Активная и полезная зимняя прогулка в младшей группе
методическая разработка (младшая группа)

Прогулки в детском саду проводятся в любое время года. Зимние прогулки особенно хороши тем, что дети могут увидеть всю красоту заснеженной природы:  сказочные узоры природы-художницы, морозный воздух, слепящую белизну заснеженного леса, величественную тишину парков. Существует много стихов, сказок, подвижных и словесных игр, посвященных самому холодному времени года, которые можно использовать во время прогулок с детьми. И тогда прогулка с детьми будет увлекательной и полезной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_s_doshkolyatami_zimoy.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

В зимний период на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста рекомендую использовать данный материал.  

Карточка №1

Наблюдение за сезонными изменениями

Цель: познакомить детей с изменениями в природе в начале зимы

Ход наблюдения:

Что такое за окном? Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром, самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел и про то, что зиму встретил.

На прогулке рассказать, что пришел первый месяц зимы – декабрь. Обратить внимание на приметы зимы: солнышко редко светит, совсем не греет; ветер стал холодный, деревья стоят голые; на земле много снега, трещит мороз; люди ходят в теплой одежде.

Трудовая деятельность: заливка ледяной дорожки вместе с воспитателем.

Цель: учить аккуратно поливать из лейки; воспитывать желание помогать взрослым в работе.

Подвижные игры:

«Берегись заморожу»

Цель: развивать быстроту реакции

«Огуречик, огуречик»

Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, развивать ловкость.

С/р игра «Семья»

Цель: учить разворачивать ролевые диалоги, выполнять игровые действия;

Индивидуальная работа: игровое упражнение «Веселые зайчата»

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

Цель: учить объединяться в группы, договариваться друг с другом

Карточка №2

Наблюдение за льдом

Цель: знакомить с природным явлением — льдом; формировать представление о состоянии воды в окружающей среде.

Ход наблюдения:

Мне серая лужа простудой грозила.

Расплескалась грязь и вовсю моросило.

И не было в мире скучнее двора,

Чем тот, где гулять я пытался вчера.

Сегодня на ветках ни капли, а льдинки.

По грязи хожу, не запачкав ботинки.

А бывшая лужа с водой ледяной

Дрожит и трещит, хрустит подо мной.

Сопровождать чтение стихотворения действиями. Что произошло с лужей? Вода превратилась в лед. В холодное время лужи покрываются тонкой корочкой льда. (Пусть дети проткнут палочкой лед.) В мороз лужи промерзают до дна. Сказать, что лед – замерзшая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она стечет с пальцев тонкой струйкой.

Трудовая деятельность: заливка ледяной дорожки вместе с воспитателем.

Цель: учить аккуратно поливать из лейки; воспитывать желание помогать взрослым в работе.

Подвижные игры:

«Лохматый пес»»

Цель: развивать внимание, ловкость

«Пузырь»

Цель: учить четко проговаривать слова; равномерно двигаться по кругу

Индивидуальная работа: игровое упражнение «По порядку становись»

Цель: учить выполнять строевые упражнения

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

Цель: учить самостоятельно придумывать игры, играть вместе.

Карточка №3

Наблюдение за сезонным явлением — инеем, заморозками

Цель: формировать представление об инее как об одном из состояний воды.

Ход наблюдения:

Обратить внимание на иней. Иней — это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней?

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

Стоят деревья в инее —

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее —

То белое, то синее.

Трудовая деятельность: сооружение снежной клумбы.

Цель: побуждать оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры:

«Берегись заморожу»

Цель: развивать быстроту реакции

«Огуречик, огуречик»

Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга

Индивидуальная работа: игровое упражнение «Веселые утята»

Цель: упражнять в ходьбе и беге разными стилями

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

Цель: учить объединяться в группы, договариваться друг с другом

С/р игра «Детский сад»

Цель: учить самостоятельно придумывать сюжет на основеличного опыта.

b]Карточка №4

Наблюдение за свежевыпавшим снегом[/b]

Цель: формировать представление о зиме; вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы

Ход наблюдения:

На заборах и крылечке

Все блестит и все бело.

Нет свободного местечка

— Всюду снега намело.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только грозди на вершинке

Ярче прежнего горят.

Какое сейчас время года? (Зима.)

Почему? (Кругом лежит снег, холодно.)

Где лежит снег? (На деревьях, кустарниках, скамейках т. д.)

Трудовая деятельность: уборка снега с участка.

Цель: продолжать учить пользоваться скребком, лопатой.

Подвижные игры:

«Воробышки и кот»

Цель: учить детей соблюдать правила игры; развивать ловкость

«Пойдем гулять»

Цель: учить реагировать на сигнал, ориентироваться в пространстве

Индивидуальная работа: игровое упражнение «Поймай мяч»

Цель: учить бросать и ловить мяч друг другу

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

Цель: учить самостоятельно придумывать игры, играть дружно.

Карточка №5

Наблюдение за березой

Цель: расширять представление о дереве; формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев.

Ход наблюдения:

Стоит березка в пелеринке,

Звенит на ветках бахрома.

Чем легче, тем нежней снежинки,

Тем холодней зима.

Полюбоваться вместе с детьми березой. Рассмотреть ее ствол (Белый, с черными полосками — похож на сарафан.) Рассказать, что в зимнее время береза находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.

Трудовая деятельность: расчистка территории от снега.

Цель: учить пользоваться лопаткой, носить снег для постройки, помогать товарищам в выполнении трудовых действий; доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры:

«По ровненькой дорожке»

Цель: учить ходить по невысокому брусу, спрыгивать, сгибая ноги в коленях.

«Мы — веселые ребята»

Цель: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.

Индивидуальная работа: игровое упражнение «Пройди – не упади»

Цель: учить двигаться по ледяной дорожке, скользя по льду

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

Цель: учить объединяться в группы, договариваться друг с другом

Картотека №6

Наблюдение за снегопадом

Цель: формировать представление о состоянии воды.

Ход наблюдения:

Привлечь внимание детей к падающему снегу: «Посмотрите, дети, как идет снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предложить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку — большую и маленькую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Трудовая деятельность: сооружение построек из снега.

Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место.

Подвижные игры:

«Лохматый пес»

Цель: учить четко проговаривать слова, действовать в соответствии с текстом

«Пойдем гулять»

Цель: учить реагировать на сигнал, ориентироваться в пространстве

Индивидуальная работа: игровое упражнение «Снежинки и ветер»

Цель: развивать навыки ориентировки в пространстве, скоростные качества

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

Цель: учить объединяться в группы, договариваться друг с другом

Игры со снегом: конкурс «Чья башня выше»

Цель: учить использовать свои знания о свойствах снега; умение сравнивать предметы и характеризовать их понятиями «высокий - низкий», «выше - ниже».

Карточка №7

Наблюдение за свойствами снега

Цель: продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий).

Ход наблюдения:

Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный, поэтому надо надевать рукавички. Рассказать, что в холодную погоду лепить из снега нельзя, так как он рассыпается. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами.

Раз шажок, два шажок — под ногой снежок.

Трудовая деятельность: утепление корней растений снегом

Цель: учить правильно пользоваться лопатками; воспитывать желание приносить пользу.

Подвижные игры:

«Зайка беленький»

Цель: учить проговаривать слова; бегать, не наталкиваясь друг на друга.

«По ровненькой дорожке»

Цель: учить двигаться в колонне по одному, упражнять в ходьбе разными стилями.

Индивидуальная работа: игровое упражнение «Цапли»

Цель: учить выполнять ходьбу с высоким подниманием колен; согласовывать движения рук и ног.

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

Цель: учить объединяться в группы, договариваться друг с другом

Исследовательская деятельность: «Снег – вода»

Цель: учить делать из наблюдений выводы

Карточка №8

Наблюдение за работой дворника зимой

Цель: расширять знания о труде взрослых; воспитывать уважение к их труду.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы.

Какие орудия труда нужны для работы дворника зимой? (Метла, лопата, скребок, ведро.)

Какую работу выполняет дворник зимой? (Чистит дорожки к входам в группы, собирает мусор.)

Для чего нужна работа дворника? (Чтобы было чисто на территории детского сада.)

Пыльная у дворника работа –

Только солнце над землёй взойдёт

Он порою до седьмого пота,

Всё метёт, метёт, метёт, метёт.

Осенью засыпят листья дворик,

А зимой – то снег, то гололёд.

Но берёт метлу, лопату дворник,

Каждый день для нас, из года в год!

Трудовая деятельность: расчистка территории от снега.

Цель: побуждать помочь дворнику расчистить тротуар и участок от снега.

Подвижные игры:

«У медведя в бору»

Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, развивать ловкость.

«Ловишки»

Цель: упражнять в быстром беге с увертыванием; учить подчиняться правилам игры.

Индивидуальная работа: игровое упражнение «Пройдись по снежному мостику»

Цель: формировать умение сохранять равновесие, координацию движений

Д/игра «Что где?»

Цель: учить понимать и использовать в речи предлоги «под», «над», «за», «в»; развивать способность ориентироваться в пространстве

Карточка №9

Наблюдение за ветром

Цель: формировать представление об одном из признаков зимы — метели; учить определять направление ветра.

Ход прогулки:

Кружится и хохочет метель под Новый год.

Снег опуститься хочет, а ветер не дает.

И весело деревьям и каждому кусту,

Снежинки, как смешинки, танцуют на лету

Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает ему опуститься на землю — это метель. Предложить им прислушиваться к завыванию ветра. Обратить внимание детей, что он поднимает снег в воздух, кружит с места на месте, наметает из него сугробы. Это метет метель.

Трудовая деятельность: постройка лабиринта

Цель: воспитывать желание помогать воспитателю

С/р игра «Семья»

Цель: учить организовывать игру, действовать в соответствии с ролью

Подвижные игры:

«Кот и мыши»

Цель: развивать у детей умение выполнять движение по сигналу

«Найди свою пару»

Цель: выполнять движения по сигналу воспитателя; четко ориентироваться при нахождении своей пары.

Индивидуальная работа: игровое упражнение «Поймай комара»

Цель: упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).

Карточка №10

Наблюдение за солнцем

Цель: продолжать знакомство с природными явлениями; дать понятие о признаках зимы.

Ход наблюдения: Открываем календарь - начинается январь.

В январе, в январе много снегу во дворе.

Снег – на крыше, на крылечке, солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки, в небо дым идет столбом.

Январь — самый холодный месяц года со снегопадами и сильными морозами. На реках в это время самый толстый лед. Ветки на деревьях и кустарниках хрупкие. День продолжает убывать.

Предложить детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно поднимается по утрам? Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи? Как греет солнце? (Солнце светит, но не греет.)

Трудовая деятельность: сгребание снега лопатой.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Подвижные игры:

«Лохматый пес»»

Цель: развивать внимание, ловкость

«Пузырь».

Цель: учить четко проговаривать слова, равномерно двигаться по кругу.

Индивидуальная работа: игровое упражнение «Кто быстрее добежит до флажка?».

Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя, упражнять в беге.

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

Цель: учить объединяться в группы, договариваться друг с другом

Игры со снегом: конкурс «Снежный ком»

Цель: Учить скатывать из снега большой ком

Карточка №11

Наблюдение за снежинками

Цель: формировать представление о разнообразии состояния воды.

Ход наблюдения: Покружилась звездочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке.

Во время снегопада предложить детям рассмотреть снежинки, падающие на одежду. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую большую снежинку, затем самую маленькую, рассмотреть их. Предложить малышам вытянуть руку и поймать снежинку. Снежинка на руке растаяла.

Предложить детям вытянуть руку в варежке, а как только сядет снежинка — подуть на нее: пусть летит.

Трудовая деятельность: очистка дорожек от снега

Цель: совершенствовать выполнение детьми трудовых действий

Подвижные игры:

«Берегись - заморожу»

Цель: учить быстро бегать; развивать ловкость

«По ровненькой дорожке»

Цель: учить двигаться в колонне по одному, упражнять в ходьбе разными стилями.

Индивидуальная работа : игровое упражнение «Попрыгаем – потопаем»

Цель: упражнять в ходьбе и прыжках; развивать слуховое восприятие

Исследовательская деятельность: понаблюдать, где быстрее тает снежинка – на варежке

или на руке.

Цель: учить делать выводы из наблюдений

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

Цель: учить объединяться в группы, договариваться друг с другом

Карточка №12

Наблюдение за морозными узорами

Цель: рассмотреть на окне морозные узоры.

Ход наблюдения:

Не дождавшись тепла среди зимнего дня,

Распустились цветы на окне у меня.

Подошел я к цветам, стала мокрой щека,

Оттого, что окна коснулся слегка.

Подошел я к цветам, но не пахли они.

Наблюдать за морозными узорами на стекле. На что они похожи? Пусть дети сравнят узоры на разных окнах. Одинаковые ли узоры рисует мороз? Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком дотронутся до окон с узорами?

Трудовая деятельность: сгребание снега в определенное место.

Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада.

Подвижные игры:

«Охотник и зайцы»

Цель: учить метать мяч в подвижную цель; развивать меткость

«Найди свою пару»

Цель: выполнять движения по сигналу воспитателя; четко ориентироваться при нахождении своей пары.

П/дидактическая игра «Бегите ко мне» по теме «Зимняя одежда»

Цель: формировать умение действовать в соответствии с правилами игры; различать предметы зимней одежды.

Индивидуальная работа: игровое упражнение «Альпинисты»

Цель: учить подниматься на снежный вал, развивать чувство равновесия

Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом

Цель: учить объединяться в группы, договариваться друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек зимней прогулки в младшей группе.

Прогулка - неотемлимая часть в режиме работы дошкольного учреждения .Сезонные изменения вызывают у детей любопытство .Зима - время игр , наблюдений и закаливания детей ....

Презентация "Зимние прогулки" 2 младшая группа.

Прогулка - очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ, которая напрвлена на укрепление здоровья, профилактику заболеваемости, физическое, умственное, познавательно-речевое, художествен...

Конспект зимней прогулки первой младшей группы

Распределение видов деятельности на прогулке: наблюдение, подвижные игры, экспериментирование, игры малой подвижности, свободная деятельность детей....

Конспект игровой зимней прогулки 2 младшая группа "Загадочные гости"

Развивать у детей обобщенные представления о зиме как времени года, о зимних играх и забавах. Расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, дать представление о значении подкормки...