«Развитие речи – одно из основных направлений ФГОС»
материал по развитию речи (средняя группа) на тему
«Развитие речи – одно из основных направлений ФГОС»
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.
Основные направления работы по развитию речи детей: развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя; развитие связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.91 МБ |
![]() | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Основные направления работы по развитию речи детей: развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя; развитие связной речи.
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Актуальность На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи. В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки , колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 4
Тверская область, п. Максатиха
Воспитатель: Смирнова Ульяна Михайловна
Выступление с опытом работы на тему:
«Развитие речи – одно из основных направлений ФГОС»
2 слайд: В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.
Основные направления работы по развитию речи детей: развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя; развитие связной речи.
3 слайд Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
4 слайд Актуальность
На современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи.
В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребёнка возникает много проблем с речью.
5 слайд Работу по данному направлению я начала, когда мои детки пришли ко мне в группу раннего возраста. Работа с детьми осуществлялась как на занятиях, так и в свободное время. По программе Т.Н. Дороновой «Из детства – в отрочество».
6 слайд : Перейдя с детками во 2- младшую группу, а сейчас в среднюю, работа с детьми осуществляется по программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости» и естественно диапазон целей и задач по развитию речи детей более расширился.
7 слайд: Всем известно что, детский сад - это первая ступень образования, и на нас педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры.
Работая над развитием речи дошкольников, я ставлю перед собой цель:
8 слайд: Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.
Для этого решаю следующие задачи:
–Создать в группе развивающую среду;
-Развивать все компоненты устной речи: грамматический строй речи, связную речь;
-Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;
-Развивать мелкую моторику рук.
Считаю, что качество и результативность проводимой мной работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В группе созданы все условия для развития речи детей:
9 слайд: «Речевой уголок» (В нем размещены все необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры) .
10 слайд: «Театральный уголок»
(Очень важна для ребенка театральная деятельность. Участвуя в спектакле дети обмениваются информацией, что способствует общению детей, взаимодействие и сотрудничество между ними. Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубы», «Заводим мотоцикл» и т. д)
11 слайд: «Сюжетно –ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью»
(Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Развивается диалогическая речь. Детки учатся общаться между собой.
12 слайд: «Книжный уголок»
(Необходимый элемент предметно развивающей среды. В нем выставляем различные книги, портреты писателей. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать.
13 слайд: В свой работе использую различные методы и формы:
Методы речевого общения
Наглядный
Практический
Словестный
14 слайд: Формы работы с детьми
. Непосредственно – образовательная деятельность. Составление описательных рассказов
15 слайд: На таких занятия, я решаю задачи из всех разделов программы: развиваю навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности; помогаю реализовать возможности речевого развития.
16 слайд: Развитие связной речи посредством художественной литературы.
Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. На занятиях в свободной деятельности знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами, сказками. Значительно чаще рассказываю им о писателях, знакомлю с историей произведения, расширяю и усложняю круг чтения детей. Художественная литература служит действенным методом, нравственного и эстетического воспитания. Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас.
17 слайд: Художественное творчество и развитие речи
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение. Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности детей учим анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.
18 слайд: Развитие речевого общения через игровую деятельность
Через игру побуждаю детей к общению друг с другом, а сюжетно-ролевая игра способствует:
- закреплению навыков пользования инициативной речью,
- совершенствованию разговорной речи,
- обогащению словаря,
-формированию грамматического строя языка и т. д.
19 слайд: Развитие речи средствами дидактической игры
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.) . Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
20 слайд: Подвижные игры в речевом развитии
Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.
Во время игры стремлюсь к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
21 слайд: Большую роль в развитие речи и пополнении активного словаря детей имеет заучивание и использование в режимных моментах пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, коротких стихотворений.
22 слайд: В своей работе, начиная со 2-й младшей группы, я использую мнемотехнику. Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания какой-либо информации и развития речи детей. В детском саду мы часто используем разные алгоритмы каких –либо процессов (процесс умывания, одевания и т.д.).
Целью мнемотехники является развитие мыслительных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, т.к. они связаны с полноценным развитием речи ребенка. Использование приемов мнемотехники позволяет сформировать у детей связную, последовательную и грамматически правильную речь.
23 слайд: Развитие речи на прогулке
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень.
24 слайд: В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
25 слайд: Работа с родителями
Активными помощниками в решении поставленных задач стали родители. Использую такие формы работы, как родительское собрание, консультации, папки – передвижки, беседы, информационные стенды ,семейное чтение, разучивание стихов.
Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками.
И рекомендации родителям необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.
А напоследок хочется сказать: развитие речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к родному языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль как одна из основных функций управления ДОУ
Схемы и таблицы для осуществления контроля за деятельностью воспитателей ДОУПерспективный план контроля на учебный год заместителя заведующего....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/18/picture-78887.jpg)
Методические рекомендации для руководителей ДОУ. Организация контроля, как одна из основных функций управленческой деятельности.
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Слово «контроль» вызывает у педагогов негативные эмоции. Проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько пом...
Музыка - как одно из основных средств в нравственном развитии дошкольников
В этом материале затронуты актуальные вопросы нравственного воспитания детей, суть которой, заключается в том, чтобы взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/12/picture-422869-1397308360.jpg)
Развитие внимания как одной из основных исследовательских способностей в дошкольном возрасте
Методическая разработка по теме: Развитие внимания как одной из основных исследовательских способностей в дошкольном возрасте....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/26/picture-613848-1427361184.jpg)
Презентация на тему "Развитие словаря- одна из основных задач коррекции речевого развития дошкольников"
Материал адресован учителям-логопедам и воспитателям ДОУ и знакомит с основными направлениями и приёмами коррекционной работы по формированию словарного запаса. ...
Здоровьесбережение как одна из основных задач сохранение и укрепление здоровья детей.
Газета для родителей....