«Нарушения опорно- двигательного аппарата у дошкольников»
статья

Ткачева Марина Анатольевна

в стаВ статье показана важность раннего выявления нарушений опорного – двигательного аппарата и его профилактика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

 «Нарушения опорно- двигательного аппарата у дошкольников»

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Одной из основных причин заболеваний ОДА является малоподвижный образ жизни дошкольников. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний. Первостепенное значение в коррекции нарушений здоровья имеет адаптация к занятиям физической культурой.

Одним из наиболее часто встречающихся отклонений в физическом развитии детей в период дошкольного возраста являются дефекты осанки. Красивая осанка - один из показателей здоровья: нормальное развитие скелета, гармонично развитая мышечная система и умение правильно держаться в состоянии покоя и движении. Правильная осанка ребенка определяется по следующим признакам: голова и туловище держатся прямо, грудная клетка слегка выступает вперед, а плечи отведены назад, в области поясницы есть изгиб вперед, ноги прямые. Осанка зависит, прежде всего, от состояния позвоночника. Его искривления (кифоз, лордоз и сколиоз) резко ухудшают осанку. Среди причин ее дефектов-неправильная походка-с опущенной головой, неправильное положение тела при упоре на одну ногу или при сидении за столом. Скелет у дошкольников содержит много хрящевых тканей, поэтому кости мягкие, податливые и легко могут искривляться. Подбор упражнений, способствующих формированию осанки, требует особого внимания и знания хотя бы схематического расположения крупных мышечных групп.

        Рационально организованные и используемые физические упражнения-эффективное средство не только предупреждения, но и лечения нарушений осанки. Представленные ниже подвижные игры и упражнения способствуют формированию у дошкольников правильной осанки. Их можно включать в комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна, во время прогулки.

Игра «Кто дальше бросит шишку»

Цели: развивать координацию движений, ловкость; укреплять мышцы стопы.

Детям предлагается взять из коробки по одной шишке (сосновой) и встать в одну шеренгу. Дети кладут свою шишку на пол и пальчиками правой руки стараются ухватить и удержать ее, стоя на одной ноге. По команде «бросаем» дети стараются бросить шишку вперед как можно дальше. Кто дальше всех бросил шишку, тот и победил. Игра повторяется сначала, только теперь нужно ухватить шишку пальцами левой ноги и бросить ее как можно дальше.

Игра «Ласточка»

Цели: формирование координации движений, укрепление мышечного корсета позвоночника и мышц нижних конечностей.

И.п. — о.с: встать прямо, правую (левую) ногу поднять назад вверх, руки в стороны, туловище немного наклонить вперед, голову приподнять. Удержать 1—2 с, затем вернуться в и.п. Повторить то же с левой ногой.

Игра «Великаны и гномики»

Цели: укрепление мышц верхних и нижних конечностей, формирование правильной осанки, улучшение координации движений.

Ходьба по залу. «Великаны» — идти на носочках, руки вверх. «Гномики» — идти в полуприседе, руки на пояс. Спина прямая!

        Большое значение для формирования правильной осанки и развития двигательных навыков имеет развитие стопы, предупреждение плоскостопия, которое может вызвать изменения не только в скелете стопы и ноги, но и нарушить совокупность скелетной структуры и работы всего организма.

        Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро утомляется во время ходьбы и стояния. При дальнейшем развитии плоскостопия появляются боли, которые еще больше затрудняют ходьбу. Предупредить заболевание можно путем подбора соответствующих упражнений, цель которых – развитие и укрепление мышц пальцев, самой стопы и голени. Упражнения проводятся только босиком и желательно несколько раз в день (утром-во время утренней гимнастики, днем - после дневного сна, вечером-перед отходом ко сну).

И.п. лежа

«Танец жука, лежащего на спине».

Ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах, руки в локтях. Попеременно сгибать и разгибать кисти и стопы с произнесением на выдохе «ж-ж-ж». Повторить 3-4 раза. Темп средний.

И.п. –стоя и в ходьбе

«Боковая прогулка»

Подняться на носки, опуститься на пятки вправо, перекатиться на пятки, поднять носки, поднять их на уровне пяток. Идти в одну, затем в другую  сторону. Пальцы и пятки поднимать как можно выше, туловище держать прямо.

Упражнения с мячом

Мяч должен быть среднего диаметра, обычный или массажный. Постепенно диаметр мяча можно уменьшать.

«Башня из кубиков»

Ноги прямые, мяч между голеностопными суставами. Поставить правую ногу на мяч, носок на себя, на нее поставить левую ногу и спокойно вернуться в и.п. Повторить 6 раз. Темп средний.

И.п.-сидя на полу, руки в упоре сзади.

Носки ног на себя, ноги прямые. Опустить ноги на пол, стопы поставить только на пятки. Носки не касаются пола. Выполнять попеременно каждой ногой, затем одновременно. Повторить 8-10 раз. Темп средний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников"

Проблема нарушений костно-мышечной системы у детей актуальна уже в дошкольном возрасте. Поэтому необхождимо просвещение родителей об особенностях формирования скелета, мерах профилактики сколиозов и д...

Коррекция и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников средствами музыкотерапии и музыкально-ритмических движений

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...

Использование интегративной музыкотерапии и музыкально – ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога - психолога

Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...

Профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата у дошкольников.

Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому,...

«Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников на музыкальных занятиях»

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя. Профилактическая работа по предупреждению и снижению  заболеваний опорно-двигательного аппарата у дошкольников....