Статья на тему : "Здоровьесбережение как одно из основных направлений для успешного развития гармоничной личности"
статья

В статье описано, для чего нужно приучать дошкольника к здоровому образу жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение как одно из основных направлений для успешного развития гармоничной личности

          «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит,  пусть он находится в постоянном движении».

Ж. Руссо

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Поэтому на сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Нет задачи сложнее, а может, важнее, как вырастить здорового ребенка.  Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни и именно из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих их здоровье.

В Законе «Об образовании» указывается первоочередная задача дошкольного образовательного учреждения - укрепление здоровья детей и свободное развитие его личности, поэтому охрана здоровья детей входит в число приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение и укрепление здоровья, но и формирование здорового образа жизни воспитанников.

        Современные исследования и научные концепции определяют здоровье и здоровый образ жизни как одну из общечеловеческих ценностей и необходимое условие, формирующее качество жизни современного человека. Дошкольное детство  - наиболее значимый период, когда происходит формирование представлений ребенка о здоровом образе жизни.   Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни:

  • занятия физкультурой,
  •  использование здоровьесберегательных технологий на музыкальных занятиях
  • прогулки,
  • рациональное питание,
  • соблюдение правил личной гигиены,
  • закаливание,
  • создание условий для полноценного сна.

В содержание физкультурно-оздоровительной формы здоровьесберегающей деятельности ДОУ входит: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, самомассаж, гимнастика для глаз,  физминутки, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Здоровьесберегающие технологии которые должны использоваться на музыкальных занятиях - валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия.

         Таким образом- если проводить систематическую работу по формированию здорового образа жизни детей, организовать развивающую среду, привлекать к работе по здоровому образу жизни родителей, то проводимая работа будет способствовать формированию фундамента физического и психического здоровья наших детей.

Для достижения гармонии с природой, человеку необходимо учиться заботится о своем здоровье. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно, в этом возрастном периоде происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре, спорту и воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, закладываются основы правильного физического развития и здоровья, его сохранения и укрепления с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

             На сегодняшний день наша задача – становление у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни, чтоб у них появилась стойкая мотивация, происходило осознание ими ответственности за своё здоровье. В работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К.С. Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным.

По словам Б.Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.

Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их  гармоничной жизни.

Список литературы

  1. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт.сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская, канд. психол. наук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
  2. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006 – 400 с.
  3. Николаева Е. И., Федорук В. И., Захарина Е. Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: метод. пособие. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи – одно из основных направлений ФГОС»

                                                      ...

"Неизведанное рядом как одно из основных направлений развития детей раннего возраста".

Неизведанное рядом, познание окружающей действительности через детское экспериментирование. Цели экспериментирования, задачи, методы, формы, методические рекомендации....

Статья на тему: Основные направления работы по развитию творческих способностей дошкольников

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника - творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей...

Здоровьесбережение как одна из основных задач сохранение и укрепление здоровья

Приоритетным направлением работы педагогического коллектива стало укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - одна из основных ...

Статья на тему: Создание эмоционально-развивающей среды – приоритетное направление социально – коммуникативного развития дошкольников

эмоционально-развивающую среда как направление социально – коммуникативного развития ребенка раннего возраста....