Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения
консультация (старшая группа)

Ткаченко Анна Игоревна

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument.doc56 КБ
Файл prezentatsiya_.pptx750.24 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающие упражнения для развития зрительного восприятия-
Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаз



Комплекс 1. Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения (и.п. - сидя).
1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (пятъ-шестъ раз).
2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (три-четыре раза).
3. Вращать глазами по кругу по 2-3сек. (три-четыре раза).
4. Быстро моргать (1 мин.).
5. Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 мин.).

Комплекс 2. Способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаз (и.п. - стоя).
1. Смотреть прямо перед собой (2-3сек), поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (четыре-пятъ раз).
2. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги: поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (три-четыре раза).
3. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

Комплекс 3. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и. п. - сидя).
1. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноименного глаза (1-2 сек.); отвести пальцы (три-пять раз).
2. Смотреть на концы пальцев вытянутой вперед руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (три раза).
3. Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; то же самое, но в обратную сторону (четырепятъ раз).

Комплекс 4. Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п - стоя).
1. Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три-четыре раза).
2. Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки (два-три раза).
3. Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два-три раза).

Комплекс 5. Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости.
1. И.п. - сидя на полу. Ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (два раза).
2. И.п. - стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать падающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (повторить три-четыре раза).
3. И.п. - стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки большие» (широко открыть глаза).

Комплекс 6. Способствует тренировке мышц глаза, формированию сложных движений глазных мышц.
1. И.п. - стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его.
2. И.п. - стоя, мяч в вытянутых перед собой руках. Двигать руками влево-вправо, следить глазами за мячом (пять-шестъ раз).
3. И.п. - стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом (четыре-пятъ раз).
4. И.п. - стоя, мяч в вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и.п., следить за мячом (четыре-пять раз).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Детский сад общеразвивающего вида № 39

«Солнечный город»

выступление на педагогическом совете

«Игровые упражнения для профилактики

 нарушения зрения»

                                                                                   Подготовила: воспитатель

                                                                                                            Ткаченко А.И.

Королев – 2021г.

Наши реалии таков, что 90% детей посещающих ДОУ имеют те или иные отклонения в здоровье. Педиатры информируют о том, что у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей дошкольного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Особенно остро встает вопрос в настоящее время из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.

Упражнения для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению

  • Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.
  • Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)    
  •  Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).
  • Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

Упражнения для формирования бинокулярного, стереоскопического зрения – «Сортировка»

  • Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по   сортировке и нанизыванию бус.
  • Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.
  • Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.
  • При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.
  • Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».
  • Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.
  • Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.

Глазодвигательные упражнения

  • Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт». 
  • Ребенку предлагается провести различные предметы к месту назначения, ведя карандашом по лабиринту.

Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

  • Тренажер «Маршруты глаз», разработанный профессором В.Ф. Базарным - упражнение выполняется по 15 раз.
    1. - Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.
    2. - Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.
    3. - Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.
  • Для повышения остроты зрения использую игровое упражнение: «Веселый контур».
  • Детям дается задание по обводке через кальку контурных изображений.  На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.

Метка на стекле (По Аветисову).

Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

«Рисуем носом» Упражнение улучшает координацию и равновесие в работе глаз и мозга, восстанавливает гибкость глазных мышц. Для этого нужно изготовить нос-морковку из картона, приделать к ней резинку и надеть. Ребёнок должен обвести кончиком носа рисунок, который располагают на уровне глаз.

Зрительная гимнастика для глаз с предметами. Тренирует мышцы глаз, активизирует зрительные функции, улучшает психическое здоровье и работу головного мозга.

Пальминг (автор У.Бейтс)

Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

  • Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.
  • Особый интерес вызывают следующие упражнения:

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают…

Тяжелеют, засыпают…(2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы чудесно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем…

«Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

В заключении можно сделать следующие выводы:

  • Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:
  •  У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;
  •  Повышается познавательная активность, улучшается психо – эмоциональное самочувствие и здоровье детей.

Литература.

1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» - М., 1990

2. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М.И. – М.,1978.

3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: «Экзамен», 2006.

4. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».

5. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.
6. Нагаева Т.И.Нарушение зрения у дошкольников.- Ростов на Дону: «Феникс», 2008.
7. Л.И. Медведев. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях. Изд. «Штиинца» Кишинев 1986.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения Подготовила: воспитатель Ткаченко А.И.

Слайд 2

Работа по профилактике зрения

Слайд 3

Упражнения для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз) Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза). Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

Слайд 4

Упражнения для формирования бинокулярного, стереоскопического зрения – «Сортировка» Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус. Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов. Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить. При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.

Слайд 5

Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница». Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета. Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.

Слайд 6

Глазодвигательные упражнения Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт». Ребенку предлагается провести различные предметы к месту назначения, ведя карандашом по лабиринту.

Слайд 7

Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации. Тренажер «Маршруты глаз», разработанный профессором В.Ф. Базарным - упражнение выполняется по 15 раз. 1. - Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо. 2. - Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз. 3. - Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.

Слайд 8

Для повышения остроты зрения использую игровое упражнение: «Веселый контур». Детям дается задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать .

Слайд 9

Метка на стекле (По Аветисову). Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

Слайд 10

«Рисуем носом» Упражнение улучшает координацию и равновесие в работе глаз и мозга, восстанавливает гибкость глазных мышц. Для этого нужно изготовить нос-морковку из картона, приделать к ней резинку и надеть. Ребёнок должен обвести кончиком носа рисунок, который располагают на уровне глаз.

Слайд 11

Зрительная гимнастика для глаз с предметами. Тренирует мышцы глаз, активизирует зрительные функции, улучшает психическое здоровье и работу головного мозга.

Слайд 12

Пальминг (автор У.Бейтс ) Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга . Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

Слайд 13

Релаксация Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

Слайд 14

Вывод: Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что: У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение; Повышается познавательная активность, улучшается психо – эмоциональное самочувствие и здоровье детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для профилактики нарушений осанки

Классификация и подробное описание игр и игровых упражнений для профилактики нарушений осанки: с моментами стоя, где задания в игре заменяются или дополняются  движениями на сохранение прави...

«Игровые упражнения для профилактики зрительного утомления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

Комплекс игровых упражнений для снятия зрительного напряжения, общеукрепляющих упражнений для глаз у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения»

Консультация для педагогов«Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения»За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом разви...

Игровые упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия

Игровые упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия...

Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения для воспитателей с детьми

Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения для воспитателей с детьми...

«Игры и упражнения для профилактики нарушений зрения»

Необходимым элементом здоровьесберегающих технологий являются упражнения для профилактики нарушений зрения. Эти упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Рекомендуется проводит...