Статья на тему "Формирование здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста"
статья (младшая группа)

Виноградова Валентина Борисовна

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются в младшем дошкольном возрасте.

Этот период является основополагающим в становлении личности человека.Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и к окружающим.

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадости. бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_zozh.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему

 "Формирование здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста"

Автор: Виноградова Валентина Борисовна

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни.

1. Сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни»

Важнейшей ценностью для человека является здоровье. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указано, что здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

В медико-биологической литературе даются различные определения здоровья, каждое из которых подчеркивает важность того или иного аспекта комплексной характеристики этого состояния организма. Из определений понятия «здоровье» очевидно, что оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет собой итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.

Состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов.

Наиболее полно характеристика понятия здоровье дана в определении одного из основоположников валеологии В.П. Петленко: здоровье - нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Образ жизни - тип жизнедеятельности людей, который обусловлен особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются учебная деятельность, труд, быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях. Здоровый образ жизни выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья.

Однако образ жизни людей не может быть одинаковым, так как все мы исходно различны. Понятно, что здоровым считается такой образ жизни, который приводит человека к оптимальной по продолжительности и качеству жизни. Это возможно только тогда, когда человек действительно заинтересован в своем здоровье и способен им управлять.

Таким образом, залогом сохранения здоровья является здоровый образ жизни. Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. В формировании здорового образа жизни, в сохранении и укреплении здоровья огромное значение имеет приобщение человека к физической культуре, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека. Поэтому очевидно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

2. Возрастные особенности формирования здорового образа

у дошкольников

Дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий.

В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка.

Кроме того, этот возрастной период - это возможность формирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических заболеваний, в основном у часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей.

Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.

На физиологическое состояние детей дошкольного возраста большое влияние оказывает их психоэмоциональное состояние. Поэтому ученые выделяют следующие аспекты здорового образа жизни дошкольников:

• эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;

• духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним; оптимизм;

• интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах.

В то же время каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но еще не могут дать самую элементарную характеристику здоровью.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что значит «быть здоровым» и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть.

В старшем дошкольном возрасте, благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Но, при этом наблюдается смешение понятий «здоровый» - как «большой, хороший» и «здоровый» - как не больной. Дети, по-прежнему, соотносят здоровье с болезнью, но уже более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии, так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены [2,С.46-48].

Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни [5,С.64].

Итак, активность, любознательность, подвижность, с одной стороны, а с другой - подвижность нервных процессов, подверженность инфекционных и простудным заболеваниям, аллергическим реакциям у детей дошкольного возраста являются важными предпосылками формирования здорового образа жизни, позволяющими знакомить и учить детей правильному отношению к своему здоровью и взаимодействию с окружающим миром. В то же время каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.

3. Роль воспитателя в формировании здорового образа жизни

у детей дошкольного возраста

XXI век - время научно-технической революции, чрезвычайно ускоренного темпа жизни. Чтобы человек смог выдержать темп современной жизни, нужно развивать его способность приспосабливаться. Все родители хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, крепкими, бодрыми. Вырастить детей по настоящему красивыми, гармонически развитыми - вот главная задача всех, кто участвует в воспитании. Физическое воспитание в дошкольном возрасте является первым звеном в цепи всего дошкольного воспитания. От того каким будет ребёнок в дошкольном детстве во многом зависит и физическое развитие взрослого .

Одной из приоритетных задач педагогов, работающих в детских дошкольных учреждениях, является формирование у воспитанников здорового образа жизни. Для успешной и продуктивной работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни необходимо, чтобы каждый педагог был грамотен в вопросах сохранения здоровья, сам вёл здоровый образ жизни, был для детей примером для подражания. Педагог, работающий с детьми, должен иметь специальные знания, касающиеся здоровья воспитанников и практические навыки и умения.

В дошкольном учреждении вся система физического воспитания строится с учётом возрастных, психологических особенностей детей. Физическое воспитание дошкольников базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и направлено на укрепление здоровья и физического развития детей. Главная цель - формирование потребности у детей в здоровом образе жизни. Роль педагога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье детей и воспитывающего ценное отношение к своему здоровью.

Для формирования основ здорового образа жизни у дошкольников на группах педагоги создают условия для полноценного развития детей:

- благоприятная эмоционально-психологическая среда, которая содействует дружелюбию во взаимоотношении взрослых и детей

- условия для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении (спортивный зал, тренажёрный зал, спортивная и игровая площадки, уголки физического воспитания в группах с традиционным и нестандартным оборудованием);

- квалифицированное медицинское и психологическое сопровождение.

Также воспитатели изучают медицинские карты воспитанников и делят их на подгруппы. Во время физкультурных занятий нагрузка варьируется с учётом показателей здоровья. Каждое утро проводят утренние гимнастики, которые проводятся в игровой форме, в благоприятной эмоциональной атмосфере. Если ребёнок отказывается делать гимнастику, его никто не принуждает, так как главной задачей для создания условий работы по здоровому образу жизни является эмоциональный настрой малыша.

В процессе воспитательной работы педагоги так планируют свою работу, чтобы дети много двигались. Помимо проведения физкультурных занятий и прогулок на свежем воздухе с включением подвижных игр, игр-упражнений, также могут проводиться зрительная, дыхательная гимнастика после сна, закаливающие процедуры, спортивные праздники и развлечения.

Воспитатели дошкольных учреждений отмечают, что труднее всего у детей формируются культурно-гигиенические навыки, привычки ухаживать за собой, своим телом. Большинство проблем здорового образа жизни зарождается в детстве, а затем переходит во взрослую жизнь. Поэтому только систематическое проведение гигиенических процедур могут сформировать у детей привычку и потребность в совершении этих действий. Для того, чтобы дети могли самостоятельно и вполне осознанно выполнить действия полезные их организму, педагоги проводят различные занятия, развлечения. Также воспитатели размещают в группе наглядность, где дети могут посмотреть схему ухода за зубами, волосами, кожей.

Большую помощь при проведение бесед по формированию понятий здорового образа жизни педагогам оказывает художественная литература. Воспитательную направленность содержат такие произведения как «Девочка чумазая» А. Барто, «Обедать» Е. Благининой, «Мойдодыр» К.И. Чуковского, а также потешки «Расти коса», «Водичка-водичка» и другие.

Итак, очень важно, чтобы собственный опыт ребёнка был им проанализирован, чтобы знания были применены к себе. Мероприятия по формированию основ здорового образа жизни в течение дня, правильно составленный режим дня, дают свои положительные результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дошкольники спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Таким образом, привычка к здоровому образу жизни обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей ребёнка, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармоничной личности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста"

Представление педагогических приемов и форм взаимодействий воспитателя с детьми по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни....

Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста

Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»

Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...

Формирование привычек здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста

Задача охраны и укрепления здоровья детей всегда была приоритетной в практике работы дошкольных образовательных учреждений. Актуальность этого требования обусловлена тем, что до сих пор еще не преодол...

Статья "Основы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности в детском саду"

Статья посвящена актуальной проблеме формирования основ здорового образа жизни через современные здоровьесберегающие педагогические технологии в системе воспитательно-образовательной деятельности в де...

Статья «Воспитание здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста»

Статья поможет начинающим педагогам, правильно формировать культуры здорового образа жизни дошкольника и у их родителей...