Дыхательная гимнастика. Методы и приёмы формирования интереса к выполнению элементов дыхательной гимнастики дошкольниками.
консультация

Бобкова Ирина Дмитриевна

Дыхательная гимнастика

Проанализировав литературу, пришла к выводу, что ежедневные занятия дыхательной гимнастикой благоприятно воздействуют на оздоровление и укрепление организма ребёнка. Дыхательные упражнения учат детей правильно управлять своим дыханием, способствуют развитию речи дошкольников, служат профилактикой многих заболеваний. Использование дыхательных упражнений в дошкольном образовательном учреждении весьма необходимо.

Чтобы развивать и поддерживать интерес детей к дыхательным упражнениям, задача педагога – подбирать различные методы и приёмы, которые будут увлекать детей, тем самым превратив скучные упражнения в весёлую игру. Доказано, если использовать разнообразные, интересные, увлекательные детей методы и приёмы к выполнению дыхательной гимнастики, включать упражнения в различные режимные моменты, подключать родителей к работе, то эффект от выполнения дыхательных упражнений не заставит себя долго ждать.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. https://lifegid.com/bok/2840-gimnastika-dlya-dyhaniya-dyhatelnye-uprazhneniya-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html
  2. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ispolzovaniyu-dihatelnoy-gimnastiki-v-praktike-raboti-detmi-doshkolnogo-vozrasta-tema-ispolzovanie-983078.html
  3. https://fb.ru/article/167541/dyihatelnaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov-tsel
  4. https://hochyvseznat.ru/starye-infekcii-v-novoi-obolochke.html
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/10/20/uprazhneniya-dlya-dykhatelnoy-gimnastiki
  6. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход [Текст] / Т.В. Ахутина // Школа здоровья. –  2000. – №2. – С.21.
  7. Горбатенко, О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия [Текст] / О.Ф.Горбатенко – Волгоград: Учитель, 2008. – 163 с.
  8. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.В.Кенеман. – Изд. 2-е., испр. и доп. – Москва: Просвещение, 1978. -  272 с.
  9. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст] / Н.Н.Кожухова. – Москва: Академия, 2002. – 320 с.
  10. Кольгина, К.А. Педагогическое мастерство [Текст] / К.А.Кольгина. – Москва: Буки-Веди, 2015. – 293 c.
  11. Пантелеева Е. В. Дыхательная гимнастика для детей [Текст] / Е.В.Пантелеева. – Москва: Человек, 2012. - 160 c.
  12. Харченко, Т.Е.  Утренняя гимнастика в детском саду [Текст] /  Т.Е.Харченко. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008. - 163 с.
  13. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] / В.Н.Шебеко. – Москва: Академия,1997. – 95 с.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы формирования интереса к выполнению элементов дыхательной гимнастики дошкольниками

В детских садах проведение дыхательных упражнений крайне необходимо. Они могут выполняться во время утренней зарядки, на специальных занятиях с логопедом, при проведении гимнастики после тихого часа, на прогулках.

Очень важно заинтересовать ребёнка перед выполнением дыхательных упражнений, так как в начале дыхательные упражнения могут ему показаться скучными и сложными. Просто воспитателю необходимо подумать, пофантазировать, приукрасить упражнения какими-либо необычными методами и приёмами.

Для того чтобы ребята полюбили делать дыхательную гимнастику - упражнения превращаем в игру. Так малыши легче их запоминают, и с удовольствием будут выполнять.

Ведь если ребёнку не интересно, у него плохое настроение и нет мотивации на предстоящую деятельность, то ничего кроме раздражения и безразличия дыхательные упражнений не принесут.

Позитивный настрой и ожидание интересного времяпровождения становится главным условием для достижения поставленной цели.

Ребёнок сам должен хотеть и стремиться выполнять дыхательные упражнения. От выдумки и терпения взрослых зависит достижение необходимого эффекта.

Сперва, надо продемонстрировать малышу, что такое дыхание. Для этого можно поиграть с одуванчиком: подуть на него ртом, чтобы видно было, как разлетаются пушинки; затем можно то же действие произвести носом, прижимая поочерёдно к переносице то одну, то другую ноздрю. Таким же поочерёдным дыханием можно упражняться, задувая свечи, запуская бумажную мельницу, сдувая с ровной поверхности бумажных мотыльков. Надувание мыльных пузырей приносит массу удовольствия, веселья и прекрасно тренирует дыхание малышей. [1]

Почему бы к выполнению упражнений не подключить забавного героя, который внесет больше эмоций, красок, казалось бы, совсем в неожиданной для нас деятельности.

Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всей гимнастики имеет интонационное разнообразие речи педагога. Умение голосом передать особенности разных персонажей, выразительность и разнообразие интонации помогает создать на занятии сказочную, волшебную атмосферу. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от дыхательной гимнастики. [2]

Упражнения легко запоминать по названиям, потому как название отражает суть самого упражнения. Посудите сами, «часики», «трубач», «ладошки», «насос», «кошка» - довольно простые названия для упражнений. Запомнив простейшие названия упражнений, дети смогут выполнять упражнения самостоятельно, без показа.

Многие названия дыхательных упражнений иллюстрируют яркие, красочные картинки. Дыхательная гимнастика для дошкольников таким образом легче воспринимается детьми, как считают педиатры, логопеды и психологи. [3] Если ребёнок уже знаком с названиями простейших упражнений, почему бы с ним не поиграть в полезную игру, показывая лишь привлекательные иллюстрации. При взгляде на яркие красочные картинки у ребенка подключается память и своего рода «подсознательное воображение»,  дошкольник сам вспоминает и понимает, как сделать то или иное упражнение правильно. [4]

А дыхательная гимнастика для дошкольников в стихах является не только увлекательным, но и полезным занятием. Чаще всего стишки заключают в яркие картинки. Таким образом, малыш не только слышит, но и учится визуализировать процесс выполнения упражнений. С помощью забавных стишков, считалок и изображений детям легче осваивать непонятные движения. [4]

Может быть, такая дыхательная гимнастика для дошкольников в стихах или с иллюстрациями, что помогает ребенку не только лечить дыхательную систему, но и развивать память и мышление.

А если заниматься под легкую мелодичную музыку, то дыхательные упражнения принесут не только ощутимые результаты для иммунитета, но и улучшение психологического состояния малышей. Тем более именно музыка из всех видов искусства, является самым сильным средством воздействия на ребенка.

    Дополнительным стимулом для ребенка могут быть мягкие игрушки. Эти маленькие друзья помогают ребенку избавится от стеснения, и могут принимать участие в упражнениях. Например, сидеть у малыша на животике и приподниматься вверх во время глубокого вдоха, опускаться вниз во время выдоха. [5]

В работе с детьми необходимо использовать дыхательную гимнастику в различных режимных моментах: на занятиях оздоровительного характера; как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения  на музыкальном занятиях; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в любой двигательной деятельности детей;  и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состоянии детей, даже дома, привлекая и заинтересовывая родителей. [2]

Дыхательную гимнастику с детьми можно выполнять как в покое, так и при ходьбе. Дыхательные упражнения отлично сочетаются практически с любыми режимными моментами в дошкольном образовательном учреждении.

Для самостоятельной организации дыхательных упражнений детьми, предметно-пространственная развивающая среда в группе должна быть организована так, чтобы ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Интересные, яркие, созданные своими руками игровые материалы для дыхательных упражнений, обязательно будут привлекать детей и тем самым обеспечивать развитие интереса к дыхательным упражнениям.

Важно в любой удобной ситуации обращать внимание ребёнка на то, как пахнет ромашка, природа после дождя, ягоды в саду… Это одновременно развивает и восприятие окружающего мира через запахи и укрепляет детский организм.

На самом деле, идей для игр с элементами упражнений дыхательной гимнастики – можно придумать множество. Все зависит от  энтузиазма и желания педагога и дыхательная гимнастика для ребенка станет приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться.

Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.

Дома родители также могут практиковать подобные способы представления дыхательных упражнений.

Желательно, убедить родителей, что заниматься дыхательными упражнениями нужно систематически, не забывая о гимнастике в выходные дни или во время отпуска.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. https://lifegid.com/bok/2840-gimnastika-dlya-dyhaniya-dyhatelnye-uprazhneniya-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html
  2. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ispolzovaniyu-dihatelnoy-gimnastiki-v-praktike-raboti-detmi-doshkolnogo-vozrasta-tema-ispolzovanie-983078.html
  3. https://fb.ru/article/167541/dyihatelnaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov-tsel
  4. https://hochyvseznat.ru/starye-infekcii-v-novoi-obolochke.html
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/10/20/uprazhneniya-dlya-dykhatelnoy-gimnastiki
  6. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход [Текст] / Т.В. Ахутина // Школа здоровья. –  2000. – №2. – С.21.
  7. . Горбатенко, О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия [Текст] / О.Ф.Горбатенко – Волгоград: Учитель, 2008. – 163 с.
  8.  Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.В.Кенеман. Изд. 2-е., испр. и доп. – Москва: Просвещение, 1978. -  272 с.
  9. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст] / Н.Н.Кожухова. – Москва: Академия, 2002. – 320 с.
  10. Кольгина, К.А. Педагогическое мастерство [Текст] / К.А.Кольгина. – Москва: Буки-Веди, 2015. – 293 c.
  11. Пантелеева Е. В. Дыхательная гимнастика для детей [Текст] /                  Е.В.Пантелеева. – Москва: Человек, 2012. - 160 c.
  12. Харченко, Т.Е.  Утренняя гимнастика в детском саду [Текст] /                     Т.Е.Харченко. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008. - 163 с.
  13. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] /                В.Н.Шебеко. – Москва: Академия,1997. – 95 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.

Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:...

Методы и приёмы формирования читательского интереса у дошкольников.

Известны определенные методы и приемы, способствующие формированию у детей читательского интереса:...

« МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ »

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математиче...

«Методы и приёмы формирования у детей познавательных интересов к истории родного края»

Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, селу, к окружающим людям, природе. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольно...

Семинар-практикум " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"

Семинар-практикум " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"...

Семинар-практикум для педагогов " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"

Цель: совершенствовать профессиональные умения и навыки воспитателей ДОУ в применении на практике технологий развития творческих способностей детей, овладевать умением вариативно использовать методы и...