Голосовая гигиена педагога
статья

Андреева Ирина Александровна

Сфера воспитания является сферой «повышенной голосоречевой ответственности», так как речь и голос как один из структурных компонентов речевой продукции, становятся важнейшим инструментом деятельности педагога, средством реализации всех задач методического и дидактического характера. В статье раскрываются здоровьесберегающие приемы по сохранению голоса педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Голосовая гигиена педагога.


Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Когда связки заставляют работать слишком много или работать неправильно, это приводит к тому, что они сокращаются и колеблются слишком сильно или чересчур резко, это приводит к хрипоте или ларингиту, а из-за воспаления миндалин снижается общая сопротивляемость организма.

Голос – это орудие труда педагога. Голосовые связки подвергаются тяжелой нагрузке – более жестокой, чем сами связки способны выдержать, и когда они наносят ответный удар, воспламеняя горло и похищая дар речи, то вполне могут положить болезненный конец всякой педагогической деятельности.

Сфера воспитания является сферой «повышенной голосоречевой ответственности», так как речь и голос как один из структурных компонентов речевой продукции, становятся важнейшим инструментом деятельности педагога, средством реализации всех задач методического и дидактического характера.

Давайте выделим ряд параметров, которые в совокупности составляют специфическую характеристику профессионального голоса педагога:

  • потенциально высокий уровень громкости (голосовой «запас прочности», позволяющий педагогу в любой ситуации быть услышанным);
  • большой динамический диапазон (возможность придавать голосу множество градаций громкости, переходов от максимальной звучности к минимальной в соответствии с решаемой задачей);
  • широкий высотный диапазон (значительные повышения и понижения голоса, то есть частоты колебаний голосовых связок, обеспечивающих разнообразную мелодику речи);
  • большой тембральный диапазон, разнообразие тембров (изменения звуковой окраски голоса, позволяющие «раскрашивать» отдельные слова или целые высказывания в те или иные тона, придавая им большую выразительность);
  • благозвучность (чистота и ясность тембра);
  • полётность (хорошая слышимость при наименьших усилиях говорящего, когда голос легко «долетает» до слушателей в любой части аудитории);
  • помехоустойчивость (способность голоса противостоять внешним звуковым помехам, быть услышанным на фоне посторонних шумов);
  • суггестивность (способность голоса воздействовать на эмоции и поведение воспитанников независимо от словесно-понятийного содержания речи);
  • устойчивость (потенциальная стабильность высоты, громкости и тембра);
  • гибкость, подвижность (способность голоса быстро и непринужденно варьировать высоту, громкость и тембр);
  • адаптивность (способность голоса обеспечивать хорошую слышимость, разборчивость и комфортное восприятие речи в любых акустических условиях),
  • выносливость (высокая работоспособность голоса, позволяющая выдерживать длительную речевую нагрузку).

На основании перечисленных параметров можно ввести понятие педагогического голоса.

Педагогический голос – это идеализированное представление о таком звучании голоса, с помощью которого наиболее эффективно решаются задачи обучения и воспитания.

Педагогу необходимо в совершенстве владеть всеми компонентами педагогического общения, орфоэпическими нормами, обладать благозвучным, мелодичным, выносливым голосом.

Педагог в течение рабочего дня не только наблюдает за детьми, но и постоянно воспитывает их посредством занятий, рассказов, пения, игр. Это, естественно, создает повышенную нагрузку на голосовой аппарат. Благодаря коммуникативной роли голоса и речи происходит вербальное общение педагога и детей, голосовая функция является важнейшим элементом воспитательного процесса.

При анализе специальной литературы и особенностей работы педагога-дошкольника, был выявлен ряд условий, необходимых для хорошего становления и работы голоса.

Важно поддерживать постоянно голосовую форму. Необходимо обращать внимание на беспричинные изменения тембра голоса, охриплость, а также чрезмерную утомляемость.

Люди голосоречевых профессий чаще склонны к простуде, которая локализуется в области верхних дыхательных путей. Это объясняется особой чувствительностью их голосового аппарата к охлаждению, условиям труда, а также подвижностью нервных процессов и особой впечатлительностью.

Говорить нужно динамично, монотонная речь быстро утомляет голосовые складки, да и окружающим трудно слушать маловыразительную немодулированную речь. Голос говорящего должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона.

Шептать и кричать – вредно. При шёпоте голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук образуется за счет шума. При длительном использовании шёпотной речи формируется неправильный механизм голосообразования.

Необходимо грамотно организовать и поддерживать общий режим дня, надо изучить потребности своего организма и создать комфортную смену труда и отдыха, обеспечивающие бодрость и творческую активность педагога. Профессиональная уверенность в себе и своих силах возникает только в результате хорошей профессиональной подготовки, нужно постоянно заниматься самообразованием в различных сферах своей профессиональной компетентности.

Каждый, кто профессионально использует свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. Это есть составная часть профессиональной культуры. В предупреждении голосовых нарушений большое значение имеет природная выносливость голоса и приспособляемость организма к условиям труда, однако соблюдение правил гигиены и ежедневные голосовые тренировки позволяют даже слабому от природы голосу быть работоспособным и постоянно совершенствовать коммуникативную компетентность воспитателя.

Предлагаю упражнения, позволяющие развивать силу и выносливость голоса, а также совершенствовать другие голосоречевые навыки.

Первой «ступенькой» в работе над выразительной речью является развитие физиологического и фонационного дыхания. Для этого выполняются следующие упражнения:

Положив одну руку на живот, для контроля движений диафрагмы, а другую – сбоку на рёбра, для контроля движений грудной клетки. Вдох через нос и плавный бесшумный выдох через нос, потом между вдохом и выдохом делаем небольшую задержку (2 сек.), а затем осуществляем вдох через нос и выдох через рот.

Выполняем вдох через нос, а на выдохе считаем сначала до 5, а затем удлиняем выдох до 10-15.

Выдыхаем воздух через суженное ротовое отверстие сильной струёй, как будто дуем на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы «пламя заколыхалось» и держим его в таком положении до конца выдоха.

Долго произносим звук [м] с целью нахождения для себя наиболее оптимального, удобного звучания. Упражнение должно выполняться свободно, без напряжения, чтобы мышцы шеи, плечевого пояса, живота были расслаблены. Данное упражнение в сочетании с постукивающим движением пальцев называется вибрационным гигиеническим массажем и служит для настройки речевого аппарата на звучание, активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица.

Произносим слоги «ра-ра, ра-ро, ра-ру, ра-рэ, ра-ры» с поворотами головы то вправо, то влево. Данное упражнение служит для активизации и тренировки мышц гортани.

Для тренировки мышц артикуляционного аппарата можно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, которые оформлены в виде «сказки о весёлом язычке». Этот комплекс можно выполнять вместе с детьми:

Язычок с утра проснулся (высунуть широкий язык), сладко потянулся (потянуть язык к носу 6-8 раз), почистил зубы (почистить зубы с внешней и внутренней стороны), причесался (почесать губы об зубы), завел свой мотоцикл, сел на него и поехал в зоопарк. Язычок вошёл в двери зоопарка (широко открыть и закрыть рот) и удивился, сколько здесь животных! (изобразить на лице удивление). Вот вертит хоботом добрый слон (вытянуть губы трубочкой и вращать ей по кругу), а вот пятнистый жираф (широко открыть рот, потянуть язык к небу), вот скачут зебры (поцокать языком), а вот выгнул спину леопард (зацепить кончик языка за нижние зубы, поставить его горкой), у забора притаился старый филин (произнести уф! уф! уф!), а там сидит облизывается пантера (облизать верхнюю губу ). Вечером язычок рассказал обо всем, что увидел, маме (произнести ля-ля-ля).

Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных орудий его выразительности. Высота голоса создает мелодику тона, которая окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной. Для тренировки умения менять высоту голоса можно использовать следующие упражнения:

«Колокол» – «раскачиваем колокол», одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала «мы раскачиваем небольшой колокол», произнося дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем – «массивный колокол», произнося бом-бом-бом низким голосом, затем – «бубенчики», произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.

«Инопланетянин» – попеременно произносим звуки [у], [и], при этом звук [у] произносился низким голосом, а [и] – высоким.

«Шагаем по ступенькам» – произносим фразы: «Первый этаж, второй этаж …седьмой этаж», постепенно повышая свой голос.

Для тренировки темпа речи можно прочитать скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит» в темпе по ситуации:

  • вы отчитываете двоечника;
  • вы беседуете с лучшей подругой;
  • вы на лекции в университете;
  • вы торопитесь, боитесь не успеть рассказать эту новость.

Для того чтобы речь педагога была благозвучной и выразительной, необходимо согласованное взаимодействие всех компонентов речевого анализатора: хорошее речевое дыхание, чёткая артикуляция, богатая интонация.

Для развития всей мелодико-интонационной стороны речи можно произносить предложения, скороговорки с интонациями радости, удивления, восхищения, порицания, печали, безразличия:

Собирала Маргарита маргаритки на горе.
Лара у Вали играет на рояле.

Произнести строчки из различных стихотворений сначала с интонацией вопроса, а затем утверждения, как бы отвечая на вопрос, например:

Около кола колокола? Около кола колокола.

Пальчиковая гимнастика.

Любопытный факт в конце девятнадцатого века подметил французский ученый Кастекс: когда булочник долго месит руками тесто, то голос становится у него хриплым. В чём причина?

Оказывается, когда устают руки, то устают одновременно и мышцы гортани, которые управляют натяжением голосовых связок.

В гортани, как в капле воды, отражается сиюминутное состояние человека. Когда мы говорим или поем, то включаем в работу целый комплекс мышц. А если мы говорим много, а мышечным аппаратом гортани руководить не умеем, то наказание неминуемо:

  • ослабевают гортанные мышцы,
  • голос теряет свежесть, звучность,
  • голос становится тяжёлым, не поддается контролю,
  • выделяется много слизи,
  • случаются кровоизлияния...

Древние римляне говорили, что руки — это часть речи. Врачи – логопеды Московского областного научно-исследовательского клинического института лечат заикание особым методом: они советуют своим клиентам писать каллиграфическим почерком или тщательно вырисовывать печатным шрифтом буквы. Упражнения в каллиграфии отражаются и на характере: человек становится уравновешеннее, спокойнее.

«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант.

Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой системы, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна.При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обратиться к врачу фониатру.

Рецепты здорового голоса.

Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении.

Рекомендую несколько рецептов народной медицины при осиплости, и временной потере голоса.

  • Свежевыжатый морковный сок развести молоком в соотношении 1:3 и пить 3 раза в день по полстакана.
  • Тщательно размешать 2 яичных желтка, 50 г меда и 30 г коньяка. Принимать по 1 чайной ложке 4 раза в день.

Рецепт от Олега Газманова. Однажды, не будучи профессиональным певцом, Газманов «перепел» и истощил голос, и тогда на полгода он ушел в море и там восстановил его. Помогло ему вдыхание морского воздуха, молчание, полоскание морской водой, дыхательная гимнастика.

Секрет солистов Русского народного хора имени М. Е. Пятницкого. Мякоть половины лимона превратить в кашицу, добавить столовую ложку меда, подержать во рту и проглотить. В мед входит множество микроэлементов и витаминов, поэтому он обладает противовоспалительным, смягчающим и антисептическим действием. А в лимоне, как известно, повышенное содержание витамина С, отсюда его общеукрепляющий эффект. Сочетаясь, оба эти полезных продукта бережно ухаживают за слизистой гортани и за голосовыми связками, поддерживают весь иммунитет в целом. Даже леденцы от кашля с небольшим содержанием меда и лимона оказывают положительный эффект на больную гортань.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Деятельность психолога ДОУ по коррекции психоэмоциональных состояний педагогов, имеющих нарушения голосовой функции".

В статье кратко описан метод музыкотерапии в работе  с педагогами, имеющими голосоречевые нарушения. Приведены данные исследований, подтверждающие необходимость применения музыкотерапии в коррекц...

Консультация для педагогов "Гигиена - основа здорового образа жизни"

Консультация для педагоговстаршего воспитателя МБДОУ детского сада комбинированного вида № 7Гигиена - основа здорового образа жизниВ процессе повседневного общения с детьми группы, педагогу необходимо...

ГИГИЕНА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСОВОГО АППАРАТА.

Консультация для родителей "Гигиена органов дыхания и голосового аппарата"....

Консультация для педагогов. "Гигиена-это важно!". Беседы и игры.

Откуда берутся болезни?     Мир вокруг тебя полон невидимых существ. Микробы так малы ростом, что их даже через увеличительное стекло не разглядишь. Несмотря на крошечные размеры, микро...

Консультация для педагогов "Гигиена дыхания"

Консультация   будет  полезна педагогам....