“Использование уголка психологической разгрузки в работе с детьми с ОВЗ”
методическая разработка

В работе описан инновационный опыт работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда и специального психолога с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование уголка психологической разгрузки в работе с детьми с ОВЗ.

Подготовила: Учитель-логопед Резяпова К.А.

Здоровье человека — актуальная тема для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Здоровье ребенка с ограниченными возможностями, его социально-психологическая адаптация, развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

Образовательная среда справедливо считается идеальным каналом для содействия здоровьяЗдоровьесберегающий потенциал образовательной среды определяется созданием благоприятных условий для овладения ребенком физической, психологической и духовной культурой.

Для сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников в нашем детском саду используются разнообразные помещения. Это кабинет педагога-психолога, сенсорная комната, а так же уголки психологической разгрузки в групповых помещения и логопедических кабинетах.  Я хочу познакомить вас с работой в уголке психологической разгрузки в  группе для детей с умственной отсталостью (тяжелой и умеренной).

 Нашу группу посещают 8 воспитанников. Все дети имеют сочетанные нарушения. Т.е. умственная отсталость отягощена  нарушением зрения, слуха и ЭВС. Из них 4 ребенка(50%) имеют РАС. Вопрос о психологическом комфорте детей нашей группы является особенно актуальным. Поэтому мы организовали в группе  уголок психологической разгрузки с учетом:

- возрастных особенностей детей;

- их  индивидуального развития;

- интересов наших воспитанников;

- требованием ФГОС ДО.

Мы определили для себя, что главная задача  его использования  для нас – это максимальная социально-психологическая адаптация, которую мы решаем через следующие задачи:

-  обучение приемам саморегуляции и  умению  владеть собой в различных

ситуациях;

- обучение детей способам выражения гнева;

- обучению навыкам сотрудничества и согласованным действиям;

- обучение детей бесконфликтному общению;

- самосознание как один из форм  самооценки;

Разрешите представить работу с детьми в уголок психологической разгрузки с позиции решаемых задач.

  1. Обучение приемам саморегуляции  и умению  владеть собой в различных ситуациях.

Для решения задачи по обучению приемам саморегуляции  и умению  владеть собой в различных ситуациях используем изготовленный нами полог для уединения. Полог сшит из ткани спокойных пастельных тонов, оснащение  которого соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Работа в пологе имеет несколько вариантов:

-  Это самостоятельное пребывание ребенка, т.е. воспитанник самостоятельно  может зайти в этот уютный уголок и спокойно посидеть или полежать на подушечке и посмотреть на звездное небо, послушать колыбельные песни проектора или книги.  А может заглянуть в кармашки и найти для себя различные массажные шарики, бусы. Если будет повнимательнее, то на стене обнаружит  следы ног и ладошек. Все это помогает ребенку отвлечься, ощутить покой, покой и безопасность. Так дети учатся самостоятельно владеть собой: при раздражении успокаиваться, а при апатии быть более активным. Этому способствует стимуляция зрительных, слуховых и тактильных анализаторов.

- С помощью педагогов. Педагог заранее организует место: нижний матрац превращает в мягкое корыто, куда высыпает шарики, включает спокойную музыку и проектор.  В эту «мини сенсорную комнату» предлагает зайти ребенку и расположиться как ему удобно.

Может  предложить отяжеленное  одеяло, которое нашло широкое применение в нашей работе. Это инновационное изобретение для сенсорной интеграции при аутизме и СДВГ.  Через глубокое сенсорное давление, утяжеленное одеяло стимулирует тактильные  и проприоцептивные центры организма ребенка, укрепляет  нервные пути, обеспечивает осознание своего тела,  снимает напряжение в мышцах, утоляет сенсорный голод. Давление, создаваемое за счет утяжеленного одеяла  помогает мозгу вырабатывать серотонин, который в свою очередь успокаивает и расслабляет тело,  способствует снятию тела.

Для решения этой же задачи мы используем рамки с  переливающимся песком, песочные часы, игрушки с имитацией шума дождя и моря, световая колба, «волшебный шар», аквариум и многое другое.

В уголке есть световой стол с песком, здесь мы создаются специальные условия для тренировки  процессов  торможения и самоконтроля. Так,  манипулируя с песком, мы  закапываем в него руки ребенка, медленно  посыпать им  по ладошкам, учимся рисовать с помощью указательного пальца или кисточки, совместно с ребенком выкладываем дорожку из камней и других материалов.

2  Обучение детей способам выражения гнева.

При проявлении агрессии у детей мы предлагаем им:

мы:

- порвать или помять бумагу, антистрессовые игрушки,

- постучать  молотком, забить гвозди,

-покричать в «рупор».

     Все это помогает  ребенку справиться  с отрицательными эмоциями, выплеснуть накопившуюся энергию и снять повышенный мышечный тонус.

3. Для обучения навыкам сотрудничества и согласованности действий мы используем:

- «Ласковые варежки», приятные тактильные ощущения позволяют  установить контакт  между ребенком и взрослым, и после обучения и между детьми.

- «Дидактический фартук» - манипулируя с предметами волшебного фартука ребенок  непроизвольно прикасается к взрослому и вступает с ним в контакт.

- «Сухие бассейны» (для рук) -  дети испытывают радость  и удовлетворение, учатся взаимодействовать друг с другом в процессе игр «Найдите игрушку», «Найдите одинаковые кубики», «Пересыпание друг другу зернышек», «Спрячь ладошку соседа»и др.

4. Обучение детей бесконфликтному общению.

Одна из центральных задач социализации это конечно коммуникация.  На протяжении всего пребывания в детском саду мы учим  детей с помощью невербальных средств  обращаться  к взрослому и сверстникам и взаимодействовать. Поэтому  в нашем  уголке  есть красивый стул. Ребенок присел на этот стул, значит, он хочет, чтобы на него обратили внимание, т.е. он готов к взаимодействию и общению. Так невербально мы учим детей  вступать во взаимодействие со взрослым.

У нашего полога есть открывающееся и закрывающееся окно. Оно несет в себе функцию коммуникации. Здесь мы с ребятами играем в игру «Ку-ку»: в окошечко стучится гостья Аня и разные игрушки «Би-ба-бо».  Дети постарше при обучении  сами манипулируют  с этими игрушками с помощью взрослого. Для детей с РАС  другой подход, ребенок сам выбирает когда и кого принять в игру. Если он выглянет в окно, значит готов  к коммуникации.

4. Самосознание как один из форм самооценки

Через тактильное восприятия мы формируем  самосознание как важного средства контактов с предметным миром.

«Тактильные дорожки» стимулируют ноги, тем самым развивается навык осязания, учит детей расслабляться, прислушиваться к своему телу.

«Сухой дождь» из атласных лент позволяет стимулировать  тактильные ощущения лица, рук, восприятию тела  в пространстве. Атласные ленты опускаются вниз, словно струи воды, их приятно потрогать, перетирать в руках, проходить сквозь них касаясь лицом.

Альбом «Я в мире человек». Рассматривая альбом с педагогом  находит себя на фотографии и свою семью, свою половую принадлежность. «Я Саша, я девочка, это моя мама Таня, это мой папа Сережа»

Таким образом,  комфортное пребывание в группе ребенка с ОВЗ, за счет комфортных условий и присутствия понимающего взрослого, способствует созданию у ребенка защищенности, спокойствия, уверенности. Богатство положительных эмоций  развивает внутренние резервы ребенка, повышает адаптационные  возможности организма.  Ребенок приобретает навыки саморегуляции и коммуникации, что не мало важно при их социально- психологической адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Уголка психологической разгрузки в ДОУ»

Уголок психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность....

Мастер-класс для воспитателей "Создание уголка психологической разгрузки в группе детей старшего дошкольного возраста"

Для современных дошкольников в эмоциональном плане характер­ным является, с одной стороны, понижение эмоционального тона, усиле­ние негативных эмоциональных проявлений и как результат этого - сни­жени...

"Уголки психологической разгрузки, как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия ДОУ"

В статье описана подробная поэтапная  разработка  проекта  модернизации предметно – развивающей среды в группе детского сада   «Островок уединения». Кроме этого прилагается примерн...

Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада.

Методические рекомендации по созданию уголка психологической разгрузки к группе детского сада....

Уголки психологической разгрузки в ДОУ.

   Детям не всегда комфортно находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. Для этого в группах  детского сада создаются уголки релаксации и психологичес...

Примеры оформления уголка психологической разгрузки

Рекомендации для воспитателей по организации уголка психологической разгрузки в группе ДОУ....

«Организация работы по созданию уголка психологической разгрузки в группах ДУ»

Создание соответствующих условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников; психологическое просвещение педагогов. Игр...