Проект "Зоркие глазки"
проект (старшая группа)

Муханова Наталья Алексеевна

Глаза - это зеркало нашей души, и когда взгляд излучает здоровый и чистый блеск о нашем здоровье можно сказать, что оно отменное. Особенно нас радует живой и беззаботный взгляд наших детей. Забота о зрении  детей - это первостепенная наша задача, ведь почти 90 % информации мы получаем непосредственно через глаза.

Задачи:

- расширить знания и представления детей о зрении человека;

- воспитывать привычку бережного отношения к своему здоровью;

- развивать и совершенствовать  умение дошкольников заботиться о своем зрении;

-подвести родителей к пониманию важности и значимости выдвинутой проблемы через организацию различных форм работы (консультации по теме, участие родителей в конкурсе дидактических пособий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zorkie_glazki.docx963.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муханова Н.А.

2019 год

 

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                    «Детский сад № 35»

_____________________________________________________________________________

141500, Московская обл., г. Солнечногорск

Ул. Красная д.37а

Тел.: 8(496) 264-12-22

E-meI: sunsad35@mail.ru

Познавательно – оздоровительный проект

на тему:

«Зоркие Глазки»

в старшей группе

                                                                                                       Воспитатель:

                                                                        Муханова Н. А.

2019

.

Актуальность:

Глаза - это зеркало нашей души, и когда взгляд излучает здоровый и чистый блеск о нашем здоровье можно сказать, что оно отменное. Особенно нас радует живой и беззаботный взгляд наших детей. Забота о зрении  детей - это первостепенная наша задача, ведь почти 90 % информации мы получаем непосредственно через глаза.

Исследования физиолога В.Ф. Базарного показали, что к основным причинам нарушения зрения относятся: патология беременности, низкий уровень физический активности детей раннего и дошкольного возраста, резкий переход с произвольного зрительного режима в условиях детского сада на школьный режим занятий с длительными нагрузками на аккомодационный аппарат глаза.

Так же в век информационных технологий возникает большая нагрузка на глаза детей, что губительно сказывается на формировании и сохранении у них зрения.

Анкетирование родителей по данной проблеме показало, что после прихода из детского сада и в выходные дни 72 % детей смотрят телевизор или проводят время за компьютером, 15 % занимаются изобразительной деятельностью и чтением книг, 13% - спортивными играми.

Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. И поэтому наша работа с детьми нацелена на формирование у ребенка ценностей здоровья, чувства ответственности за свое здоровье,  расширение знаний и навыков гигиенической культуры.

Тип проекта: познавательно – оздоровительный.

Участники проекта: дети 5-6 года жизни, воспитатели, родители.

Срок реализации: краткосрочный с 18 ноября по 29 ноября 2019 года

Цель:

-укрепление и сохранение зрения детей старшего  дошкольного возраста через созданные системы профилактики зрения у детей в детском саду.  

- сформировать у детей привычку бережного отношения к своему здоровью.

Задачи:

- расширить знания и представления детей о зрении человека;

- воспитывать привычку бережного отношения к своему здоровью;

- развивать и совершенствовать  умение дошкольников заботиться о своем зрении;

-подвести родителей к пониманию важности и значимости выдвинутой проблемы через организацию различных форм работы (консультации по теме, участие родителей в конкурсе дидактических пособий «Добрый взгляд»)

Проблемы

  • увеличение  патологии нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы;
  • пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение;
  • несвоевременная  профилактика  зрения;
  • полное отсутствие или частичное просвещение  родителей по вопросам охраны, гигиены и укрепления здоровья глаз.

Объекты проекта

•        Дети дошкольного образовательного учреждения 5-6 года жизни.

•        Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.

•        Воспитатели группы.

Предполагаемые результаты проекта:

-  правильно организованная здоровье сберегающая среда;

- сформированные представления детей о глазах человека как основном органе чувств;

-  устойчивое осознанное поведение детей по охране органов зрения;

- сформирован устойчивый интерес у родителей к проблеме укрепления и сохранения зрения детей.

Первый этап – подготовительный (18.11.2019):

  1. Создание в группе здоровье сберегающей среды.
  2. Работа с родителями.
  3. Подбор учебно-методического и наглядного материала по теме проекта.
  4. Разработка конспектов НОД.
  5. Оформление картотеки гимнастики для глаз.
  6. В ходе подготовки к реализации проекта использовался метод трех вопросов.

Что мы знаем о глазах?

Что мы хотим узнать о глазах человека?

Где узнать ответы на наши вопросы?

Маша: «У человека  два глаза».

Миша: «Глаза - это орган зрения».

Лиза: «С помощью глаз мы видим».

Маша: «Почему глаза бывают разного цвета?».

Миша: «Как заботиться о глазах?».

Лиза: «Почему дети носят очки?».

Маша: «Спрошу у мамы».

Миша: «Спрошу у воспитателей».

Лиза: «Спрошу у мамы или  бабушки».

Второй этап – основной:

Содержание работы

Участники

Сроки

  1. НОД по познавательному развитию: «Глаза - зеркало души»

«Как устроен глаз».

  1. Проведение гимнастики для глаз.

  1. Разучивание подвижных игр:
    «Жмурки», «Попади в цель», «Сбей кеглю», «Кто самый меткий».

  1. Дидактические игры на сенсорное восприятие с пуговицами и палочками( выкладывание узоров)

  1. Дидактические игры: «Узнай и назови овощи и фрукты»; «Полезные и вредные продукты»; «Что изменилось?»;  «Найди ошибку»; «Весёлая гимнастика»; «Угадай мое настроение по глазам»;  «Найди свою игрушку»; «Пройди по дорожке».

        5. Сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника», «На приёме у врача-окулиста»

  1. Настольно-печатные                   игры. «Витамины для глаз».

  1. НОД по развитию речи: заучивание стихотворения Н. Орловой «Ребятишкам про глаза».

  1.  Художественно-творческая деятельность:

«Наши глазки»

  1. Консультации для родителей: «Берегите зрение детей»,

«9 правил хорошего зрения»

Анкетирование

  1. Беседы с детьми о здоровье глаз:….

  1. Настольно-печатные                   игры. «Сравни картинки», «Составь картинку».

  1. Сюжетно-ролевая игра: «Оптика», «Центр здоровья».

  1. Чтение худ.литературы о здоровье глаз

  1. Создание коллажа: «Что полезно и вредно для зрения».

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, родители, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Март

19.11.2019

Ежедневно в режимных моментах

19.11.2019

20.11.2019

Ежедневно в режимных моментах

20.11.2019

21.11.2019

20.11.2019

21.11.2019

Ежедневно

22.11.2019

25.11.2019

26.11.2019

27.11.2019

28.11.2019

Третий этап – заключительный:

  1. Родительское собрание
  2. Презентация проекта «Зоркие глазки».
  3. Викторина «Разберемся вместе, взрослые и дети,  для чего глаза на свете».

Воспитатели, дети, родители

29.11.2019

Используемая литература:

- М.Д. Маханева «Программа оздоровления детей дошкольного возраста»
- Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
- В.А. Доскин, Л.Г. Голубева «Растем здоровыми»
- Л.П. Банникова «Программа оздоровления детей в ДОУ»
- Журнал «Здоровье дошкольника»
- Л.Д. Бредихина, Л.Я. Перминова «Познавательная деятельность в детском саду»
- Л.В. Оловаренко «Организация работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста»
- Тематический словарь в картинках «Гигиена и здоровье»

9 правил хорошего зрения

1. Читай, рисуй, пиши только при хорошем освещении, чтобы свет падал с левой стороны.

2. Сиди прямо, не наклоняйся низко к книге, альбому, тетради.

3. Смотри по телевизору только самые интересные и полезные передачи.

4. Сиди на расстоянии не менее 2 – 2,5м. от экрана телевизора.

5. Аккуратно работай с ножницами и другими острыми или колющими предметами.

6. Соблюдай режим дня. Чередуй разные виды деятельности. Регулярно проветривай помещение.

7. Не три глаза грязными руками. Ухаживай за ними, мой их.

8. Ежедневно выполняй гимнастику для глаз.

9. Ешь больше продуктов , богатых витамином А (печень, морковь)

4 практических задания для закрепления

«Правил хорошего зрения»

1. Совместное определение (измерение метром или детскими шагами) расстояние между телевизором и местом расположения ребенка для просмотра телепередачи  92 – 2,5м)

2. Совместное с ребенком обсуждение каждого правила и упражнений гимнастики глаз, определение условного обозначения для зарисовки их схематичного изображения.

3. Ежедневное закрепление комплекса упражнений для глаз, «Правил хорошего зрения» с помощью схем.

4. Закрепление новых навыков в ходе общения детей (игра «Учитель – ученик».

Стенгазета

C:\Users\Виталик\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20180323_081942.jpg

Коллаж «Вредное и полезное для глаз»


C:\Users\Dim\Desktop\Новая папка (3)\DSC00096.JPGC:\Users\Dim\Desktop\Новая папка (3)\DSC00097.JPG

Используемая литература


C:\Users\Dim\Desktop\Новая папка (3)\DSC00098.JPG

        

Информация для родителей

Консультация для родителей

«Что такое гимнастика для глаз?»

Эти упражнения обеспечивают улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышают тонус глазных мышц, снимают переутомление зрительного аппарата, развивают способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышают способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения. Если ребенок трет ладошками глаза и жалуется на усталость, проведите с ним несложную гимнастику для глаз.

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно приблизительно 5 секунд.
  • Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
  • Вытянуть правую руку вперед, следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.
  • В среднем темпе сделать 3-4 круговые движения глазами вправо, затем влево.
  • Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
  • Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

Такую гимнастику для глаз  можно представить ребенку в виде игры уже в два года.

Памятка для родителей74486173_4303626_1027

Береги зрение смолоду! Соблюдайте эти несложные правила всей семьей – и причин для обращения к офтальмологу у вас будет куда меньше!

Не читайте "в упор". Книгу держите на расстоянии 40 см от глаз. Это оптимальное расстояние для чтения. Замерьте его и покажите своему ребенку, как именно он должен читать.

Закаляйте ребенка для того, чтобы он как можно меньше болел. Пусть занимается спортом. Для глаз хороши все виды спорта, исключающие травмы головы. (Такие травмы могут привести к отслойке сетчатки или повысить риск развития этого заболевания.)

Ешьте полезные для глаз продукты: творог, кефир, отварную рыбу, говядину и говяжий язык, индюшку, крольчатину, морковку, капусту. Из ягод – чернику, бруснику, клюкву. И обязательно зелень – петрушку, укроп. Для глаз также полезны поливитамины с микроэлементами, препараты кальция (например кальций с витамином D).

Не разрешайте смотреть телевизор малышам до 3 лет – лишь к этому возрасту зрение у детей становится нормальным, равным "единице".

Никогда не читайте в транспорте и не разрешайте делать это детям: постоянно меняющийся фокус плохо влияет на мышцы глаз.

Если у вашего ребенка хорошее зрение, ему необходимо делать перерыв в занятиях каждые 40 минут. При легкой близорукости – каждые 30. (Причем отдыхать нужно не перед телевизором! Лучше подвигаться, сделать гимнастику для глаз.)

Консультация для родителей

«Лечение заболеваний глаз у детей»

ЛЕЧЕНИЕ ПРОГРЕССИРУЮЩЕЙ БЛИЗОРУКОСТИ.

Если у Вашего ребенка близорукость – очень важно сделать все, для того, чтобы остановить ее прогрессирование.
Детская офтальмология

КОМПЛЕКСНОЕ ЛЕЧЕНИЕ КОСОГЛАЗИЯ.

Косоглазие – это большая беда и проблема для ребенка и родителей.
Но не отчаивайтесь: вовремя начатое лечение скорректирует положение глаз и во многих случаях поможет избежать операции!
  Давайте поговорим о СОДРУЖЕСТВЕННОМ косоглазии – как о наиболее распространенном состоянии, лечение которого нужно начать ВОВРЕМЯ!          Лечение этого заболевания очень сложно и какой-то единой схемы, подходящей для всех не может быть!
 Очень важно помнить, что даже если Вы проводите лечение в домашних условиях, Ваш ребенок нуждается в постоянном наблюдении (1 раз в 3 месяца) врача и коррекции назначений! Выбор метода лечения косоглазия зависит от многих факторов, в том числе возраста пациента, причины косоглазия, стороны и степени отклонения. Методы лечения включают в себя:

1. Как можно более раннюю оптическую и лечебную коррекцию (специально подобранные очки и контактные линзы) – это возможно только в условиях специализированной клиники.

2. Плеоптика — курсовое лечение для улучшения зрения хуже видящего глаза с помощью специальных приборов.

ВСЕ ЭТО ЛЕЧЕНИЕ ДОЛЖНО ПРОВОДИТЬСЯ ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ ВРАЧА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ УСТРОЙСТВ И ПРИБОРОВ.

Консультация для родителей

«Берегите глаза детей!»

   

Дорогие  родители! Обращали ли вы внимание на то, что «очкарики» делятся

на грустных и веселых? Одних нарушение зрения печалит, обидные и шутливые дразнилки сверстников огорчают, а другие не только не огорчаются, но и сами любят пошутить, а главное - увлеченно помогают своим глазам решить серьезную проблему: как научиться лучше видеть? и при этом хорошо учиться? и даже улучшить зрение в будущем? Что же делать ребенку со слабым зрением, чтобы не напрягать глаза?

Как правильно организовать свое рабочее место?

Как правильно тренировать глаза

   

 Познакомьте детей с правилами охраны и гигиены зрения; для начала разучите с ними упражнения для снятия зрительного утомления. Почему это нужно прежде всего? Потому что первопричиной всех нарушений зрения является умственное и психическое напряжение, которое порождает физическое напряжение глаз и глазных мышц. Глаза - это часть организма, и в качестве таковой они подвержены воздействию факторов, влияющих на организм в целом. Ни один другой орган чувств не испытывает такой нагрузки, как глаза! Такие болезни, как диабет и нефрит, могут стать причиной проблем со зрением. Установлено, что пятна перед глазами «плывут» при заболеваниях печени и нарушениях пищеварения; что воспалительное состояние (конъюнктивит, воспаление радужной оболочки глаз) является симптомом дисбаланса в организме, возникающего вследствие чрезмерного потребления сахара, белка и т.д.

    Есть и чисто механические причины нарушения нормального снабжения глаз кровью и нервными импульсами. Они кроются в напряженном состоянии мышц задней части шеи, которые действуют на шейные позвонки, затрудняя нормальное функционирование зрительных нервов, а также поражая вазомоторные нервы, контролирующие размеры небольших артерий, в результате чего приток крови к голове ограничивается.

    Можно утверждать, что зрительный анализатор - самый чувствительный и самый неподготовленный к учебным нагрузкам орган ребенка, впервые приходящего в школу. Начальный период обучения предполагает чрезвычайно высокий уровень зрительных нагрузок в связи с интенсивным овладением детьми чтением, письмом, счетом.

    Расскажите детям, что глаза заслуживают внимательного и бережного отношения к себе. Сделайте все возможное, чтобы выработать у них зрительные привычки, способствующие уменьшению нагрузки на глаза. Чтобы понимать, как и почему появляются зрительные нарушения, детям надо знать, как устроен и работает сложный орган зрения.

    Организуйте свою жизнь и жизнь ваших детей так, чтобы в свободное время вы имели возможность активно отдыхать и восстанавливать силы. Проникнитесь мыслью о необходимости заботы о своих глазах и глазах ваших детей. Пусть простые приемы снятия зрительного утомления станут неотъемлемой частью вашего образа жизни!

Ваши усилия окупятся! Глаза перестанут уставать, взгляд будет ясным и сияющим, улучшатся внимание и мыслительные способности.

Дорогие родители! Прочитайте детям стихи.

Люблю глаза твои, мой друг,

С игрой их пламенно-чудесной...

Ф. Тютчев

*   *   *

И можно с южными звездами

 Сравнить, особенно стихами,

 Ее черкесские глаза.

 Она владеет ими смело,

Они горят огня живей...

А. Пушкин

*   *   *

Взор черно-огненный, отверстый,

Как молния, вослед гремит,

Блистает, жжет и поражает...

Г. Державин

*   *   *

Мои глаза любовно созерцали

Цветы в росе, прозрачный небосклон;

И снова дня ликующая сила,

Мир обновив, мне сердце обновила.

И. В. Гёте

       Прочитайте детям стихотворение о том, как устроен глаз, покажите на картинках  его строение.

    Зрение - чудесный дар природы, благодаря которому человек воспринимает внешний мир. Мы видим Солнце и звезды, находящиеся на расстоянии миллиардов километров от Земли, видим красоту окружающей природы, людей и все, что создано ими. Глаза дают нам возможность читать и знакомиться с культурой прошлых поколений, с достижениями современной науки.

Игровые упражнения для снятия зрительного утомления

 

 Обучение проводится под девизом «Играя, лечимся!». В игровой форме осуществляется самомассаж, снятие физического, психического и зрительного напряжения, активизация глазодвигательных функций, формируются рациональные способы зрительного восприятия.

Световые ванны

На улице, закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу, поворачивайте голову то в одну, то в другую сторону: «Глазки солнцу покажу. «Здравствуй!» - солнышку скажу».

Моргание

Закройте глаза, подумайте о чем-нибудь приятном. Откройте глаза, поморгайте ими - «бабочка крыльями машет».

Глазодвигательные тренинги

   

Перемещать взгляд на предметы (игрушки, буквы, цифры), подвешенные в разных местах комнаты. Если рассматриваемый предмет воспринимается нечетко, то надо перевести взгляд на четко воспринимаемый предмет и снова вернуться к хуже видимому.

 

Если смотришь на предмет

И не видишь, есть он, нет,

На него ты не гляди,

Глаза скорее отводи,

Легко и быстро поморгай,

Вправо-влево взгляд бросай.

Снова глянешь на предмет -

Изображенья четче нет!

Массаж пальцев и руки

Петушок, петушок,

Чистим мы твой гребешок.

Долго первый зубчик трем,

Ко второму перейдем.

Третий долго-долго трем,

На четвертый перейдем.

А теперь клюв разотрем

И по складке проведем:

Назад-вперед, назад-вперед,

Петух песенку поет.

Упражнение «Прищепочки»

Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

«Самолет»

Пролетает самолет

(смотреть вверх на одну руку, которая качается; то же другой рукой),

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел - посмотрел (смотреть на правую руку, отведенную в сторону),

Левое крыло отвел - поглядел (то же левой рукой).

Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулаком другой руки водить в противоположную сторону)

И внимательно гляжу (смотреть на кулак).

Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них),

Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за ними глазами).

Упражнение «Любопытная Варвара»

Смотрит влево (голова влево),

Смотрит вправо (голова вправо),

А потом опять вперед (голова прямо).

Пусть Варвара отдохнет (отдых; шея расслаблена).

А Варвара смотрит вверх,

Выше всех, дальше всех (наклон головы назад).

Возвращается обратно (голова прямо), 

Расслабление приятно (отдых).

Консультация для родителей

«Польза витамина А»

«Правильное питание для здоровья глаз»

Цель: актуализировать знания родителей о выборе правильных продуктов для сохранения здоровья глаз.

 Все самое ценное и полезное для правильного роста и развития наши малыши получают с продуктами питания.

 В возрасте бурного роста, до 3 лет, питание особенно важно. Однако не все родители знают, что такое правильное питание. А витаминное питание? Все мы твердо знаем, что много витаминов находится в свежих овощах, фруктах, зелени, плодах, ягодах. Но только ли витамины растений жизненно необходимы для детей? Конечно, нет!

В продуктах животного происхождения находятся так называемые жирорастворимые витамины.

Витамин А Существует в двух формах: ретинол и каротин, или провитамин А. Где найти витамин А? Ретинол – только в животных продуктах (рыбий жир, печень, яйца, молоко). Источник каротина есть и в растительных продуктах (томатах, моркови, овощах, фруктах и ягодах желтого цвета).

Перечисленные продукты лучше употреблять с маслом, сметаной или сливками. Из каротина в организме образуется ретинол. Тем не менее треть потребности в витамине А следует удовлетворять за счет продуктов животного происхождения.

Чем ценен витамин А? Сохраняет зрение, помогает в лечение его расстройств. Он повышает сопротивляемость организма к инфекциям дыхательных путей, а также сокращает длительность других заболеваний. Поддерживает хорошее состояние кожи и волос. Способствует росту и укреплению костей, здоровому состоянию зубов и десен.

Чем угрожает нехватка витамина? Дефицит витамина А с большей вероятностью может развиться у детей от года до трех лет. Причина – недостаток этого витамина в пищевом рационе. Когда ребенка заканчивают кормить грудью, случается так, что в рационе малыша недостает этого витамина. Признаки нехватки витамина А – сухость кожи, покраснения и шелушения; – повышенная восприимчивость к инфекциям; – покраснение глаз, ощущение жжения, нарушение сумеречного зрения. Если врач назначает вашему малышу препарат витамина А, надо точно соблюдать дозировку.

Если вы включите в недельное меню ребенка свежие яйца всмятку, блюда из печени, шпината и моркови, прибегать к добавкам не придется. Не беда, если продукты ребенок будет получать не каждый день, организм обладает способностью создавать небольшие запасы витамина А, которых хватит еще не на один день.

Правильное питание - важное условие сохранения зрения.  Чтобы уменьшить вредное влияние компьютера на глаза, соблюдайте следующие правила: умеренность в еде; полноценная, разнообразная, легкоусвояемая и сочетаемая пища; повышенное употребление продуктов, богатых витаминами А, Е и С.

Продукты, полезные для глаз.

Начнем с последнего. Витаминный дефицит в наши дни свойственен большинству. Витамин А содержится в моркови, салате, зеленом горошке, дыне, помидорах, луке, твороге, печени. Витамин Е - в овощах, бобовых, зелени. Витамин С - в шиповнике, смородине, квашеной капусте, цитрусовых. Щедро включайте в рацион блюда из этих продуктов. Морковь - богатейший источник каротина (провитамина А).

Прекрасно питает и укрепляет глаза, помогает предотвратить близорукость. Хорошо, быстро усваивается. Сок моркови можно пить без ограничений, но два раза в год пейте его как лекарство, курсом. Каждое утро в течение месяца - стакан сока. Кстати, морковный сок укрепляет нервную систему и способен привести весь организм в бодрое состояние. Если запасенная вами морковь потеряла сочность и непригодна для сока, пейте отвар моркови. Он же может составить основу овощных супов. Тушеную морковь, морковный салат, сок лучше употреблять со сметаной или маслом, так как витамин А является жирорастворимым.

Сок петрушки очень полезен при заболевании глаз и зрительного нерва, катаракте и конъюнктивите, изъязвлении роговицы глаза. Сок петрушки способствует восстановлению остроты зрения. Содержащиеся в нем элементы укрепляют кровеносные сосуды. Сок петрушки - сильнодействующее средство, пейте его не более 30-40 мл в день, не больше одной столовой ложки за один прием. Сок петрушки лучше смешивать с водой или с другим овощным соком. Исключительно полезна смесь сока петрушки и моркови. Отлично очищает кровь и весь организм, укрепляет глаза свекла. Две столовые ложки ее сока стоит добавлять к смеси морковно-петрушечного сока.

Пейте шиповник - по содержанию витамина С он абсолютный лидер. Его ежедневное употребление обеспечивает прочность и эластичность сосудов. Людям, страдающим близорукостью, полезен боярышник. Он богат аскорбиновой кислотой и каротином. Высушите плоды боярышника, перемелите в муку, размешайте с медом и ешьте как варенье. Сушеные листья и плоды боярышника полезно заваривать вместо чая. Ежедневно включайте в ваш рацион настои боярышника и шиповника, черничный морс и кисель, зеленый чай. Богата каротином, необходимым для ослабленных глаз, тыква. Ограничений в ее потреблении нет. Добавляйте тыкву в салаты, супы, пюре.

Положительно воздействуют на сосуды глаз абрикосы в любом виде: свежие плоды, сок, сушеные - курага и урюк. Очень полезна для сохранения и улучшения зрения черника. Съедайте ее за сезон не менее 10 стаканов. Черника хорошо сохраняет свои лечебные свойства в засахаренном виде. Перетирайте чернику в пропорции: стакан ягод на стакан сахара. Количество сахара можно уменьшить вдвое, если заготовленную чернику будете хранить в холодильнике.

 Страдающим болезнями глаз стоит раз в год курсом пить рыбий жир, а два раза в год - витаминный препарат "Аевит" или аналогичные витаминные комплексы, в которых поливитамины сочетаются с микроэлементами, в первую очередь с кальцием. Каждый прием пищи должен включать фрукты, овощи, салаты, соки. Из крупяных каш особенно богаты витаминами, которые хорошо усваиваются и необходимы нашим глазам, овсяная и гречневая.

Очень полезна для глаз и рыба. Как можно меньше ешьте сладости и белый хлеб. Ограничьте употребление соли, но ни в коем случае не исключайте ее из рациона полностью.

Правила питания для сохранения и улучшения зрения.

Питание должно быть полноценным по всем составляющим. Однообразная пища снижает аппетит и плохо усваивается. Не злоупотребляйте соленьями и копченостями, мясом, колбасами, сливочным маслом. Лучший гарнир к мясным блюдам - салаты.

Картофель и рис можно есть не только с овощами, но и со слабосоленой рыбой или кусочком копченого мяса.

 При заболеваниях глаз употребляйте пищу, которая легко переваривается. Основой должна быть натуральная пища, не подвергающаяся тепловой обработке.

Продукты растительного происхождения должны составлять не менее 60% суточного рациона. Состояние глаз, острота зрения сильно зависят от работы кишечника. Нарушение его функций для многих стало уже привычным. Пища в зашлакованном организме переваривается и усваивается неправильно, ухудшается всасывание витаминов, прежде всего витаминов А и Е. Это ухудшает и общее состояние здоровья, и состояние глаз.

Для очистки организма два раза в год промывайте кишечник. Эта процедура поможет вывести из организма токсичные продукты. Трижды в год принимайте активированный уголь натощак в течение 7-10 дней из расчета одна таблетка на 10 кг веса. Очищенный организм и здоровое витаминизированное питание укрепят ваше здоровье, помогут предотвратить близорукость и другие болезни глаз, стабилизируют остроту зрения и предохранят ваши глаза от вредного влияния компьютера.

Консультация для педагогов

«Профилактика нарушения зрения у дошкольников».

Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей.

Очень часто мы корим себя за то, что не сделали что-то вовремя... Особенно обидно, когда речь идет о здоровье наших детей.

Первые годы жизни ребенка – это пора интенсивного развития зрения. Именно в этот период формируется зрение, а значит достигается наилучший эффект при коррекции вовремя выявленных проблем.

Более 95% информации об окружающем мире человек получает через глаза. Можно только представить, сколько теряет в жизни человек, который имеет плохое зрение. А если это ребенок?

Каждый из родителей должен четко знать: все основные проблемы со зрением у детей формируются до 7 лет. После 7 лет зрительная система ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки, связанные с учебой в школе. Именно в этот период начинают развиваться заболевания, не замеченные и не предотвращенные ранее: близорукость и другие болезни глаз. Но бороться с ними уже сложнее, так как потеряно драгоценное время, поэтому для получения хорошего результата будет затрачено намного больше усилий.

К сожалению, в детских садах обследование зрения проходит номинально (поэтому я затронула именно эту тему), а самостоятельно определить, есть ли у ребенка проблемы, практически невозможно. Ведь, если ребенок не испытывает резкой боли, ему зачастую просто не понять, что он плохо видит.

Кстати: после 12 лет проблемы со зрением, как правило, не поддаются терапии. Устранить близорукость и астигматизм подростку будет возможно только после 18 лет, когда молодой человек сможет пройти лазерную коррекцию зрения. Но зачем подвергаться лазерной коррекции и другим операциям, если проблемы можно избежать, НАЧАВ профилактику в детстве.

Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять негативным влияниям внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у ребенка?

1. Организация занятий и их продолжительности. Основными занятиями дошкольника являются рисование, лепка, конструирование, позже – чтение и письмо, деятельность, требующая постоянного активного участия зрения. Общая продолжительность таких занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет и 1-го часа в 6-7 лет. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха. Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с "кривой" спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением. Профилактику неправильных зрительных привычек у детей, следует начинать уже с 2-3-х лет. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы, лучшее расстояние для зрительной деятельности 30-35см, не надо забывать о правильном положении тела - не сутулиться, стараться сидеть достаточно расслабленным. Учите детей периодически моргать, не смотреть пристально, просите чаще менять взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно. Превратите эти упражнения для ребенка из игры в привычку.

Уместно в данном случае также отметить негативное влияние чрезмерного увлечения родителей ранним приобщением к грамоте детей дошкольного возраста, когда еще несформировавшийся глаз вынужден подвергаться значительным нагрузкам, что приводит к

перенапряжению, и, в конечном итоге, может стать причиной расстройств и заболеваний глаз.

Игровая деятельность также воздействует на зрение. Время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, мозаики, головоломки и т.д.) целесообразно уменьшить. Для развития зрения полезны любые игрушки, которые прыгают, вертятся, катятся и двигаются. Полезны игры с использованием мяча.

Время нахождения ребенка за просмотром телепередач, как и длительность занятий с компьютером должны быть разумно ограничены. Непрерывное пребывание перед экраном телевизора или монитора не должна превышать 30 минут. Оптимальное расстояние составляет 2,0-5,5м от экрана телевизора, и 40см от монитора. В комнате при этом должно быть обычное естественное или искусственное освещение, ориентированное таким образом, чтобы свет не попадал в глаза.

2. Организация режима дня и двигательная активность. Важным условием нормального роста и развития не только органа зрения, но и всего детского организма является соблюдение основных режимных моментов, чередующих различные виды деятельности, и обеспечивающих, в том числе, дневной отдых и полноценный ночной сон. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня. Занятия за столом обязательно должны чередоваться с активными играми и прогулками на свежем воздухе. Любая двигательная активность помогает глазам лучше работать. В свободное время стимулируйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. В перерывах между занятиями следует предоставлять детям возможность походить, сделать несколько физкультурных упражнений, посмотреть в окно вдаль.

3. Гимнастика для глаз ребенка. Упражнения общеразвивающего характера необходимо сочетать с гимнастикой для глаз, имеющей многоцелевое значение. Об этих упражнениях я расскажу чуть позже.

4. Организация условий быта. Традиционно подобные рекомендации затрагивают гигиену освещения во время зрительной работы. В этом плане необходимо отметить, что свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, желательно с левой стороны, чтобы тень правой руки не затеняла рабочую область, в то же время голова и лицо ребенка должны оставаться в тени. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. Особенно это важно в темное время суток. Относительно предметов интерьера искусственное освещение необходимо ориентировать таким образом, чтобы отраженный свет от стеклянных и зеркальных поверхностей, а также яркие блики, не попадали в поле зрения ребенка во время работы.

5. Профилактические медицинские осмотры. Лучший способ избежать глазных болезней у детей - это регулярное проведение медицинских осмотров (в возрасте 3-х лет - 1 раз в

полугодие, а от 4-7 лет - 1 раз в год). Помните, что чем раньше выявлен тот или иной вид зрительных нарушений, тем больше шанс своевременно их скорректировать.

Поводом для обращения к врачу может стать любой из ниже перечисленных симптомов:

у ребенка один глаз блуждает и смотрит в другом направлении, нежели второй глаз (нужно наблюдать внимательно, так как данный симптом может быть слабовыраженным или появляться периодически). Надо насторожиться даже, если это проявляется только в моменты переутомления или стресса;

чтобы рассмотреть какой-либо предмет, ребенок, себе в помощь, крутит головой; голова склоняется в одну сторону, или одно плечо заметно выше другого;

косоглазие или прикрытие одного глаза, избыточное моргание, прищуривание при рассмотрении предметов;

нарушение зрительно-моторной координации;

проблемы, связанные с перемещением в пространстве – ребенок ударяется о стоящие предметы, роняет вещи на пол, долго ищет оброненную вещь;

ребенок держит книгу или другой предмет слишком близко к глазам;

ребенок закрывает один глаз или прикрывает его рукой;

ребенок часто теряется в пространстве и быстро устает;

ребенок трет глаза в процессе чтения или после непродолжительного чтения; постоянно ведет пальцем по строчке при чтении; способен читать только в течение очень непродолжительного времени;

ребенок жалуется на головные боли, переутомление глаз, боли в глазах;

тошнота и головокружение при зрительной нагрузке; укачивание; двоение в глазах.

6. Профилактика травматизма. Причиной снижения зрения может стать травматизация органа зрения. Основные правила по снижению риска травм очень просты:

не храните лекарства и бытовую химию в зоне доступа детей;

не подвергайте глаза детей действию прямых солнечных лучей: в помещении не помещайте спальное место ребенка напротив слепящего света, на прогулках используйте коляску с тентом или надевайте ребенку панамку с козырьком;

коротко подстригайте ребенку ногти во избежание травм, которые он сам может себе нанести по неосторожности;

не оставляйте без присмотра детей, занимающихся с предметами, которые могут травмировать глаза (ножницы, стеки, карандаши и др.), учите правильной работе с ними;

учите правильному обращению со столовыми предметами (вилками, ножами).

7. Профилактика инфекционных заболеваний глаз. Инфекционными (“заразными”) заболеваниями являются заболевания поверхностных оболочек глаза (конъюнктивы и роговицы), которые вызываются бактериями или вирусами. Передаются они через предметы быта (полотенца, подушки и др.) и руки, загрязненные слезной жидкостью или гнойными выделениями глаз больного. Проявления заболеваний данной группы сходны: после контакта с больным или на фоне острого респираторного заболевания появляются покраснение глаз, светобоязнь, слезотечение и/или обильные выделения из глаз.

Основными мерами профилактики распространения указанных заболеваний являются: соблюдение правил личной гигиены, использование индивидуальных полотенец, индивидуального постельного белья, изоляция больного и предметов его обихода. В целях личной гигиены всегда используйте чистые салфетки и чистые носовые платки. Конъюнктивит – это признак слабости местного иммунитета. Часто он бывает сопряжен с заболеваниями ЛОР-органов: гайморитом, хроническим ринитом. У 10 – 15 процентов новорожденных конъюнктива, то есть слизистая оболочка глазного яблока или века, воспаляется и при непроходимости слезных путей. Конъюнктивит совсем не безобиден, поскольку воспалительный процесс может перейти на роговицу и внутренние структуры глаза, а это порой приводит к снижению зрения. Поэтому обязательно нужно показать ребенка врачу.

Сейчас у многих дома есть компьютеры. Компьютер также способен стать эффективным и полезным средством развития ребёнка и профилактики зрения в том числе, если конечно же соблюдаются все рекомендации при работе с компьютером о которых я уже сказала.

И я хочу представить гимнастику для глаз именно на компьютере, которую вы можете использовать в игровой форме дома как для детей, так и для себя.

Следуя нашим несложным советам,

Вы сможете, многое сделать для охраны зрения Ваших детей,

а значит для их будущей жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки про глазки

Гимнастика для глаз в стихах, гимнастика по дням недели...

Сказки про глазки

Рекомендации по обучению дошкольников правильному выполнению упражнений для снятия зрительного напряжения и профилактики зрительного утомления...

как закапывать глазки

как правильно закапывать глаза и закладывать мазь в глазки...

Реализация ФГТ. Конспект занятия "Мои помощники глазки"

Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой сферы Развитие ли...

"Играем глазками"

Консультация для родителей как в домашних условиях проводить зрительную гимнастику. Гимнастики авторские....

"Здоровые глазки вашего ребенка"

Консультация для родителей. Проведение зрительных гимнастик в домашних условиях....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности "Глазки, глазки, что вы делали?"

Образовательные области – Познание, Здоровье, Коммуникация, Социализация, Безопасность.Задачи:Обучающие:Дать детям знания о строении глаза, значении и возможности глаз человека.Расширять словарь...