Здоровье сберегающая музыкально-психологическая терапия «Здоровый ребенок»
методическая разработка

Шемис Александра Иосифовна

Здоровье сберегающая музыкально-психологическая терапия

«Здоровый ребенок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_rebenok.docx29.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающая музыкально-психологическая терапия

«Здоровый ребенок»

Проблема

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Эффективность оздоровления часто болеющих детей во многом зависит от рациональной организации профилактических мероприятий, это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

В нашем дошкольном учреждении имеется  оздоровительная группа для часто болеющих детей. Эта группа - для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет), нуждающихся в профилактических мероприятиях.

Коллективом нашего детского сада было проведено наблюдение и анализ деятельности и здоровья детей, для оптимизации образовательного и оздоровительного процесса, а так же что бы скоординировать действия коллектива, направленные на оздоровление и развитие детей данной группы. Работа велась в трех направлениях: педагогическое, психолого-адаптационное наблюдения и мониторинг детского здоровья и физического развития.

Результаты следующие:

Группа детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) 20 человек: 8 мальчиков, 12 девочек.

№ п/п

Уровень развития

Предмет исследования

Высокий

Средний

Низкий

Педагогическое наблюдение

1

Образовательная область

«Социально-коммуникативное  развитие

2%

42%

56%

2

Образовательная область

«Познавательное развитие»

8%

62%

30%

3

Образовательная область

«Речевое развитие»

6%

58%

36%

4

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

12%

52%

36%

5

Образовательная область

«Физическое развитие»

2%

38%

60%

Средний уровень развития детей

6%

50,4%

43,6%

Психолого-адаптационное наблюдение

1

Общение с педагогом

7%

25%

68%

2

Общение с сверстниками

12%

56%

32%

3

Поведение во время режимных моментов

14%

58%

28%

4

Связь ребенка с родителями

6%

48%

46%

Итог наблюдения

Степень адаптации

9,75%

46,75

43,5

легкая

средняя

тяжёлая

Мониторинг детского здоровья и физического развития

Группы здоровья детей

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

2 человека

14 человек

3 человека

0

1 человек

Дети состоящие на учете у врачей специалистов (человек)

кардиолог

пульмонолог

нефролог

невролог

эндокринолог

ортопед

1

1

2

4

1

11

Физическое развитие (человек)

Микросаматики

Мезосоматики

Макросоматики

2

13

5

Физкультурные группы (человек)

Основная группа

Подготовительная группа

ЛФК

2

15

3

Из результатов наблюдений и мониторинга детского здоровья и физического развития видно, что в оздоровительной группе детей раннего возраста преобладает средний и низкий уровень развития, адаптация так же среднего и тяжёлого видов. Что касается здоровья, то из мониторинга видно на что нужно направить особое внимание, и, как известно, у детей раннего возраста заболеваемость в 2–2,5 раза выше, чем в возрасте 4 лет и старше и работу необходимо начинать именно с раннего возраста.

Предлагаемые пути решения:

По результатам наблюдений коллектив нашего детского сада разработал систему физкультурно-оздоровительной и профилактической  работы, которая направлена на реабилитацию часто болеющих детей, профилактику ОРВИ, ОРЗ   и повышение резистентности организма.

На наш взгляд эта работа является начальной и отправной точкой, которая позволит продолжить работу   в данном физкультурно-оздоровительном направлении и с более старшими детьми, вести мониторинг, накапливать методический материал и улучшать качество профилактики заболеваний, способствует раннему выявлению проблем ребенка и возможности составления индивидуальных коррекционных маршрутов. Это необходимо для подготовки здоровых детей для дальнейшего обучения в школе.

В программе выделены основные пять направлений работы: профилактическое, обучающее, коррекционное, валеологическое и психологическое, которые могут быть адаптированы и для детей с ограниченными возможностями здоровья. По каждому направлению разработан комплекс мероприятий, которые в тесной взаимосвязи осуществляют: воспитатели оздоровительной группы, медицинская сестра, инструкторы по физической культуре, учитель – логопед, музыкальный руководитель с педагогом-психологом. Сегодня мы более подробно остановимся на работе музыкального руководителя и педагога-психолога, на игровых сеансах: Здоровье сберегающая музыкально-психологическая терапия «Здоровый ребенок». 

Игровые сеансы здоровье сберегающая музыкально-психологическая терапия «Здоровый ребенок»

Цель игровых сеансов

Обеспечение единства и взаимодополняемости психологических, музыкальных и оздоровительных методов, координация деятельности взрослых по отношению к ребенку и прогнозирование положительного результата дальнейшего его развития.

Задачи

  1. Сохранение психологического здоровья детей.
  2. Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления особенностей развития каждого ребенка
  3. Разработка и реализация групповой программы
  4. Разработка и реализация программ индивидуального сопровождения ребенка
  5. Консультационная работа с родителями и педагогами
  6. Подбор психологической и музыкальной литературы для самообразования родителей.

Содержание игровых сеансов

Психофизическая нагрузка: речь с движениями, пальчиковая гимнастика, игры на создание положительных эмоций, артикуляционная гимнастика, игры на дыхание, релаксация.

Музыкально-оздоровительная нагрузка: валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, игровой массаж, музыкотерапия.

Цикл игровых сеансов разделен на весь учебный год, по 2 раза в месяц, начиная с октября по апрель.

Октябрь: «Добрые ручки мои»; «Мой зеленый звонкий мяч».

Ноябрь: «Листопадничек-малыш»; «В гостях у нас котенок».

Декабрь: «Мишка и мышка в гостях у ребят»; «Тянемся – потянемся».

Январь: «Снеговичок и варежка», «Санки и коньки».

Февраль: «Ветер проказник», «Выше нос, или кто живет в снегу»

Март: «Деточка-Светочка», «Горячие булочки».

Апрель: «Сороконожка проснулась», «Гу-гу».

Для достижения наибольшей результативности при проведении игровых сеансов необходимо: не забывать комплексно рассчитывать и решать задачи интеллектуального, физического, психологического и музыкального развития детей, необходимо активно внедрять во все этапы их жизни здоровьесберегающие технологии для эффективного решения всех проблем.

Психофизическая нагрузка

Психофизическая нагрузка определяется индивидуальным занятием с различной наполняемостью используемых методик. Игры, разработанных  нами комплексов,  используются как самостоятельные и воспитателями и другими специалистами.

Паузы на снятие напряжения используются  постоянно, они продуманы специально для поддержки темы и содержания конкретного сеанса, они дают возможность понять, что каждый человек в мире нужен и несмотря на разные характеры, он всегда находит поддержку окружающих его людей.

Само массаж для детей очень необычен тем, что они еще недостаточно хорошо владеют собой, и когда они играют в подобные терапевтические игры, это помогает им узнать себя и раскрыть собственные возможности.

Еще одна из психофизических нагрузок – это игры на создание положительных эмоций. Несмотря на то, что дети еще маленькие, они тоже подвержены усталости, раздражению и плохому настроению.

Мы придумали, так называемую «носочкотерапию», чтобы помочь справится с отрицательными эмоциями. С помощью носочков, дети могу поведать о своих страхах, переживаниях и желаниях.

Следующая психофизическая нагрузка – это гимнастика для глаз, которая позволяет нам бороться с одной из самых главных проблем, связанных со здоровьем дошкольников, в именно с ухудшением зрения. Мы разработали комплекс авторских стихов и песен, чтобы бороться с этой проблемой не только эффективно, но и интересно.

Музыкально-оздоровительная нагрузка

Музыкально-оздоровительная нагрузка, включает в себя валеологические песенки – распевки,  дыхательная гимнастика, игровой массаж, музыкотерапия и оздоровительные и фонопедические упражнения.

Валеологические песенки-распевки, эти музыкальные упражнения не только улучшают позитивный климат на занятии, но формируют особое положительное отношение к миру.

Дыхательная гимнастика, служит не только общему укреплению организма, в частности дыхательной системы, но также позволяет бороться с уже развившимися заболеваниями, например, различные деформации грудной клетки и позвоночника. Среди упражнений, входящий в авторский комплекс дыхательной гимнастики, можно выделить упражнения «машина» (обучение постепенному выдоху воздуха), «цветок» (для достижения дыхательной релаксации) и «собачка» (закаливание зева)..

Еще один из примеров музыкально-оздоровительной нагрузки – это музыкотерапия. Слушая особо подобранные музыкальные композиции, дети учатся расслабляться и становятся спокойнее и умиротвореннее. Для музыкотерапии мы подбираем мелодии классических танцев – вальсы, мазурки, польки, и, хотя наши ребята еще не знаю этих танцев, однако они на подсознательном уровне угадывают ритм, движения этих танцев и танцуют их, но танцуют необычно, а лежа на полу.

Еще один, не мало важный элемент музыкально-оздоровительной нагрузки, это оздоровительные и фонопедические упражнения, которые способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

И последняя составляющая  музыкально-оздоровительной нагрузки, это игровой массаж. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринный желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. И как пример подобного игрового массажа, наша авторская «шишкотерапи». С помощью шишек, дети учатся делать массаж самим себе и другим в игровой форме.

Результаты

К концу учебного года можно наблюдать следующие результаты:

№ п/п

Уровень развития

Предмет исследования

Высокий

Средний

Низкий

Педагогическое наблюдение

1

Образовательная область

«Социально-коммуникативное  развитие

18%

63%

19%

2

Образовательная область

«Познавательное развитие»

15%

71%

14%

3

Образовательная область

«Речевое развитие»

12%

62%

25%

4

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

24%

68%

8%

5

Образовательная область

«Физическое развитие»

28%

68%

4%

Средний уровень развития детей

19,4%

66,4%

14%

Психолого-адаптационное наблюдение

1

Общение с педагогом

15%

73%

12%

2

Общение с сверстниками

28%

68%

4%

3

Поведение во время режимных моментов

23%

73%

4%

4

Связь ребенка с родителями

35%

62%

3%

Итог наблюдения

Уровень адаптации

25,25%

69%

5,75%

адаптирован

Средний уровень адаптации

не адаптирован

Вывод

Музыкально-психологическая терапия, как элемент оздоровительных мероприятий  нужна для того, чтобы в дальнейшем соматические заболевания не перешли в психосоматические.

В раннем возрасте уже видно, на что больше нужно уделить внимания у ребенка, что можно скорректировать, чтобы помочь ребенку социализироваться.

За время проведения музыкально-психологической терапии, значительно укрепилось физическое и психическое здоровье у детей, сформировались привычки к здоровому образу жизни.

Список литературы

1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2011.

2. Борисенко М.Г. и др. Руководство для практических психолгов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста. – Спб.: Паритет, 2002

3. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003.

4. Лукина Н.А, Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста. -   СПб: Паритет, 2004.

5. Машталь О. Программа развития способностей ребенка. – Санкт-Петербург: Наука и техника, 2007.

6. Меняйлова И.Н. Двигательное и психическое развитие детей ясельного возраста. СПб, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пейте дети молоко – будете здоровы» (средняя группа) с использованием здоровье сберегающей технологии

1.      Формирование представлений о влиянии молочных продуктов на здоровье.2.      Познакомить с витаминной ценностью молока.3....

Выступление на общем родительском собрании на тему: "Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников". "Применение здоровье сберегающих технологий в повседневной жизни ребенка. Валеологические песенки-распевки".

В статье подняты вопросы здоровье сбережения, воспитания привычки"здорового образа жизни". Даны варианты валеологических песенок-распевок, которые родители могут использовать дома....

Здоровье-сберегающие технологии и укрепления здоровья детей с помощью музыкальных игр

   Музыка издавна использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. Музыкальное развитие детей  в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вы...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

Конспект образовательной деятельности для детей 6-7 лет с использованием здоровье - сберегающих технологий. Тема: «Страна Здоровья».

Формирование представления детей о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....

Здоровье сберегающая технология – Арт – терапия для детей дошкольного возраста

Арт - терапия, в работе с детьми приносит много положительных результатов. Детям нравится заниматься с необычным материалом....

«Использование здоровье сберегающих технологий для укрепления здоровья ребенка дома»

Родители, здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство- движение. Физические упражнения непременно должны войти в образ жизни к...