Доклад «Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования знаний детей 4-5 лет о дорожной безопасности»
статья (средняя группа)

 Сюжетно - ролевая игра, в которой дети сами принимают участие, является самым эффективным  методом знакомства  детей с элементарными правилами  безопасного  поведения на улице. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon garifullina_l.t._statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Т. Гарифуллина,

воспитатель,

первой квалификационной категории,

МБДОУ №62 «Родничок» г. Северодвинск

 

Доклад «Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования знаний детей 4-5 лет о дорожной безопасности»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако, дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является сюжетно-ролевая игра, в которой они сами участвуют.

В связи с этим нами была поставлена цель - формирование основ безопасности дорожного движения у детей 4-5 лет как пешеходов, водителей и как пассажиров и умений применять полученные знания в игровой деятельности. Исходя из цели, были определены следующие задачи:

  • формировать элементарные представления о правилах дорожного движения и безопасном поведении на дорогах;
  • познакомить с понятиями «проезжая часть», «тротуар», «пешеходный переход», «перекресток»;
  • познакомить детей с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Автобусная остановка», «Заправочная станция»;
  • закрепить знания детей о световых сигналах светофора;
  • воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения, культуру поведения в общественном транспорте;
  • воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными;
  • учить применять полученные знания в игре.

Для того чтобы сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью мы проводим предварительную работу:

- наблюдения за транспортом, пешеходами, работой светофора;

- чтение художественной литературы, отгадывание загадок, заучивание стихов;

- рассматривание сюжетных иллюстраций по теме «ПДД»;

- беседы и обсуждение различных дорожных ситуаций;

- просмотр видеофильма;        

- дидактические игры «Собери машину», «Светофор», «Правильно-не правильно», «Составь знак», «Перекресток» и т.д.

- игровые ситуации: «Автобусная остановка», «Как я шел утром в детский сад», «Полицейский и водители» и т.д.

Игровые ситуации способствуют развитию у детей ролевого взаимодействия и ролевого диалога. Сначала мы главную роль брали на себя, затем передавали ее ребенку. Например,         проигрывая ситуацию «Как, я утром шел в детский сад», главную роль (маму, папу) играл ребенок, второстепенную роль ребенка играл взрослый. «Ребенок» задавал «маме» вопросы, а «мама» рассказывала «ребенку» правила перехода дороги по светофору, предупреждала, что переходить дорогу следует держась за руку.         В игровой ситуации «Полицейский и водители» полицейский (взрослый) проверяет документы у водителей (детей), наличие аптечки, автокресла. Впоследствии роль полицейского передавалась ребенку.

Для обыгрывания различных ситуаций, формирования у детей знаний о дорожной безопасности, мы с помощью родителей старались насытить предметно-игровую среду игрушками и атрибутами: это пешеходный переход; коляски; нагрудные силуэты машин; дорожные знаки, которые можно повесить на стену; сделанные из коробок макеты светофоров для машин и для пешеходов, заправочный аппарат; рули; фуражка, пилотки и жезлы для полицейских, сшит жилет-светофор с отстегивающимися световыми сигналами. В продуктивной деятельности мы вместе с детьми изготовили «билеты» для игры в «Автобус», «водительские права», «деньги».

Данная работа способствовала обогащению жизненного опыта детей и развитию сюжетов в следующих сюжетно-ролевых играх: «Семья на прогулке», «Автобус», «Автомастерская», «Заправочная станция», «Улица города».

Формируя знания о ПДД, мы стремились также и к усложнению сюжетной линии игры. Например, в игре «Автобус», кроме роли водителя, кондуктора, пассажира, можно ввести роль механика, на случай поломки автобуса, роль работника заправочной станции, если закончился бензин. Тем самым мы побуждали детей менять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Так в игре могут переплетаться несколько сюжетов, что способствует развитию ролевого диалога, умению согласовывать действия со сверстниками, умению менять ролевые позиции. Это дает существенный сдвиг в самостоятельной детской игровой деятельности. Дети стали играть интереснее, самостоятельно придумывать различные сюжеты, связанные с безопасностью на дороге, улучшился ролевой диалог и ролевое взаимодействие.

Таким образом, мы пришли к ожидаемым результатам, а именно:

  • у детей сформировались начальные знания о ПДД и навыки безопасного поведения на дороге;
  • дети знают назначение светофора и его световых сигналов;
  • знают правила поведения на проезжей части, в транспорте;
  • знают правила перехода улицы;
  • знают и показывают некоторые дорожные знаки;
  • имеют представления о профессиях: водитель, кондуктор, полицейский, автомеханик, заправщик;
  • применяют полученные знания в самостоятельных играх.

В заключении хочется отметить, что игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.

Список информационных источников

  1. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е. А. Панько и др.; под ред. Я. К. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск: Нац. Ин-т образования, 2012.
  2. Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. - «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
  3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя – М.: изд. «Гном и Д», 2000.
  4. Организация освоения образовательной области «Безопасность» с детьми

2-7 лет / авт.-сост. Т. Н. Сташкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2014.

  1. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Л. Б. Поддубная. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Подвижные игры как средство закрепления знаний детей младшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения».

Тема: «Подвижные игры как средство закрепления знаний детей младшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения»....

Презентация "Сюжетно- ролевая игра-как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"

1.Актуальность выбранной темы2.Цель и задачи3.Методическая литература4."Диагностика уровня сформированности игровых навыков" Р.Р.Калининой5.Диагностика "Одень куклу" О.Е.Смирновой6.Педагогический мони...

Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения

Особая значимость использования педагогом подвижных игр для закрепления дошкольниками  знаний  основ безопасности жизнедеятельности. Так как подвижные игры дают возможность педагогу влиять о...

Презентация : «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста".

Игра-ведущий вид деятельности детей,в ней формируются навыки межличностного общения....

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ - КАК СРЕДСТВО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Данная презентация - консультация как для коллег - воспитателей по проблеме воспитания законопослушных участников дорожного движения....

Доклад на педсовете "Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения"

Закрепить с детьми правила дорожного движения, через подвижные игры....