"Забота о здоровье"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ратенкова Людмила Викторовна

На протяжении многих лет под здоровьем в обществе понималось отсутствие болезней. Из этого следовало, что здоровьем человека должен заниматься врач. Однако оказалось, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не захочет и не будет над этим трудиться. Поэтому необходимо воспитание у молодого поколения отношения к здоровью как к жизненной ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Забота о здоровье.21.66 КБ

Предварительный просмотр:

        Забота о здоровье.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.

Но главным препятствием является, по нашему  убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми.

На протяжении многих лет под здоровьем в обществе понималось отсутствие болезней. Из этого следовало, что здоровьем человека должен заниматься врач. Однако оказалось, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не захочет и не будет над этим трудиться. Поэтому необходимо воспитание у молодого поколения отношения к здоровью как к жизненной ценности.

Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н.М.Амосова, О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова, О.Л.Зверевой, П.Иванова, Я.А.Коменского, С.П.Семенова, Ф.Г.Углова, Д.Уотсона, Г.С.Шаталовой.

По определению Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное психопатическое состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности».

По мнению Г.М.Коджаспировой, здоровье – это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела».

Выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека.

Согласно исследованиям Л.А.Абрамян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.

По мнению М.Ю. Стожаровой, «один из основных показателей эмоционального благополучия детей – физическое здоровье» . Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее.

Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии.

Таким образом,  по мнению ученых, необходимо сконцентрироваться на детском периоде жизни, т.к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Здоровье на 50% зависит от того, какой образ жизни ведет человек. Образ жизни - это совокупность способов форм жизнедеятельности присущая той или иной личности, группе, обществу. А здоровый образ жизни - это формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экологических и социально- психологических ситуаций.

Главные факторы здорового образа жизни:

  1. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.
  2. Питание - это пища, еда, т.е. специальная энергия для нормального функционирования человека.
  3. Гигиенические навыки - это чистота тела и окружающей обстановки.
  4. Движение - это состояние противоположное покою.
  5. Эмоциональное состояние характеризуется взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

Развивать у детей гигиенические навыки и расширять их представление о здоровом образе жизни очень важно. Начинать необходимо уже тогда, когда дети только начинают  воспринимать и узнавать свое тело. Такие ранние сроки способствуют более успешному усвоению и правильному формированию навыков и понятия ЗОЖ.

Невозможно гармонично существовать в обществе, не умея регулировать свое эмоциональное состояние, физические возможности или не признавая правила гигиены. (надо заметить, что наблюдения показывали, что 50 % детей не владеют санитарно-гигиеническими навыками.) При заботе о своем здоровье дети учатся заботиться о ближних, сопереживать и сочувствовать неполноценным людям, а так же получают необходимые знания об организме и оказании первой помощи, что способствует развитию высоких духовных и моральных качеств.

В начале необходимо воспитать в детях элементарные санитарно-гигиенические навыки. Эти навыки предусматривают содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви. Сначала надо обсудить с ребёнком, что мы хотим от него, пояснить на конкретной ситуации. Далее – надо объяснить, почему он должен так делать, постараться придумать довод, близкий и понятный ребёнку. А затем должна быть практика – игра. Проводить такое обучение лучше перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо. Также необходимо выработать у детей желания, умения, навыки и привычки ЗОЖ, интерес к спорту.

Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение. Всё это, на наш взгляд, должно происходить на основе знаний и представлений о строении организма и влияния различных факторов на его состояние.

Ознакомление с ЗОЖ обязательно должны вестись с большим количеством наглядности (иллюстрации, фотографий и т.д.). Чтение, и заучивание стихов, поговорок, отгадывание загадок.

В рамках реализации здоровье сберегающих образовательных технологий педагоги могут использовать следующие формы воспитательно-образовательной работы: образовательную деятельность, беседы, прогулки, опыты, досуги, соревнования, праздники, День здоровья, книжную выставку, выставку плаката, выставки изобразительной деятельности, оздоровительные и закаливающие мероприятия, а так же внедрять в здоровьесбережение информационно-компьютерные технологии (ИКТ).

Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Родителям мы рекомендуем больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, уделять внимание правильному развитию элементарных гигиенических навыков и общему физическому развитию ребенка. Включать в рацион больше свежих фруктов и овощей, а так же отслеживать психическое и эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по здоровому образу жизни в старшей группе на тему: «Заботимся о здоровье»

Данный конспект включает в себя занятие по здоровому образу жизни, целью которого является  ознакомление детей   со  строением человеческого организма, о функциях некоторых органов, зак...

Заседание клуба «К здоровой семье через детский сад». Тема: "Забота о здоровье ребенка"

Цель:  способствовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; обеспечению физического и психического благополучия....

Проект «Здоровое питание – забота о здоровье дошкольника»

Пропаганда здорового питания среди детей и родителей. Создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах правильного питания....

«Заботимся о здоровье. Технология «БОС – здоровье».

laquo;Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошк...

Статья на тему: Забота о здоровье ребенка. Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

«Здоровое питание – забота о здоровье дошкольника»

Цель проекта: Приобщить детей и их родителей к здоровому питаниюАвтор проекта: Серебрякова Татьяна Александровнавоспитатель ВКК...