Звукотерапия в коррекционной работе
статья

Бурхянова Оюна Зоригтуевна

      На логопедических занятиях используются традиционные здоровьесберегающие технологии, такие как пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика. Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология звукотерапии. В деятельности логопеда эта технология становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

      Звукотерапия - это методика гармонизации и оздоровления человека посредством слышимых вибраций, которые мы называем звуком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukoterapiya_v_korrektsionnoy_rabote.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Звукотерапия в коррекционной работе

      На логопедических занятиях используются традиционные здоровьесберегающие технологии, такие как пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика. Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология звукотерапии. В деятельности логопеда эта технология становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

      Звукотерапия - это методика гармонизации и оздоровления человека посредством слышимых вибраций, которые мы называем звуком.

 Цель звукотерапии – добиться гармонии человека с окружающей средой, найти то связующее звено (через слово ли, музыку или просто звук), которое на долгие годы соединяет человека со здоровьем и радостью бытия

       Результаты современных научных исследований утверждают о существовании лечебных свойств произносимых человеком звуков, создаются конкретные реестры их воздействия. Наиболее ярко выраженными целебными свойствами обладают следующие звуки и созвучия:

Звуки «А» и «О» приводят в действие весь организм, дают команду всем клеточкам настроиться на работу. Звук «а-а» массирует глотку, гортань, щитовидную железу. Звук «о-о» оздоровляет среднюю часть груди.

– звук "И" – помогает при глазных заболеваниях, улучшает носовое дыхание;

– "ОМ" – снижает кровяное давление;

– звуки "Щ", "К", "И", "Ц" – для профилактики ушных заболеваний;

– звук "У" – укрепляет голосовые связки, лечит заболевания горла;

– звуки "М", "Н", "В", "Э" – улучшают работу головного мозга;

– "АТ", "ИТ", "АП", "АМ", "УТ" – исправляют речь и т.д.

      Звукотерапия  решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.

      К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).

      В логопедической работе элементы звукотерапии можно применять как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и групповых.

      Приведем несколько примеров по применению звукотерапии здоровьесберегающего компонента на следующих методах, например:

1.Упражнение «Самолет» (на дыхание.) Предварительно для каждого ребенка приготовлен самолет - конструктор, который ребенок надевает на палец. Помогаем самолету лететь, произнося звук (у) , делаем короткий вдох носом и длительный выдох через рот;

2. Упражнение на координацию речи с движением «Песенка жука» (звук ж), «Песенка комара» (звук з), «Змейка» (звук ш), «Птичка» (ай), «Ракета» (а) и т.д. На каждое упражнение готовятся игрушки-конструкторы, которые дети надевают на пальчики.

3.Проговаривание чистоговорок. Например: «Принесу вам мёду» М.Картушиной дети упражняются со звуками «О», «У», «Е» и выполняют элементы логоритмики.

Оду-оду-оду – принесу вам меду.

Дети округляют руки перед собой и покачиваются вправо - влево.

Едь-едь-едь – говорит медведь

Показывают «медвежьи лапы», поднимают и опускают их.

Од-од-од – очень вкусный мед.

Гладят рукой живот.

      Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука. Использование звукотерапии в период автоматизации может превратить скучную работу в интересную. В зависимости от автоматизируемого звука логопед предлагает ребенку игрушки-конструкторы на разные звуки. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получают интерес от процесса игры с игрушкой - конструктором.

Используя технологию звукотерапию при коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, можно отметить, что заметно улучшается качество логопедической работы: речь у детей приходит в норму за более короткий срок, чем на традиционных занятиях. Дети быстрее справляются с заданиями логопеда, заинтересованные разнообразием звуков, окружающих их на занятиях. Таким образом, на фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Педагогам, психологам, родителям необходимо владеть элементарной информацией о звукотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997

Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...

Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи

Перспективный план коррекционной работы  в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....

Комплексная коррекционная работа в логопедических группах ДОУ коррекционной направленности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Предлагается материал по взаимосвязи специалистов логопедических групп детского сада коррекционной направленности в соответствии с требованиями ФГОС. Главная цель данной работы - учитывать особен...

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ.

Данная статья посвящена организации коррекционно-образовательной работы в коррекционном ДОУ для детей с ОВЗ. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславлив...

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...

«Особенности взаимодействия специалистов и логопедов в коррекционной работе.Направления коррекционной работы».

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности...