Развитие навыка равновесия у детей старшего дошкольного возраста с помощью полусфер
статья

Федорова Екатерина Витальевна

Сформированность навыков равновесия у детей, имеет огромное значение для будущего физического совершенствования ребенка, т. к. является основой развития различных движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыка равновесия у детей старшего дошкольного возраста с помощью полусфер

Роль функции равновесия для ребенка очень велика. Ведь именно в детстве человек приобретает необходимые навыки, которые затем совершенствуются в течение жизни. Т. И. Осокина подчеркивает, что  функция равновесия для жизнедеятельности ребенка необходима в накоплении «двигательного опыта, обогащении представлений о пространстве и окружающем его мире предметов, явлений, для формирования первичных волевых процессов»

Ряд авторов (А. И. Яроцкий, 1949, 1951; В. Г. Стрелец, 1962, 1969, 1974; К. И. Брыков, 1965; К. Л. Хилов, 1969; В. Н. Болобан, 1971; Р. М. Багаутдинов, 1972; L. Aschoton, H. Knepton, 1978; А. С. Корнеев, 1988; А. А. Смирнов, 1988; Г. А. Гордеева, 1993 и мн. др.) отмечают, что специальной тренировкой можно улучшить функциональные возможности органов и систем равновесия тела человека. Однако наибольший эффект её выявлен в период морфологического созревания ведущих в механизме регуляции равновесия тела анализаторов (вестибулярного, зрительного и двигательного). Вместе с тем В. Г. Стрелец (1969) указывает на необходимость в раннем возрасте (в том числе и в 5-6 летнем), прежде всего, тренировки вестибулярного анализатора, так как он является доминирующим в актах сохранения статодинамической устойчивости человека.

Сегодня для формирования навыков и освоения ходьбы, бега, вертикального положения почти не осталось естественных возможностей. Вместо среднего рельефа ребенку и взрослому в городе предложена ровная поверхность, горизонталь пола, дороги, тротуара как идеал градостроительства и комфорта. Преодоление макрорельефа сглаживается транспортом, лифтами, подъемниками. Восприятию микрорельефа противодействует постоянное ношение обуви. В результате «цивилизованный» уход от трех уровней рельефа к ровной поверхности ослабляет развитие и формирование многих систем организма ребенка.

Любые движения, действия, перемещения в пространстве,  различные виды деятельности человека все связано с необходимостью сохранять равновесие. Если рассмотреть подробно механизм выполнения основных видов движения человека: ходьба, бег, прыжки, лазание, метание и т.д., все они связаны с необходимостью сохранять равновесие. Поэтому, формирование равновесия – важнейшая задача физического воспитания дошкольников.

Уже в попытках маленького ребенка садиться, вставать, ходить и т.п. ярко выражены функциональные проявления органов равновесия. От своевременного их развития зависит и здоровье, и полноценное общее развитие ребенка, а также развитие его двигательной сферы.

Равновесие делится на статическое и динамическое. Статическое равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение тела в состоянии покоя. Динамическое равновесие - способность человека сохранять устойчивое положение тела в движении.

 Формирование навыков равновесия начинается в раннем детстве.    Существует методика применения полусфер в развитии навыков равновесия. Ее предложили И. К. Шилкова, А. С. Болшев, Ю. Р. Силкин, Ю. А. Лебедев, Л. В. Филиппова в программе «Уверенный старт» [2].

Полусфера - идеальный тренажер (как считают авторы) для тренировки вестибулярного аппарата, мышц ног, развития чувства равновесия и улучшения реакции. Очень полезен для профилактики плоскостопия у детей и развития голеностопа. Его еще называют баланс.Баланс сделан из сосны и имеет вид полусферы. Диаметр полусферы - 37 см. Высота   - 9 см. Вес - 2,6 кг.

 Перед выполнением упражнений на полусферах необходимо провести разминку. Обходя тренажер, нужно выполнять подъемы на него с разных сторон, постоять на куполе на обеих ногах, затем — на одной на двух ногах  с открытыми и закрытыми глазами и т. д.

Полусферы или балансировочные доски. Это снаряд, на котором можно выполнять упражнения, как без предметов, так и с   предметами, стоя на двух или одной ноге (поочередно правой, левой), с открытыми и закрытыми глазами. Выполнение упражнений, стоя на балансировочной доске (полусфере), прежде всего, развивает способность сохранять равновесие. За счет активизации мышц-разгибателей у часто болеющего ребенка формируется правильная осанка; положение ног на полусфере укрепляет мышцы стоп и предупреждает развитие плоскостопия. Так же развиваются зрительно-моторная координация. Модально-специфические факторы (зрение, слух, вестибулярный аппарата, проприорецепция) интегрируются с двигательной системой. Происходит формирование ловкости, координации движений, выносливости, чувства равновесия.

 Упражнения на деревянных полусферах нужно начинать, как советуют авторы, с самых простых:

 1.наступание на перевернутый тренажер (устойчивой плоскостью к полу) сначала одной ногой, затем другой, удержание равновесия, стоя на полусфере в течение 2-3 с;

прохождение по дорожке, составленной из нескольких перевернутых полусфер;

  2.наступание на полусферу, установленную на округлую часть, сначала одной ногой, затем другой прямо (ступни ставить параллельно в центре основания), удержание равновесия в течение 2-3 с.

  3. прохождение по дорожке, составленной из нескольких   полусфер установленных на основание и полукруглую часть (в чередовании);

наступание на полусферу, установленную на округлую часть, сначала одной ногой, затем другой справа затем слева (вначале возможна свободная балансировка руками), удержание равновесия в течение 2-3 с;

  4. наступание на полусферу,   сначала одной ногой, затем другой прямо, удержание равновесия в течение 2-3 секунд с закрытыми глазами.

Таким образом, сформированность навыков равновесия у детей, имеет огромное значение для будущего физического совершенствования ребенка, т. к. является основой развития различных движений.

Список литературы

  1. Осокина Т.И. Развитие физического равновесия / Физическое воспитание детей дошкольного возраста / под ред. М.Ю. Костяковской. – М.: Просвещение, 1978. – с 66-92.
  2. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду: Библиотека воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с.: ил.
  3. Осокина Т.И. Развитие физического равновесия / Физическое воспитание детей дошкольного возраста / под ред. М.Ю. Костяковской. – М.: Просвещение, 1978. – с 66-92.
  4. Бесшапошникова // Обруч. – 2005. - №5. – С. 42-43.
  5. Пустынникова Л. Н. Коньки в детском саду. М., 1979 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста через игру посредством амплификации"

Статья посвящена проблеме развития  навыков общения у современных детей старшего дошкольного возраста через игру. Рассматривается актуальность данной темы в соответствии с требованиями ФГОС дошко...

консультация для воспитателей «Развитие навыков и умений детей старшего дошкольного возраста в НОД по художественному конструированию"

В материале представлен опыт работы по развитию у детей дошкольного возраста художкственных кнструктивных способностейю...

Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов....

рекомендации воспитателям по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации воспитателям направленные на организацию взаимоотношений между детьми...

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...