Методическая разработка. Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)
методическая разработка (старшая группа)

Найданова Екатерина Вячеславовна

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)

        Актуальной темой во все времена была тема здоровья человека.

        Важная роль в воспитании основ здорового образа жизни у дошкольника отводится дошкольному учреждению. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное образование должно быть пронизано заботой о физическом, психическом здоровье ребенка и его эмоциональном благополучии. Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мерам. Они должны пронизывать всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и различных видов деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.        «Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

        Здоровьесберегающие образовательные технологии являются наиболее значимыми из всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Их главной особенностью является использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Существует три вида здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1. организационно-педагогические технологии, определяющие структуру образовательного процесса, способствующие профилактике утомления, гиподинамии и других состояний дезадаптации;
  2. психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя с детьми (сюда также входит психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
  3. учебно-воспитательные технологии, которые включают программы, направленные на то, чтобы научить учащихся заботиться о своем здоровье и формировать культуру здоровья учащихся.

        Вот несколько вариантов здоровьесберегающих технологий, которые могут быть использованы учителями и воспитателями в их работе с детьми:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, ритмопластика, ритмика логотипа, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика для пальцев, гимнастика для глаз, дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения на расслабление в противовес напряжению);Технологии обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, самомассаж, точечный самомассаж);

Коррекционные технологии (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, технология цветового воздействия, психогимнастика, фонетическая гимнастика). Они способствуют физической и духовной реабилитации детей, максимальному развитию инициативы, самостоятельности, снимают физическое, психическое и интеллектуальное напряжение и стимулируют социальную активность.

        Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в конечном итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию к здоровому образу жизни, полноценному, неосложненному развитию.

        Здоровый образ жизни еще не занимает первого места в иерархии человеческих потребностей и ценностей в нашем обществе (хотя предпосылки для этой тенденции уже есть), но если мы с раннего возраста научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы продемонстрируем здоровый образ жизни личным примером, то мы можем надеяться, что будущее поколение будет здоровее и развито не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

        Первые шаги к здоровью, стремлению к здоровому образу жизни, самопознанию и формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. При воспитании детей необходима систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей.

        В последние годы все чаще поднимается вопрос о важности здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.        Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система образовательных, оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и развитие духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья детей.

Основными компонентами этой системы являются:

организация национального двигательного режима учащихся;

постоянный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная помощь в исправлении возникающих отклонений; организация рационального образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; создание благоприятного психоэмоционального климата в образовательном учреждении для комфортного пребывания детей.

        При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать основные принципы.

        Принципы здоровьесберегающих технологий  - основные идеи, на которых базируются здоровьесберегающие педагогические технологии:

-сохранения здоровья и увеличения его резервов;

-полезности;

-приоритета действенной заботы о здоровье субъектов педагогического процесса - детей и педагогов;

- целостного представления о здоровье;

- непрерывности и преемственности;

- комплексного использования технологий в педагогическом процессе.

        Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания.

Дыхательные упражнения направлены на решение следующих задач:

- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

- повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

- нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;

- развитие силы, плавности и продолжительности выдоха.

        Оборудование для развития дыхания является частью предметно-развивающей среды. При работе с детьми мы используем дыхательные упражнения с длительным, усиленным выдохом (вдох через нос, выдох через рот), а также используют в процессе учебной деятельности, в хорошо проветриваемом помещении через час после еды.

Скороговорки.

Музыкальные.

После глубокого вдоха поется любой слог, например, бе-бе-бе. Важно стараться петь на одном дыхании и вдыхать только тогда, когда воздух полностью исчерпан.

Речитатив.

Вам нужно сделать глубокий вдох и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен вспомнить, скольких Егор ему звонил.

Логоритмика. Это форма активной терапии, при которой преодоление речевых нарушений проходит через развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Развитие речи тесно связано с двигательной активностью ребенка. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает улучшение движений органов артикуляции: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

        Логоритмика влияет на общий тонус, моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных центров центральной нервной системы и активации коры головного мозга; развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, двигательную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (.Проводится в рамках образовательной деятельности.

Динамические паузы – использование физического воспитания во время учебных занятий способствует снижению утомляемости у детей, а также активизирует мышление и повышает умственную работоспособность.

        Выполняя упражнения, дошкольники учатся снимать мышечное напряжение, овладевают навыками управления двигательной и эмоциональной сферами, испытывают разнообразные мышечные ощущения (имитируя повторение движений и действий ведущего); учатся направлять и удерживать внимание на своих чувствах, различать и сравнивать их.

        Использование в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает эффективность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)"

Статья Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя подготовительной группы).

Борисова Светлана ЛеонидовнаВоспитательГБДОУ детский сад №9 комбинированного видаПушкинского района Санкт-Петербурга  Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольн...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)

Материал о сохранении и укреплении здоровья детей.О задачах и целях здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий. Об особенностях питания, режиме дня,прогулок для детей данного возраста...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками(из опыта работы воспитателя старшей группы)...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя старшей группы)

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...