Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).
материал

Борисова  Светлана Леонидовна

Борисова Светлана Леонидовна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №9 комбинированного вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

 

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий:

- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения ЗОЖ.

3. Коррекционные технологии.

Используемые в работе формы работы по оздоровлению детей и формирования представлений у дошкольников ЗОЖ:

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Динамические паузы во время проведения организованной образовательной деятельности с детьми. Смена видов деятельности даёт детям возможность передохнуть и набраться сил для дальнейшего обучения.

Гимнастика после сна. Помогает плавно перейти от сна к бодрствованию.

Подвижные и спортивные игры на улице. Данный вид деятельности является наиболее распространённым и незаменимым.

Игры-забавы – это физические упражнения в игровой форме с музыкальным сопровождением или без.

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Организация спортивных досугов, праздников. В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Темы праздников самые разнообразные: «Мы – спортсмены», «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимушка-зима», «Праздник Нептуна» и т.д.

Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ.

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника:

Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления. Положительный эффект даёт использование в работе с детьми нетрадиционных форм оздоровления таких, как:

Оздоровительный бег (дозированный) – даёт детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы.

Нетрадиционные виды упражнений:

Самомассаж и массаж – помогает повысить защитные функции организма ребенка.

В утренние часы возможно проведение точечного самомассажа. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Аутотренинг помогает воздействовать на подсознание детей с помощью расслабления мышц, дыхания, учить расслабляться.

Релаксация это один из путей преодоления внутреннего напряжения у ребёнка. Обучая детей приёмам релаксации, я помогаю снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя.

Музыкотерапия – это лекарство, которое дети слушают. Мелодии доставляющие ребёнку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект.

Музыкально-подвижные игры – применяемые практически на всех НОД, и являются ведущим видом деятельности дошкольников.

Креативная гимнастика – способствует внедрению в работу с детьми нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

Пальчиковая гимнастика – служит для развития у детей ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

Дыхательная и звуковая гимнастика. Цель – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Гимнастика для глаз профилактика зрительных нарушений – актуальная тема, так как около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения.

Гимнастика дыхательная – используется мной в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Перед ее проведением необходимо обеспечить проветривание помещения, дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа.

Гимнастика бодрящая – форма проведения может быть различна: например, упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по дорожкам «здоровья», лёгкий бег из группы в спортзал с разницей температуры в помещениях и другие.

Игры с песком и водой для этого можно использовать самые разнообразные подручные материалы, обогащающие среду и дающих возможность ребёнку эмоционально развиваться. В качестве таких, не требующих больших материальных затрат, можно использовать контейнеры для киндер-сюрпризов (для игр с водой), крышки от пластиковых бутылок (для игр с песком).

Важно, чтобы каждая из предложенных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у воспитанников и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, значительно снизил уровень заболеваемости детей.

Формирование основ правильного образа жизни невозможно без взаимодействия педагога с родителями ребёнка.

Формы работы с родителями:

Информационно-аналитические: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение социологических срезов, опросов.

Досуговые: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Познавательные: ознакомление родителей с возрастными и физическими особенностями детей дошкольного возраста. Семинары-практикумы, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы.

Наглядно-информационные: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Таким образом, использование разнообразных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании способствует укреплению и сохранению здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borisova_s.l._zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Борисова Светлана Леонидовна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №9 комбинированного вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий:

- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения ЗОЖ.

3. Коррекционные технологии.

Используемые в работе формы работы по оздоровлению детей и формирования представлений у дошкольников ЗОЖ:

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Динамические паузы во время проведения организованной образовательной деятельности с детьми. Смена видов деятельности даёт детям возможность передохнуть и набраться сил для дальнейшего обучения.

Гимнастика после сна. Помогает плавно перейти от сна к бодрствованию.

Подвижные и спортивные игры на улице. Данный вид деятельности является наиболее распространённым и незаменимым.

Игры-забавы – это физические упражнения в игровой форме с музыкальным сопровождением или без.

Самостоятельная двигательная деятельность детей. 

Организация спортивных досугов, праздников. В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Темы праздников самые разнообразные: «Мы – спортсмены», «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимушка-зима», «Праздник Нептуна» и т.д.

Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ.

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника:

Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления. Положительный эффект даёт использование в работе с детьми нетрадиционных форм оздоровления таких, как:

Оздоровительный бег (дозированный) – даёт детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы.

Нетрадиционные виды упражнений:

Самомассаж и массаж – помогает повысить защитные функции организма ребенка.

В утренние часы возможно проведение точечного самомассажа. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Аутотренинг – помогает воздействовать на подсознание детей с помощью расслабления мышц, дыхания, учить расслабляться.

Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения у ребёнка. Обучая детей приёмам релаксации, я помогаю снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя.

Музыкотерапия – это лекарство, которое дети слушают. Мелодии доставляющие ребёнку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект.

Музыкально-подвижные игры – применяемые практически на всех НОД, и являются ведущим видом деятельности дошкольников.

Креативная гимнастика – способствует внедрению в работу с детьми нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

Пальчиковая гимнастика – служит для развития у детей ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

Дыхательная и звуковая гимнастика. Цель – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Гимнастика для глаз профилактика зрительных нарушений – актуальная тема, так как около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения.

Гимнастика дыхательная – используется мной в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Перед ее проведением необходимо обеспечить проветривание помещения, дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа.

Гимнастика бодрящая – форма проведения может быть различна: например, упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по дорожкам «здоровья», лёгкий бег из группы в спортзал с разницей температуры в помещениях и другие.

Игры с песком и водой для этого можно использовать самые разнообразные подручные материалы, обогащающие среду и дающих возможность ребёнку эмоционально развиваться. В качестве таких, не требующих больших материальных затрат, можно использовать контейнеры для киндер-сюрпризов (для игр с водой), крышки от пластиковых бутылок (для игр с песком).

Важно, чтобы каждая из предложенных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у воспитанников и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, значительно снизил уровень заболеваемости детей.

Формирование основ правильного образа жизни невозможно без взаимодействия педагога с родителями ребёнка.

Формы работы с родителями:

Информационно-аналитические: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение социологических срезов, опросов.

Досуговые: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Познавательные: ознакомление родителей с возрастными и физическими особенностями детей дошкольного возраста. Семинары-практикумы, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы.

Наглядно-информационные: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Таким образом, использование разнообразных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании способствует укреплению и сохранению здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"

Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Материал о сохранении и укреплении здоровья детей.О задачах и целях здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий. Об особенностях питания, режиме дня,прогулок для детей данного возраста...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы).

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)....

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками(из опыта работы воспитателя старшей группы)...

Методическая разработка. Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)...