Консультация Цифровизация и дошкольники
статья (средняя группа)

Фролова Наталия Александровна

Цифровизация и дошкольники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifra_i_doshkolniki.docx68.81 КБ

Предварительный просмотр:

 «Цифровизация и дошкольники»

      Новые технологии активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и жизнь наших детей. Сегодня мы находимся на исходной точке эпохи гаджетов и планшетов, поэтому еще нет точных и обширных исследований о влиянии цифровых технологий на развитие ребенка, в связи с этим  поколение наших детей - первое, которое испытывает их на себе.

     Компьютер, телевизор, планшеты, мобильные телефоны прочно вошли в жизнь многих малышей, начиная с первых  месяцев жизни.  

     В некоторых семьях, как только ребёнок научился сидеть, ему сразу же  дают планшет. Домашний экран  совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит,  не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для физического здоровья ребёнка, но и  для его психического развития.  В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.

-Проблемы со зрением!

     Длительное смотрение на экран с близкого расстояния плохо влияет на зрение детей. Это может стать причиной того, что ребенок не видит одинаково хорошо на близком и дальнем расстоянии. Также может возникнуть синдром сухого глаза, что становится причиной инфекционных заболеваний глаз. Если сказать грубо, мы «выжигаем» глаза  своим детям.

    В декабре 2020  проводился осмотр офтальмологом  детей 2015 года рождения. Из 11 человек пятеро были направлены на дополнительное обследование.

- Проблемы с позвоночником!

    Сидячая поза, голова опущена вниз, экран на близком расстоянии к лицу - все это характерно для детей, проводящих время за смартфоном. Нагрузка на шейный и поясничный отделы позвоночника превышает норму.

    Недавно в интернете появилось фото робота Эммы - офисного работника будущего. Сгорбленная из-за многих часов работы, проведенных сидя, с сухими и красными  глазами, с нездоровой кожей - страшно представить будущее наших детей…

https://storage.yandexcloud.net/incrussia-prod/wp-content/uploads/2019/10/emma-office-workers-body.jpg

- Лишний вес!

    Постоянное сидение в телефоне вызывает дефицит активности у детей. Они гораздо меньше двигаются и занимаются физической активностью, что может стать причиной ожирения.

-Речь!

    В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Однако, при чём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком - взрослый или герой мультфильма?

     Разница огромная. Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём включён не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами.  Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». 

Однако, внешняя разговорная речь - это лишь вершина айсберга, за которой скрывается  огромная глыба внутренней речи. Ведь речь - это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения,  и осознания себя в целом.

Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей. В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации». Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой.  По данным исследования Института педагогики и экологии медиасредств (Штутгарт, Германия) - это непосредственно связано с экранным воздействием.  Им необходима  постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

     Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух - они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать  смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать - понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки. 

    Ещё один факт, который отмечают многие педагоги - резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира.   Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. (По собственным наблюдениям, даже в плацкартном вагоне поезда идеальная тишина, все дети заняты гаджетами…). Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. Собственная самостоятельная, содержательная активность не только блокируется, но не развивается, и даже не возникает, не появляется.

    Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты  – повышение детской жестокости и агрессивности. Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений на школьном дворе, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т.е. побеждённым. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием добивает побежденного ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, сочувствие, помощь слабому  встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий. 

    Еще одна из важных проблем - это несформированность мелкой моторики рук. Дети, которые много времени проводят за экраном  смартфона не получают нужных двигательных сенсорных ощущений, движения имеют ограниченную  аплитуду, что приводит к рассогласованности между командами головного мозга и движениями рук при выполнении работ. Учителя начальных классов бьют тревогу – дети  не умеют вырезать ножницами.

    Конечно же, не смотря на весь вред, который может принести любой гаджет ребенку, у него все же есть существенные преимущества. Возможно, именно они не дают родителям полностью отказаться от их использования.

-Связь. Когда ребенок на связи, любому родителю спокойней на душе.

-Обучение. К счастью, смартфон можно использовать с пользой для ребенка.

Главное, выбрать правильный  контент.

-Приучение к здоровому образу жизни. Как бы странно это не звучало, но с современными  гаджетами следить за здоровьем стало значительно проще. Вы всегда можете скачать приложения на телефон, которые будут отслеживать количество шагов, напоминать сделать паузу и разминку и т.д.

Ну и, конечно, освоение современными технологиями в детском возрасте, умение ими пользоваться чрезвычайно важно в дальнейшем, как для учебы, так и для работы.

    Какой же выход? Где же та «золотая середина»?

Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок  освоил традиционные  виды детской  деятельности - рисование, конструирование, вырезание, восприятие и сочинение сказок. И главное - когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.)

Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны вместе с детьми смотреть мультики, осмыслять происходящее, восхищаться или сопереживать главным героям фильма.

Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет),   когда дети  уже готовы к её использованию по назначению,  когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

Используемая литература

1.Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

2.Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006.

3. Смирнова Е.О. «Дети и гаджеты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей дошкольников "Математические сказки для дошкольников"

Консультация "Математические сказки для дошкольников" поможет родителям  дошкольников....

Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне…"

Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне…"...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...

Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...

Консультация для родителей дошкольников на тему "Питание ребенка летом"Консультация для родителей дошкольников на тему "Питание ребенка летом"

Летний период предоставляет множество возможностей для обеспечения вашего ребенка полезными и вкусными продуктами. Правильное питание летом особенно важно, так как в жаркую погоду организм ребенка нуж...