Нетрадиционные виды гимнастик для дошкольников
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Бабинцева Наталья Алексеевна

Гимнастика есть целительная часть медицины. (Платон)

Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным. (Сократ)

Гимнастика – это разнообразные физические упражнения.

Виды гимнастик:

- строевая;

- общеразвивающая;

- прикладная;

- вольная;

- гимнастика на снарядах;

- художественная гимнастика;

- акробатика;

Гимнастика является технической основой многих видов спорта: соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин.

Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает:

- силу;

- гибкость;

- выносливость;

- чувство равновесия;

- координацию движений.

Существуют такие виды оздоровительной традиционной и нетрадиционной гимнастики:

- утренняя гимнастика;

- гимнастика пробуждения;

- пальчиковая гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз;

- фонопедическая гимнастика;

- эмоционально-стимулирующая гимнастика;

-танцевально-игровая ритмическая гимнастика;

- стретчинг,

- степ-гимнастика,

- восточные оздоровительные гимнастики.

Стретчинг – комплекс упражнений и поз для растягивания определенных групп мышц, связок, сухожилий туловища и конечностей.

Существуют еще другие виды гимнастик, как шейпинг и эстетическая гимнастика.

Шейпинг – системы (в переводе – придавать форму, формировать) – гармоническое соединение влияния физических упражнений, определенного режима питания и специального компьютерного тестирования на организм занимающихся. (тестирование проводится с помощью компьютеров, которые на основе анализа исходных дают конкретные «советы», программу; перечень того, что нужно конкретно сделать в данное время. Занятия начинаются с аэробной части, т.е. с ритмической гимнастики, которая решает задачи разминки. После этого занимающие переходят к тренажерам или к выполнению упражнений с гантелями, амортизаторами, упражнениям в партере)

Эстетическая гимнастика – вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела. Этот вид спорта включает гармонические, ритмические и динамические элементы. Все движения должны выполняться плавно, значительно изменяясь и в динамике, и в скорости. Композиция должна содержать универсальные и разнообразные движения тела, как, например, тела волнами и качели, прыжки и подскоки, спиральные повороты и танцевальные шаги. Для этого необходимо иметь такие  качества, как гибкость, скорость, сила, координация и способность двигаться без усилий, грацией и силой.

В танцевально–игровую ритмическую гимнастику включают  такие разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец, а также нетрадиционные виды упражнений: игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры и игры-путешествия. Немного расскажу об этих разделах:

-«Игроритмика» - основа для развития чувства ритма и двигательных способностей дошкольников – это специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

-«Игрогимнастика» - основа для освое­ния ребенком различных видов движений, обеспечиваю­щих эффективное формирование умений и навыков - это строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

-«Игротанцы» направлены на формирование у воспитан­ников танцевальных движений - это танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танце­вальные формы, как историко-бытовой, народный, баль­ный, современный и ритмический танцы.

-«Игропластика». Здесь используется элементы гимнастических движений, выпол­няемые в игровой сюжетной форме. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ре­бенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

Степ-гимнастика («степ» в переводе с английского языка буквально означает «шаг». Степ – это ритмичные движения - шаг вверх и вниз по специальной степ – платформе, которую мы называем степ - ступенькой. Занятия со степ – ступенькой способствуют: формированию осанки, костно-мышечного корсета, свода стопы; развитию координации и равновесия, выносливости; укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем; развитию чувства ритма, умению согласовывать движения с музыкой, синхронности; улучшению психического состояния, снятию стрессов; формированию навыков выразительности, пластичности и грациозности движений; развитию чувства уверенности в себе.

Оздоровительные и фонопедические упражнения – проводятся для укрепления связок хрупких голосовых связок детей, подготовки  к пению, профилактики  заболеваний верхних дыхательных путей, развивают диафрагмальное, брюшное и носовое дыхание, развивают деятельность головного мозга.

К нетрадиционной гимнастике также относятся известные оздоровительные восточные системы гимнастик: йога, цигун, тайцзицюань.

Йога – это практики, пришедшие из буддизма и индуизма. Помимо физических упражнений, занятия йогой включают правильное дыхание и медитации, заключающиеся в концентрации мышления. Кстати, из йоги в современный спорт пришли изометрические упражнения с задержкой в одной позе, дозированная задержка во время тренировок.

Цигун – это китайская гимнастика, которая снимает мышечные зажимы и которая сочетается с медитивными практиками.

Тайцзицинь (тайчи) – в давние времена было боевым искусством. В настоящее время  применяется в оздоровительных целях, включает медативные упражнения и дыхательную гимнастику. Учение тайчи большое внимание уделяет положению позвоночника, потому что считатается, что неправильная осанка – причина большинства болезней.

Мое сообщение хочется закончить словами древнего ученого и философа Авиценны: (Абу Али Хусейн Ибн Абдуллах Ибн Сина): «Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни» (Авиценна

С гимнастикой дружи,

всегда веселым будь,

и проживешь сто лет,

а может быть, и боле.

Микстуры, порошки -

к здоровью ложный путь.

Природою лечись -

в саду и в чистом поле.

(Авиценна)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_netraditsionnaya.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные виды гимнастик для дошкольников

Гимнастика есть целительная часть медицины. (Платон)

Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным. (Сократ)

Гимнастика – это разнообразные физические упражнения.

Виды гимнастик:

- строевая;

- общеразвивающая;

- прикладная;

- вольная;

- гимнастика на снарядах;

- художественная гимнастика;

- акробатика;

Гимнастика является технической основой многих видов спорта: соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин.

Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает:

- силу;

- гибкость;

- выносливость;

- чувство равновесия;

- координацию движений.

Существуют такие виды оздоровительной традиционной и нетрадиционной гимнастики:

- утренняя гимнастика;

- гимнастика пробуждения;

- пальчиковая гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз;

- фонопедическая гимнастика;

- эмоционально-стимулирующая гимнастика;

-танцевально-игровая ритмическая гимнастика;

- стретчинг,

- степ-гимнастика,

- восточные оздоровительные гимнастики.

Стретчинг – комплекс упражнений и поз для растягивания определенных групп мышц, связок, сухожилий туловища и конечностей.

Существуют еще другие виды гимнастик, как шейпинг и эстетическая гимнастика.

Шейпинг – системы (в переводе – придавать форму, формировать) – гармоническое соединение влияния физических упражнений, определенного режима питания и специального компьютерного тестирования на организм занимающихся. (тестирование проводится с помощью компьютеров, которые на основе анализа исходных дают конкретные «советы», программу; перечень того, что нужно конкретно сделать в данное время. Занятия начинаются с аэробной части, т.е. с ритмической гимнастики, которая решает задачи разминки. После этого занимающие переходят к тренажерам или к выполнению упражнений с гантелями, амортизаторами, упражнениям в партере)

Эстетическая гимнастика – вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела. Этот вид спорта включает гармонические, ритмические и динамические элементы. Все движения должны выполняться плавно, значительно изменяясь и в динамике, и в скорости. Композиция должна содержать универсальные и разнообразные движения тела, как, например, тела волнами и качели, прыжки и подскоки, спиральные повороты и танцевальные шаги. Для этого необходимо иметь такие  качества, как гибкость, скорость, сила, координация и способность двигаться без усилий, грацией и силой.

В танцевально–игровую ритмическую гимнастику включают  такие разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец, а также нетрадиционные виды упражнений: игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры и игры-путешествия. Немного расскажу об этих разделах:

-«Игроритмика» - основа для развития чувства ритма и двигательных способностей дошкольников – это специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

-«Игрогимнастика» - основа для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков - это строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

-«Игротанцы» направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений - это танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы.

-«Игропластика». Здесь используется элементы гимнастических движений, выполняемые в игровой сюжетной форме. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.

Степ-гимнастика («степ» в переводе с английского языка буквально означает «шаг». Степ – это ритмичные движения - шаг вверх и вниз по специальной степ – платформе, которую мы называем степ - ступенькой. Занятия со степ – ступенькой способствуют: формированию осанки, костно-мышечного корсета, свода стопы; развитию координации и равновесия, выносливости; укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем; развитию чувства ритма, умению согласовывать движения с музыкой, синхронности; улучшению психического состояния, снятию стрессов; формированию навыков выразительности, пластичности и грациозности движений; развитию чувства уверенности в себе.

Оздоровительные и фонопедические упражнения – проводятся для укрепления связок хрупких голосовых связок детей, подготовки  к пению, профилактики  заболеваний верхних дыхательных путей, развивают диафрагмальное, брюшное и носовое дыхание, развивают деятельность головного мозга.

К нетрадиционной гимнастике также относятся известные оздоровительные восточные системы гимнастик: йога, цигун, тайцзицюань.

Йога – это практики, пришедшие из буддизма и индуизма. Помимо физических упражнений, занятия йогой включают правильное дыхание и медитации, заключающиеся в концентрации мышления. Кстати, из йоги в современный спорт пришли изометрические упражнения с задержкой в одной позе, дозированная задержка во время тренировок.

Цигун – это китайская гимнастика, которая снимает мышечные зажимы и которая сочетается с медитивными практиками.

Тайцзицинь (тайчи) – в давние времена было боевым искусством. В настоящее время  применяется в оздоровительных целях, включает медативные упражнения и дыхательную гимнастику. Учение тайчи большое внимание уделяет положению позвоночника, потому что считатается, что неправильная осанка – причина большинства болезней.

Мое сообщение хочется закончить словами древнего ученого и философа Авиценны: (Абу Али Хусейн Ибн Абдуллах Ибн Сина): «Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни» (Авиценна

С гимнастикой дружи,

всегда веселым будь,

и проживешь сто лет,

а может быть, и боле.

Микстуры, порошки -

к здоровью ложный путь.

Природою лечись -

в саду и в чистом поле.

(Авиценна)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разные виды гимнастик для дошкольников в стихах

Подборка стихотворного материала для дыхательных гимнастик, для упражнений на расслабление мышц и упражнений на укрепление осанки....

Проект «Нетрадиционные виды утренней гимнастики в дошкольном образовательном учреждении»

Одной из задач  программы развития нашего учреждения является приобщение детей к здоровому образу жизни. В результате планомерной деятельности в нашем ДОУ была выработана целостная система...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами нетрадиционных видов гимнастики в подготовительной группе по образовательной области «Физическая культура» на тему «Морское путешествие»

Цель: воспитание привычки к здоровому образу жизни через использование нетрадиционных видов гимнастик.Задачи:1.    Развивать опорно-двигательный аппарат;2.    Развивать мышцы плече...

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию с элементами нетрадиционных видов гимнастики в подготовительной группе» на тему «Путешествие по морскому дну».

Конспект образовательной деятельности по физическому развитию с элементами нетрадиционных видов гимнастики в подготовительной группе» на тему «Путешествие по морскому дну»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами нетрадиционных видов гимнастик в подготовительной группе по образовательной области «Физическая культура».Тема: «Морское путешествие».

Цель: воспитание привычки к здоровому образу жизни через использование нетрадиционных видов гимнастик.Задачи:1.    Развивать опорно-двигательный аппарат;2.    Р...

картотека нетрадиционные виды гимнастики

Картотека "Нетрадиционные виды гимнастики"...

Методическая разработка (пособие «Развитие гибкости у детей 6-7 лет средствами нетрадиционных видов гимнастики»)

Пособие «Развитие гибкости у детей 6-7 лет средствами нетрадиционных видов гимнастики» поможет воспитателю вести целенаправленную работу над улучшением физического развития и общей физичес...