Игровой самомассаж в младшей группе
консультация (младшая группа)

Савицкая Ольга Алексеевна

Консультация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_samomassazh_v_mladshey_gruppe.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой самомассаж в младшей группе

Одной из основных задач, стоящих перед нами - педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. И возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Исследования В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Единственным важным условием для дошкольников является, конечно, выполнение самомассаже в форме игры.

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. Под игровым самомассажем понимается следующее:

Имитационные упражнения.

Мимические упражнения.

Упражнения для стоп, рук, спины.

Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру, рекомендуется проводить 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках до 5минут (малышам), от 3-5 упражнений, между которыми проводить расслабление мышц.

Так как, я работаю по методической теме «Оздоровление детей в детском саду», игровой массаж всегда использую в своей практике. И применяю его с младшей группы. Перед проведением занятия сначала выполняю все упражнения сама. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Научить малышей выполнять движения массажа в определённой последовательности мне помогают небольшие шуточные стихотворения.

Цели:

Укрепление и сохранение психического и физического здоровья детей.

Профилактика различных заболеваний.

Приобщение детей к основам здорового образа жизни.

Воспитывать бережное отношение к своему телу, учить любить себя.

Учить вызвать ощущение внутренней радости.

Комплекс игрового самомассажа для младшей группы:

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

Подготовительный этап:

Дети растирают ладони до приятного тепла.

Основная часть:

Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.

Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

Заключительный этап:

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Упражнение сопровождается стихами.

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра,

Отдыхает детвора.

Массаж волшебных точек ушек.

Этот вид основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

«Поиграем с ушками»

Подготовительный этап:

Дети привлекаются к игре и собираются вокруг воспитателя.

Основная часть.

«Найдём и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому.

«Похлопаем ушками»

Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

«Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

«Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.

Заключительный этап:

Дети расслабляются и слушают тишину.

Действия сопровождаются стихами:

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

Ушко кажется замёрзло

Отогреть его так можно.

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на!

Массаж лица.

Улучшается кровоснабжение мышц лица,происходит стимуляция тактильных ощущений.

«Летели утки»

Подготовительный этап:

Дети садятся на ковер, выбирая удобную позицию.

Основная часть:

Слегка касаясь пальцами, дети проводят по лбу 5 раз.

Слегка касаясь пальцами, проводят по щекам 5 раз.

Указательными пальцами массируются крылья носа по кругу от себя.

Заключительный этап:

Дети расслабляются и слушают тишину.

Действия сопровождаются стихами:

Летели утки

Над лесной опушкой,

Задели ели

Самую макушку,

И долго елка

Ветками качала…

Массаж тела

Упражнения способствуют улучшению в организме обменных процессов, нормализации функций внутренних органов и мышечном кровоснабжении.

“Грибной дождик”

Подготовительный этап:

Дети привлекаются к игре и собираются вокруг воспитателя.

Основная часть:

Дети хлопают правой ладонью по левой.

Хлопают левой ладонью по правой.

Шлепают ладошками по ножкам от лодыжки вверх.

Стучат правой рукой по левому плечу сзади.

Левой рукой стучат по правому плечу.

Тянутся обеими руками вверх, выпрямляя спину.

Заключительный этап:

Спокойно опускают руки и садятся.

Действия сопровождаются стихами:

Дождевые капли, дождевые капли!

Прыгайте в ладошки!

Дождевые капли, дождевые капли!

Вымойте мне ножки!

Дождевые капли, дождевые капли!

Бейте по спине!

Дождь грибной, но нужно

Подрасти и мне!

Самомассаж всех частей тела

При воздействии на кожу, связки и мышцы в процессе массажа, возникает ответная положительная реакция нервной системы, периферической капиллярной сети, ускоряется кровообращение и ток лимфы.

«Петушок»

Подготовительный этап:

Дети привлекаются к игре и собираются вокруг воспитателя.

Основная часть:

Дети трут ладони друг о друга.

Поглаживают ладонями плечи, живот, грудь, поясницу, ноги, голову.

Ставят руки на пояс, горделиво выпрямятся.

Делают несколько полуоборотов влево – вправо.

Заключительный этап:

Дети расслабляются и слушают тишину.

Действия сопровождаются стихами:

Раз и два! Раз и два!

Начинается игра.

Погладим крылья и живот,

Погладим грудку и хвост.

Погладим спину,

Погладим ножки,

Погладим гребешок немножко.

Вот какой бодрый петушок,

Ярко-красный гребешок.

Массаж ног

Улучшается кровообращение, активируется биологические точки в ногах.

«Молоток»

Подготовительный этап:

Дети садятся на стульчики, выбирая удобную позицию.

Основная часть:

Похлопывают ноги ладонями снизу вверх.

Покалачивают ноги кулачками.

Поглаживаютногиладонями.

Заключительный этап:

Дети расслабляются и слушают тишину.

Действия сопровождаются стихами

Туки-токи, туки-токи,

застучали молоточки

Туки-туки-туки-точки,

застучали молоточки.

Туки-ток, туки-ток,

так стучит молоток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"МАСТЕРСКАЯ ЗДОРОВЬЯ" сценарий открытого занятия по самомассажу (2 младшая группа)

«МАСТЕРСКАЯ ЗДОРОВЬЯ». Сценарий открытого занятия (показывают дети младшего возраста).Цель:С помощью массажа способствовать  заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособн...

Сценарий игровой программы в младшей группе на Святки для младшей группы «Лесные колядовщики

Сценарий игровой программы в младшей группе на Святки для младшей группы «Лесные колядовщики» Историческая справкаСвятые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям. Парни, девушки, дети х...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Игровой самомассаж в средней группе.

Хорошая гимнастика для пальчиков, улучшает кровообращение, тонизирует мелкие мышцы на руках....

Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОСМоделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Конференция ДОУ Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом требования ФГОС Немало...

Тематическая картотека игрового массажа и самомассажа в младшей группе.

Тематическая картотека игрового самомассажа в младшей группе. Зима....