Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию «Свойства мыла»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Шапиро Юлия Геннадиевна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию «Свойства мыла»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию на тему: «Чудесные превращения» для детей старшей группы.

Цель: познакомить детей со свойствами мыла, его разновидностями и назначением.

Программные задачи: Уточнить и закрепить знания детей о том, для чего используют мыло в повседневной жизни; уточнить знания о геометрических формах (овальная, прямоугольная). В процессе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами жидкого мыла: растворяется в воде, пенится, образуя множество пузырьков. Продолжать учить работать по алгоритму, закрепить правила безопасности при работе с мылом; развивать умение на основе опытов анализировать и делать выводы; воспитывать культурно-гигиенические навыки, чувство взаимопомощи.

Совместная деятельность с детьми.

Свинка моет в луже брюшко,

Котик моет лапкой ушко,

Птички моются в песке,

Гуси, уточки – в реке.

А меня в огромной ванне

Каждый день купает мама.

Моет ушки, щёчки трёт,

Шейку, спинку и живот.

А я ножкой бух-бух,

А я ручкой плюх-плюх.

Вот и мамочка моя

Стала чис-та-я!

(Лика Разумова)

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель:Ребята, вы уже заметили, что к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Слышится чей-то плач.

Воспитатель: дети, вы слышите, кто-то плачет?

Входит плачущая клоун-Кнопочка.

Воспитатель: Кнопочка, здравствуй. Что с тобой случилось? Почему ты плачешь?

Кнопочка: Дедушка Мороз подарил мне подарок, а я до сих пор не могу его открыть…. И еще сегодня вечером у нас с Клепой представление в цирке, а к нам никто не хочет прийти, потому, что все наши фокусы уже знают. А мы с Клепой ничего нового не можем придумать…. (плачет)

Воспитатель: Кнопочка, не расстраивайся, успокойся, мы с ребятами тебе сейчас поможем. Правда, ребята?

Дети: да!

Воспитатель: Сначала нужно открыть коробочку-подарок. Здесь написано, что надо отгадать загадку и коробочка откроется.

Загадка:

Этот наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук.

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится.

От страха грязь бледнеть начнёт

И побежит, и потечёт,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,

Чистыми, душистыми.

Узнали без труда?»

Дети: Мыло.

Коробочка открывается, а там разные кусочки мыла.

Воспитатель: Ребята, а вы любите купаться, мыться?

Дети: Да

Воспитатель: А ты, Кнопочка?

Кнопочка: да, конечно люблю.

Воспитатель: А в каких произведениях говорится о грязнулях, неряхах, о тех, кто не любит чистоту?

К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»,

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»,

А. Барто «Девочка чумазая»,

Мультфильм «Жила-была царевна»

Дети называют произведения, а на мультимедийной доске появляются картинки из этих произведений.

Воспитатель: Ребята, давай те же рассмотрим подарок Дедушки Мороза. Сколько здесь разных кусочков мыла! Ребята, давайте расскажем Кнопочке о свойствах мыла с помощью наших помощников – органов чувств: глаз, ушей, носа и рук.

Но вначале надо проверить готовность наших помощников. (самомассаж)

«Готовы ваши ушки — да, да, да. (трут ушки 3 раза)

Готовы ваши глазки - да, да, да (гладят глазки 3 раза)

Готовы ваши ручки - да, да, да. (растирают 3 раза)

Готовы ваши носики - да, да, да. (трут крылья носа 3 раза)

Воспитатель: Наши помощники готовы! Ребята, перед тем, как брать мыло, запомните правила безопасности – нельзя брать мыло в рот, нельзя тереть глаза мыльными руками и нужно обязательно смывать руки. Запомнили? Возьмите по кусочку мыла – кому какое нравится и можете садиться на свои места. Что же нам скажут первые наши помощники – руки. Какое мыло, потрогайте и скажите, что вы чувствуете? (гладкое или шершавое, холодное или теплое, тяжелое или легкое)

Воспитатель: Нажмите на свой кусочек мыла. Какое оно?

Дети:твердое

Воспитатель: Ребята, а знаете мыло можно сделать любой формы.

- Следующий помощник – это глаза.

- Что они говорят вам о мыле? Какое оно? (прямоугольное, овальное, розовое, зеленое, фигурное, большое).

- Следующий помощник – уши. Воспитатель трясет мылом.

- О чем они говорят? (предмет не издает звука).

- Какой помощник нам еще может помочь? (нос). Что он говорит о предмете? (ароматный, душистый).

- А рот с язычком нам помогут? (нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный).

Воспитатель: Вы знаете, какое бывает мыло?

Дети: детское, туалетное, банное, хозяйственное, жидкое.

Воспитатель: Ребята, намочите пальчик в воде и потрите мокрым пальчиком кусочек мыла. Теперь какое оно стало?

Дети: скользкое.

Воспитатель:Давайте мыло овальной формы положим на овальный поднос, а кусочки прямоугольной формы – на прямоугольный поднос. Вот мы и рассказали о свойствах мыла, а теперь вытираем руки влажными салфетками.

Воспитатель: Смотрите, здесь еще есть какой-то флакон. Это «мыло жидкое». Интересно, почему оно называется жидким?

Дети: Потому что оно течёт.

Воспитатель: А для чего оно необходимо?

Дети: для мытья рук, для умывания.

Воспитатель: А это мыло не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем кусочек туалетного мыла. Кто из вас видел такое мыло? Для чего оно нужно? Как оно называется?

Дети: Хозяйственное.

Воспитатель: А еще есть мыло для мытья посуды.

Воспитатель: И вот такое мыло в виде порошка для стирки белья. Вот мы и рассказали о свойствах мыла. Кнопочка, теперь ты знаешь, какое бывает мыло?

Кнопочка: да, спасибо, что рассказали.

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что вы часто купаетесь, моете руки, а порядок мытья рук вы не забыли?

Предлагаю разложить картинки-алгоритм мытья рук на ковре.

Молодцы ребята, вы справились с заданием.

Физминутка под песню из мультфильма «Маша и медведь» «Если утром дети умываются»

Воспитатель: Кнопочка, ведь ты знаешь много фокусов, а можешь ты помочь нам с ребятами оказаться в лаборатории? Тогда мы тебе покажем новые фокусы для твоего представления?

Кнопочка говорит: Дети закрывайте глаза и отворачивайтесь «Фокус-покус-превращё ус».

Убирается ширма, за которой стояли накрытые столы для опытов.

Воспитатель: Ребята мы оказались с вами в лаборатории. Будьте внимательны. Давайте вспомним о правилах безопасности:

1. Не пробуй на вкус ничего никогда,

Иначе тебя ожидает беда.

2. И никогда никому не мешай,

Соседа всегда своего уважай!

3. Всё за собой ты убери,

Будь аккуратным и не сори.

На столах стоят баночки с водой, жидкое мыло, перышки, камешки, салфетки влажные, фартучки на каждого ребенка. Дети с помощью взрослых надевают фартуки и клоуну с воспитателем тоже надеваются фартуки.

Воспитатель:Ребята, как вы думаете, что в баночках?

Дети:Вода.

Воспитатель: А как вы это определили?

Дети: Посмотрели, понюхали.

Воспитатель: Ребята, а вы не забыли, как надо правильно нюхать жидкости в лаборатории? Нужно осторожно махать ладошкой над стаканом в сторону лица, а не наклоняться над стаканом. Покажите, как правильно понюхать жидкость.

Воспитатель: Правильно, чистая вода не имеет цвета и ничем не пахнет. А если мы нальём в банку жидкого мыла, что произойдёт с водой?

Дети: Появится пена.

Воспитатель наливает немного мыла в каждую баночку, дети наблюдают, как оно растворяется в воде.

Предлагаю провести опыты.

Опыт № 1 «У кого пена выше и пышнее?» Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот.

Провести упражнение 2-3 раза. Потом дети 2-3 раза выдыхают воздух в трубочку.

- А теперь опустите конец трубочки в банку с водой и дуйте в мыльную воду. (Дети выполняют). Что произошло с водой? (Появились пузырьки, пена.) Откуда появились пузырьки? (Мы выдули их из мыльной воды).

Вывод: мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

Опыт № 2 «Подушка из пены».

- Вы взбили хорошую пену. Эта пена может быть и подушкой. Давайте проверим: положим сначала на пену перо (оно держится, а потом камешек (он провалился, утонул). Почему? (Перо лёгкое, а камень тяжелый.)

- Значит, какие по весу предметы могут лежать на подушке из пены? (Лёгкие).

Вывод: мыльная пена может быть очень высокой и держит лёгкие предметы.

Опыт № 3 «Волшебное молоко»

Нужны: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.

Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

Воспитатель: Ну, что Кнопочка, помогли мы тебе? Ребята, о чем мы с вами говорили? Что нового узнали о мыле?

Ответы детей.

Кнопочка: Спасибо большое вам, ребята! Я обязательно расскажу про эти фокусы с мылом Клепе и мы их покажем в своем представлении в цирке. И вас, ребята и уважаемые гости приглашаем в цирк! А еще дарю вам мыльные пузыри! До свидания!

А мы вам с Клепой дарим картинку, которую сделали с ребятами раньше. На ней воздушные шары из цветной мыльной пены, которые мы сделали отпечатком дна стаканчика.

Звучит мелодия «Цирк» клоун уходит.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось то, что мы сегодня делали? А что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.

Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»

Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной  группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»...