«Здоровьеформируюшие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)»
статья (подготовительная группа)

Истомина Елена Сергеевна

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Данная статья отражает не сколько методы и техники физического развития детей, сколько самих воспитателей и их возможностей передать личный опыт и быть личным примером здорового образа жизни как для детей так и для их родителей!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorove.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Истомина Елена Сергеевна

Воспитатель

ГБОУ СОШ №38 отделение дошкольного образования детей

Приморского района, г. Санкт-Петербурга

Тема: «Здоровьеформируюшие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)»

        Здоровье!!! Как много разговоров и пересуд вокруг этого слова в сфере образования. Как много обсуждений и инновационных предложений к программам развития детей в области физического и психологического здоровья! А сколько вариантов формирования и коррекции, изложенных поверхностным изучением физического и эмоционального здоровья ребенка!

        Но а как же сами мы – воспитатели, гаранты сохранности детского психо-эмоционального и физиологического здоровья детей? Что мы сами можем предложить детям? Каким мы являемся примером для них? Особенно этот вопрос касается возрастной группы воспитателей кому за….? Что вы можете дать детям как образец для подражания? Вот какие я ставила перед собой вопросы по данной теме.

        Но для начала, вернемся с вами к сухой букве закона, где в федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. И всё! На этом всё, ведь ни речи не идет о здоровье самого воспитателя, о его внешнем физическом и внутреннем психическом виде и состоянии. И какими должны быть детьми глядя на своего воспитателя? А ведь в этом и кроится большая половина успеха создания здоровой обстановки и создания эмоционально здоровой атмосферы в группе при общении с детьми и в работе с ними.

        Ни в коем случае я не буду отрицать, что дошкольный возраст является решающим этапом в закладке фундамента физического и психического здоровья ребенка и именно в этот период идет интенсивное развитие функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Но что мы видим из статистики и проведенных социологических и профессиональных изучениях динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка? А показали они то, что значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии и в психо-эмоциональном состоянии.

        В связи с этим у меня возник вопрос, где и что упущено, где происходит этот сбой? И решила несколько под другим углом раскрыть личный опыт по использованию здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений не только в отношении определенной (или в комплексе возрастных групп дошкольного образования) возрастной группы детей, но и самого воспитателя.

        Начнем мы с самого определения «здоровья», но с разных точек зрения. В чем есть разница. И как ни парадоксально, но изучив множества аспектов сфер жизни человека, но до сих пор отсутствует такое общепринятое понятие здоровья, которое могло бы стать общепринятым и отправной точкой по достижению здоровья человека в главных его аспектов.

        Итак, «Здоровье» по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения – это состояние физического и социального благополучия человека. И вот они эти виды здоровья, которые и складывают общую картину здоровья человека, и которые могут в одиночку отвечать за тот или иной сбой в развитии ребенка.

- соматическое (я могу) – это текущее состояние органов и систем органов в организме человека, основу которого составляет генетическая программа индивидуального развития с начала жизни;

- физическое – уровень роста и развития органов и систем организма, основой которого являются резервы организма и его показатели (антропометрические, физиологические и биохимические, меняющиеся в зависимости от внешних факторов, возраста, пола, средой обитания, питания и обучения);

- психическое (я хочу) – это психическая сфера, в основу которой входит комфорт, обеспечивающий адекватные поведенческие реакции, характер, тип высшей нервной деятельности. Оно зависит о понимания самого себя и своих желаний;

- нравственное (я должен) – это система мотивационных ценностей, норм поведения индивидуума в обществе, этикет, если можно так сказать, именно оно зависит от наших ценностей, это и есть стержень нашего образа жизни и мышления;

- популяционное здоровье – это здоровье отдельного региона, населенния, республики, которое определяется по ряду демографических показателей и социально-медицинских;

- индивидуальное – это здоровье отдельно взятого человека, его характерные особенности по всем выше перечисленным видам здоровья, а так же его достяжения (личная, общественная, профессиональная и семейная).

        Можно сделать небольшой логический вывод, что «здоровье» – это важнейший, главный фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма, но имеющий определенные границы, которые определяются уровнем функционального состояния систем организма и суммой из резерва (максимальным количеством физиологических возможностей органов и систем органов). А теперь зададим, уважаемые коллеги себе вопрос, все ли у нас соответствует нормам всех видов здоровья?

         А вот перейдем к здоровьесбережению и здоровьеобогащению, что является как раз таки, важнейшими аспектами организации и проведения педагогического процесса в ДОУ.

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

        Какова же их цель? А вот какова – это становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

        Здоровьесберегающий педагогический процесс – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка., но не только с помощью использования научной догматической литературы и заученных движений утренних зарядок, а еще и с помощью приведения собственного примера, образца, так сказать, для подражания! Ведь именно, мы взрослые, родители, друзья, знакомые, родственники, педагоги и даже простые прохожие, случайные приятели, становимся для детей тем самым образцом, с которого они и выбирают то, что им приходится по душе.

        Актуальность темы состоит в том, что кроме таблеток есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, тем более если вы воспитатель.

        Цель темы - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения через призму опыта и представлений самого воспитателя, который внедряет инновационные здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в практику работы детского сада на основе всех выше перечисленных видах «идеального здоровья».

        Задачи темы ничем не отличаются от привычных, заученных нами принципов организации работы воспитателя с детьми в области здоровья, а именно:

1) Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, ресурсное обеспечение.

2) Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий.

3) Развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

4) Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.

5) Воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

        И если к этому всему еще присовокупить наши личные положительные качества в физическом и моральном плане, наши стремления, достижения, личностный-индивидуальный подход к своему здоровью, правильный и благоприятный образ жизни и опыт прожитых лет, как в профессиональной, так и в социальной сфере, то ожидаемые результаты, не заставят себя долго ждать и показатели (по средствам мониторинга) будут куда выше обще признанных норм, а именно:

- улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

- благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону) ;

- совершенствование навыков самостоятельности;

- формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"

Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольн...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Материал о сохранении и укреплении здоровья детей.О задачах и целях здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий. Об особенностях питания, режиме дня,прогулок для детей данного возраста...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы).

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)....

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками(из опыта работы воспитателя старшей группы)...