КАРТОТЕКА
картотека (средняя группа)

Ольга Александровна Егорова

КАРТОТЕКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_gimnastiki_dlya_glaz.docx833.81 КБ
Файл kartoteka_palchikovoy_gimnastiki.docx663.42 КБ

Предварительный просмотр:

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

  Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

                                                                  Сократ

В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз -  это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной  гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

-предупреждение утомления,

-укрепление глазных мышц

- снятие напряжения.

- общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз  благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.

Время: Выполняются 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Прием  проведения – наглядный показ действий педагога.

Общие рекомендации:

При планировании НОД с использованием ИКТ  1 раз в неделю мы рекомендуем за месяц разучивать и использовать 1 гимнастику для глаз в стихах, а на 4 раз использовать гимнастику с предметами или без предметов, в виде комплексов движений.

Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения  1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.

По названию гимнастики для глаз легко подобрать ее по теме НОД.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Виды гимнастик.

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на  те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:

- с предметами или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см).  По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

- без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

- с использованием специальных полей  или изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке).  По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории.  При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер.  Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);

- с использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

Картотека гимнастики для глаз

Комплекс 1.

Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшение кровообращения (и.п. – сидя).

  1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (пять – шесть раз).
  2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (три – четыре раза).
  3. Вращать глазами по кругу по 2 – 3 сек. (три – четыре раза).
  4. Быстро моргать (1 мин.).
  5. Смотреть вдаль, сидя перед окном (3 – 4 мин.).

Комплекс 2.

Способствует снятию утомления, улучшения кровообращения, расслаблению мышц глаза(и.п. – стоя).

  1. Смотреть прямо перед собой (2-3 сек.), поставив указательный палец на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек., опустить руку (четыре – пять раз).
  2. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (три – четыре раза).
  3. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолёт и проследить за ним взглядом, назвать транспорт, проезжающей мимо или стоящий на обочине дороги.

Комплекс 3.

Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и.п. – сидя).

  1. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноимённого глаза (1-2 сек.); отвести пальцы (три – пять раз).
  2. Смотреть на концы пальцев вытянутой вперёд руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (три раза).
  3. Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; тоже самое и в обратную сторону (четыре – пять раз).

Комплекс 4.

Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п.- стоя).

  1. Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три – четыре раза).
  2. Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелке (два – три раза).
  3. Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два – три раза).

Комплекс 5 .

Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

  1. И.п. – сидя на полу. Ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (два раза).
  2. И.п. – стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать подающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (повторить три – четыре раза).
  3. И.п. – стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки больше» (широко открыть глаза).

Комплекс 6.

  1. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.
  2. И.п. – стоя, мяч на вытянутых перед собой руках. Двигать руками влево и вправо, следить глазами за мячом (пять – шесть раз)
  3. И.п. – стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом (четыре – пять раз).
  4. И.п. – стоя, мяч на вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и.п., следить за мячом (четыре – пять раз).

Комплекс 7.

  1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
  2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Комплекс 8.

  1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
  2. Посмотреть на кончик носа, на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

 Комплекс 9.

  1. -Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.
  2. -Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
  3. -Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.
  4. -Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
  5. -Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

 Комплекс10

Выполняется   стоя,   у каждого  ребенка   в  руках  игрушка (рисунок).

1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою … (2—3 сек)». Повторить 4 раза.

2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно   следите   глазами:   …   подпрыгнула   вверх,   присела,   побежала вправо,   влево».   Повторить   4   раза.

3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.

4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза

Комплекс 11.

"Дождик"

Дождик, дождик, пуще лей.

Смотрят вверх.

Капай, капель не жалей.

Смотрят вниз.

Только нас не замочи.

Делают круговые движения глазами.

Зря в окошко не стучи

 Комплекс 12.

"Ветер"

Ветер дует нам в лицо.

Часто моргают веками.

Закачалось деревцо.

Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише...

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше.

Встают и глаза поднимают вверх.

Комплекс 13.

"Рисование носом"

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

Комплекс 14.

Закрываем мы глаза,  вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через  речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнем.

Комплекс 15.

"Снежинки"

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

 Комплекс 16.

Лучик солнца

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

Отводят взгляд вправо.

Комплекс 17.

Бег по дорожкам.

Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу по часовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка».  Каждое движение выполняется 4-6 раз.



Предварительный просмотр:

фон12.jpg

                                 

                                          Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

                                         «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

 Раз, два, три, четыре, пять,               (Загибают пальчики, начиная

                                                                                     с большого)                                                                                         

   Будем листья собирать.                    (Сжимают и разжимают кулачки.)

   Листья березы,                                  (Загибают пальчики, начиная 

   Листья рябины,                                           с большого) 

   Листики тополя,

   Листья осины,

   Листики дуба мы соберем,

   Маме осенний букет отнесем.            («Шагают» по столу пальчиками.)

фон12.jpg

                 

                                          Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

  У Лариски —                                 (По очереди разгибают пальчики из

  Две редиски.                            кулачка, начиная с большого, на одной

  У Алешки —                                                                  или обеих руках.)

  Две картошки.

  У Сережки-сорванца —

  Два зеленых огурца.

  А у Вовки —

  Две морковки.

  Да еще у Петьки

  Две хвостатых редьки.

 

фон12.jpg

                                         Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

«КОМПОТ»

Будем мы варить компот,            (Левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот:                  указательным пальцем правой

                                                                                      руки «мешают».)

Будем яблоки крошить,                      (Загибают пальчики по одному,

Грушу будем мы рубить.                                      начиная с большого.)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.                    (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

фон12.jpg

                          Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

Раз, два, три, четыре, пять,                                 (Пальчики   обеих  рук  

                                                      «здороваются», начиная с больших.)

В лес идем мы погулять.      (Обе   руки   «идут» пальцами по столу.)

За черникой,                       (Загибают пальчики, начиная с большого.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

фон12.jpg

                           Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа 

«ИГРУШКИ»

На большом диване в ряд        (Попеременно   хлопают   в  ладоши   и

Куклы Танины сидят:                                                 стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино,             (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.           (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Тане                 (Попеременно   хлопают   в  ладоши

Мы игрушки сосчитать.                                         и стучат  кулачками.)

фон12.jpg

                           Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

Посчитаем в первый раз,           (Попеременные   хлопки   ладонями   и

Сколько обуви у нас.                                    удары кулачками по столу.)

Туфли, тапочки, сапожки             (На каждое название обуви загибают

Для Наташки и Сережки,                           по одному пальчику, начиная

Да еще ботинки                                                                      с большого.)

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

фон12.jpg

                           Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

Раз, два, три, четыре,                        (Загибают пальчики по одному)     

Много мебели в квартире.             (Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,                             (Загибают пальчики)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидит чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.          (Попеременно хлопают в ладоши

Много мебели в квартире.                                    и стучат кулачками.)

фон12.jpg

                           Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

Раз, два, три, четыре,                            (Удар кулачками друг о друга.)

Мы посуду перемыли:                      (Одна ладонь скользит по другой

                                                                                                    по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку            (Загибают пальчики по одному)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                    (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,                 (Загибают пальчики по одному)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.                        (Удар кулачками друг о друга.)

фон12.jpg

                         Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа 

«СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре,       (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили.     («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий,                 (Показывают   круг,   сжимают   ладони,

                       очень гладкий.               гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий.                                 (Грозят пальчиком.)

Раз — подбросим.                 (Подбрасывают воображаемый снежок.)

Два — поймаем.                                   (Ловят воображаемый снежок.)

Три — уроним                                  (Роняют  воображаемый  снежок.)

И... сломаем.                                                                             (Топают.)

фон12.jpg

                         Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

«СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре, пять,               (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.                                 («Идут» пальчиками.)

Бабу снежную лепили,                («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили,   (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались,               (Ведут указательным  пальцем  

                                                         правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.             (Кладут ладошки на стол то одной,

                                                                                то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли.                             (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли.                 (Движения воображаемой ложкой;

                                                                                              руки под щеку.)

фон12.jpg

                           Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

Сколько птиц к.кормушке нашей                        (Ритмично сжимают и

                                                                               разжимают   кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                                (На каждое название птицы

Шесть щеглов и голубей,                      загибают по одному пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                (Опять   сжимают   и   разжимают  

                                                                                                       кулачки.)

фон12.jpg

                           Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

Сидит белка на тележке,             (Хлопки ладонями и удары кулачками

Продает она орешки.                                   друг о друга попеременно.)

Лисичке-сестричке,                               (Загибают по одному пальчику)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,                                         (Ритмичные хлопки ладонями

Кому в зобок,                                                             и удары кулачками.)

Кому в лапочку.

фон12.jpg

Т                         Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

«ПОЧТАЛЬОН»

Что принес нам почтальон?             (Сжимают и разжимают кулачки.)

С толстой сумкой ходит он.             («Шагают» пальчиками по столу.)

Перевод, журнал, газету,                      (Загибают по одному пальчику) 

В бандероли — две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

фон12.jpg

                          Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

«ИГРУШКИ»

Есть игрушки у меня:                  (Хлопают  попеременно  в  ладоши)

Паровоз и два коня,                  (Загибают пальчики на обеих руках.)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран —

Настоящий великан.

Сколько вместе?                    (Хлопают  попеременно  в  ладоши   и

Как узнать?                                    ударяют кулачками друг о друга.)

Помогите сосчитать!

фон12.jpg

 

             Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа 

«ПЧЕЛА»

Прилетела к нам вчера                                           (Машут ладошками.)

Полосатая пчела.  

А за нею шмель-шмелек                     (На каждое название насекомого

И веселый мотылек,                                          загибают один пальчик.)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                       (Делают   кружочки   из   пальчиков  

                                                                                 и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали,                                            (Машут ладошками.)

От усталости упали.                                       (Роняют ладони на стол.)

фон12.jpg

                           Пальчиковая гимнастика                      Средняя группа

Жил да был один налим,            (Ладони сложены, плавные движения

                                              ими, имитирующие движения плавников.)

Два ерша дружили с ним.        (Ладони раздвинуты; движения двумя

                                                                                     ладонями порознь.)

Прилетали к ним три утки                  (Руки сложены накрест,

По четыре раза в сутки                                              взмахи ладонями.)

И учили их считать:                           (Сжимать и разжимать кулачки.)

Раз, два, три, четыре, пять.              (Загибать пальчики,  

                                                                                начиная с большого.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...