Главные вкладки

    Проект "Приобщение к здоровому образу жизни детей младшего дошкольного возраста"
    методическая разработка (младшая группа)

    Копина Светлана Николаевна

    Проект младшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx20.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект

    Приобщение к здоровому образу жизни детей младшего дошкольного возраста

    Цель: способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков у младших  дошкольников.

    Задачи: 

    -  Дать детям общее представление о  ценности здоровья

    Формировать желание вести здоровый образ жизни

    Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни

    п/п

    Список литературы

    Раздел плана

    Срок реализации

    Форма отчета

    Практический выход

    1

    «Вместе с семьей» пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей / под ред. Т.Н. Дороновой.

    Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей

    сентябрь

    Анкетирование родителей

    Анкетирование родителей

    2

    Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста  Н.В. Нежина «Дошкольное воспитание». - 2004. -  4. - С. 14-17.

    «Приобщение детей к здоровому».

    октябрь

    Консультация для  родителей 

    Консультация «Роль семьи в физическом воспитании ребенка»

    Консультация для родителей

    3

    В.Т. Кудрявцев

    Б.Б. Егоров

    «Развивающая педагогика оздоровления»

    Линка-пресс Москва 2000.

    Воспитание основ гигиенической культуры и приобщение к здоровому образу жизни.

    ноябрь

    Изучение статьи

    Доклад

    4

    Примерная общеобразовательная программа дошкольного обоазованиея От рождения до школы Н, В. Веракса ,2014

    Воспитание основ гигиенической культуры и приобщение к здоровому образу жизни.

    декабрь

    Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика

    Изготовление картотеки  дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

    5

    «Закаливание детей в современных условиях».

    Л. Веремкович,

    О. Иванова,

    И. Лашнева

    Закаливание детей в современных условиях.

    январь

    Консультация для родителей

    Папка передвижка

    6

    Примерная общеобразовательная программа дошкольного обоазованиея От рождения до школы Н, В. Веракса ,2014

    приобщение к здоровому образу жизни детей второй младшей группы

    февраль

    Работа по проекту

    дидактических игры по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

    7

    Примерная общеобразовательная программа дошкольного обоазованиея От рождения до школы Н, В. Веракса ,2014

    приобщение к здоровому образу жизни детей второй младшей группы

    март

    Работа по проекту

    дидактических игры по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

    8

    Юматова, А.В. «Формирование здорового образа жизни дошкольников»

    А.В. Юматова  «Дошкольное воспитание». - 1996. -  3. - С. 12 - 14.

    Оздоровление в детском саду

    апрель

    Изучение статьи

    Доклад

    Примерная общеобразовательная программа дошкольного обоазованиея От рождения до школы Н, В. Веракса ,2014

    Тема: Культурно-гигиенические навыки как средство приобщения к здоровому образу жизни детей второй младшей группы

    май

    Консультация для воспитателей 

    Воспитание основ гигиенической культуры и приобщение к здоровому образу жизни детей младшего дошкольного возраста

    Памятки для воспитателей 

    ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗОЖ

    Конспекты дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

    Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

    Задача:

    1. знакомить с названием предметов из чайного сервиза;

    2. упражнять в правильной сервировке стола к чаепитию (последовательность расстановки приборов для чаепития).

    Оборудование: чайный сервиз (блюдца, чашки, заварочный чайник, сахарница, десертные тарелки, вазочка для печенья), чайные ложки.

    Ход игры

    Воспитатель обращается к детям: «Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости?» Сегодня к нам в гости придут наши любимые игрушки. Давайте накроем стол для гостей. Чем мы будем их угощать? (Чаем и печеньем.)

    Педагог объясняет детям последовательность расстановки приборов для чаепития. Сначала надо поставить вазу с печеньем на середину стола. Вокруг вазы надо поставить блюдца, а на каждое блюдце - чашку. Около каждого блюдца надо поставить десертную тарелку. В десертную тарелку каждый гость положит себе печенье. Справа от каждого блюдца надо положить чайную ложку. Последними ставим сахарницу и заварочный чайник. Они тоже должны стоять на середине стола, чтобы каждому гостю было удобно взять сахар и налить чай.

    Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Саша, поставь вазу с печеньем на середину стола». Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе. Педагог комментирует их действия: «Саша ставит на стол вазу с печеньем». И так далее.

    Какая ваза - большая или маленькая? (Ваза большая.)

    После того как накрыт стол, педагог обобщает высказывания детей.

    Посмотрите, все, что стоит на столе, - посуда. Из этой посуды пьют чай. Такую посуду называют «чайной посудой».

    В заключение дети рассаживают за столом свои любимые игрушки и «угощают» их чаем.

    После игры педагог предлагает детям помочь вечером маме накрыть стол к вечернему чаепитию.

     

    Игра - занятие «Оденем куклу на прогулку»

    Цель.Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку.

    Продолжать учить детей запоминать и называть предметы зимней (демисезонной) одежды, знать ее назначение.

    Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.

    Материал: набор кукольной одежды; кукла.

    Ход занятия.

    1. Воспитатель сообщает детям о том, что кукла Катя уже позавтракала и хочет гулять. Подводит детей к выводу: «Надо куклу одеть на прогулку».

    Воспитатель. Сейчас зима. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую, зимнюю.)

    2. Показ и рассматривание одежды.

    Педагог показывает детям предметы зимней одежды, называет их, рассказывает о цвете, материале, из которого сшита одежда, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку). Подчеркивает, что зимняя одежда очень теплая, потому что зимой холодно.

    3. Совместная деятельность: последовательное одевание куклы на прогулку.

    Воспитатель. Коля одевает кукле штаны. Что Коля надел на Катю? Теперь надо надеть теплую кофту, застегнуть все пуговицы. Где пуговица на кофте? А это петля. Маша, Женя, Алина, покажи, где петля? Вот пуговица на кофте, а это петля. Надо пуговицу застегнуть в петлю. Вот так (показывает и объясняет несколько раз). Что Маша надела?

    В заключение воспитатель читает детям потешку:

    Наша Катя маленька,

    На ней шубка аленька,

    Опушка бобровая,

    Катя чернобровая.

    "Вымой руки"

    Цель: учить ребенка мыть руки.

    Оборудование: заяц резиновый.

    Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

     

    "Мыльные перчатки"

    Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

    Оборудование: детское мыло, полотенце.

    Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
    Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

    Например:

    Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
    Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
    В кране булькает вода. Очень даже здорово!
    Моет рученьки сама Машенька Егорова
    (взрослый называет имя ребенка).
    Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

    В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

    Игра «Водичка, водичка!»

    Цель:

    формировать интерес к самостоятельности при  выполнении

    навыков самообслуживания.

    Оборудование:

    две куклы.

    Ход игры

    : взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы

    хотят обедать, но у них грязные  руки и лицо. Взрослый

    спрашивает: «Что надо сделать? Надо вымыть куклам руки!

    Попросим водичку.

    Водичка, водичка,

    умой мое личико,

    чтобы глазоньки блестели,

    чтобы щечки краснели,

    чтоб кусался зубок,

    чтоб смеялся роток!»

    Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и

    лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть  свои руки и

    лицо по подражанию. При этом взрослый повторяет потешку

    «Водичка, водичка!

    Занятие «Вымой руки»

    Цель:

    учить мыть руки.

    Оборудование:

    уточка резиновая.

    Ход занятия:

    взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с

    прогулки, нам нужно вымыть ручки. Уточка будет

    смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку

    на край умывальника и показывает ребенку движения

    руками под струей воды. В конце процедуры взрослый

    от имени уточки хвалит ребенка.

    В дальнейшем навык мытья рук усложняется: ребенка

    учат открывать кран с водой, намыливать руки мылом,

    вытирать полотенцем и вешать полотенце на крючок

    Занятие «Умывалочка»

    Цель:

    учить умываться.

    Оборудование:

    зеркало, полотенце.

    Ход занятия:

    взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату,

    просит ребенка посмотреть па себя в зеркало, обращает его внимание

    на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умыться имеете с

    ним, при этом показывает, как это нужно сделать. В процессе действия

    взрослый произносит потешку:

    Выходи, водица,

    мы пришли умыться!

    Лейся на ладошку

    по

    -

    нем

    -

    нож

    -

    ку...

    Нет, не понемножку

    посмелей,

    будем умываться

    веселей!

    В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо

    полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, произносит: «Ай,

    какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!

    Занятие "Фонтанчики"

    Цель: учить ребенка полоскать рот.

    Оборудование: стакан.

    Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

    Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет!

    Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

    Занятие "Носики-курносики"

    Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

    Оборудование: индивидуальные носовые платки.

    Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

    Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

    Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),

    Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять

    (убирает платок в карман).

    Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком

    Игра "Найди пару"

    Цель: учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви.

    Оборудование: обувь - сапоги, ботинки, кукла.

    Ход игры: взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: "Маша-растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!" и т.д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т.д.

    Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.

    Игра "Оденем кукол"

    Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.

    Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.

    Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.

    Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.

    Игра "Обед у кукол"

    Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.

    Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.

    Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.

    Занятие "Убери со стола"

    Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

    Оборудование: посуда, щетка, совочек.

    Ход занятия: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"

    Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

    Занятие "Вымой посуду"

    Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.

    Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.

    Ход занятия: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.

    Занятие "Подготовь постель ко сну"

    Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель.

    Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.

    Ход занятия: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: "Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку". После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им.

    Занятие "Почистим туфли"

    Цель: формировать самостоятельные действия: учить чистить обувь щеткой.

    Оборудование: обувь, щетка.

    Ход занятия: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щетки для обуви, показывает действия с ней, произносит потешку:

    Щеткой чищу свои туфли - раз, два, три!

    Будут чистыми они - раз, два, три!

    Предлагает детям самостоятельно почистить свои туфли (ботинки).

    Занятие "У нас порядок"

    Цель: вызвать у ребенка интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.

    Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, игрушки.

    Ход занятия: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагается детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуацию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Буратино, Петрушка и др.), они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.

    Здоровый образ жизни это:

    • Рациональное правильное питание
    • Рациональный режим дня
    • Рациональная физическая нагрузка
    • Закаливание.
    • Личная гигиена
    • Положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении.

    Рациональное правильное питание.

    Важное значение в организации питания детей имеет строгое соблюдение режима питания, что обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и течение обмена веществ, хорошее самочувствие.

    Правильная организация питания детей предусматривает необходимый объем пищи, определяющийся возрастом ребенка, анатомо-физиологическими особенностями пищеварительной системы.

    Соблюдение указанных объемов порций очень важно, так как при увеличении количества предлагаемой пищи может снизится аппетит, нарушиться функция пищеварения, в ряде случаев может выработаться вредная привычка есть больше, чем надо, что способствует  ожирению. При недостаточном объеме порций ребенок не испытывает чувства насыщения, и это неблагоприятно отражается на его самочувствии.

    Рациональный режим дня

    Физиологические  и педагогические основы режима дня

    Оздоровительное и воспитательное значение режима

    Условия его эффективной реализации.

    Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большее значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

    Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психологического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника.  Это соответствие обуславливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении.

    Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение  периодов бодрствования и сна в течении суток, целесообразнее чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

    • Определенную продолжительность знаний, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;
    • Регулярное питание;
    • Полноценный сон;
    • Достаточное пребывание на воздухе.

    Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для современного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

    Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудится, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

    Известно, какое значение придавал режиму дня выдающийся советский педагог А.С. Макаренко. Он считал, что режим- средство воспитания; правильный режим должен отличаться: определенностью, точностью и не допускать исключений.

          Рациональная физическая нагрузка.

    Задачи воспитания и обучения:

    • Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности
    • Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
    • Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности выполнения движений.
    • Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью около 10-12 минут.
    • Во время занятий, требующих большой умственный нагрузки, и в промежутках между ними проводить физкультурные минутки продолжительностью от 1 до 3 мин.
    • Обеспечить достаточную, соответствующую возрастным способностям двигательную активность детей в течении всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.
    • Проводить физкультурные досуги один раз в месяц длительностью до 40 минут.
    • Проводить физкультурные праздники два раза в год (зимний и летний) длительностью до 60 минут.
    • Закреплять умение соблюдать в ходьбе и беге заданный темп.
    • Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и в высоту с разбега.
    •  Добиваться активного движения киста руки при броске.
    •  Учить перелезанию с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.
    • Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу, выполнять движения ритмично, в указанном воспитателем темпе.
    • Развивать психофизические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость).
    •  Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движения и ориентировку в пространстве.
    • Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.
    •  Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.
    •  Обеспечить разностороннее развитее личности ребенка.
    • Воспитывать выдержку, настойчивость решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.
    •  Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, уметь придумывать варианты игр, свои собственные игры, комбинировать движения.
    • Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным в области спорта.

           Закаливание

    Эффективным средством укреплений здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода- факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и др.)

    Закаливание- это не только обтирание или обертывание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой на площадке.

    Хорошее средство укрепления здоровья- закаливание водой. Дети любят играть с ней; такие занятия улучшают настроение, вызывает у детей радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

    Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой- 24-25С, затем теплой – 36С и вновь холодной.

    Наиболее сильным оздоровливающим и закаливающим средством является купание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25-28С и воды не менее 22С.

    Положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении.

    Повышенная агрессивность детей- одна из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммой целого ряда неблагоприятных факторов:

    -кризисом семейного воспитания;

    -невниманием воспитателей и педагогов к нервно-психическому состоянию детей;

    - увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка;

    -пропагандой культа насилия в средствах массовой информации.

    Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко-ответную агрессию. Между тем особенно важна помощь дошкольникам, агрессивности которых находится только в стадии становления.

    Агрессивное поведение – нормальное явление в развитие ребенка, есть разные стадии его формирования и проявления. Оно может то затухнуть, то проявляться новой силой. Родителям необходимо относится к этому без излишней паники, контролировать свои реакции, поскольку именно от них зависит, пройдет ли этот период агрессивности или задержится и станет личностной чертой ребенка.

    Список литературы

    1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005.

    2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина 2007.

    3. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.

    4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006

    5. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-3.

    6. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003,

    7. Ж-л  4. Ребенок в детском саду.-2001.

    8. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985

    9. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007.

    10. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000..

    11. Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996..

    12. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003.

    13. Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.– М., 1992.

    14. Тонкова-Ямпольская Р.В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 1986.

    15.Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. 1155"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

    16.Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. «Практикум по дошкольной психологии- под издательством» «Академия», 1998.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей " Формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста"

    Физическое воспитание ребенка в условиях дошкольного учреждения является важной задачей воспитания здорового малыша. Для решения этой проблемы применяются следующие формы работы с детьми : физкультурн...

    План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

    План профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья  и формирование здорового образа  жизни детей старшего дошкольного возраста...

    Воспитание здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста

    Воспитание  здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста...

    Мастер – класс для педагогов «Здоровый образ жизни детей младшего дошкольного возраста»

    Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни....

    Проект "Приобщение к здоровому образу жизни детей младшего дошкольного возраста"

    Проект способствует формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков...