Занятие с детьми средней группы. Использование здоровьесберегающих технологий на тему: «Что мы знаем о микробах»
план-конспект занятия (средняя группа)

Остраница Светлана Евгеньевна

Цель: Дать детям представление о микробах и  местах их обитания.

Ожидаемый результат:

Знание: формировать желание и интерес детей к познанию нового.

 Усвоить, что такое микробы и как не допустить попадания их в организм человека. 

Умение: самостоятельно принимать решение, эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;

Навыки: научится применять полученные знания в свободной деятельности со взрослыми и сверстниками.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_sredney_gruppe_chto_my_znaem_o_mikrobah_2021g.docx43.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида

«Ладушки» города Анадыря», Городской округ Анадырь,

Технологическая карта

Занятие с детьми средней группы.

Использование здоровьесберегающих технологий.

на тему:

«Что мы знаем о микробах»

Воспитатель:

Остраница Светлана Евгеньевна

 

г. Анадырь 2021 г.

Возраст детей: 4-5 лет, средняя группа

Тема: «Что мы знаем о микробах»

Тип: сюжетное занятие с элементами игры-путешествия

Реализация содержания в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная

Цель: Дать детям представление о микробах и местах их обитания.

Задачи:

Образовательные:

1) Дать детям элементарное представление о микробах, как источнике большинства болезней и способе борьбы с ними.

2)  Формировать умение решать проблемную ситуацию методом логического рассуждения.

Развивающие:

1)Развивать умения предотвращать возможные ситуации, опасные для здоровья.

2) Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности; внимание, наблюдательность, любознательность, коммуникативные способности.

Воспитательные:

1) Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью

2) Воспитывать культурно-гигиенические навыки, дружеские отношения, взаимопомощь.

Оздоровительные:

1) Воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням.

2) Содействовать становлению интереса к правилам здоровьесберегающего поведения (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассаж, эмоциональный настрой)

3) Создание положительного эмоционального фона, радостного настроения, доброжелательного микроклимата.

Продолжительность занятия: 20 минут

Оборудование занятия: мультимедийная презентация «Как выглядят микробы», ноутбук, телевизор, магнитофон;

Дидактический и раздаточный материал: Атрибуты для экспериментов (лупа 9 шт., пульверизатор, бумажные носовые платки, упаковка влажных салфеток, полотенце, тарелки (или пластиковые контейнеры)-5 шт; контейнеры для атрибутов 4 шт,  картинки с изображением микробов (муляжи), черный перец, белый халат, запись песни, запись мелодии для игры, пипетка.

Оздоровительные технологии:

Психогимнастика «Утро радостных встреч»

Пальчиковая гимнастика «Мыло»

Двигательные паузы – физминутка «Это правда или нет?»

Массаж биологически активных зон «Неболей-ка».

Дыхательная гимнастика «Трубач».

Социо - игровые технологии: дидактические/валеологические игры по ЗОЖ.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: поточная, групповая, фронтальная.

Методы и приёмы:

Наглядные: показ изображения микробов (муляжи), рассматривание картинок.

Практические: дидактическая игра и упражнение, динамическая пауза, опыты – эксперименты, пальчиковая гимнастика.

Словесные: беседа, коммуникативная игра, словесная игра, ситуативный разговор.

Ожидаемый результат: 

Знание: формировать желание и интерес детей к познанию нового. 

 Усвоить, что такое микробы и как не допустить попадания их в организм человека.

Умение: самостоятельно принимать решение, эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений; 

Навыки: научится применять полученные знания в свободной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Задачи    этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Здоровьесберегающие

 компоненты занятия

Организационный этап

Создание положительного настроя на занятие

Мотивация детей на активную работу

Дети собираются вокруг воспитателя под песню «Ужасно интересно» из мультфильма из "38 попугаев". Слова: Г. Остер, Музыка: Г. Гладков

 (Слайд 1)

Доброе утро, глазки! Вы проснулись?

Доброе утро, ушки! Вы проснулись?

Доброе утро, ручки! Вы проснулись?

Доброе утро, ножки! Вы проснулись?

Доброе утро, дети! Мы проснулись!

 Желаю вам сегодня узнать много нового и интересного.

Играют в  игру «Утро радостных встреч» с элементами самомассажа.

зажмурить глазки,                                        посмотреть  налево  и направо только глазами-2р

потереть ушки

похлопать в ладоши

потопать ногами

поднять руки вверх                                                                 

Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность, самомассаж.

Обеспечение двигательной активности детей.

Закреплять навыки самомассажа, элементы зрительной гимнастики.

Психологическая безопасность

Создание доброжелательного микроклимата.

Снятие эмоционального напряжения детей

Сюрпризный момент

Проблемная задача.

Аудиозапись голоса микроба «Мы очень любим детей и хотим пожить у вас» на экране появляется  Микроб.  (Слайд 3)

Микроб: Я микроб,

 я злодей, Люблю маленьких детей,

Стоит только к вам пробраться,

Начинаю размножаться.

Будете чихать и кашлять,

Сопли потекут ручьем,

Заболеете все разом-

Узнаете, кто я такой? 

Микроб: Ха-ха-ха! Попробуйте нас выгнать. У вас очень хорошо в группе, нам здесь все нравится, мы будем тут жить.

- Ой, ребята посмотрите, кто это? (Педагог обращает внимание детей на муляжи или картинки разбросанных микробов).(Слайд 4)

-  Да это маленькие существа, которые могут вызвать самые разные болезни. Мы не хотим болеть, интересно, а зачем они к нам пришли?

- Дети, а разве они нам нужны? Уходите! Не уходят?! Что же делать?

- Ребята, подойдите к стульчикам, посмотрите- нет ли на них микробов.  Садитесь поудобнее, и мы подумаем, как справиться с ними.

-  Кто знает, что надо делать, чтобы не заболеть. Микробы испугаются и убегут?

- Где могут быть микробы? Откуда они берутся?

-  У микробов нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Нет желудка, сердца, легких. Это просто шарики. Но как же они передвигаются?

- А теперь рассуждайте сами.

Как Вы думаете, как микробы могут попасть в наш организм?

- Вот смотрите: (Слайд 5)

- Были микробы на яблоке, ребёнок съел немытое яблоко и вот микробы в организме;

Ответы детей: Микроб.

Ответ детей: это микробы к нам пришли…

Дети: нет, не нужны они нам.

Ответы детей: на улицы, на фруктах, игрушках….

Ответы детей: с грязных рук, с немытых овощей…

Психологическая безопасность

Эмоциональная разрядка посредством работы с видеоматериалом.

Личностная ориентированность

Игровая форма – создание внутренней мотивации обучения

Стимулирование мотивации детей к изучению новой темы через постановку проблемного вопроса.

Основной этап

Вхождение в содержание темы занятия.

Актуализация опыта ?

Учимся делать самостоятельные выводы

Раскрытие темы,

Игра «Угадай, какое яблоко ели микробы?» (Слайд 6)

- Микробы были в земле и на траве, ребёнок играл на улице – микробы прилипли к пальцам, потом он пошёл домой и, не помыв руки, стал есть, и микробы снова в организме.

Исследовательская деятельность

- Хотите проведем исследование?

 Опыт с фруктами (раздает каждому ребенку грязные фрукты (игрушки) Как вы думаете, фрукты чистые? Давайте это проверим с помощью влажных салфеток.  

- Какими стали салфетки? Почему они грязные? Что же мы с вами доказали? Что же делать, чтобы микробов не было на фруктах?

Пальчиковая гимнастика «Мыло». 

Я предлагаю вам представить, что мы моем руки.

Дети повторяют движения за  воспитателем:

Каждый день я мыло мою, Под горячею водою. 

И в ладонях поутру, Сильно, сильно мыло тру. 

Мойся, мыло, не ленись!

Не выскальзывай не злись!

- А, чтобы наши руки действительно стали чистыми, я предлагаю протереть их влажными салфетками

- Вредные микробы находятся везде, больше всего их во влажной среде.  А где у нас влажная среда? И поэтому, когда мы чихаем и кашляем, и забываем закрывать рот, наши микробы разлетаются. Хотите проверить? (Слайд 7)

Дети: да.

Дети: да

Дети берут влажные салфетки и протирают игрушки.

Ответы детей: грязные салфетки, на них гряз. На немытых фруктах есть микробы.

Ответы варианты детей: мыть все овощи и фрукты                  (игрушки) с мылом.

поглаживание рук с внутренней и внешней стороны

Неплотно сжимают в руках пальцы одной руки трут о ладонь другой

сжимание-разжимание кулачков в медленном темпе

попеременное соприкосновение всех пальцев с большим пальцем (на обеих руках)

                                                                     

все протирают руки.

Ответы детей: во рту.

Дети: Да

Направленность на формирование здорового образа жизни

Смена видов деятельности в движении, восстановление работоспособности.

Использование средств гигиены: салфетки,  влажные салфетки.

Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность

Восстановление работоспособности через смену видов деятельности

Организация двигательной активности детей через образовательные технологии занятия (работа с дидактическим материалом)

Направленность на формирование здорового образа жизни

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни через содержательную линию занятия

Гигиеническое воспитание - мытье рук

Пальчиковая гимнастика, по содержанию связана с темой Мыло.

Смена деятельности детей

Актуализация опыта

1. Представление содержания учебного материала.

2. Формирование умения слушать и вступать в диалог, т.е. участвовать в коллективном обсуждении проблем

3.Совершенствовование умения работать в группе/команде

Актуализация опыта

Создание проблемной ситуации. Открытие нового знания

Учимся делать самостоятельные выводы

Самостоятельная деятельность детей

Исследовательская деятельность

- Давайте поиграем в игру «Чих». Вот у меня в руке обычный пульверизатора, в который я налила кипяченой воды (могут ли микробы жить в кипяченой воде? 

- Но представьте себе, что этот пульверизатор — это больной человек, который чихает и кашляет. Если этот человек закрывает себе рот платком, то его слюна не разлетается повсюду. А если нет? Давайте проверим — выставьте все ладошки перед собой, а я нажму на пульверизатор, как будто человек чихнул. Что вы почувствовали? Верно, тоже самое происходит, когда человек чихает и не закрывает рот ладонью или носовым платком. Что же делать, чтобы микробы не разлетались?

(Слайд 8)

Физкультминутка

- А сейчас мы поиграем в  игру  «Это правда или нет?», вы должны отвечать «да» или «нет», но не словами, а движениями. Если ответ «да» -  попрыгайте,  если ответ «нет» — присядьте. Будьте внимательны.

Вас прошу я дать ответ:

Это правда или нет?

Чтоб с микробами не знаться

Надо, дети, закаляться?

Никогда чтоб не хворать,

Надо целый день проспать? (приседание)

Если хочешь сильным быть

Со спортом надобно дружить? (прыжки)

Чтоб зимою не болеть,

На улице надо петь? (приседание)

И от гриппа, от ангины

Нас спасают витамины? (прыжки)

Будешь кушать лук, чеснок –

Тебя простуда не найдет? (прыжки)

Хочешь самым крепким стать?

Сосульки начинай лизать! (приседание)

Ешь побольше витаминов –

Будешь сильным и красивым? (прыжки).

Исследовательская деятельность

- Давайте посмотрим еще один  способ  о важности использования мыла при мытье рук. Возьмите большую миску и заполните ее на ¾ водой и добавьте пару щепоток черного перца (это у нас грязь будет). Затем добавьте пару капель мыльного раствора в воду с помощью пипетки и наблюдайте. Что мы видим?

-  Чтобы не болеть, надо делать массаж. Для профилактики простудных заболеваний помогает. Повторяйте за мной.

Массаж биологически активных зон «Неболей-ка».

Чтобы горло не болело

Мы погладим его смело

Чтоб не кашлять не чихать

Надо носик растирать

Лоб мы тоже разотрем

Ладошку держим козырьком

«Вилку» пальчиками сделай
Массируй ушки ты умело

Знаем, знаем – да, да, да! Нам простуда не страшна!

Дыхательная гимнастика «Трубач».

- Хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в “трубу”.

- Уходи, микроб, из нашей группы. Тебе нет места!

Микроб: Какие вредные детишки.

И чисто умываются, зарядкой занимают -

С микробами сражаются.

Пойду-ка я лучше поищу других детишек. (уходит)

Ответы детей…нет.

Ответы детей…Микробы попадают на нас.

Ответы варианты детей: прикрывать рот ладошкой, воспользоваться салфеткой или платком.

Прыжки

Приседание

Прыжки

Приседание

Прыжки

Прыжки

Приседание

Прыжки

Дети принимают предложение воспитателя. В тарелку с водой и перцем капают мыльный раствор.

Ответы детей: как микробы «убегают» от мыльных капель. 

Делают выводы: нужно мыть руки, чтобы смыть грязь и смыть микробов.

Поглаживаем ладонями шею сверху вниз

Указательными пальцами растираем крылья носа

растираем лоб движениями в стороны

Растирают точки перед ушами и за ушами

Потирают ладони друг о друга

Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в “трубу”.

Дети радуются уходу микроба.

Психологическая безопасность

Создание комфортных психологических условий через организацию групповой работы детей

Психологическая поддержка воспитателем детей при обсуждении содержательных аспектов занятия

Использование наглядности и раздаточного материала

Личностная ориентированность

Стимулирование мотивации детей к изучению новой темы через постановку проблемного вопроса.

Направленность на формирование здорового образа жизни

Личная гигиена (при чихании и кашле – важное профилактическое средство) 

Профилактика переутомления

Осознанное отношение к своему здоровью

Эмоциональная разрядка-физминутка минутка.

Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность

Гигиеническое воспитание –гигиена рук, профилактика заболеваний

Направленность на формирование здорового образа жизни

Тактильная гимнастика Самомассаж

Дыхательная гимнастика – для восстановления дыхания

Итоговый этап

Рефлексия

Закрепление полученного опыта

Выработка индивидуального способа безопасного поведения

Эмоциональный отклик на занятие

Подведение итогов, установление обратной связи

- Так ли уж опасны микробы?

-  Обобщая ответы:  Конечно, нет, потому что человек научился с ними бороться. Поэтому, несмотря на то, что вокруг много микробов, люди побеждают их.

- А еще микробы часто селятся во рту. А как же с ними бороться?  (Слайд10 ). Правильно, надо чистить зубы, полоскать рот, горло, лечить больные зубы. (Показ зубной пасты и щетки). - А вы умеете чистить зубы? 

- Понравилось ли вам сегодня быть исследователями?  

- Что было самым интересным? 

- Что вы узнали нового? 

- Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в свой организм? 

- Что делать, чтобы проникнув в организм, они не размножались, а погибли? 

-  Что надо делать, чтоб микробы были нам не страшны? 

Хотите поиграть в игру «Что полезно, а что вредно?»  (Слайд 11)

Что полезно?

Что вредно?

Давайте повторим правила здоровья:

1. Пить надо кипяченную воду.

2. Надо чаще мыть руки, а, если нет такой возможности, протирать их влажной салфеткой.

В каких случаях нужно обязательно мыть руки?

3. Любые фрукты и овощи  нужно мыть перед едой.

4. Носить маску, если рядом больной человек или если сам болеешь, чтобы от тебя не заразились другие.

 Молодцы! Я желаю вам соблюдать эти правила и быть всегда здоровыми.

Спасибо вам, за то, что вы были такими активными и любознательными.

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы» Микробы.

Ответы детей: нет..

Ответы детей: чистить зубы, полоскать рот после еды…

Ответы детей: да

Ответы детей: мне понравилось..

Ответы детей: как бороться с микробами…

Дети: мыть руки…

Ответы детей: соблюдать меры гигиены: мыть руки, игрушки…

Ответы детей: Да

Дети: ходить на лыжах зимой, мыть руки с мылом, мыть овощи и фрукты.

Дети: играть в грязи, целовать животных, есть грязными руками.

Закрепляют правила здоровья.

Направленность на формирование здорового образа жизни

активизация внимания и мыслительной деятельности и рефлексию (выработка индивидуального способа безопасного поведения)

.

Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность

Дети находятся от экрана на расстоянии не ближе 5м

Используемая литература:

1. Павлова  М.А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендацию разработки занятий / авт.-сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская, канд. Психол. Наук. – Волгоград: Учитель, 2009.- 186 с.

2. Шарипова Д.Д., Шахмурова Г.А., Таирова М. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-v-obrazovatelnyy-protsess-doshkolnikov (дата обращения: 01.03.2019).

3. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. – М. –ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.

4. Щетинин М.Н. "Дыхательная гимнастика Стрельниковой",  изд. "Физкультура и спорт", Москва 2002. – 26 с.

5. Картотека утро радостных встреч.  nsportal.ru…kartoteka_utro_radostnyh_vstrech.docx

6. Как интересно рассказать детям о микробах? 

https://www.odevaika.ru/blog/420668/kak-interesno-rasskazat-detyam-o-mikrobakh/

7. Стих Бредихин В. «Поселился раз микроб и ещё один микроб» https://stihi.ru/2013/02/12/2825

8. Стихи для детей о чистоте и опрятности

https://ddu106grodno.schools.by/class/50034/news/732432

9. Массаж биологических активных зон «Неболейка»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/12/22/massazh-biologicheski-aktivnyh-zon-neboleyka

10. Игра «Это правда или нет».

https://педпроект.рф/землянникова-е-а-публикация/

11. Пальчиковая  гимнастика Р. Куликова «Мыло». 

https://www.maam.ru/detskijsad/kompleks-palchikovyh-gimnastik-v-rezhimnye-momenty-dnja-detei-3-4-goda-zhizni.html

12. Исследовательская игра «Чих»

http://900igr.net/prezentacija/istorija/proekt-neposredstvenno-organizovannoj-sovmestnoj-dejatelnosti-pedagoga-i-detej-vtoroj-mladshej-gruppy-b-s-veduschej-obrazovatelnoj-oblastju-zdorove-265424/sreda-beseda-pochemu-chikhaja-ili-kashljaja-nado-zakryvat-rot-ili-nos-8.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с детьми средней группы по развитию речи на тему" Все работы хороши?"

Познакомить детей с профессиями, научить называть профессии по отдельному предмету, познакомить с согласным звуком (П). Воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудится....

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста использованием здоровьесберегающих технологий Тема: "На помощь зайчику"

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста использованием здоровьесберегающих технологийТема: "На помощь зайчику"...

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста использованием здоровьесберегающих технологий Тема: "Помоги тучке"

Конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста использованием здоровьесберегающих технологийТема: "Помоги тучке"...

Методическая разработка занятия с детьми средней группы по развитию речи на тему "Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова "Зима"

Заучивание отрывка из стихотворения  И. Сурикова "Зима".  Закрепление  лексики по теме: зима, санки, лыжи, снег......

Конспект занятия с детьми средней группы по изобразительной деятельности на тему: «Рисование оттиском ладошки: «Синичка»

Конспект занятия по рисованию оттиском ладошки «Синичка»Тема: Синичка.Техника: оттиск - ладошкой.Цель:  Рисование  птицы нетрадиционным способом оттиск &ndash...

Материал для занятий с детьми средней группы (4- 5 лет) по теме «Космос»

Материал для занятий с детьми средней группы (4- 5 лет) по теме «Космос»...