Консультация для воспитателей «Игры для нетрадиционного оздоровления детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Перминова Наталья Викторовна

Картотека " Игры для нетрадиционного оздоровления    детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovitelnye_igry.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Игры для нетрадиционного оздоровления детей младшего дошкольного возраста»

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Кроме того, эти игры проводятся при наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения психоэмоционального напряжения.

Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Удобнее организовывать эти игры двум педагогам – практическому психологу и физинструктору. Один из них исполняет роль наблюдателя и ассистента.

Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Например, забавное упражнение «Цапля» показывает, у кого из детей нарушена функция статистического равновесие.

Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться в зависимости от возраста ребёнка. Общая длительность игр в младшем дошкольном возрасте составляет в среднем 1 - 2 минуты. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Игры не должны повторятся (или повторяться, может быть, изредка, чтобы детям было интересно. Особых возрастных требований к участникам оздоровительных игр нет.

Примеры оздоровительных игр

1. «Цапля». Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на «лучшую цаплю». Дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше (при непосредственной помощи взрослого). Руки на поясе. Игра «Цапля» тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

2. «Скачки». Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Ведущий объявляет начало скачек. Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение 5-10 секунд. Ведущий благодарит детей и отмечает, что ходьба шагом у «лошадок» получается хорошо. Затем детям предлагается медленно «поскакать» вперёд (ходьба на руках и ногах с продвижением вперёд). В заключение «скачек» воспитатели благодарят всех детей за участие в игре. Оздоровительный эффект этой игры заключается в массаже внутренних органов и в укреплении костно-мышечной системы конечностей.

3. «Уши». Для выполнения этого упражнения нужно сесть на стул. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 5 – 10 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки. В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков..

4. «Кошка». Ведущий предлагает детям опустится на колени и упереться ладонями в пол.

– Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она сгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Упражнение выполняется в течение двух секунд. Ведущий благодарит детей.

Игра способствует эмоциональному подъему, тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.

ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ

Болезни дыхательной системы: ринит, ринофарингит, хронический бронхит, аденоиды.

При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидной вегетации, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования, слизистой оболочки носа, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращения. При ритмичном, с полным выдохом носовом дыхании расслабляются дыхательные мышцы, рефлекторно расслабляется гладкая мускулатура бронхов. При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильность осанки и смыкание губ.

1. «Пастушок дудит в рожок». Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах. Рожок, дудочка.

Необходимо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть рожок.

2. «Контроль ветров». Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица. Вертушка или шарик. Дети дуют на вертушку или подвешенные воздушные шарики: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.

На столе между карандашами расположить 5-10 шариков. Вытянув губы трубочкой, глубоким сильным выдохом ребенку необходимо сдуть шары со стола по одному. Вдох через нос.

Общие бронхолегочные заболевания.

При бронхиальных заболеваниях необходимы:

поддержание эластичности легочной ткани, улучшение бронхиальной проходимости, дренажной (очистительной) функции бронхов, восстановление согласованной работы функции бронхов и дыхательной мускулатуры, координации в деятельности дыхательных и соматических мышц;

профилактика нарушения осанки, адаптация дыхания и организма в целом к физической нагрузке посредством общей тренировки, повышение тонуса, оздоровление нервно-психической сферы.

Для решения этих задач рекомендуется игры с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пение песенок в такт ходьбе. Все это звукоречевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем, способствующим уменьшению спазмов в бронхах. Полезны игры с дозированным бегом, ходьбой в чередовании с упражнениями по расслаблению, дыхательными упражнениями.

«Подпрыгни и подуй». Улучшение функции дыхания, повышение тонуса адаптации дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.

«Воздушный шарик». На небольшом расстоянии от головы ребенка висит воздушный шарик. Ребенок должен подойти и, подпрыгнув, подуть на шарик.

«Бульканье». Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление. Стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка

(коктейльная трубочка). Глубоко вдохнуть через нос и сделать глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук.

«Совушка-соловушка». Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный выдох).

По сигналу «День!» дети-«совы» медленно поворачивают голову влево и вправо. По сигналу «Ночь!» дети смотрят вперед и взмахивают руками-«крыльями». Опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «у…-ффф». Повторяют 1 - 2 раза.

«Шарик лопнул…». Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ. Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ффф.», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят звук «ш-ш-ш.», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-3 раз.

«Поезд». Улучшение функции дыхания, умение действовать в коллективе, реагировать на сигнал. Подражая гудку паровоза, дети продвигаются вперед («гу-гу») сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут.

«Мартышки и кокосовые орехи». Улучшение функции дыхания (глубины, ритма, укрепление мышц рук, проговаривание звуков «ч» и «ш».

«Мячик». Дети передают мяч друг другу по кругу 2 - 3 раза. Это «погрузка кокосов мартышками на поезд». Затем дети производят круговые движения руками, произнося: «Чу-чу-чу. Поезд движется!». Через 1 - 2 минуты поезд останавливается, дети говорят: «Ш-ш-ш». После этого начинается «выгрузка кокосов» – проделываются те же движения, что и при «погрузке». При произношении звука «ш-ш-ш» губы складываются в трубочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей МБДОУ.«Профилактика звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста».

Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе,...

Презентация «Использование нетрадиционного оздоровления детей младшего дошкольного возраста»

Познакомить педагогов с системой работы по использованию  нетрадиционного оздоровления детей младшего дошкольного  возраста....

Консультация для воспитателей «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Актуальность:  Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, стимулирует интеллектуальную...

консультация для воспитателей «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста».

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И, конечно, каждый...

Консультация для воспитателей по теме "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей по теме "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Основные задачи музыкального воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Информация по данной теме дает возможность шире познакомиться с разнообразными формами воздействия музыки на всестороннее развитие личности ребенка....