Проект по здоровьесбережению в старшей группе «Если хочешь быть здоров!»
проект (старшая группа)

Радионова Наталья Ананьевна

Цель проекта.

Создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребенка. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya.docx46.34 КБ
Файл презентация2.32 МБ
Файл Приложение59.2 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по здоровьесбережению в старшей группе

«Если хочешь быть здоров!»

Проблема:

Отсутствие благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребенка. У детей не сформированы представления о потребности в здоровом образе жизни.

Актуальность темы.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резкоухудшилось. Наблюдается недостаточная осведомленность родителей о важности укрепления и сохранения здоровья. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, настольными играми,  а в худшем – просмотром телепередач, мультфильмов, игрой в компьютере. 

Здоровье же рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

Тип проекта: долгосрочный с 4 февраля по 29 марта

Вид проекта: познавательный, практико - ориентированный

Участники проекта: проводился среди детей одной группы: воспитатели, специалисты, дети старшей группы, родители.

Ожидаемые результаты.

1. Овладение элементарными навыками сохранения и укрепления здоровья.

2. Приобретение привычки к ЗОЖ.

3. Повышение знаний родителей о ЗОЖ в дошкольном учреждении.

4. укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация

Цель проекта.

Создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребенка. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи проекта.

Для детей.

Образовательные:

  • Обогатить и закрепить знания о здоровом образе жизни, о пользе физических упражнений и спорта в жизни человека.
  • Закрепить знания детей о культуре гигиены.
  • Обогащать знания детей о витаминах и полезных продуктах питания, формировать представление детей о здоровом питании.

Развивающие:

  • Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом.
  • Способствовать развитию к сохранению своего здоровья.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Воспитательные:

  • Воспитывать потребность у детей вести здоровый образ жизни.
  • Формировать у ребёнка мотивы самосохранения, воспитания привычки думать и заботится о своём здоровье
  • Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

Для родителей.

  • Развивать творческие и физические способности детей в спортивной деятельности, формировать активную позицию в сохранении и укреплении здоровья детей.
  • Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о здоровом образе жизни.

Пути реализации:

  • утренняя гимнастика,гимнастика после сна,дыхательная гимнастика, физминутки, пальчиковая гимнастика.
  • занятия;
  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • дидактические и подвижные игры ;
  • отгадывание загадок;
  • игровые ситуации;
  • консультации для родителей;
  • спортивное мероприятие;
  • родительское собрание;
  • индивидуальные беседы с родителями.        

Подготовительный этап.

1 -2 неделя «Теоретическая»

Выяснение уровня знаний детей о ЗОЖ

Подбор и изучение методической литературыпо теме  «Здоровый образжизни»

Подбор художественной литературы

Подбор стихотворений, скороговорок

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

Проведение анкетирования родителей на тему «Условия здорового образа жизни в семье».

Оформление консультаций для родителей по теме проекта.

Основной этап.

3 неделя «Защитники нашей Родины»

Проведение эстафеты

4 неделя «Тело человека», «Гигиена»

Беседы по теме

Сюжетно-ролевая игры

«Больница»

«Скорая помощь»

«Аптека»

5 неделя «Правильное питание»

Беседы:

«Витамины и здоровый организм»

«Полезные продукты»

«Что вредно, что полезно»

Дидактические игры:

«Где живут витамины»

«Пирамида здоровья»

«Умный зубик»

Лото «Здоровье»

Словесные дидактические игры

 «Каши разные нужны»

«Магазин полезных продуктов»

Консультация “Правильное питание для дошкольников”

6 неделя «Спорт – это жизнь»

Беседа «Здоровье в порядке-спасибо зарядке»

«Собери картинку» (разрезные картинки)

Художественное творчество (аппликация, рисование, лепка):

НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) «Мы и спорт»

Заключительный этап.

7 неделя «Итоги»

  • Проведение родительского собрания:

- выступление медсестры «Здоровый образ жизни»

- выступление учителя –логопеда «Телевизор и его влияние на развитие речи детей»

- презентация витаминных блюд «Полезная еда»

- совместное с родителями проведение музыкальной физкультминутки

  • Фотовыставка «Мы за здоровый образ жизни»
  • Выставка рисунков «Здоровье всему голова»
  • Выставка поделок из пластилина «Мы и спорт»

Ежедневно:

  • Чтение художественной литературы
  • Утренняя гимнастика;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Гимнастика для глаз;
  • Подвижные и спортивные игры;
  • Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм;
  • Корригирующая гимнастика после сна: гимнастика в постелях, ходьба по ребристой дорожке, игры с одеялом, самомассаж ушей, закаливающие процедуры.

Результаты проекта.

  • Получение доступных знаний о путях сохранения и укрепления здоровья.
  • Повышение знаний родителей о формировании ЗОЖ в дошкольном возрасте.
  • Пополнение спортивного уголка новыми атрибутами
  • Пополнение картотеки загадок о предметах личной гигиены, правилах безопасного поведения, спорте.
  • Пополнение дидактических игр и пособий по ЗОЖ.
  • Приобретение опыта работы с родителями воспитанников.

  • План поэтапной реализации проекта:

Дата проведения

Работа с детьми

Работа с родителями

Ежедневно

Закаливающие мероприятия. Цель закаливания: тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям; оздоровление и профилактика простудных и инфекционных заболеваний. 

- Утренняя гимнастика под музыку;

-беседы и игры по КГН;

- Проветривание помещений;

- Умывание после сна;

- ходьба по массажным коврикам после сна;

- Пальчиковые игры и физминутки;

- Босохождение после сна;

- Гигиенические и водные процедуры по режиму дня,  в соответствии с требованиями. (умывание, мытьё рук);

- Прогулки на свежем воздухе;

- Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха в помещении.

-дидактические игры по формированию представлений о здоровом образе жизни

20.02.19

Спортивное мероприятие «Веселые старты к 23 февраля»

Цель: формировать у детей интерес к спорту и физкультуре. Создавать положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение.

Задачи:

- развивать двигательные навыки: быстроту, координацию, выносливость;

- расширять кругозор детей;

- воспитывать в детях дружелюбие, умение радоваться успехам друг друга.

Анкетирование.

Цель: выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни.

25.02.19

Знакомство с пословицами и поговорками о здоровье.

Цель: научить детей понимать смысл пословиц и поговорок и уметь работать с текстом.

Задачи:

- коррекция произношения;

- умение ловко, четко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова;

- расширение словарного запаса;

- развитие внимание и памяти.

Памятка

«Игры для здоровья»

Цель: познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей.

25.02.19

Беседа с детьми «Части тела человека»

Цель: расширять представление детей о строении человеческого тела и назначении его отдельных частей.

Задачи:

- обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела»;

- усваивать названия частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.);

- развивать внимание, память, правильное дыхание и общую моторику;

- воспитывать культурно-гигиенические навыки.

26.02.19

Беседа «Чистота – залог здоровья»

Закрепить знания о чистоте тела и окружающей чистоте, порядке и аккуратности.

01.03.19

Рассматривание энциклопедии «Здоровье», беседа по картинкам

Цель: знакомство со строением тела человека

Домашнее задание: нетрадиционное спортивное оборудование

- формирование у родителей устойчивого интереса к здоровому образу жизни в семье.

05.03.19

Беседа с детьми «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».

Цель: формировать умение детей заботиться о своем здоровье, познакомить с понятием «витамины», расширять и закреплять знания о влиянии витаминов на здоровье человека.

Задачи:

- дать представление о витаминах и продуктах, в которых содержаться их наибольшее количество;

- познакомить с группами витаминов, объяснить, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении для здоровья человека;

- развивать мышление, внимание, воображение;

- воспитывать у детей потребность в сохранении своего здоровья.

 Домашнее задание к родительскому собранию: проект «Витаминное блюдо»

  • Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о здоровом образе жизни.

06.03.19

Дидактическая игра «Где живут витаминки?»

Цель: формирование элементарных представлений о влиянии продуктов питания на здоровье человека.

Задачи:

познакомить детей с пищевыми продуктами, наиболее ценными для здоровья человека;

закрепить представление детей о значении витаминов для организма человека;

воспитывать осознанное отношение к правильному питанию;

развивать зрительное восприятие, связную речь и словарный запас.

Консультация на стенд

«Питание и здоровье»

Цель: повысить уровень знаний родителей в области сохранения, укрепления здоровья детей.

07.03.19

Чтение художественного произведения Корнея Чуковского «Федорино горе»

Цель: продолжать знакомить с творчеством Корнея Чуковского. Помочь детям понять юмор этого произведения.

Задачи:

- развивать и обогащать речь детей;

-  воспитывать отношение к домашней утвари и чистоплотности.

Домашнее задание: фотография «Мы за здоровый образ жизни»

- формирование у родителей устойчивого интереса к здоровому образу жизни в семье.

11.03.19

Беседа с детьми «Наши верные друзья»

Цель: объяснить детям какое значение имеет формирование правильной осанки для здоровья.

Задачи:

- дать представление о причинах возникновения неправильной осанки для здоровья;

- показать приемы и упражнения по формированию правильной осанки;

- воспитывать желание быть здоровы и красивым.

Домашнее задание: рисунок «Мы за здоровое питание»

  • Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о здоровом образе жизни.

13.03.19.

Беседа «Микробы и вирусы».

Цель: Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах).

Задачи:

1.        Привлечь личный опыт детей, рассказать об инфекционных болезнях и как они передаются от человека к человеку.

2.        Напомнить, что следует заботиться не только, о своем здоровье, но и о здоровье окружающих.

3.        Воспитывать чистоплотность, уважение к окружающим.

Консультация на стенд

«К здоровью - вместе»

 Цель: способствовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; обеспечению физического и психического благополучия.

13.03.19

Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин»

 Цель:закреплять умение  детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

Задачи:

- побуждать детей более широко использовать в играх знания    

об окружающей жизни;

- научить детей классифицировать предметы по общим признакам;

- расширить словарный запас детей;

- развивать диалогическую речь.

- воспитывать чувство взаимопомощи,

- воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Консультация на стенд

«Растим здорового ребенка»

Цель: снижение заболеваемости, сохранение и укрепление здоровья детей, формировать у родителей ответственность за сохранение здоровье ребенка.

14.03.19

Чтение А. Барто «Девочка чумазая»

Цель: Вызвать у детей желание следить за чистотой своего тела.

Задачи: 1. Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья;

2. Поддерживать интерес к познанию своего тела;

3.  Воспитывать внимание, доброжелательность, чувство взаимопомощи.

22.03.19

НОД по лепке «Мы и футбол»

Цель: накапливать и обогащать знания детей о летних видах спорта;

формировать умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуру человека в движении; развивать творчество, инициативу;

у детей систему знаний о здоровом образе жизни.

Консультация на стенд

«Физическое развитие ребенка в домашних условиях»

Цель: в союзе с родителями реализовать комплексный подход к формированию навыков здорового образа жизни у воспитанников, сохранение и укрепление здоровья детей.

26.03.19

Родительское собрание на тему: «Здоровый образ жизни»

Цель:

-Создание условий для мотивации здорового образа жизни, формирование у родителей устойчивого интереса к здоровому образу жизни в семье.

Задачи:

- через различные формы работы осуществлять взаимосвязь по физическому воспитанию детей между дошкольным учреждением и семьей

Результативность: Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили своё здоровье и здоровье окружающих.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ д /с «Солнышко» общеразвивающего вида р.п. Каргаполье Проект по теме: « ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ!» Старшая группа №9 Выполнила: Радионова Н.А.

Слайд 2

ПРОБЛЕМА: Отсутствие благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребенка. Не сформированы представления о потребности в здоровом образе жизни.

Слайд 3

Здоровье детей превыше всего, Богатства земли не заменят его. Здоровье не купишь, никто не продаст, Его берегите, как сердце, как глаз!

Слайд 4

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА. Для детей . Образовательные: Обогатить и закрепить знания о здоровом образе жизни, о пользе физических упражнений и спорта в жизни человека. Закрепить знания детей о культуре гигиены. Обогащать знания детей о витаминах и полезных продуктах питания, формировать представление детей о здоровом питании. Развивающие: Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом. Способствовать развитию к сохранению своего здоровья. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Воспитательные: Воспитывать потребность у детей вести здоровый образ жизни. Формировать у ребёнка мотивы самосохранения, воспитания привычки думать и заботится о своём здоровье Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие. Для родителей . Развивать творческие и физические способности детей в спортивной деятельности, формировать активную позицию в сохранении и укреплении здоровья детей. Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о здоровом образе жизни.

Слайд 6

1 -2 неделя «Теоретическая » 3 неделя «Защитники нашей Родины » 4 неделя «Тело человека», «Гигиена» 5 неделя «Правильное питание» 6 неделя «Спорт – это жизнь» 7 неделя «Итоги»

Слайд 8

Быстрые мячи

Слайд 9

Уроки Мойдодыра

Слайд 10

Познавательные беседы «Про кашу полезную послушаем, На завтрак ее скушаем!»

Слайд 11

Правильное питание

Слайд 17

Счастливые дети – это здоровые дети! По тропе здоровья!

Слайд 18

С языками поиграем- Правильную речь мы развиваем!

Слайд 19

Дышим ровно, глубоко- Чувствуем себя легко!

Слайд 21

Соблюдаем двигательную активность в течение дня))

Слайд 22

Подвижные игры для непосед))

Слайд 24

С мамами упражняемся, Зарядкой занимаемся!

Слайд 28

В нашей группе создан « Кейс Леп » для сохранения и стимулирования здоровья артикуляционная гимнастика гимнастика для глаз корригирующая гимнастика физкультминутки дыхательная гимнастика карточки для зрительной гимнастики пальчиковые игры

Слайд 30

Обучающие игры по сохранению и укреплению здоровья Лепбук «ЗОЖ» Лото «Как устроен человек» Лото «Здоровье» д/и «Умный зубик» Разрезные картинки Картинки «Режим дня» д/и «Пирамида здоровья» д/и «Где живут витамины» д/и «Вредно-полезно» Альбом «Витамины наши друзья» Беседы по картинкам «Режим дня», «Правильная осанка» Альбом «Стихи, пословицы о ЗОЖ»

Слайд 32

Коррекционные приемы сохранения и укрепления здоровья Сказкотерапия (чтение художественной литературы) Музыкотерапия (релаксация) Психогимнастика (1-2 раза в неделю на занятиях психолога; э лементы псхогимнастики на занятиях логопеда) Фонетическая ритмика (ежедневно с логопедом) Физкультминутки с элементами логоритмики (музыкальные)

Слайд 36

Чтоб коварные болезни Нам к себе не подпускать, За здоровый образ жизни Мы готовы постоять!



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Конспект занятия по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая»

Цель: Вызвать у детей желание следить за чистотой своего тела.

Задачи: 1. Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья;

2. Поддерживать интерес к познанию своего тела;

3.  Воспитывать внимание, доброжелательность, чувство взаимопомощи.

Оборудование: Стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», 2 куклы заранее измазанные.

Ход занятия:

Мы всё время говорим, что нужно охранять своё здоровье, беречь его.

Давайте вместе с вами вспомним как к нам в организм попадает грязь и микробы? (Ответы.)

- Когда мы с вами моем руки, с чем? А после чего необходимо мыть руки?

(Дома они могут играть несколько раз в день с домашними животными, помогать маме убирать в квартире, а папе что-нибудь мастерить.)

- Как поступают ваши мамы и папы в том случае, если на улице, транспорте, в каком-то общественном месте ребятам очень захотелось пить или есть?

- Просят потерпеть или покупают еду в киоске, магазине?

- А как правильно нужно делать? Почему?

Посмотрите на картинки, которые я для вас приготовила. Кто правильно выполняет правила личной гигиены? Почему вы так считаете? (ответы)

- Ребята, а кто знает, что такое предметы личной гигиены? Это предметы, которыми можно пользоваться только одному человеку.

- Какие предметы личной гигиены вы знаете? (помощь воспитателя и объяснение) Надеюсь, что вы запомните их и будете всегда ими пользоваться.

Хочу прочитать вам стихотворение А.Барто «Девочка чумазая»

«Девочка чумазая»

- Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Чёрные

Ладошки;

На локтях-

Дорожки.

- Я на солнышке,

Лежала,

Руки кверху

Держала.

Вот они и загорели.

- Ах ты, девочка чумазая,

Где ты носик так измазала?

Кончик носа чёрный,

Будто закопченный.

- Я на солнышке

Лежала,

Нос кверху

Держала, вот он и загорел.

- Ах ты, девочка чумазая, ноги в полосы

Измазала,

Не девочка, а зебра,

Ноги,

Как у негра.

- Я на солнышке

Лежала, пятки кверху держала.

Вот они и загорели.

- Ой, ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем всё до капли.

Ну-ка. Дайте мыло.

Мы её ототрём.

Громко девочка кричала,

Как увидела мочало,

Царапалась,

Как кошка:

- Не трогайте

Ладошки!

Они не будут белые:

Они же загорелые.

А ладошки-то отмылись.

Оттирали губкой нос –

Разобиделась до слёз:

- Ой, мой бедный

Носик!

Он мыла

Не выносит!

Он не будет белый:

Он же загорелый.

А нос тоже отмылся.

Отмывала полосы-

Кричала громким

Голосом:

- Ой. Боюсь щекотки!

Уберите щётки!

Не будут пятки белые,

Они же загорелые.

А пятки тоже отмылись.

- Вот теперь ты белая,

Ничуть не загорелая.

Это была грязь.

- Посмотрите, вот эта девочка. Что с девочкой не так? (она испачкалась, грязная, чумазая)

- Что же у нее грязное? (дети рассказывают стихотворение руками)

Черные ладошки,

На локтях дорожки.                

Кончик носа черный,

Будто закопченный.

Ноги в полосы измазала,

Не девочка, а зебра.

Пятки тоже черные.

- Вам нравится такая грязная девочка? (нет). Стали бы вы играть с чумазой девочкой? (нет). А почему плохо быть грязной? (ответы детей)

- От грязи можно заболеть – кожа покраснеет, и будет чесаться. Грязь с рук может попасть в глаза, тогда они заболеют. Еще, если кушать грязными руками, будет болеть живот.

- Как же помочь этой девочке? (ее надо вымыть)

- Чем ее надо мыть? (мочалкой с мылом)

- Может она не знает, как надо мыться? Давайте ей расскажем и покажем.

Физкультминутка:

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу

Оба глаза!

Мойтесь уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся

Хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, сдавайся!

Волосики тоже надо вымыть. Чем вам мама моет головку? (шампунем) Давайте покажем, как надо мыть волосики. (имитация движений)

- Посмотрите, девочка поняла, что грязной быть плохо и что она делает? (моется, старается отмыть всю грязь, вон сколько пены!)

- Кто же помогает девочке? (мама)

- Девочка вымылась, стала чистой, но она вся мокрая. Что ей нужно сделать?  

(надо взять полотенце и вытереться)

- Правильно, ей понадобиться большое махровое банное полотенце.

- Осталось девочке только расчесать волосики. Чем? (расческой)

Чтобы волосы были густые, быстро росли, надо расчесывать их и приговаривать:

Чешу, чешу, волосоньки,

Расчесываю косоньки.

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

- Давайте, все вместе, расскажем девочке эту потешку. (дети повторяют 2-3 раза)

- Вот и наша девочка. Теперь она вам нравится, почему? (она чистая, опрятная, с ней будет приятно играть)

Игра, чья команда быстрее отмоет куклу.

- Посмотрите друг на друга и скажите: «С вами стали бы играть другие ребята?»

- Почему вы так думаете? (мы чистые, руки и лицо чистые, одежда чистая, всегда причесаны)

- Вы, ребята, молодцы! У вас всегда ручки и лицо чистые, у всех красивые прически, и одежду вы стараетесь не пачкать. Ну, а если у вас ручки испачкаются, вы глазки трогать ими не будете и перед едой обязательно вымоете ручки с мылом чтобы не заболеть.

Приложение №2

Игры-загадки

  • Придумай фрукты (овощи) на заданную букву.
  • Назови овощи только красного цвета.
  • Посчитай фрукты (овощи) (одно яблоко, два яблока…пять яблок…).
  • Какие продукты понадобятся для того, чтобы приготовить… (борщ, пюре, запеканку, омлет, компот…).
  • Назови 5 полезных продуктов и 5 вредных продуктов. Объясни, в чем их польза, а в чем вред.
  • Вспомни и назови 5 разных… (овощей, фруктов, круп, молочных продуктов, хлебобулочных изделий и т.д.)
  • Назови, какие блюда можно приготовить из …(черники, яблока, капусты…).

Например: из черники можно приготовить черничный пирог, черничное варенье, черничный сок.

Приложение №3

Знакомство с пословицами и поговорками о здоровье.

Цель: формировать умение детей понимать смысл пословиц и поговорок и уметь работать с текстом.

Задачи:

- коррекция произношения;

- умение ловко, четко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова;

- расширение словарного запаса;

- развитие внимание и памяти.

Пословицы и поговорки на тему:

Здоровый образ жизни для дошкольников


Чистота - половина здоровья.

В здоровом теле - здоровый дух.

Здоровью цены нет.

Здоровья не купишь.

Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.

Без болезни и здоровью не рад.

Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.

Самого себя лечить, только портить.

И собака знает, что травой лечатся.

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле!

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

Баня - мать наша: кости распаришь, все тело поправишь.

Бог бы дал здоровье, а дни впереди.

Болезнь и скотину не красит.

Болен - лечись, а здоров - берегись.

Больному и золотая кровать не поможет.

Больному и киселя в рот не вотрешь.

Больному и мед горько.

Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.

Будь не красен, да здоров.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

В добром здоровье и хворать хорошо.

В здоровом теле - здоровый дух.

До свадьбы заживет.

Лук от семи недуг.

Верь не болезни, а врачу.

Веселому жить хочется, помирать не можется.

Врач, исцели себя самого.

Всякая болезнь идет к сердцу.

Вырезывать чирья да вставлять болячки.

Где больно - тут рука, а где мило - тут глаза.

Где больно-хвать-похвать, где мило - глядь-поглядь.

Где здоровье, там и красота.

Где кашель, там и хворь.

Где много лекарей, там много и больных (и недугов).

Где пиры да чаи, там и немочи.

Дай боли волю - уморит.

Дай боли волю - умрешь раньше смерти.

Дал бог здоровья, да денег нет.

Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.

Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял - все

потерял.

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

До веку далеко: все заживет.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Других лечить беремся, а сами больны.

Дурака учить - что горбатого лечить.

Дух бодр, да плоть немощна.

Его и муха крылом убьет.

Еле-еле душа в теле.

Если хочешь быть здоров - закаляйся.

Есть болезнь - есть и лекарство.

Ешь редьку - и ломтиху, и триху.

Ешь хрен едуч и будешь живуч.

Ешь, да не жирей - будешь здоровей..

И собака знает, что травой лечатся.

Играй, не отыгрывайся; лечись, не залечивайся!

Иного лекаря самого-то полечить бы.

Истома хуже смерти.

Каждому своя болезнь тяжела.

Кашель да чихота - не своя охота.

Когда б не баня, все б мы пропали.

Когда-то черт умрет, а он еще и не хворает.

Кожа-то елова, да сердце-то здорово.

Кто не курит, кто не пьет, тот здоровье бережет.

Курить - здоровью вредить.

Лекарь свой карман лечит.

Лечит да в могилу мечет.

Лихорадка - не матка: треплет, не жалеет.

Лихорадка пуще мачехи оттреплет.

Лук да баня все правят.

Лук с чесноком родные братья.

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

Ничего не болит, а все стонет.

Одни кости да кожа.

От здоровья не лечатся.

От здоровья не лечатся.

От покрова до покрова кашлянул однова, да и говорит, что кашель.

От пролежней не наворочаешься.

Пар костей не ломит, вон души не гонит.

Пар костей не ломит.

По здоровом сынке сердце ноет, по больном вдвое.

Пока сердце не заболит, глаза не плачут.

После обеда полежи, после ужина походи.

При частой горести придут и болести.

Приехал - не здоровался, поехал - не простился.

Пришла пора драться - некогда руки лечить.

Противным лечат, а приятным часто губят.

Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится.

Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.

Ты мне не здорово, а я тебе не челом.

Тяжело болеть, тяжело и над больным сидеть.

Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.

Человек стареет, болезнь молодеет.

Чеснок да лук от семи недуг.

Чеснок да редька - так и на животе крепко.

Чистая вода - для хвори беда.

Чистота - залог здоровья.

Приложение №4

Стихотворения о ЗОЖ

        Следует, ребята, знать

Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться —
На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна!

На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!

Закалка

По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.

Если будешь унывать,
Плакать, ныть, скучать, страдать,
Можешь даже очень быстро
Ты здоровье потерять.

Соблюдайте режим дня!
У курицы нынче болит голова:
Вчера позвала её в гости сова,
Они прогуляли всю ночь напролёт,
А днём наша курица носом клюёт.

О зубках

Перестану зубки чистить,
и пойду я в сад гулять.
Попрошу я папу, маму,
на качельке покачать.

А с качели-карусели
захочу в бассейн пойти,
ох, как зубки заболели…
мне пора к врачу идти…

Зубки врач мои посмотрит,
плохо дело-то, дружок —
бормашиною посверлит
коренной уже зубок…

Ну а если ты не будешь,
зубки чистить по утрам,
боль зубную не забудешь,
будешь ныть по вечерам…

Ребяткам мой совет такой,
Чисти зубки, руки мой!!!
О врачах тогда забудешь,
и здоровеньким ты будешь.
Автор: Лидия Гржибовская

Не ешьте сладкого!

Громко стонет бегемотик:
«Ой-ой-ой! Болит животик!
Зря я не послушал маму –
Съел конфет два килограмма!»

***

Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья.
С ними будем мы дружить,
Чтоб здоровыми нам быть.

О ногтях

Кто ногтей не чистит
И не подстригает,
Тот своих знакомых
Здорово пугает.

Ведь с ногтями грязными,
Длинными и острыми
Могут очень просто вас
Перепутать с монстрами.
Автор: Андрей Усачев

Надо спортом заниматься!

Надо спортом заниматься,
Надо – надо закаляться!
Надо первым быть во всем,
Нам морозы ни почем!

С айсберга ныряем мы,
Мы хорошие пловцы.
Мы совсем почти большие,
Мы прилежные юнцы.

После водного купанья,
Начинаем растиранья.
И гимнастику опять,
Начинаем выполнять.

Покатаемся в снегу,
Полежим на берегу.
А потом нырнем под воду,
Чтоб добыть себе еду.

Эскимо-сосульку скушав,
Мамы песенку послушав.
Мы ложимся дружно спать,
Сны скорее увидать.

В них мы взрослые, большие,
В них воспитаны красиво.
В них охотники, спортсмены,
В них мы видим перемены.

Мы во сне всегда растем,
Отдыхаем мы при том.
Набираемся здоровья,
Дружно, весело живем!
Автор: Антонина Бах

Стих о здоровье для детей

Тот, кто с солнышком встаёт,
Делает зарядку,
Чистит зубы по утрам
И играет в прятки, —
Тот спортивный человек,
И вполне весёлый.
Постарайся быть таким
В школе или дома.
Автор: Болюбаш Анастасия

О здоровье
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.

        

Приложение №5
Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» в старшей группе

Задачи: Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять

соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские

инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога,

формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему вызвать

сочувствие к заболевшим игрушкам.

Подготовка к игре: экскурсия в кабинет медсестры, чтение К. И. Чуковского

«Доктор Айболит», рассматривание сюжетных иллюстраций, беседа «Как

доктор лечит детей».

Игрушки и оборудованиеигрушки: кукла, мишка, зайка, кошка;шапочки,

халаты детские; комплект игры «Доктор»

Игровое задание:вылечить больных игрушек.

Методика руководства игрой: Ребята, слышите, кто-то у нас в уголке плачет.

Ой, да ведь это кукла Маша. Давайте узнаем, что случилось с Машей?

Кукла сообщает, что она заболела.

Наша кукла заболела.

Утром даже не поела.

Еле глазки открывает,

Не смеётся, не играет.

Целый день она молчит,

Даже «мама» не кричит.

Сюжет игры:

Воспитатель: Давайте спросим Машу что у нее болит, где у нее болит?

Дети спрашивают.

Кукла показывает: у меня вот тут болит.

Воспитатель: Что болит у Маши?

Дети: Голова.

Кукла показывает, а воспитатель предлагает назвать, что еще болит у куклы.

Дети догадываются, что болит горлышко. Кукла жалуется: мне даже больно

глотать!

Воспитатель: Надо срочно что-то делать. Как помочь Маше? Чем помочь?

Я придумала. Сейчас я надену белый халат и буду её лечить. Я - доктор. Здесь

у меня больница, мой кабинет. Здесь лежат лекарства, градусники, шприцы для

уколов, бинт.

Воспитатель: Как будем лечить Машу?

Дети начинают предлагать: измерить температуру, дать лекарство и пр.

Воспитатель выслушивает всех.

Воспитатель: Вот молодцы, все хотят помочь! Давайте начнем. Помогайте

мне.

- Здравствуйте, больной! Проходите, садитесь! Что у вас болит.голова,

горлышко?

Воспитатель: Сейчас возьму фонендоскоп и послушаю тебя. В лёгких чисто.

Давай посмотрим горлышко, открой ротик пошире, скажи «а-а-а-а». Ешё нужно

температуру измерить - поставим ей градусник. У нашей куклы - ангина. Дадим

ей таблетки и побрызгаем горлышко.

Ожила вдруг кукла снова,

Вот теперь она здорова!

Может глазками моргать.

Наклоняясь, маму звать.

Воспитатель: Маша, чтобы не болеть, по утрам нужно обязательно делать

зарядку.

Физ. минутка

Все ли вы по утрам делаете зарядку? Давайте сделаем вместе её.

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении,повторяя

за воспитателем слова.)

Воспитатель: А теперь у меня будет обед. На моё место придёт другой врач.

Алёша, давай ты, теперь будешь врач. Надень белую шапочку, халат ты теперь

врач, ты будешь осматривать больных и назначать лекарства. Маша будет

медсестрой, она будет лечить больных: ставить уколы, давать таблетки.

Воспитатель: Федя, а давай, как будто заболел зайка и тоже в больницу

пришёл.

Зайка ушко простудил -

Форточку закрыть забыл.

Нужно доктора позвать

И лекарства зайке дать.

Воспитатель: Что болит у зайки? Как ему поможем? (ответы детей).

Воспитатель: Максим, мишка тоже заболел.

Плачет мишка-медвежонок

Уколол его ежонок

Прямо в носик черный

3

Лесовик проворный

Воспитатель: Что болит у Мишки? Как ему поможем? (ответы детей)

Воспитатель: Максим, кошка Мурка тоже заболела.

Несчастная кошка поранила лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Нам нужно к врачу поскорей поспешить

Воспитатель: Что болит у Мурки? Как мы ей поможем? (ответы детей)

Воспитатель раздаёт детям игрушки, просит пожалеть свои игрушки,

успокоить их и предлагает встать в очередь к врачу, чтобы он смог им помочь.

Игра продолжается.

Заключение

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли своим игрушкам, всех вылечили!

Вам понравилась игра? Во что мы сегодня играли? (в доктора). Правильно)

Всегда внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье -

Он больше всех бывает рад!

Воспитатель: Чтобы не болеть. Мы должны правильно питаться, кушать

больше овощей и фруктовбольше гулять на свежем воздухе и делать зарядку!

Конспект сюжетно-ролевой игры «Аптека» в старшей группе.

1. Задачи:

Расширить представления о профессиях работников аптеки: провизор - заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств; фармацевт делает лекарства, фармацевт - продавец консультант продает их, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «провизор», «заказ», «лекарственные растения»;

Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения; формировать желание творчески развивать сюжет игры;

Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила культуры общения в учреждениях, развивать дружеские взаимоотношения в коллективе.

2. Подготовка к игре:

Изготовление атрибутов Обогащение впечатлениями Обучение игровым приемам

Изготовление с детьми: баночек и коробочек для лекарств (оклеивание яркой бумагой, таблеток (аппликация «блистеры с таблетками», горчичников.

Изготовление с детьми из бумаги: этикеток для лекарств, бланков для рецептов, денежных знаков, чеков, бланков накладных на товар, пакетиков для лекарств.

Изготовление с детьми из цветной бумаги, пластилина, соленого теста, бросового материала: лекарственные травы, листья, ягоды, таблетки, витамины.

Изготовление с детьми: «технологические карты» для изготовления различных препаратов (алгоритм из рисунков-символов, книги отзывов.

4. Ход игры.

Проблемная ситуация.

Воспитатель: Сегодня утром, ребята, на мой электронный адрес пришло письмо от доктора Пилюлькина! Это видео письмо адресовано вам.

Дети предлагают его посмотреть.

Просмотр слайда со звуковым эффектом:

Дорогие ребята! Наступила зима, погода испортилась, и наши малыши простудились. Им нужны лекарства! Но вот беда – я выписываю малышам рецепты, а аптеки у нас нет! Их срочно нужно лечить! Помогите! Ваш доктор Пилюлькин.

Воспитатель: Ребята, как нам помочь малышам и всем кто простудился зимой?

Дети предлагают организовать игру «Аптека». Обговаривается план-сюжет игры: в аптеку доставляется собранное лекарственное сырье, из которого фармацевты изготовляют лекарства и продают их строго по рецепту врача. Больные посещают поликлинику, где им выписывают рецепт на изготовление лекарственного препарата и идут в аптеку за ним. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию. Предлагается определенный набор игрового материала, из которого каждый выбирает все, что ему нужно для игры своей роли. Затем дети сами создают свое игровое пространство (аптека: кабинет провизора, ассистентская, зал продаж; поликлиника, предприятие по заготовке лекарственных трав, строят машину для доставки, дома для семей). Далее разворачивается сюжет игры.

Педагог наблюдает за игрой: отслеживает тематику игры, линию развития сюжета, разнообразие игровых действий, умение использовать игровую среду, игровой материал, а также умение детей вступать во взаимоотношения друг с другом, решать возникающие конфликты, проблемы, действовать в ситуациях затруднения.

На данном этапе педагог может включаться в процесс игры с определенной

целью:

- обогатить сюжет;

- разнообразить игровые действия;

- расширить ролевое взаимодействие в игре.

Для этого используются следующие приемы поддержания и развития игры:

1. Педагог выступает как образец ролевого поведения - он вступает в ролевое взаимодействие с другими участниками игры. Например, приходит в аптеку с рецептами от Пилюлькина и делает заказ для больных малышей или посещает врача как больной, помогает в заготовке лекарственного сырья и т. д. Педагог так же выступает и как образец ролевых диалогов, с помощью которых он стимулирует потребность в общении между детьми.

2. Введение в игру новых игровых ситуаций (событий или происшествий). Такой прием оживляет игру, дает возможность развития новых сюжетных линий, а с ними и новых игровых взаимодействий. Например, в игру вводятся такие происшествия, как: поломка машины для доставки, пожар на предприятии по заготовке сырья. Или события: выезд врача к тяжело больному пациенту на дом, открытие нового отдела в аптеке - отдела косметики, оказание новой услуги населению - заказ лекарства по телефону и т. д.

3. Внесение дополнительных атрибутов для игры. Этот прием способствует развитию сюжета игры, возникновению новых игровых действий и способов их выполнения. Например, большой интерес у детей вызывает появление настоящих предметов, используемых взрослыми: водительское удостоверение, пластиковые карты, печати, рекламные буклеты и т. д.

Для формирования взаимоотношений в игре педагог делает напоминания о взаимоотношениях: быть приветливыми друг к другу, внимательными собеседниками, использовать только вежливые формы обращения друг к другу.

После организованной части очень важно снова предоставить детям возможность свободно поиграть. Главная задача педагога на данном этапе - принять игру такой, какая она есть, позволить каждому ребенку выразить себя и реализовать свои планы.

5. Окончание игры

"Провизор", выдавая зарплату, дает оценку работы каждого сотрудника аптеки и предприятия по заготовке лекарственного сырья, благодарит их за работу. Те в ответ оценивают работу "провизора".

Покупатели свою оценку работы аптеки отмечают в книге отзывов с помощью смайликов, объясняют, почему им понравилось обслуживание. Также высказываются о работе поликлиники и других персонажей игры.

Пришло новое видео письмо от доктора Пилюлькина:

Спасибо за помощь. Наши малыши получили лекарства из вашей аптеки и теперь идут на поправку. Приглашаем вас в Цветочный город на прогулку и отдых после трудового дня. С уважением, доктор Пилюлькин.

Дети выражают свое желание отправиться на прогулку.

6. Оценка игры

Педагог обсуждает с детьми: что получилось, а что нет в игре. Отмечает наиболее интересные моменты развития игры.

Приложение №6

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим Вас оказать

нам содействие, заполнив анонимную анкету,

 на тему  «Условия ЗОЖ в семье».

1. Читаете ли вы литературу о здоровом образе жизни?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

2. Используете ли Вы полученные знания в воспитании ребёнка?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

3. Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

4. Делаете ли Вы утреннюю зарядку?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

5. Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

6. Как Вы организуете питание в вашей семье?

А) полноценное питание;

Б) предпочтение отдаёте каким-то одним видам продуктов;

В) питаетесь регулярно;

Г) нерегулярно.

7. Как воздействует на вашего ребёнка климат в семье?

А) положительно;

Б) отрицательно;

В) не воздействует.

8. Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

9. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе с детьми?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

10. Занимаетесь ли Вы закаливанием детей?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

11. Вы сами здоровы?

А) ДА; Б) Нет; В) ИНОГДА.

12. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

А) ДА; Б) Нет.

13. Каковы причины болезни Вашего ребёнка;

А) недостаточное физическое воспитание в детском саду;

Б) недостаточное физическое воспитание в семье;

В) наследственность;

Г) предрасположенность к болезням.

14. Что, по вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?

а) Физкультурные занятия в детском саду;

б) закаливание;

в) прогулки на свежем воздухе в любую погоду;

г) совместные физкультурные занятия детей и взрослых в детском саду и дома;

д) утренняя гимнастика;

е) соблюдение режима дня;

ж) другие варианты. _________________________________________________________

15. Что Вы считаете здоровым образом жизни? (напишите)

Приложение №7

Консультация для родителей

“Правильное питание для дошкольников”

«Человек рождается здоровым,

а все его болезни приходят к нему

через рот с пищей»

Гиппократ

    Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека.

    Мы чаще всего питаемся тем, что нам  нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или, что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка. Вы сформируете его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от вас будет зависеть его будущее здоровье. Важно правильно организовать питание детей.

    Все процессы, протекающие внутри человеческого организма – носят ритмичный характер. Режим питания важен в любом возрасте, особенно велико его значение для детей и подростков.Регулярное питание призвано обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня. Вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 разовый приём пищи через каждые 3-4 часа.Питание должно быть разнообразным, это служит основой его сбалансированности. Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор.

  • В рацион ребёнка необходимо включать все группы продуктов – мясные, молочные, рыбные, растительные;
  • Еда ребёнка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Надо помочь ребёнку “распробовать” вкус разных блюд. Проявите фантазию, боритесь с возникновением у ребёнка консервативностью к еде. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, возможную непереносимость продуктов.

Количество энергии, поступающей в организм с продуктами, равно количеству энергии, затраченной ребёнком.

    Еда должна приносить радость! Она служит важным источником положительных эмоций. Замечено, что больше всего наслаждения получает не обжоры, а гурманы, для кого еда – приключение, кто любит пробовать диковинные блюда, знакомится с кухнями разных народов, осваивать новые рецепты и необычные блюда.

    Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Во время еды категорически не рекомендуется обсуждать, любого рода проблемы особенно семейного характера. Все негативные эмоции должны быть забыты, за столом должен царить мири покой. Помните: “Когда я ем- я глух и нем” и “Лучше молчать, чем говорить”. Последнее касается такого объекта семейной любви, как телевизор.Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление: семейный стол – место, где всем уютно, тепло и, конечно вкусно!

                                                  Родителям  на  заметку

  • Домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. Знакомьтесь с меню , его ежедневно вывешивают в ДОУ.
  • Перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада.
  • Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребёнок будет плохо завтракать в группе.
  • Вечером дома важно дать ребёнку именно те продукты и блюда, которые он не получил днем.
  • В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского еда.

    Знание правил этикета всегда отличает воспитанного, культурного, достойного человека, а именно таким мы хотим видеть наших малышей. Соблюдение правил поведения за столом также важно и с точки зрения правильного питания. Чем раньше ребёнок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Чему вы научите ребёнка в раннем возрасте, останется на всю жизнь.

    Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если вы будете мягко, но настойчиво объяснять ребёнку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть развалившись, то прольёшь на себя суп из ложки…

    Этикету сложно научить лишь постоянным повторением правил поведения. Ребёнок смотрит, как ведут себя взрослые.

Родители! Помните об этом!

Как правильно сидеть за столом

  • Садиться за стол можно только с чистыми руками.
  • Сидеть надо прямо, не раскачиваясь.
  • На стол можно положить только запястья, а не локти.
  • Руки следует держать как можно ближе к туловищу.
  • Сидя за столом, можно лишь слегка наклонить голову над тарелкой.
  • Разговаривать во время еды естественно и прилично, особенно во время праздничного застолья, но не с полным ртом.

Во время еды следует

  • Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно.
  • Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынут, а не дуть на них.
  • Есть беззвучно, а не чавкать.
  • Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует.
  • Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа.
  • Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.

Не забывайте пользоваться салфетками!

                                        О правилах гигиены питания

    “Чистота – залог здоровья!”, “Мойте руки перед едой!”  - старые призывы многих поколений. Показывайте ребенку хороший пример, заботясь о себе, поддерживая себя в ухоженном состоянии и следуя тем же самым привычкам, которые вы хотите научить своего ребенка. Лучшим средством от микробов является регулярное мытьё рук. Научите вашего ребёнка мыть руки каждый раз, когда он приходит с улицы, после пользования туалетом и перед едой, после того, как он поиграет с животными. Когда детям нравится содержать себя в чистоте, они приобретают эту привычку на всю жизнь. Ежедневно помогайте своему ребенку приобретать и закреплять навыки безопасного питания.

Научите вашего ребёнка

  • Соблюдать правила личной гигиены.
  • Различать свежие и несвежие продукты.
  • Осторожно обращаться с незнакомыми продуктами.

    Крепкие зубы – это не только красивая улыбка, это – здоровье ребёнка. Значение здоровых зубов трудно переоценить. Они нужны, чтобы пережевывать пищу.

Вот что надо делать, чтобы зубы у ребенка оставались как можно более здоровыми

  1. Ежедневно чистить зубы утром и вечером не менее двух минут. Чистить зубы надо начинать с того момента, как прорезался первый зуб.
  2. После вечерней чистки зубов ребенку в рот не должно попасть ни молоко, ни какая-либо другая пища, иначе смысл чистки теряется. Допустима только вода, естественно без сахара.
  3. Увеличить количество твердой пищи (яблоки, морковь, груши и т.д.). Лучше предложить ребёнку  кусочек яблока, чем пюре. Яблоко и очистит зубы, и помассирует десны.
  4. Снизить количество поступаемых  углеводов. Гораздо лучше для зубов, если ребенок сразу съест целую шоколадку и сразу после этого почистит зубы, чем если он растянет эту шоколадку на целый день.

Приложение №8

Конспект НОД в старшей группе по лепке «Мы и футбол»

Цель: накапливать и обогащать знания детей о летних видах спорта;

формировать умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуру человека в движении; развивать творчество, инициативу;

у детей систему знаний о здоровом образе жизни.

Оборудование: фотографии футболистов, футбольных игр, стадиона, пластилин, фигурка футболиста из пластилина, схема лепки футболиста.

Аудио детской песни «Все на футбол».

Содержание НОД

I.Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, какие вы знаете летние виды спорта?

- Отгадайте загадку и вы узнаете, о каком виде спорта пойдёт речь на нашем занятии.

Мяч по травке шустро скачет

От ворот и до ворот.

Бьют ногами – он не плачет.

Кто игру мне назовет?

-Правильно, футбол! Это очень интересная игра. Футбол - самая древняя игра. Название этой игры происходит от 2 английских слов «Фут»- ступня и «бол» - мяч, т. е. в этой игре по мячу бьют ступней.

-Футбол - это спортивная командная игра, в которую играют не только взрослые, но и дети. Дети играют во дворе своего дома, на спортивных площадках города. (Показ фотографии футбольного поля.)

-Какую пользу приносит нам эта игра?

- Каких известных футболистов вы знаете? (Рассматривание фотографий футболистов)

Воспитатель: Сегодня мы вылепим из пластилина фигурки футболистов.

II. Подготовка к лепке.

- Рассмотрите внимательно схему и скажите: «Из каких частей состоит футболист?»

-Какой формы и размера части?

- А что нужно сделать, чтобы слепить их в движении?

Схема лепки футболиста

1. Возьмём целый кусок белого пластилина и разделим его на 3 равные части (1 часть – голова, 2 часть – делится еще на 2 части – ноги (колбаски, 3 часть делится на 2 части – руки (колбаски).

2. Возьмём кусок пластилина зеленого (синего, красного и т. д.) – разделим его на 2 части. Ладошками приплющиваем его и делаем объёмный прямоугольник,выравниваем - это футболка. Возьмём 2 небольших одинаковых кусочка пластилина тех же цветов и сделаем из них рукава для футболки.

3. Возьмём пластилин того же цвета и сделаем из него треугольный брусок. Разрежем более широкую часть бруска стекой, чтобы получились штанины, пальцами примнём пластилин. Скрепим верхнюю часть и нижнюю – футболку и шорты.

4. Катаем 2 шарика и немного сплющиваем (кеды).

5. Катаем шар – делаем голу футболиста. Волосы можно сделать из маленьких шариков или кому как подскажет фантазия.

6. Соединяем все части – получаем фигурку футболиста.

II. Физкультминутка.

Танцевальные упражнения под детскую песню «Все на футбол».

IV. Основная часть.

Самостоятельное изготовление фигурки футболиста.

V. Выставка детских работ.

Приложение №9

Беседа с детьми «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».

Цель: учить детей заботиться о своем здоровье, познакомить с понятием «витамины», расширять и закреплять знания о влиянии витаминов на здоровье человека.

Задачи:

- дать представление о витаминах и продуктах, в которых содержаться их наибольшее количество;

- познакомить с группами витаминов, объяснить, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении для здоровья человека;

- развивать мышление, внимание, воображение;

- воспитывать у детей потребность в сохранении своего здоровья.

Вчера Кукла–мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины очень полезные.

- А вы, ребята, пробовали витамины? Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах. А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

(Для лучшего запоминания использовать художественное слово).

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

И неплохо есть лимон

Хоть и очень кислый он.

- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

- Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.

- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).

- Почему на дереве выросла морковь?

- Чем полезно молоко?

- Какой витамин в свекле?

- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?

- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

Приложение №10

Беседа с детьми «Наши верные друзья»

Цель: объяснить детям какое значение имеет формирование правильной осанки для здоровья.

Задачи:

- дать представление о причинах возникновения неправильной осанки для здоровья;

- показать приемы и упражнения по формированию правильной осанки;

- воспитывать желание быть здоровы и красивым.

Дорогие ребята! Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле — здоровый дух».

Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. Например, такие: «Здоровье дороже золота» или «Здоровье ни за какие деньги не купишь».

Задумывались ли вы о том, что у нашего здоровья немало добрых и верных друзей?*

Взрослый поддерживает обсуждение, поощряя творческую активность ребенка.

Давайте вместе подумаем, что помогает человеку быть здоровым.

Правильно! Прохладная чистая вода, которой мы умываемся, обливаемся или обтираемся по утрам. Она закаляет наш организм, прогоняет сон, очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы.

Второй наш друг — это утренняя зарядка.

Под звуки бодрой ритмичной музыки мы идем быстрым шагом, бежим, приседаем, делаем наклоны назад, вперед, вправо и влево, берем мяч, обруч или скакалку.

После утренней зарядки повышается настроение, появляется аппетит, ведь зарядка, регулируя работу всех органов, помогает включиться в дневной ритм.

Как вы думаете, что еще помогает нам быть здоровыми?

Верно! Теплые солнечные лучи и свежий воздух. Особенно полезный воздух в хвойных, сосновых и еловых борах. Этот воздух — настоящий целительный настой, благоухающий ароматами смолы и хвои.

И в лиственных лесах, и в борах в воздухе содержится много фитонцидов — особых летучих веществ, убивающих вредных микробов. Фитонциды — тоже наши друзья!

Представьте себе лентяя, который редко моет руки, не стрижет ногти. Дома у него пыльно и грязно. На кухне — горы немытой посуды, крошки и объедки. Вокруг них вьются мухи-грязнухи.

Как вы считаете, заботится ли этот человек о своем здоровье?

Верно! Не заботится!

Ведь и немытые руки, и грязь под ногтями могут стать причиной многих опасных заразных болезней — желтухи или дизентерии. Эти болезни так и называют — «болезнями грязных рук».

А мух в старину не зря величали «вредными птичками». Летая по помойкам, свалкам, выгребным ямам, а потом залетая в дома, они переносят на своих лапках опасных микробов, которые могут вызывать болезни.

Надеюсь, вы поняли: чтобы быть здоровым, нужно следить за чистотой, умываться и мыть руки с мылом, чистить зубы и стричь ногти. Убирать свою комнату и мыть посуду. Ведь недаром говорится: «Чистота — залог здоровья».

Я знаю немало ребятишек, которые не любят соблюдать режим дня. До поздней ночи они сидят перед экраном телевизора или компьютера, а утром встают вялыми, бледными, невыспавшимися, забывая замечательное правило: «Рано в кровать, рано вставать — горя и хвори не будете знать!»

А ведь режим дня — прекрасный друг нашего здоровья! Если мы всегда в одно и то же время встаем с кровати, завтракаем, обедаем, ужинаем, ходим на прогулку, ложимся спать, то у нашего организма вырабатывается определенный-биологический ритм, который помогает сохранять здоровье и бодрость.

Но мы с вами забыли еще об одном нашем преданном друге — о движении.

Давайте подумаем, может ли быть здоровым человек, который ведет неподвижный образ жизни и большую часть времени сидит в кресле или лежит на диване?

Верно! Не может!

А почему? Его мышцы, сердце не тренируются. Он не дышит свежим воздухом, ему не хватает солнечных лучей и кислорода.

Малая подвижность ослабляет здоровье!

А движение, особенно на свежем воздухе, делает нас сильными, ловкими, закаленными!

Велосипед, самокат, роликовые коньки... Как чудесно мчаться на них по дорожкам, вдоль цветов и густой травы.

Лето дарит нам не только тепло и солнечный свет, но и возможность купаться в речке или озере, играть в футбол, волейбол и другие подвижные веселые игры на улице.

А зимой, когда все белым-бело, деревья и кусты наряжаются в пушистые снежные тулупы, можно кататься на лыжах и санках, играть в хоккей или кружиться на коньках вокруг сияющей огнями ели.

Физические упражнения в детском саду, занятия физкультурой в школе, посещения спортивных секций помогают нам укреплять здоровье, закаляют тело и волю, делают нас смелыми и сильными.

Я хочу здоровым быть

— Буду с лыжами дружить.

Подружусь с закалкой,

С обручем, скакалкой,

С теннисной ракеткой.

Буду сильным, крепким!

Ответь на вопросы

Каких друзей нашего здоровья ты знаешь? Расскажи о них.

Какие водные процедуры ты делаешь по утрам?

Делаешь ли ты ежедневно утреннюю зарядку? Чем она полезна?

Почему грязнули и неряхи часто болеют?

Соблюдаешь ли ты режим дня? Чем он тебе помогает?

Что дарит нам движение?

Какие подвижные игры тебе нравятся?

Почему полезно ходить на прогулку в лес или парк?

Отгадай загадку

Его бьют, а он не плачет, Только прыгает и скачет. (Мяч.)

Высоко волан взлетает,

Легкий и подвижный он.

Мы с подругою играем На площадке в... (Бадминтон.)

Стоят игроки друг против друга,

Сетка меж ними натянута туго,

Бьют по мячу и красиво, и метко,

И оживает в руках их ракетка. (Теннис.)

Выполни задание

Нарисуй и раскрась: мяч, волан для игры в бадминтон, теннисную ракетку, скакалку, спортивный обруч.

Приложение №11

«Микробы и вирусы»

Цель: Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах).

Задачи:

4.        Привлечь личный опыт детей, рассказать об инфекционных болезнях и как они передаются от человека к человеку.

5.        Напомнить, что следует заботиться не только, о своем здоровье, но и о здоровье окружающих.

6.        Воспитывать чистоплотность, уважение к окружающим.

Ход занятия.

Дидактическая игра «Ромашка здоровья».

Воспитатель: – Дети, а знаете ли вы, что при чихании разбрасывается множество капелек слюны /до 40 тысяч/, которые разлетаются на большое расстояние /более трех метров/ и могут долго находиться в воздухе, вместе с которым их вдыхают окружающие. Капельки опускаются на различные предметы, пищу. Поэтому при кашле и чихании не надо забывать прикрывать нос и рот носовым платком или рукой. Показывает детям рисунки, чтобы лучше объяснить, как опасные для здоровья микробы и вирусы попадают в организм человека. Как вы думаете. Как выглядят микробы и вирусы? Нарисуйте , какими вы их себе представляете.

Работа на листе бумаги, затем рассматривание фото микробов и вирусов, сравниваем с рисунками детей.

Физкультминутка с дыхательной гимнастикой: «Быстро встаньте, улыбнитесь». Дети выполняют движения по тексту стихотворения:

Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись,

Сели – встали, сели – всталиИ на месте побежали.

А теперь остановились, остановили дыхание. Правую руку на грудь, левую на живот: глубокий вдох и медленный выдох, глубокий вдох и резкий выдох.

Воспитатель: Почему нельзя доедать за другим человеком?

Дети: Потому, что он может оказаться больным.

Воспитатель: Чем опасна муха?

Дети: Муха является разносчиком инфекций.

Воспитатель: Почему нельзя есть грязными руками?

Дети: Потому, что на грязных руках могут быть инфекционные микробы.

Воспитатель: Можно ли есть и одновременно играть с животными?

Дети: Нельзя! Кушать нужно чистыми руками и сидя за столом, а если рядом животное, то можно заразиться какой либо инфекцией.

Воспитатель: Можно или нет пить воду из- под крана?

Дети: Пить воду из-под крана нельзя. Потому, что в не кипяченой воде много микробов.

Воспитатель: Почему есть бананы можно в любой ситуации?

Дети: Потому, что банан покрыт защитной корочкой, сняв ее можно спокойно кушать банан /содержимое, защищено корочкой/

Воспитатель: В каких случаях даже на улице можно пить сок?

Дети: Сок на улице можно пить, если коробочка с соком упакована герметично и имеет отдельную /индивидуальную/ трубочку.

Итог занятий

Воспитатель: Так что мы узнали сегодня на занятии?

Дети: Мы узнали, что такое микробы и вирусы. Что нужно делать при кашле и чихании /закрывать нос и рот носовым платком или рукой/. Нельзя есть грязными руками. Нельзя допускать мух на продукты питания. Нельзя есть и играть с домашними животными одновременно. Нельзя пить воду из под крана. Все это ведет к угрозе заражения какой либо инфекцией.

Приложение №12

Беседа с детьми «Части тела человека»

Цель: расширять представление детей о строении человеческого тела и назначении его отдельных частей.

Задачи:

- обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела»;

- усваивать названия частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.);

- развивать внимание, память, правильное дыхание и общую моторику;

- воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Ход работы

I. Организационный момент.

- Здравствуйте мальчики и девочки! Мы с вами уже знакомились с фруктами, с осенью, с деревьями, а сегодня познакомимся с самими собой. Удивлены? А давайте начнем! Слушайте внимательно и показывайте, что я называю.

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой! Молодцы!

II. Основной этап.

Упражнение 1.

Продолжи предложение.

У человека две…(руки, ноги, ноздри).

У человека на лице один… (нос, рот).

У человека два…(уха, глаза).

У человека много на голове…(волос).

У человека нет…(хвоста, копыт, лап).

У человека… (варианты детей).

Физкультминутка:

Правой рукой массируем пальчики левой руки, приговаривая.

Затем левой рукой массируем пальчики правой руки.

«Пальчик с краешку большой

Самый толстый и смешной.

Это — указательный,

Строгий и внимательный.

Это пальчик средний,

Не первый, не последний.

Это — безымянный,

Неуклюжий и забавный.

Ну, а это наш мизинчик.

Он у всех у нас любимчик.

Упражнение 3.

Отдай загадку- найди отгадку!

- Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны догадаться, про что я говорю. Но! Будьте внимательны! Говорить отгадку не надо, а надо показать на себе.

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

Всегда во рту,

А не проглотишь.

Между двух светил

Я в середине один.

Не часы, А тикает.

Пять братьев — Годами равные.

Ростом разные.

Упражнение 4.

Обычный- большой- маленький.

- Ребята, когда Красная шапочка пришла к Бабушке, вместо нее уже лежал Серый волк. Помните, как Красная Шапочка удивилась : «Зачем тебе такие большие глаза?». Что ответил волк?

- Давайте теперь с вами тоже поудивляемся: не глаза, а глазищи; не нос, а носище; не ноги, а ножищи; не руки, а ручищи.

- А теперь представим маленького ребеночка (демонстрация пупсика): у нас нос, а у него носик; у нас рот, а у него ротик; у нас брови, а у него бровки; у нас лоб, а у него лобик и т.д.

Упражнение 6. Правильно- хлопай, неправильно- топай. - Ребята, вы будете сейчас исправлять мои ошибки. Иногда я буду говорить одно, а делать другое. Когда правильно делаю и говорю- хлопайте, неправильно- топайте.

- Я подняла левую руку.

- Я спрятала за спину правую руку.

- Я топнула левой ногой и т.д. Далее эти же движения «выполняет» кукла.

Упражнение 7. Работа с текстом. Глупый спор. Поспорили две руки между собой: кто больше работы делает? Одна другой говорит: «Я нужнее, потому что ложку держу, когда человек ест, и карандашом рисовать умею», а другая отвечает: «Суп-то человек с хлебом ест, я его хлебом кормлю, а когда ты рисуешь, я листок придерживаю». Услышали ноги спор, и стало им смешно: « Подумаешь, какие важные! Мы нужнее, потому что ходим и бегаем, а еще плавать помогаем человеку и педали на велосипеде крутим». А туловище возмутилось: «Я человеку нужнее! Сердце во мне работает, желудок переваривает пищу и кровь насыщает!» Умная голова человека слушает и думает про себя: «Глупый спор! Все части тела человеку необходимы, поэтому-то он ими и пользуется и бережет их». Обсуждение текста:

Кто победил в споре?

Правда, что голова умно поступила?

Почему?

Зачем нужна человеку голова?

Туловище?

Ноги?

Руки?

III. Подведение итогов. - Детишки, а чтобы быть красивым и сильным, что надо делать? Ответы детей. - Я вам желаю быть здоровыми, крепкими, красивыми и дарю вам раскраски: мальчикам – богатырей, девочкам- царевну ( узнали из какой сказки?), а на обратной стороне листа дома нарисуйте себя, кто каким хочет стать, когда вырастет. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для старшей группы "Если хочешь быть здоров"

Конспект занятия для детей старшей группы по ознакомлению Основы безопасности жизнидеятельности. Формировать и закреплять знания  у детей о здоровом образе жизни, привычках....

Конспект познавательно-оздоровительного досуга в старшей группе «Если хочешь быть здоров!»

Задачи:ОО « Физическое развитие»- Формировать сознательное отношение к собственному здоровью.- Воспитывать желание заботиться о своём здоровье.ОО « Социально-коммуникативное развитие...

Конспект НОД в старшей группе «Если хочешь быть здоров»

Конспект НОД в старшей группе «Если хочешь быть здоров»Воспитатель Мищенко Ольга Викторовна МБДОУ ЦРР - д/с № 16 г.  Белореченск Краснодарский край..Интеграция: здоровье, познание, коммуникация, ...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) в старшей группе «Если хочешь быть здоров…»

Задачи: Формирование умения экспериментировать и создавать простейшие образы из пластилина, умения самостоятельно передавать образы предметов, используя доступные изобразительные средства (...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Если хочешь быть здоров"

Здоровьесбережение детей дошкольного возраста.направленность их на здоровой образ жизни, является одним из приоритетных наравлений, обозначенных ФГОС....

Проект в старшей группе "Если хочешь быть здоров!"

Проектная деятельность Старший дошкольный возраст Развитие познавательной активности через проектную деятельность...

Проект по здоровьесбережению в подготовительной группе "Если хочешь быть здоров"

Проект по здоровьесбережению в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Если хочешь быть здоров"...