Стрессом нужно и можно управлять
занимательные факты

Чеканова Светлана Владимировна
Стресс. Стресс ( от англ. stress – “давление,нажим, напряжение") – высокая степень психологического напряжения, оказывающая сильное влияние на деятельность человека и его отношения с окружающим. Стресс бывает двух видов: эустресс – положительный, мобилизующий человека, и дистресса – разрушающий, создающий состояние перенапряжения. Каждый человек – индивидуальность, он имеет свой личный уровень реагирования на стресс. Это проявляется в том, что каждый из нас чувствителен к своим стрессорам. Для одних стресс – шумная компания, для других – ситуация вынужденного одиночества. Стрессоры – неблагоприятные значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействие, ведущие к возникновению стрессовых состояний. В психологии выделяют внешние и внутренние стрессоры. К внешним относятся: шум, сильный ветер, температура, люди и т.д. -все, что действует на человека из вне. К внутренним относятся: чувства, мысли, боли, привычки – все, что идет изнутри организма, связано с настроением и самочувствие человека. Как правило, стрессоры действуют в комплексе. Поэтому целесообразнее говорить о стрессогенной ситуации или стрессогенной событии. Именно эти ситуации и события приводят к стрессу. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У некоторых реакция активная. При стрессе их деятельность становится более эффективной – это так называемые « стресс льва", а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности быстро падает – это « стресс кролика". Так, некоторые учащиеся в ситуации экзамена чувствуют приток сил, повышение тонуса, другие же от волнения забываю то, что хорошо знали и могут упасть даже в обморок. Но при этом не следует думать, что « стресс льва" – это хорошо, а «стресс кролика" – плохо. В каждой конкретной стрессовой ситуации будет разумнее следовать тому стилю поведения, который позволит вам преодолеть препятствие или решить проблему с наименьшими потерями для вас. Боритесь, как лев, когда это нужно, или выбирайте, сохраняя силы, как кролик. Непрерывная череда стрессов может оказаться очень опасно для здоровья. Так как ломаются нормальные механизмы саморегуляции, формируются хронические, порой неизлечимые заболевания. Развиваются неврозы, сердечно-сосудистых, желудочно-кишечные заболевания. Медики все чаще говорят о том, что многие болезни имеют психосоматическое происхождение. К ним относятся язвы, бронхиальная астма, гипертонии, мигрени и многое другое. Вызваны они психологическими причинами, чаще всего стрессом, а точнее – неумение к нему адаптироваться. Выбор правильного способа реагирования на стрессоры является одним из главных моментов, обеспечивающих равновесие организма. В некоторых случаях имеет смысл что-то « пропустить мимо ушей", а иногда стоит «принять вызов". Как ни парадоксально это звучит, но для счастья человеку тоже необходим определенный уровень стресса – для каждого свой. Люди нуждаются в чем-то большем, нежели просто пища, одежда, жилье. Стремясь чего-то достичь в жизни, человек постоянно сталкивается с трудностями и, соответственно, ежеминутно испытывает влияние стресса. Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен, изучив самого себя, определить тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он ни избрал. Кто не сумеет этого сделать, тот будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела или постоянной чрезмерной нагрузкой. Мы не должны, да и не можем избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработали соответствующее отношение к жизни. Итак, стресс неизбежен, но от дистресса уберечься можно. Все мы знаем, что на одну и ту же ситуацию разные люди реагируют по-разному, поскольку интерпретируют ее неодинаково. Данная интерпретация называется когнитивной оценкой, и ей можно управлять. Для того чтобы сделать это грамотно, нужно разобраться с тем, как запускается стресс в нашем организме и на каком моменте его можно остановить. Перед вами жизненная ситуация, требующая адаптации. Между первой фазой (возникновение жизненной ситуации) и следующей ( восприятие ситуации как стрессовой) можно поставить барьер. Этот барьер может состоять из назначенного лечения, проявления упорство, силы воли с вашей стороны. Вы не позволяет сложившейся ситуации нарушить свое душевное равновесие. Вы можете поискать в ситуации свои положительные стороны, исходя хотя бы из того, что она могла сложиться и хуже. Или можно поставить барьер между второй и третьей фазой ( восприятием ситуации как стрессовой и эмоциональной реакцией на нее). Посмотрите, может быть, те проблемы, которые привели вас в состояние стресса, совсем не так значительны и вы «раздуваете из мухи слона", а может быть, у вас уже вошло в привычку страдать, жаловаться, видеть во всем только плохое. Итак, управлять стрессом можно и нужно. Но лучше всего не допускать той стадии стресса, которая может принести вред организму. Это возможно, если у вас высокий уровень стрессоустойчивости. Стрессоустойчивость – совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, солевые и эмоциональные нагрузки ( перегрузки), связанные со стрессовой ситуацией, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Вот несколько советов для повышения вашей стрессоустойчивости и профилактики дистресса: 1. Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утренней спешки и раздражения. Спокойное, организованное утро создает соответствующий настрой и уменьшает вероятность возникновения неприятностей в течение дня. 2. Делайте все вовремя. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. 3. Научитесь говорить «нет". Из всех способов распределения времени умение говорить «нет" – самый выигрышный. 4. Заводите ежедневник. Не полагайтесь на свою память. Так вы предотвратите страх, что можете забыть важные события и встречи. 5. Считайте свои удачи. На каждое наведение, вероятно, найдется десять случаев, когда что-то удалось.. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение. 6. Понизьте планку своей требовательности. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. 7. Уделяет внимание своему здоровью. 8. Старайтесь общаться и поддерживать дружбу с людьми, которым не свойственно хронические беспокойство или тревога. 9. Создайте из хаоса порядок. Организует ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищите. 10. Выполняйте глубокое медленное дыхание. В стрессовой ситуации люди дышат быстро и поверхностно. Это приводит к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдоха и выходов. 11. Сделайте что-то для улучшения своего внешнего вида. 12. Организация свое время разнообразно. 13. Продайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны. 14. Высыпайтесь. 15. Помните: «Жизнь – прекрасна!». Ожидаете от жизни позитива, умейте его находить и сохранять. 16. «Улыбнулась миру, чтобы он улыбнулся вам!» В борьбе со стрессом не забывайте про смех. При смене в крови увеличивается содержание эндорфинов, что повышает настроение, придает человеку бодрости, оптимизма. Если стресса избежать не удалось, то: 1. Отвлекайтесь. Не нужно думать слишком долго о стрессовой ситуации, это может привести к психической травмы и ухудшению здоровья. Поэтому очень важно уметь отвлекаться. 2. Снижайте значимость события. Истинной причиной стресса, являются не события и не люди, а наше отношение к происходящему. Всегда можно найти какой-то выход, надо только все как следует обдумать, а эмоции очень часто мешают мыслительному процессу. 3. Действует. Стресс является мощным источником энергии. Выбрасываемый в кровь адреналин вызывает целый каскад реакций. Организм требует действия. Поэтому не добавляйте, а действует. 4. Расслабляйтесь. Стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту. Стрессом нужно и можно управлять!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Нужно ли вам учиться бороться со стрессом"

Ответив на десять вопросов вы узнаета, "Нужно ли вам бороться со стрессом"...

Управляй временем - управляй жизнью!

Как распределить своё время? Тайм-менеджмент....

Занятие в ДОУ для дошкольников 6-7 лет на тему «Настроением можно управлять»

Цель: формирование внимательного, заботливого отношения к сверстникам, близким людям, животным.Задачи:— обогащать обобщенные представления о способах передачи своих желаний, чувств, настро...

Тренинговые занятия "Я управляю стрессом"

Нивелирование негативных эмоций и формирование стрессоустойчивости...

Рекомендации для педагогов и родителей "Стоп стресс! Управляй своим состоянием"

Стресс - это состояние психического напряжения, которое возникает в процессе деятельности,в основном, экстремально- сложных условиях. Для обретения состояния умственного расслабления рекомендую нескол...

Управляем стрессом

На тему стресса сейчас много пишут. Беспокоит общественность  здоровье и эмоциональное состояние не только взрослых, но даже детей. Конечно, в современном мире уже с раннего возраста...