Растем здоровыми
статья

Скобелева Наталия Николаевна

 Здоровье детей – это будущее страны, здоровье основных её институтов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Растем здоровыми

     Здоровье детей – это будущее страны, здоровье основных её институтов. Статистики подсчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей, и взрослых), лежащие в основе большей части болезней, риск развития многих заболеваний и отклонений в развитии ребенка может уменьшиться более чем наполовину. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная и каждодневная работа, начиная с рождения. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребенка.

     Воспитание ребенка с рождения определяется не только состоянием здоровья, но и тем микроклиматом семьи и социального окружения, в котором живет и развивается человек. В дошкольном возрасте эту работу осуществляют совместно родители и воспитатели. Поэтому, когда ребенок переступает порог детского сада, многие пройденные родителями трудности возникают как бы вновь, а в дополнение к этому появляются новые проблемы. Так устроена жизнь, ее нельзя прожить абсолютно спокойно, без всяких трудностей, особенно если речь идет о воспитании детей. «Маленькие детки – маленькие бедки, большие детки – большие…»

     Можно ли сделать так, чтобы этих «бедок» было поменьше, можно ли смягчить трудности, без которых нельзя пройти жизненный путь? Если можно, то как? Как помочь своему ребенку миновать все «препоны и рогатки», как закалить его в этой в этой нелегкой борьбе за право быть крепким, сильным, достойным ЧЕЛОВЕКОМ?

     Каждый раз, задумываясь о воспитании и оздоровлении ребенка, мы прежде всего должны обозначить основные вехи:

  • зачем мне все это нужно?
  • что нужно делать?
  • как я буду это делать?
  • каковы будут результаты моих действий, и как я буду их оценивать?

     На первый взгляд  все вроде бы ясно: мы хотим помочь своему ребенку вырасти здоровым человеком. Но давайте подумаем: а знаем ли мы, что такое здоровье вообще, насколько здоров наш ребенок?

     Несмотря на то, что в детском саду в группе 20-25 детей и все они одного возраста, можно не сомневаться, что одинаково здоровых здесь нет. «мера» здоровья у всех разная, а поэтому для поддержания и укрепления здоровья требуется разное количество и качество усилий. То, что хорошо одному, не всегда полезно и хорошо другому.

     В детском саду делается абсолютно все, что необходимо для обеспечения санитарно-гигиенических условий, для оздоровления, но это все содержит только то, что не может навредить, а значит, ориентир в детском саду будет на самого слабого. Более крепкие ребятишки могут недополучить чего-то. Это «что-то» - индивидуальные (дополнительные) воздействия, которые могут осуществлять только сами родители, ведь большую часть времени ребенок проводит дома. Подумайте, сколько можно сделать за утро, вечер, субботу, воскресенье! Все дети нуждаются в правильном режиме, физических упражнениях и закаливании. Но только вы можете помочь своему ребенку получить все необходимое с учетом особенностей его здоровья, и, следовательно, первое, с чего вы должны начать, это хорошо узнать своего ребенка.

     Какой он? Каковы показатели его здоровья?

ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.

     ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК дошкольного возраста – это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный. С высоким уровнем физического и умственного развития.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

  • Дошкольный возраст – наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычки к чистоте.
  • Дошкольник может успешно освоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро.
  • Большинство детей к 5 годам уже умеют самостоятельно умываться.
  • Для выработки и закрепления этого навыка ребенку необходимо помочь: научить закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, хорошо ополаскивать, смывать мыло, досуха вытираться только личным полотенцем.
  • Нужно несколько раз показать ребенку, где постоянно должно висеть его полотенце.
  • Не стоит торопить ребенка, если поначалу он на умывание тратит много времени.
  • Если навык мытья рук и умывания не закрепить в этом возрасте, в дальнейшем у вас будет много хлопот.
  • Главное для обретения гигиенических навыков – пример взрослых. Если родители делают гимнастические упражнения, а затем принимают душ, ребенок  будет поступать так же.
  • При невозможности принять душ стоит приучать детей по утрам умываться до пояса.
  • Они должны усвоить привычку по вечерам ежедневно на только умываться и чистить зубы, но и мыть ноги, тщательно вытирая кожу между пальцами, не оставляя влажными места, где чаще всего развиваются грибковые заболевания кожи.
  • Дошкольник способен пользоваться самостоятельно носовым платком, поэтому подумайте, где и как будут храниться у ребенка эти платки, и никогда не ругайте его за утерянные.
  • ОЧЕНЬ ВАЖНО В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ ПРИУЧАТЬ ДЕТЕЙ К ОПРЯТНОСТИ!

Формирование интереса к двигательной деятельности

     Потребность в движениях свойственна маленькому ребенку. Окружающие его взрослые должны всеми доступными и разнообразными средствами помочь ему полюбить прекрасный мир движений, испытать радость от достигнутых усилий при овладении каким-либо из них – промчаться на лыжах, коньках, научиться свободно  владеть мячом, уверенно чувствовать себя в воде и т.д. Сформированное с детских лет положительное отношение к физическим упражнениям, уверенное их выполнение развивают способность преодолевать препятствия, прикладывая для этого необходимые волевые усилия.

     Мотивы активных действий разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Их заинтересовывает красивый яркий обруч, мяч, радостное настроение играющих сверстников.

     Польза от совершаемых детьми движений неизмеримо выше, если они выполняют их охотно и радостно.

     При эмоционально окрашенных играх и упражнениях проявляется более высокая работоспособность, активность, стремление к дальнейшему овладению двигательными действиями.

     Очень важно поощрять желание детей заниматься по собственному побуждению, не по принуждению.

     Проявление интереса детей к движениям увеличивается, если они уверенно ими владеют.

     Ребята особенно охотно стремятся участвовать в таких играх, где могут применить свои двигательные умения, например, ловко обежать или перепрыгнуть препятствие, предать мяч.

     Неоднократное повторение движений в привлекательных ля детей играх ведет к дальнейшему их совершенствованию и одновременно развивает сообразительность, характер, настойчивость, приучает к дисциплине.

     Т.о., формирование у детей интереса к двигательной активности является очень важным и ответственным долгом родителей и воспитателей.  Использование всех форм занятий физической культурой, правильный подбор игрушек и пособий, гибкость в применении методических приемов активно влияет на формирование у детей потребности ежедневно выполнять физические упражнения.

Значение прогулки в разностороннем развитии дошкольников

Многие родители недооценивают значение прогулки в жизни ребенка.

Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период.

Дети младшего дошкольного возраста характеризуются большой двигательной активностью. Реализация этой особенности имеет большие возможности на прогулке, где дети не ограничены пространством и двигательными действиями.

Обучение двигательным действиям на прогулке идет непременно с опорой на мыслительные операции, содействует не только физическому, но и активному психическому развитию младших дошкольников.

Велико влияние движений на развитие речи детей. Рядом исследователей доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем быстрее идет развитие у него речи.

На прогулке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и ее обитателям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира, впервые осознается значение природы в жизни человека, осознаются и переживаются нравственно-эстетические чувства, побуждающие детей заботиться обо всем что их окружает.

Общение с природой важный компонент в нравственном развитии ребенка, настраивает на сохранение, заботу, защиту.

Плюсы прогулки:

  • + ПОВЫШАЕТ ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТЬ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ И СИСТЕМ РАСТУЩЕГО ОРГАНИЗМА;
  • + СОДЕЙСТВУЕТ ЗАКАЛИВАНИЮ ОРГАНИЗМА, ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ;
  • + ФОРМИРУЕТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ И ЗДОРОВЬЕУКРЕПЛЯЮЩЕЕ ДВИГАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ;
  • + ФОРМИРУЕТ ПРАВИЛЬНЫЕ НАВЫКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ, ВАЖНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СЛОЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ;
  • + ИДЕТ УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ;
  • + ВОСПИТЫВАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ, ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДЫ В ЦЕЛОМ;
  • + РАЗВИВАЕТ СПОСОБНОСТЬ ОТМЕЧАТЬ И ПРОИЗВОДИТЬ ПЕРВИЧНЫЙ АНАЛИЗ СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

               

БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ОСАНКЕ

       Дошкольный возраст – период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

     

Отчего может нарушиться осанка?

  • Мебель, не соответствующая возрасту
  • Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.
  • Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу.
  • Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, «калачиком»
  • Нарушение осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой.

   

      Важная задача физического воспитания детей – формирование правильной осанки.

Правильная, красивая осанка – один из показателей здоровья. Это прежде всего нормальное развитие скелета, гармонично развитая мышечная система и умение правильно держаться в покое и в движении.

     Установлено, что в большинстве случаев недостатки осанки дошкольников – это результат слабости мышц туловища, неумения удерживать туловище в правильном положении («небрежная осанка»)

     Общее укрепление мышц, и в первую очередь мышц туловища, костно-связочного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, влияет на формирование осанки.

     Это имеет особое значение для детей подготовительной к школе группы. В школе ребенку с первых же дней придется сидеть за партой по 3-4 часа. Если в дошкольном возрасте недостаточно укреплены мышцы туловища, удерживающие позвоночник в правильном положении, то они быстро утомляются, и ребенок будет принимать наиболее удобную для него облегченную, но не правильную позу.

     Для укрепления осанки особенно полезны упражнения, укрепляющие боковые мышцы туловища, мышцы спины и мышцы брюшного пресса. Хотя ни в одном упражнении та или иная группа мышц не работает изолированно (при упражнениях для укрепления мышц спины в какой-то степени работают мышцы брюшного пресса и наоборот), надо подбирать упражнения, преимущественно влияющие на ту группу мышц, которую в данный момент необходимо укрепить у детей.

     Упражнения для укрепления боковых мышц туловища надо проводить с целью предупреждения сколиозов (боковых искривлений позвоночника). Основой таких упражнений являются повороты и наклоны туловища влево и вправо. Лучше всего эти упражнения делать из исходного положения сидя на полу со скрещенными ногами – по-турецки, верхом на гимнастической скамейке, бревне, стуле. В таком положении таз неподвижен (зафиксирован), и движение происходит только в позвоночнике.

                                  НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ СОВЕТОВ:

  • При использовании комплексов упражнений для профилактики нарушений осанки целесообразно чередовать проведение их без предметов и с пособиями, способствующими формированию правильной осанки: гимнастическими палками, гантелями, мешочками с песком и т.д.
  • Обязательным условием при проведении профилактических упражнений является постоянный контроль за осанкой детей.
  • Объяснения должны быть предельно краткими, ориентирующими детей на исходное положение и вид движения (повороты, приседания, вращения руками)
  • Для обеспечения эффективности работы варьировать упражнения, усложняя их за счет изменения исходного положения.
  • Следить за точностью выполнения движений.  От этого зависит освоение их детьми и как главный результат – правильная осанка.

                                    КАК ОБЛЕГЧИТЬ ПРОЦЕСС СИДЕНИЯ?

                                   ЧТО ЗНАЧИТ ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА?

  • При правильной посадке бедра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низко, что голени поднимаются выше уровня тазобедренных суставов.
  • Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться сутулость, если излишне опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины.
  • Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы, и ребенок может свободно и глубоко дышать.
  • Очень высокий стол вызывает подъем локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребенок сутулиться и сгибает туловище вперед.
  • Так что неправильная посадка за столом – это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости всех внутренних органов (ОРЗ, атония кишечника).

ЧТО ЗНАЧИТ СТОЯТЬ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА?

  • Стояние, особенно в определенной позе, очень утомительно для ребенка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статистической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать, пытается прислониться к чему-нибудь.
  • ПОМНИТЕ! Наказывая своего ребенка стоянием в углу, вы наказываете его физически.

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

     В раннем детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем по мере роста ребенка этот недостаток может увеличиться, причинять много  неприятностей и даже привести к искривлению позвоночника.

     Основным средством профилактики является специальная гимнастика.

  • Ходьба на носках
  • Ходьба на наружном своде стопы
  • Ходьба по наклонной плоскости
  • Ходьба по гимнастической палке
  • Катание мяча ногой
  • Захват мяча ногами
  • Приседания, стоя на палке
  • Приседания на мяче
  • Захват и подгребание песка пальцами ног
  • Захват и перекладывание мелких предметов пальцами ног
  • Закончить упражнения ходьбой на носках, обычной ходьбой

ПРОФИЛАКТИКА СКАЛИОЗА

     Нарушение осанки у детей встречается очень часто. Что  же может произойти? Если ребенок неправильно держит тело, его грудная клетка постепенно сужается, делается плоской, углы лопаток начинают торчать, отходя от позвоночника, спина горбится, живот выпячивается вперед. Начинает искривляться позвоночник, возникает боковой изгиб (сколиоз) или сутулость.

                     Все это вредит здоровью!!!!!

           ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ:

  • Привычка стоять с опорой на одну ногу.
  • Походка с опущенной головой
  • Одностороннее отягощение
  • Привычка сидеть на передней части стула
  • Высокий стул, стол
  • Очень мягкая мебель, постель, подушка
  • Привычка спать в одной позе, на одной стороне.

     Основным средством профилактики и лечения сколиоза служат физические упражнения, способствующие подвижности грудной клетки, укреплению мышц спины, межлопаточной зоны, живота, а также устранение причин возникновения неправильной осанки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Расту здоровым!» Технология ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У дошкольников в условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Цель экологического образования дошкольников – формирование начал экологической культуры - становление заботливого, бережного отношения непосредственно к окружающей среде во всем ее многообразии: к лю...

Проект по теме "Расту здоровым в стране здоровья"

Краткосрочный проект, сделанный вместе с детьми и родителями во 2 младшей группе...

Конспект проведения Дня Здоровья в средней группе. ООД на тему "Расти здоровым"

Игровое занятие с дошкольниками, дающее представление о здоровом образе жизни....

"Растем здоровыми. Здоровый образ жизни"

Преентация ко Дню Здоровья "Растем здоровыми. Здоровый образ жизни"...

Программа Здоровье. Растим здоровых детей

Программа Здоровье. Растим здоровых детей...