пальцев ног; плохо развита мелкая моторика рук в выполнении самомассажа; затрудняется в назывании или вовсе не знает основных асанов; допускает ошибки при выполнении дыхательной гимнастики; не знает о влиянии йоги на организм.

Два балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого; может устоять на одной ноге, держит равновесие; при выполнении наклонов вперед может достать до пальцев ног кончиками пальцев рук; знает и называет 4-6 основных асан; развита мелкая моторика рук; самомассаж делает самостоятельно; допускает не значительные ошибки при выполнении дыхательной гимнастики; при помощи наводящих вопросов или самостоятельно может назвать влияние йоги на организм.

Три балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы; держит равновесие, уверенно может устоять на одной ноге; при выполнении наклонов вперед может достать до пальцев ног; может назвать более 7 основных асан самостоятельно; развита мелкая моторика рук, при выполнении самомассажа может предложить свое упражнение; при выполнении асанов (поз) не испытывает трудности; правильно выполняет дыхательную гимнастику; самостоятельно может рассказать о влиянии йоги на организм.

Уровни:

2,5 – 3 – справляется.

1,7 – 2,4 – частично справляется.

1 – 1,6 – не справляется.

Диагностика «Физическое качество», требования к выполнению:

Гибкость: ребёнок встаёт на куб с прикреплённой линейкой так, чтобы носки ног касались края. Выполняется наклон вперёд с прямыми ногами. Измеряем показатель от нулевой отметки (края куба). Выше – результат отрицательный, ниже – положительный. Положение фиксируется 3 сек.

Равновесие: из положения стоя на одной ноге, другая согнутая вперёд (носок касается колена опорной ноги), руки в стороны. Удержание оценивается в секундах.

Статическая выносливость: даются 2 упражнения, каждое упражнение выполняется только один раз:

 1. Поднять туловище из положения, лёжа на животе, ноги закреплены. Держать 10 сек.

2. Из исходного положения, лёжа на спине, поднять ноги на 30 см над полом, руки за головой. Держать 10 сек.

Основные асаны

Свастикасана (удобная поза)

Сядьте со скрещенными ногами и поместите ступни между бедрами и мышцами икр. Кисти рук поместите на колени, ладонями наверх, большой и средний палец соединены. Тело держится прямо.

Поза «Полулотоса»

И.п. – сидя прямо, с вытянутым вверх позвоночником. Ступни ног лежат свободно: верхняя – на бедре противоположной ноги, нижняя под бедром. Следить чтобы позвоночник находился в вертикальном положении. Время пребывания в позе не ограничено. Периодически менять положение ног (другая нога сверху)

Поза «Лотоса»

И.п. – сидя прямо, с вытянутым вверх позвоночником. Сгибая правую ногу в колене, взять руками ступню и положить ее на левое бедро, выворачивая подошву вверх. Правое колено прижать к полу. Затем согнуть левую ногу в колене, взять ступню и положить на правое бедро, также выворачивая подошву вверх. Держать спину, голову и шею прямыми. Время пребывания в асане неограниченно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx57.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по внедрению технологии оздоровления детей

 5-7 лет в практику ДОУ «Будьте здоровы!».

Хатха-йога как нетрадиционная форма оздоровления дошкольников

Калининград

2020 г.


Пояснительная записка

Дошкольное  детство  обоснованно  считается  периодом, который наиболее важен для формирования личности ребенка. Так как считается, что именно в данном возрасте у детей закладываются основы здоровья и физических качеств, которые в дальнейшей жизни необходимы для эффективного участия в различных формах двигательной активности. Двигательная активность детей это условие и, одновременно, стимулирующий фактор развития, социальной, психологической интеллектуальной и других сфер жизнедеятельности.

Недаром усилия работников ДОУ сегодня, как никогда, направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье-сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Одним из эффективных средств физического развития и воспитания дошкольников считается хатха-йога. Рассмотрим, что же это такое хатка- йога. «Хатха» в переводе с санскрита означает «интенсивность», «усилие», а йога – «единение», «союз», «слияние». Этот термин еще рассматривают как слово, состоящее из двух слогов — «ha» «tha», где «ha» означает ум и ментальную энергетику, а слог «tha» — праническую энергию, сижу жизни.

Классическая хатха-йога основана на выполнении асан. Это базовые упражнения йоги, которые выполняются в статике со строгим соблюдением геометрии положения тела, дыхания и концентрации внимания в статике в комплексе с дыханием и высокой концентрацией внимания. Не зря yoga hatha названа в честь двух индийских названий “солнце” и “луна”. Отличие хатха йоги от йоги в целом, заключается в ее безвредности в плане травмоопасности.

Одной из важных проблем, решение которых ставит перед собой хатха-йога, является проблема развития подвижности позвоночника и силовой выносливости мышц. Помимо этого, хатха-йога укрепляет здоровье суставов, содействует поддержанию хорошего самочувствия. Хатха-йога, адаптированная для детского организма, эффективна при систематических занятиях, данный факт обусловлен тем, что данный вид йоги способен восстанавливать защитные системы организма, кроме того хатха-йога нормализует работу нервной системы, кровообращение и обмен веществ.

Особую роль при занятии данным видом йоги играет дыхательная гимнастика. Важность применения дыхательных гимнастики на занятиях йогой отмечают многие специалисты, обосновывая это тем, что правильное дыхание повышает функциональные возможности системы внешнего дыхания и организма в целом, снижает заболеваемости, а также для улучшает процессы речи и мышления.

Хатха-йога — это система, которая основательно воспитывает у человека «здоровое тело» и «здоровую психику», используя упражнения релаксации, психотерапию, а также режим питания. Занимаясь йогой с детьми дошкольного возраста нельзя не сказать о том, что в условиях детского сада, а также с детьми данного возрастного периода невозможно использовать все элементы этой системы. Но часть ее вполне доступна и для данной возрастной категории. Необычность и выразительность поз, которые называют асанами, вызывают у дошкольников стойкий интерес и желание выполнять их снова и снова. Превосходным стимулом для совершенства качества выполнения этих упражнений является их сложность. Ведь известно, что не каждый ребенок с первого занятия может выполнить предложенные ему позы хатха-йоги и удерживать их продолжительное время. Однако, стоит заметить, что систематические занятия приводят к тому, что уже через пару месяцев большинство детей хорошо справляются с этими упражнениями и при этом не теряют желания заниматься, а, наоборот, стремятся достичь новых положительных результатов. На занятиях йогой дети постоянно преодолевают трудности, расширяют границы своих возможностей, именно это и способствуют развитию в детях таких волевых качеств, как решительность, целеустремленность и уверенность в себе.

Проблема: увеличение количества детей с ослабленным здоровьем, часто болеющих.

Актуальность проблемы. «Здоровье — это главное жизненное благо», утверждал Я. Корчак, а английский педагог и философ Д. Локк писал: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, как никогда ранее. Это объясняется тем, что требованиям, которые общество предъявляет сегодня к подрастающему поколению, могут соответствовать только здоровые дети. А о здоровье можно говорить тогда, когда отсутствует наличие каких-либо заболеваний, а также при условии гармоничного психического развития и высокой умственной и физической работоспособности.

Известно, что здоровье ребёнка формируется под воздействием целого комплекса факторов: внутриутробного развития, наследственности, образа жизни, питания и воспитания. За последние годы увеличилось количество детей с различными патологиями здоровья, особенно с нарушением речи, зрения, слуха, осанки, опорно-двигательного аппарата, психическими расстройствами. Из 35 человек, формированных в одну группу, только два человека с I группой здоровья. Поэтому вопрос об оздоровительной профилактической работе стоит первым в списке мероприятий, которые организуются для детей.

 Проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, то есть социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

 Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья. Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении: профессионализм педагогических кадров, соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ, организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методологических исследований в области развития и оздоровления дошкольников, мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников.

Паспорт проекта 

Тема проекта

«Будьте здоровы!».  Хатха-йога как нетрадиционная форма оздоровления дошкольников.

Тип проекта

Практико-ориентированный.

Цель

Внедрение нетрадиционной инновационной оздоровительной технологии Хатха-йога в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Задачи

- формировать целостное понимание здорового образа жизни в семье и в ДОУ;

- познакомить детей и родителей с инновационной оздоровительной технологией хатка-йога, направленной на формирование правильной осанки, развития чувства равновесия и гибкости;

- объединить усилия сотрудников, медиков и родителей для эффективной организации оздоровительной работы с детьми;

- изучить интересы и мнения родителей, их хобби и привлечь к физкультурно-оздоровительной работе с детьми;

- разработать методические рекомендации по созданию и реализации комплексной системы работы по оздоровлению дошкольников с внедрением элементов оздоравливающей технологии  хатка-йога;

Сроки реализации

9 месяцев.

Этапы

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (2 недели)

- сбор и анализ информации, анкетирование родителей, анализ и совершенствование материально-технической базы;

- изучение и анализ литературы необходимой для реализации проекта, обобщение опыта: новые методики и технологии оздоровления детей, консультация узких специалистов;

- подбор консультационного материала и наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми;

- проводить целенаправленную работу среди родителей по пропаганде здорового образа жизни и выполнению режимных моментов в семье.

2 этап – основной (8 месяцев – 32 недели)

- обследование детей, распределение по группам здоровья;

- открытые ознакомительные занятия с детьми;

- обучение детей, родителей и воспитателей асанам;

- внедрение коррекционно-развивающих занятий, включающих использование методов хатха-йоги;

- мастер-классы для педагогов;

- консультации для родителей;

- участие в городском семинаре по обмену опытом по внедрению инновационных оздоровительных технологий;

- тематические праздники и досуги;

- диагностика гибкости, координации, равновесия;

- оформление родительского уголка, размещение статей, рекомендации по теме проекта, день открытых дверей и итоговое занятие для родителей;

3 этап – заключительный (2 недели)

- разработка методических рекомендаций и демонстрация опыта работы;

- повторное анкетирование родителей и диагностика состояния здоровья детей;

- мастер-класс для педагогов;

- разработка рекомендаций для педагогов и родителей по совершенствованию различных форм общения.

Участники

Педагоги групп, воспитанники групп в возрасте 5-7 лет, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, родители, медицинский персонал. Проект направлен на взаимодействие всех участников образовательных отношений.

Обеспечение

  1. Правовое. Нормативные документы.
  2. Кадровое. Воспитатели, дети, студенты, родители, ДОУ.
  3. Информационное. Видеоматериал, аудиоматериал, художественная литература, наглядный материал
  4. Методическое.

Ильинская, О., Казак О. Детская йога

Левшинов, А. Йога для детей. 100 лучших упражнений для укрепления здоровья

Латохина Л.И. «Хатха-йога для детей».

Л.Орлова, Н.Правдина, А.Липень, Т.П.Игнатьева. «Развитие физических качеств»

В.Осипова «Поза ребёнка. Хатха-йога в детском саду».

С. Сергеева «Йога для детей». Интернет источники.

  1. Материально-техническое. Принтер, аудио и видео аппаратура, интерактивная доска, ноутбук. Канцелярские принадлежности (бумага, клей, ножницы), атрибуты (парики, шляпы, очки, различные виды ткани для костюмов, обручи, игрушечные гантели, мячи, игрушки, шары, ленты, скакалки; распечатанные билеты, вывески и афиша, программы;
  2. Финансовое.

Риски

Риски

Страхование рисков

  1. Нежелание родителей или невозможность в силу занятости, иных личных проблем углубиться в предлагаемую инновационную оздоровительную технологию.  
  2. Недостаточное оснащение предметно-развивающей среды и материально- технической базы.
  3. Низкий процент посещаемости ДОУ воспитанниками в связи с заболеваемостью или пандемией.

1. Проводить разъяснительные беседы с родителями, оформлять родительские уголки, привлекая внимание, стараться заинтересовывать в данной технологии детей, чтобы они рассказывали родителям дома о том, как увлекательно и необычно прошло время в детском саду.

2. Привлечение родителей, педагогов к творческому сотрудничеству и проявлению креативных идей.

     

3. Памятки о методах закаливания и правильном питании для профилактики заболеваемости и укрепления организма, а также соблюдении определённых правил и мер предосторожности.

Предполагаемые результаты

Для детей:

- снижение уровня заболеваемости;

- укрепление здоровья детей, имеющих II и III группы здоровья;

- повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;

- формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Для родителей:

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- физическая и психологическая подготовленность детей;

- осознание понятия «здоровый образ жизни»;

- внедрение элементов эффективной оздоравливающей инновационной технологии хатха-йога в образ жизни семей воспитанников.

Для педагогов:

1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов. использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей.

2. Создание предметно развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы.

3. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

4. Личностный и профессиональный рост.

Деятельность после проекта

После того как опыт нашего дошкольного учреждения будет распространён среди других дошкольных учреждений и поддержан ими, а также между родителями детского сада, в связи с хорошими результатами по оздоровлению детей и укреплению здоровья, при содействии администрации нашего ДОУ, а в последствии выше стоящих органов будет запущена программа нетрадиционных форм оздоровления дошкольников. Мы будем рады встретить отклик и в других регионах нашей страны.

План реализации

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Результаты

Родительские собрания во всех возрастных группах «Здоровый образ жизни – это наш образ жизни».

15-21 сентября

Воспитатели групп

Родители были ознакомлены с физкультурно-оздоровительными мероприятиями на период с сентября по май.

Обследование детей, распределение по группам здоровья. Консультация для воспитателей «Организация работы с часто болеющими детьми».

сентябрь

Медицинский работник

Воспитатели выработали план работы с детьми разных групп здоровья, а также часто болеющими.

Разработка рекомендаций родителям «Как быть здоровым душой и телом». Подготовка оборудования и создание развивающей среды.

сентябрь

Инструктор по физкультуре

Информированность родителей по определённым вопросам, подготовка оборудования в спортивном зале для занятий с детьми.

Неделя здоровья: проведение подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, знакомство с элементами (асанами) йоги.

1-7 октября

Воспитатели групп, инструктор по физкультуре

Дети осваивают элементы «здорового образа жизни».

Открытое занятие для подготовительных групп «Золотые правила хатха-йоги».

октябрь

Музыкальный руководитель

Дети получили новую информацию в интересной, увлекательной форме.

Обучение детей, родителей и воспитателей асанам, подготовка связок и суставов к выполнению упражнен., самомассаж, комплекс статических упр., релаксация на полу

октябрь

Инструктор по физкультуре, воспитатели, родители

Дети, воспитатели и родители проходят обучающую стадию владения своим телом в хатха-йоге.

Семинар по физическому воспитанию «Сам себе помогу»

октябрь

Инструктор по физкультуре

Самообразование, получение дополнительной информации.

Консультация «Правильное дыхание – основа жизни».

Родительский уголок «Когда можно начать заниматься хатха-йогой?»

ноябрь

Воспитатели

группы №10

 Дети и родители получили нужную информацию о правильном дыхании при выполнении асан в хатха-йоге.

Статические упражнения, асаны: «Мостик», «Орёл», «Кузнечик», «Бегун», «Божественная поза».

ноябрь

Инструктор по физкультуре, воспитатели

Дети учатся правильно выполнять элементы хатха – йоги.

Консультация «Как укрепить иммунитет детей?». Составление графика заболеваемости.

ноябрь

Медицинский работник

Мониторим уровень заболеваемости, информируем воспитателей и родителей о мерах профилактики организма в осенне-зимний период.

Мастер-класс «Музыкотерапия в нашей жизни».

ноябрь

Музыкальный руководитель

Родители и воспитатели в роли детей участвуют в данном мероприятии, получая информацию в интересной форме.

Мастер-класс «Нетрадиционные средства оздоровления»

декабрь

Родители

Родители учатся в интересной форме делится своими знаниями и опытом с воспитателями.

Открытое занятие для родителей с показом упражнений с элементами хатка-йоги и дыхательно- звуковых упражнений.

декабрь

Инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель

Показываем первые результаты. Проводим мониторинг состояния здоровья.

Родительский всеобуч с применением наглядной информации «Лечебные точки».

декабрь

Медицинский работник

Повышение уровня знаний родителей.

Подготовка к проведению городского семинара по обмену опытом по внедрению инновационных оздоровительных технологий.

декабрь

Воспитатели

групп

Повышение компетенции педагогов ДОУ.

Физкультурный досуг для детей с участием родителей «Быть здоровыми хотим!»

январь

Инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель

Родители были заинтересованы в подготовке досуга и с удовольствием изготавливали атрибуты и костюмы.

Неделя здоровья с использованием дыхательной гимнастики и корригирующих упр. с использованием  тренажёров.

январь

Воспитатели групп

Дети получают дополнительную практическую информацию о здоровом образе жизни.

Практикум для воспитателей «Дыхательно-звуковая гимнастика».

январь

Воспитатели группы № 11

Повышение компетенции педагогов в вопросах оздоровления детей.

Практикум для родителей по применению ароматерапии.

февраль

Медицинский работник

Расширение кругозора родителей в вопросах, касающихся  здоровья детей.

Родительское собрание «О здоровье всерьёз». Обсуждение нужности ведущейся работы, возникающих вопросов.

февраль

Воспитатели групп

Совместное обсуждение насущных тем и решение возникающих вопросов сближает родителей и педагогов и даёт хорошие результаты работы.

Спортивный праздник «Мой папа самый ловкий!»

февраль

Инструктор по физкультуре, воспитатели групп

Взаимодействие родителей с ДОУ. Такие формы помогают сделать отношения родитель-детский сад – ребёнок более гибкими.

«День открытых дверей». Профилактическая гимнастика с элементами хатха-йоги.

март

Воспитатели групп, инструктор по физкультуре

Любой человек, посетивший детский сад в этот день может убедиться в правильности и системности проходящей работы.

Занятие с детьми «Как устроен человек?» или что у нас внутри?»

март

Воспитатели групп

Расширение кругозора детей, обогащение новыми знаниями.

Динамический час «Путешествие на планету звуков». Применение дыхательно- звуковых упражнений элементами хатха-йоги.

март

Музыкальный руководитель, воспитатели групп

Закрепление пройденного материала в непривычной форме.

Практикум для родителей «Оздоровление после сна» корригирующая гимнастика с элементами йоги.

апрель

Воспитатели групп

Расширение знаний родителей о гимнастике после сна. Практические советы.

Семинар для молодых коллег «Профилактика простудных заболеваний». Точечный массаж.

апрель

Медицинский работник, воспитатели группы №12

Повышение профессиональной компетенции в вопросах оздоровления детей.

День открытых дверей для родителей: включение в педагогический процесс здоровьесберегающих технологий.

апрель

Воспитатели групп, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель

Более плодотворное сотрудничество родителей и ДОУ.

Диагностика гибкости, координации, равновесия

май

Воспитатели групп

Улучшение показателей. Выводы.

Итоговое открытое занятие для родителей

май

Воспитатели групп, музыкальный руководитель

Задуманный проект осуществлён, дал отличные результаты и имеет дальнейшие перспективы.


Приложения

Требования к выполнению статических упражнений.

Прежде чем приступить к выполнению статических упражнений (поз), нужно обратить внимание на некоторые методические особенности их освоения:

1. Комплекс нужно составлять от простого к сложному. Позы разучивать постепенно (2–3 недели). Те позы, которые вызывают затруднения, заменять облегчёнными вариантами. Например: сначала осваивается поза полу лотоса, а затем переход к разучиванию самой позы лотоса.

2. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют её мышцы, способствуют приобретению правильной осанки: это такие позы, как божественная, рыба, дерево и т.д.

3. Позы, в которых, используются повороты туловища, выполняются в обе стороны. Позы, требующие наклона, выполняются на выдохе. Упражнения будут более эффективны, и выполняться с меньшими усилиями.

4. Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с произвольным дыханием. Оно должно быть спокойным без задержки.

5. После выполнения поз с наклоном вперёд, необходимо выполнить позы с прогибом назад или принять горизонтальное положение на спине.

6. Весь процесс занятий требует умения расслабиться. Позы расслабления считаются в йоге одним из самых полезных. Хатха-йога гласит: «Освободи мускул, сила – в покое». Одним из самых основных требований при выполнении поз является то, что их всегда следует выполнять очень медленно. Каждая поза выполняется до того предела, когда начинается лёгкая и приятная мышечная боль.

7. Очень важно правильно дышать во время выполнения поз: свободно, легко и глубоко, без напряжения.

8. Продолжительность выполнения поз различна, она определяется возрастом, состоянием здоровья, самочувствия. Минимальная продолжительность 3 – 5 секунд. Время постепенно увеличивается, но каждая поза имеет свой предел длительности. Позы приносят больше пользы, если соблюдаются все рекомендации.

Этапы выполнения

I этап. Отдых перед вхождением в позу. Не начинайте выполнять упражнения, если у вас напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделайте 2 – 3 спокойных вдоха, удлиняя выдох. Напряжение снимается, сидя или лёжа в удобной позе.

II этап. Мысленная настройка на выполнение позы. Рассмотрите изображение позы. Представьте себя в этой позе. Показ позы.

III этап. Вхождение в позу. Позу выполните медленно по показу, движения плавные и спокойные, дыхание свободное.

IV этап. Фиксация позы. Удержите положение тела в позе определённое время. Сначала удерживаем позу от 3–5 секунд. Каждую неделю прибавлять по 1–2 секунде. В среднем удерживание позы от 7 до 10 секунд

V этап. Выход из позы. Выход из позы в исходное положение производить плавно и медленно. Дыхание спокойное.

VI этап. Отдых после выхода из позы. Принять удобную позу, расслабиться, отдохнуть. Отдых составляет от 2–4 секунд. Расслабление в позе полного отдыха, лёжа на спине.


Педагогические рекомендации

Учитывая, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, занятия включают в себя игровой момент. Детям предлагается представить себя в виде волны, ветерка, походить по камешкам вдоль берега моря, переплыть озеро, вспорхнуть бабочкой, стать сильным деревом и т.д. Это поможет ребенку лучше понять, прочувствовать упражнение и выполнять его как можно правильнее, сохранив необходимый интерес. Наглядные приемы здесь имеют первоочередное значение.

Именно с подражания образу начинается освоение техники различных асан, развивается двигательная память, внимание. Через образы можно осуществлять частую смену асан из разных исходных положений, воздействуя тем самым на разные группы мышц. Названия поз: аист, лев, 18 золотая рыбка, крокодил, черепаха настраивают на что-то сказочное, таинственное. Сочетание объяснения пользы того или иного упражнения развивают творческие способности детей. Они с удовольствием подражают и выполняют позы, без какого-либо принуждения. На занятиях дети учатся соотносить навыки и умения с тем, какое значение эти упражнения имеют для их здоровья. Упражнения йогой включены в индивидуальную работу с детьми, в профилактическую работу по профилактике осанки и плоскостопия.

Главное условие – правильность выполнения позы и выбор последовательности упражнений, что достигается внимательным и ответственным отношением к личности ребенка. И еще не менее важное условие – вера в успех этого самого ценного дела – создание собственного здоровья и здоровья детей.


Мониторинг

Мониторинг проводится в начале и конце года в старшем дошкольном возрасте для контроля за уровнем развития физической подготовки ребёнка. Тестами выявляется общий уровень физического развития, уровень специальной подготовки двигательного аппарата.

Диагностика развития физических качеств, осуществляется при помощи методики, разработанной А. Бокатовым, С. Сергеевым, Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой «Обследование уровня развития физических качеств».

Методика включает шесть тестов, каждый из которых направлен на выявление уровня развития физического качества. Методика позволяет оценить особенности крупной моторики и произвольного внимания, умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции, а также, координационных способностей. Предусматривает определение силы мышц спины, рук и плечевого пояса, 30 выносливости, гибкости. Диагностика проводиться с целью контроля за уровнем развития физических качеств ребенка и физической подготовки. Тестами выявляется общий уровень физического развития, уровень специальной подготовки двигательного аппарата.

Диагностические задания форсированности физической подготовленности к занятиям по детской йоге для детей 4-6 лет. Диагностическое обследование детей проводится в сентябре (начало учебного года) и в мае (в конце учебного года)

Цель диагностики: проведение контроля за уровнем развития физических качеств ребёнка и физической подготовки.

Шкала оценок:

Один балл - ребенок не справляется с заданием; выполняет асаны по показу взрослого; не может устоять на одной ноге, не держит равновесие; при выполнении наклонов (на полу) вперед не достает до пальцев ног; плохо развита мелкая моторика рук в выполнении самомассажа; затрудняется в назывании или вовсе не знает основных асанов; допускает ошибки при выполнении дыхательной гимнастики; не знает о влиянии йоги на организм.

Два балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого; может устоять на одной ноге, держит равновесие; при выполнении наклонов вперед может достать до пальцев ног кончиками пальцев рук; знает и называет 4-6 основных асан; развита мелкая моторика рук; самомассаж делает самостоятельно; допускает не значительные ошибки при выполнении дыхательной гимнастики; при помощи наводящих вопросов или самостоятельно может назвать влияние йоги на организм.

Три балла – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы; держит равновесие, уверенно может устоять на одной ноге; при выполнении наклонов вперед может достать до пальцев ног; может назвать более 7 основных асан самостоятельно; развита мелкая моторика рук, при выполнении самомассажа может предложить свое упражнение; при выполнении асанов (поз) не испытывает трудности; правильно выполняет дыхательную гимнастику; самостоятельно может рассказать о влиянии йоги на организм.

Уровни:

2,5 – 3 – справляется.

1,7 – 2,4 – частично справляется.

1 – 1,6 – не справляется.

Диагностика «Физическое качество», требования к выполнению:

Гибкость: ребёнок встаёт на куб с прикреплённой линейкой так, чтобы носки ног касались края. Выполняется наклон вперёд с прямыми ногами. Измеряем показатель от нулевой отметки (края куба). Выше – результат отрицательный, ниже – положительный. Положение фиксируется 3 сек.

Равновесие: из положения стоя на одной ноге, другая согнутая вперёд (носок касается колена опорной ноги), руки в стороны. Удержание оценивается в секундах.

Статическая выносливость: даются 2 упражнения, каждое упражнение выполняется только один раз:

 1. Поднять туловище из положения, лёжа на животе, ноги закреплены. Держать 10 сек.

2. Из исходного положения, лёжа на спине, поднять ноги на 30 см над полом, руки за головой. Держать 10 сек.

Основные асаны

Свастикасана (удобная поза)

Сядьте со скрещенными ногами и поместите ступни между бедрами и мышцами икр. Кисти рук поместите на колени, ладонями наверх, большой и средний палец соединены. Тело держится прямо.

Поза «Полулотоса»

И.п. – сидя прямо, с вытянутым вверх позвоночником. Ступни ног лежат свободно: верхняя – на бедре противоположной ноги, нижняя под бедром. Следить чтобы позвоночник находился в вертикальном положении. Время пребывания в позе не ограничено. Периодически менять положение ног (другая нога сверху)

Поза «Лотоса»

И.п. – сидя прямо, с вытянутым вверх позвоночником. Сгибая правую ногу в колене, взять руками ступню и положить ее на левое бедро, выворачивая подошву вверх. Правое колено прижать к полу. Затем согнуть левую ногу в колене, взять ступню и положить на правое бедро, также выворачивая подошву вверх. Держать спину, голову и шею прямыми. Время пребывания в асане неограниченно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей Здоровьесберегающая педагогика как одно из средств реализации технологий оздоровления детей

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов, в нем дана характеристика основных направлений оздоровительной деятельности, перечислены  современные здоровьесберегающие технологии, ...

Технологии оздоровления детей дошкольного возраста в летний период

Летний оздоровительный период – сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей....

ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

В настоящее время развитие образовательного детского  туризма приобретает особую актуальность....

ТЕРРЕНКУР — КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье указывается о проблеме  сохранения здоровья подрастающему поколению, о значении развития физических качеств и сохранения здоровья детей в дошкольном детстве,  раскрывается зн...

Консультация для родителей «Нетрадиционные технологии оздоровления детей. Закаливание детей в холодный период»

Тема: «Игровая оздоровительная гимнастика после  дневного сна». Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стаби...

Долгосрочный проект по нетрадиционному рисованию с инновационным внедрением технологий для детей раннего возраста от 6 до 9 и от 9 до 12 месяцев 2018 - 2019 г.г.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может житьв единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги при...

ПРОЕКТ «Навстречу инновациям!» Внедрение технологии в образовательный процесс с использо-ванием ИКТ-технологий обучения в условиях внедрения ФГОС ДО

Проект «Навстречу инновациям!» представляет собой систему работы по внедрению интерактивной доски в воспитательно-образовательную деятельность педагогов ДОУ в условиях реализации основной ...