Исследовательский проект по здоровому питанию в старшей группе : Этот чудесный солёный мир
проект (старшая группа)

Наталья Сергеевна Конева

Дети просили показать отрывки из познавательных передач, таких как National Geographic, о жизни обитателей океанов, об их приспособленности  жить в соленой воде и о месторождениях соли.  У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая.

Мы решили исследовать соль не только как полезное ископаемое, но и как полезный для человека минерал, очень важный для здоровья и развития, ведь  соль мы используем ежедневно и не знаем о ней практически ничего. У детей появился вопрос, почему же соль, являясь одним из важнейших минералов для жизнедеятельности и развития человека, является одновременно и вредным продуктом питания. И сколько соли необходимо детскому организму, чтобы правильно питаться и быть здоровым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект по здоровому питанию

в старшей группе

Тема проекта: Этот чудесный солёный мир

                                     

                                   Воспитатель: Конева Н.С.

                                                          I кв.категория

Новосибирск 2019

Актуальность темы проекта

Тема исследовательского проекта возникла после просмотра презентации про океаны. Почему в них соленая вода? Откуда в воде океана появилась соль?

Дети просили показать отрывки из познавательных передач, таких как National Geographic, о жизни обитателей океанов, об их приспособленности  жить в соленой воде и о месторождениях соли.  У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Кто-то из детей проговаривал, что соль - это съедобные кристаллы. У одного ребенка мама иногда дарит подарки, изготовленные своими руками из цветной соли в декоративной бутылке. Детей это все очень заинтересовало.  Мы решили исследовать соль не только как полезное ископаемое, но и как полезный для человека минерал, очень важный для здоровья и развития, ведь  соль мы используем ежедневно и не знаем о ней практически ничего. У детей появился вопрос, почему же соль, являясь одним из важнейших минералов для жизнедеятельности и развития человека, является одновременно и вредным продуктом питания. И сколько соли необходимо детскому организму, чтобы правильно питаться и быть здоровым.

 Цели: вызвать творческий интерес к исследованию полезного ископаемого – соли,  выяснить полезные свойства соли в жизни человека и для здоровья человека.

Задачи:

  1. узнать происхождение слова соль найти исторические сведения
  2. уточнить знания детей о соли
  3. изучить свойства и определить качество соли через экспериментирование;
  4. узнать о значении соли в жизни человека и для здоровья человека;
  5. приобщить к доступному старшему возрасту экспериментированию с солью.
  6. провести исследование о полезном применении соли в быту, некоторые из них применить в домашних условиях с родителями и в детском саду.

Этапы проекта:

1.Подготовительный

2.Практический  (творческий, исследовательский)

3. Заключительный

Предполагаемый результат: экспериментальным и исследовательским  путем дети узнают свойства соли, какую пользу или вред она приносит.

Гипотеза: Человек может обойтись без соли, она вредная, если еда пересоленная, и еда невкусная, если не посоленная.

1 этап Подготовительный

Предварительная работа:

- Загадывание загадок про соль и сахар (приложение 1);

- Рассматривание иллюстраций «Как добывали соль раньше»;

- Беседы о применение соли в медицине, кулинарии, косметологии;

- Домашнее задание для родителей по изготовлению дорожек и перчаток для солевого закаливания;

-Проведение консультации с медсестрой и подготовка памятки для родителей по солевому закаливанию;

- Заучивание пословиц и поговорок о соли; (Приложение 2)

- Чтение сказки «Соль» (Приложение 3)

Что знают: Соль – белого цвета, без запаха, сыпучая, соленая на вкус. Это все, что дети знали про соль. Знают вкус соли, без которого пища кажется невкусной.

Что хотят узнать: откуда берётся соль, можно ли обойтись без неё, почему соль бывает разная, узнать об истории появления соли и её добыче, исследовать свойства соли опытным путём, провести эксперимент по выращиванию кристаллов соли в домашних условиях, влияние соли на здоровье, сколько ее нужно для здорового питания.  

2 этап - Практический

Что узнали:

        «Происхождение слова «соль»»

Свое исследование мы начали с поисков литературы и информации в сети Интернет по теме «Соль».

Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.

«Хлеб – соль!» –  так на Руси встречали гостей. Это – пожелание добра. Наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.

Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» –  значит дружить.

В ходе НОД по окружающему миру мы говорили о том, что полезно для здорового питания. Мы узнали, что нельзя много есть солёной пищи. А почему? Потому что соль провоцирует болезни наших внутренних органов (сердца, почек, желудка), после соленой еды всегда хочется много пить воды, отчего появляются отеки.

Мы узнали, что родственником соли является зола. Первобытные люди уже могли считаться гурманами.  Им приходилось довольствоваться золой, случайно попадающей на мясо, которое готовилось без посуды на открытом костре. В золе сохраняется много минералов, и в том числе – соль. В  далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю, об этом мы прочитали и  в сказке. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
Во времена рыцарей и принцесс эти кристаллы всё чаще называли «белом золотом». Цена продукта была так высока, что позволить его для ежедневного употребления могли только очень состоятельные люди.

Солёная вода морей и океанов

Из просмотра презентации и литературы мы узнали, что источниками соли являются моря и океаны. С древних времён соль добывали в залежах Мёртвого моря, оно считается самым солёным в мире. Также соль находится в природе, в виде залежей минерала– «каменная соль»- галит.  Откуда же берется соль в море?

Дело в том, что реки вымывают из почвы, содержащиеся в ней минеральные соли и по крупинкам несут их в море. За долгие годы и тысячелетия соли в море становится все больше и больше. Она никуда из моря не уходит. В то время как вода, испаряясь, превращается в облака. Потом она снова проливается на землю в виде дождя, наполняя реки и снова возвращаясь в море, добавляя в него еще чуточку соли.

Морская вода соленая и ее очень много. Пить такую воду не стоит и использовать дома такую воду не стоит, даже в презентации услышали сколько соли содержится в морской воде – 35 граммов  соли (5 столовых ложек) в 1 литре воды.

Сколько соли нужно человеку в день?

Приготовленная пища, любое растение, молочные продукты – всё содержит соль.

 Норма потребления соли  в день 5 – 6 граммов (примерно 1 чайная ложка).

Дети  выяснили, что соль твёрдая и состоит из кристаллов, на вкус солёная, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях. А также узнали, что русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись. Без соли – нет. В домашних условиях дети сварили стакан макарон без соли и попробовав на вкус, убедились, что макароны без соли безвкусные.

Человек может выдержать без соли не более десяти суток, так как прекращается пищеварение.  Животным тоже нужна соль. Хищники получают её с мясом, травоядные ищут выступы соли и лижут их.  Таким образом, узнали, что соль необходима всем живым организмам на Земле.     

Мы узнали, что в больших количествах соль вредна и после нее человек выпивает больше обычного потребления воды.  И наоборот, бессолевая диета применяется только в лечебных целях и проводится под наблюдением врача.

Экспериментирование

Опыт 1. Растворимая соль

Мы выяснили, что соль растворяется в холодной, теплой и горячей воде.

Опыт 2. Выращивание кристалла (приложение 4)

Соль состоит из маленьких кристаллов. А чтобы вырастить большой кристалл, нам понадобилось несколько дней. В группе из пищевой соли вырастили кристаллы на нитке. Он похож на комок снега, но он в тепле не таял. Один из секретов соли, что она в воздухе не тает.

Опыт 3. Твердая соль

В ходе наблюдений мы выяснили интересное свойство соли - способность притягивать влагу, поэтому её нельзя хранить при высокой влажности, она затвердевает.  На горку соли мы уронили каплю воды, через несколько часов на месте капли образовался затвердевший комок соли.

Опыт 4. «Соленый огурец» (приложение 5)

Мы доказали, что в обращении с солью следует, как и во всём, соблюдать норму.  Для этого опыта нарезанный кружочками огурец мы посыпали соли больше обычного, на следующий день мы обнаружили, что из огурца выделился сок, и огурец сморщился и цвет огурца помутнел.  Соль законсервировала огурец.

Творчество

1.Лепка из соленого теста

В детском саду в группе мы приготовили солёное тесто и вылепили игрушки (снеговички, сердечки, звездочки и прочее) по рецепту:

1стакан муки,

1 стакан воды комнатной температуры,  

1 стакан соли  (приложение 6)

Сначала соль смешали с мукой, только потом добавили воду. Консистенция теста похожа на пластилин, но тесто легче отлипало от рук, чем пластилин, им интереснее было лепить различные фигурки, потому что некоторые дети держали его в руках первый раз. На руках оставались следы и корочка от теста, которые высыхали и шелушились.

После полного высыхания поделок мы раскрасили фигурки гуашью. Самый безопасный способ  – сушка теста на солнце или на батарее.

Таким образом, мы узнали, что соль притягивает влагу и затвердевает,  

2. Нетрадиционный способ – рисование солью

Мы рисовали солью. Нам понадобился клей ПВА, кисть №3, гуашь, соль, плотный лист А4, непроливайки с водой (приложение 7)

Это рисование было похоже на эксперимент, необычно, интересно.

Техника рисования при помощи соли:

  • Нарисовать рисунок клеем.  Клея не жалеть. Можно сначала нарисовать карандашом, затем обвести клеем.
  • Щедро посыпаем рисунок солью.
  • Потом аккуратно стряхиваем лишнюю соль на поднос.
  • Добавить цвета. Можно раскрасить кисточкой, а можно взять пипетку и подкрашенную воду и по капле наносить на рисунок. Вы сможете увидеть, как капли растекаются и получаются яркие узоры и фигуры.
  • Оставьте рисунок до полного высыхания.

Минус данной техники: рисунки недолговечны и со временем клей с солью отслаивается из-за воды.

3. солевое закаливание после дневного сна в саду или дома с родителями после утренней гимнастики (приложение 8)

Мы выполняли солевое закаливание совместно с сухим обтиранием.

Процедура солевого закаливания состоит в следующем:

Берутся три полотенца. Первое полотенце опускается в солевой раствор (на 1 л воды 90 г соли) и затем расстилается на полу или полиэтиленовой пленке. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остаётся сухим. Ребёнок встаёт ногами на первое полотенце, выполняет притопывание в течении 1 – 2 минут, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы он пришёл с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо.   Важным моментом при проведении закаливания на солевых дорожках является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используются массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки, упражнения для стопы: покачивание вперёд — назад на стопе, ходьба на носках, прыжки. 

Сухое обтирание фланелевой варежкой

Сначала обтирают верхние конечности — от пальцев к плечу, затем ноги — от стопы к бедру, далее грудь, живот и в последнюю очередь спину. Важно помнить, что сухое обтирание следует  проводить до появления на коже легкой красноты.

3.Заключительный этап

 Выводы: Таким образом, мы пришли к выводу, что человек без соли существовать не может, во – первых, приготовленная пища безвкусна, а во-вторых, правильный суточный рацион соли восполняет наш организм необходимыми микроэлементами, балансирует  количество воды в организме, улучшает обмен веществ, кровообращение, соль участвует в очищении крови. Ведь недаром говорят, что излишки соли выводятся со слезами и с потом. А при ее недостатке, мы потеряем аппетит к еде, будет кружиться голова,  ослабнет иммунитет - это видимые признаки. Мы выяснили, что:

Польза соли для здоровья человека

  • Отвечает за сохранение водного баланса в организме
  • Нарушается водный баланс
  • Переносит кислород к органам и тканям
  • Приводит к сокращению важных минеральных солей
  • Обеспечивает прохождение нервных сигналов к мозгу
  • Повышает аппетит
  • Поставщик йода в организм

Польза в использовании соли очевидна, но во всем нужно знать меру. Нельзя превышать допустимую норму потребления соли. А для этого необходимо исключить потребление заведомо соленых продуктов, досаливание пищи, уменьшить количество соли при приготовлении. Наши родители пока к этому не готовы.

Мы выяснили и узнали, что польза соли в быту также существует.

Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Соль увеличивает сохранность продуктов (консервирование), ее используют в медицине.

В косметологии - как скраб для очищения кожи,

В быту, на кухне, в ванной - как очищающее средство (смешивают с содой).

В хозяйстве – солью посыпают тротуары в гололед, чтобы не скользить и не падать.

В медицине – соль используют для полоскания горла, как антисептик, морскую соль используют в концентрации с водой для промывания носа от заложенности.

 Поэтому соль в наши дни хоть и дешевый продукт, но замены только при правильном ее использовании для здоровья, питания и пользы еще не придумали.


Приложение 1

Загадки про соль:

  1. В воде родилась, в огне крестилась,
    как на воду пала, так и пропала.

  1. В воде родится, да воды боится.

  1. Отдельно — я не так вкусна,
    Но в пище — каждому нужна.

  1. Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль,

Если пожалели ...

  1. И не красива, и не вкусна,

А  без нее не проживешь.

  1. Какая нота и продукт называются одинаково?

  1. Рассказать обо мне хоть немножко позволь.

У меня на Земле очень важная роль:

Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.

В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,

Без меня суп - не суп, и салат - не салат,

Нет меня - и невкусно, и повар не рад.

В рану, глаз попаду - будет едкая боль.

Как назвали меня, догадался ты?

Приложение 2

Хлеб, соль и вода — молодецкая еда.
Хлеб да соль — всему голова.
Без соли, без хлеба — половина обеда.
Без соли, без хлеба за стол не садятся.
Без соли и хлеб не естся.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Без соли стол кривой.
Без хлеба — смерть, без соли — смех.
Добра соль, а переложишь — рот воротит.
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
На соль пьется, на хлеб спится.
От хлеба-соли не отказываются.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Хлеб да соль — и обед пошел.
Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.
Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.

Приложение 3

Сказка «Соль»

В некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый — Федор, другой — Василий, а третий — Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.

В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.

Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли — себя показать, людей посмотреть.

Купец долго не соглашался:

— Ты и головы домой не привезешь! — но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, тесом и досками.

Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев.

Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову.

— Ну, ребята, — закричал Иван корабельным работникам, — приворачивайте к берегу!

Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит — в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.

Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью.

Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше.

Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.

Иван — купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене; а для показу понес узелок своего товару — русской соли.

Тотчас доложили про его приход государю; царь его позвал и спрашивает:

— Говори, в чем дело — какая нужда?

— Так и этак, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе по вольной цене.

— А каким товаром торги ведешь?

— Русской солью, ваше величество!

А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар?

— А ну, — говорит, — покажь!

Иван — купеческий сын развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: «Да это просто-напросто белый песок!» И говорит Ивану с усмешкою:

— Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают!

Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: «Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят — какую они соль кладут?»

Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет.

Видит Иван — купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучил минутку, как они все из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все ествы и приправы.

Наступило время обед подавать; принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалося, как никогда прежде; подали другое кушанье — это еще больше понравилось.

Призвал царь поваров и говорит им:

— Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали?

Отвечают повара:

— Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего?

— Позвать его сюда!

Привели Ивана — купеческого сына к царю.

— Виноват, царь-государь! Я русскою солью все ествы и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится.

— А почем соль продаешь?

Иван смекнул, что дело на лад идет, и отвечал:

— Да не очень дорого: за две меры соли — мера серебра да мера золота.

Царь согласился на эту цену и купил у него весь товар.

Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь — прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее.

Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван — купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту; а работникам приказал — живо якоря отсечь, паруса поднять и в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от того города на далекое расстояние.

Царевна вышла на палубу, глянула — кругом море. Иван — купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться.

Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю, нагоняют его старшие братья; узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали; пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море, а после кинули промеж себя жребий, и большой брат взял царевну, а средний — корабль с серебром и золотом.

И случись на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно и долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову.

Вышел он на землю и пошел по берегу. Попадается ему навстречу великан с огромными усами, на усах рукавицы — вачеги — висят: после дождя сушит.

— Что тебе здесь надобно? — спрашивает великан.

Иван рассказал ему все, что случилося.

— Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится; садись-ка ко мне на спину.

Взял его, посадил на спину и побежал через море; тут у Ивана с головы шапка упала.

— Ах, — говорит, — ведь я шапку сронил!

— Ну, брат, далеко твоя шапка — верст с пятьсот назади осталась, — отвечал великан.

Принес он его на родину, спустил наземь и говорит:

— Смотри же, никому не хвались, что ты на мне верхом ездил; а похвалишься — худо тебе будет.

Иван — купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошел домой.

Приходит, а уж там все за свадебным столом сидят. Как увидала его прекрасная царевна, тотчас выскочила из-за стола, бросилась на шею.

— Вот, — говорит, — мой жених, а не тот, что за столом сидит!

— Что такое? — спрашивает отец.

Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули.

Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана женил на царевне.

Начался у них веселый пир; на пиру гости подпили и стали хвастаться: кто силою, кто богатством, кто молодой женой. А Иван сидел, сидел да спьяна и сам похвастался:

— Это что за похвальбы! Вот я так могу похвалиться: на великане через море верхом проехал!

Только вымолвил — в ту же минуту является у ворот великан:

— А, Иван — купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мною, а ты что сделал?

— Прости меня! — говорит Иван купеческий сын. — То не я хвалился, то хмель хвалился.

— А ну покажи: какой-такой хмель?

Иван приказал привезть сороковую бочку вина да сороковую бочку пива; великан выпил и вино и пиво, опьянел и пошел все, что ни попалось под руку, ломать и крушить. Много недоброго натворил: сады повалял, хоромы разметал! После и сам свалился и спал без просыпу трое суток.

А как пробудился он, стали ему показывать, сколько он бед наделал; великан страх как удивился и говорит:

— Ну, Иван — купеческий сын, узнал я, каков хмель; не пей, не хвались же ты мною отныне и до веку. 


Выращивание кристалла

C:\Users\User\Desktop\фото к проекту\20190326_163713.jpg          C:\Users\User\Desktop\фото к проекту\IMG-20190327-WA0001.jpg


Творческая мастерская

1.Приготовление соленого теста

1. Мука                       +                     2. Соль.  =   смешиваем

   

3. Вода                                               4.Тесто (по консистенции похоже на

                                                                     пластилин)        5. Лепка из готового соленого теста              

    C:\Users\User\Desktop\фото к проекту\20190326_171932.jpg

  Рисование солью

C:\Users\User\Desktop\фото к проекту\20190328_172437.jpg   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая неделя «Здоровое питание» в старшей группе

Планирование тематической недели "Здоровое питание" в старшей группе....

Образовательный проект по познавательному развитию в старшей группе «Этот День Победы»

Данный материал может использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста  при подготовке темы "День Победы"...

Фотоотчет о проведении тематической недели «Здоровое питание» в старшей группе

Питание детей – это одна из тем, которая всегда волновала родителей. Возвращается мама с дочкой или сынишкой из детского сада и в череде вопросов «Как? Что? Где?.»обязатель...

СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «СЕКРЕТЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ» в старшей группе.

Мероприятие по формированию здорового образа жизни дошкольников....

Проект по формированию культуры здорового питания в старшей группе «Правильно питайся — здоровья набирайся!»

Цель проекта: создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах здорового питания. Расширить и уточнить представление у детей о продуктах, приносящих пользу организму, об о...

Проект по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Чудесные свойства магнита»

Проектпо экспериментальной деятельностив старшей группеТема: «Чудесные свойства магнита»«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретаютспособность сами ставить вопросы и...

Методическая разработка здоровое питание в старшей группе

Здоровый образ жизни, здоровое питание, полезные и вредные продукты...