Формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.

Процесс формирования здорового образа жизьни среди детей будет эффективным бедет при условии, если:

- учитывать возрастные особенности детей;

- создать условия для формирования здорового образа жизни;

- совершенствовать формы работы по формированию здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование навыков здорового образа жизни

у детей раннего возраста»

Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности.

В настоящие время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

В действующим Законе «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности». Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, ее духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

Одной из главных задач дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.

Ранний  возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.

Основная наша задача – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья детей раннего возраста..

Здоровьесберегающие технологии – условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований и методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса ( в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки, возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

Разные здоровьесберегающие технологии реализуются мною в зависимости от целей:

  • направленные на сохранение здоровья и использующиеся совместно с медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;
  • направленные на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, для глаз, бодрящая), закаливания, динамических пауз, релаксации, самомассажа;
  • знакомящие с культурой здоровья, формируя у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепления здоровья;

обучающие здоровому образу жизни через коммуникативные игры, физкультурные занятия.

Здоровьесбнрегающие технологии включают в себя пять основных технологий:

  • закаливание;
  • точечный массаж;
  • гимнастика (общеукрепляющая, бодрящая, пальчиковая, дыхательная, для глаз, корректирующая);
  • организация двигательного режима;
  • игры, которые лечат.

В моей группе детей раннего возраста отводится большая роль здоровьесберегающим технологиям, но более приоритетным направлением деятельности моей группы является физкультурно-оздоровительная и лечебно-профилактическая работа.

Организованная образовательная деятельность позволяет получать детям доступные их возрасту знания о человеке, формирует у малышей необходимые умения, совершенствует психологические процессы (восприятие, мышление, речь), а также побуждает ребенка к активной познавательной деятельности.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у малышей через разные виды деятельности позволяет воспитать у них такие качества как опрятность, аккуратность, соблюдение чистоты и порядка, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Так как правильная организация питания дает ребенку ответы на вопросы: «Что есть?, Как есть?, Когда есть?». Ритуалы приготовления к приему пищи, знания о пользе и вреде продуктов – все это формирует в детях культуру здорового образа жизни с малых лет.

Формирование всех этих навыков задача сложная, требующая систематичности, большого терпения, единство требований со стороны взрослых. Необходимо сделать этот процесс доступным, интересным, увлекательным. Для этого следует использовать следующие методические приемы:

  • пение колыбельных песен;
  • слушание музыки.

Эти приемы создают для ребенка чувство психологического комфорта и расслабления.

Хотелось бы обратить внимание на использование потешек  в работе воспитателя . Чтение потешек является своеобразным методом телесной терапии в раннем возрасте, помогающей налаживание отношений между взрослым и ребенком, развитие общей моторики и развитие мелкой моторики рук способствует закреплению полезных привычек.

Таким образом воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса способствует созданию условий для здорового образа жизни и укрепить здоровье ребенка.

В физическом развитии и оздоровлении детей особое место уделяется закаливающим процедурам. Закаливание способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Также подобные мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Закаливание будет эффективно, если оно обеспечивается в течении всего дня, это:

  • четкое соблюдение режимных моментов;
  • четкая организация теплового и воздушного режима;
  • рационально подобранная одежда для детей (зависит от сезона, местонахождения ребенка, т.е. в группе или в прохладной помещении);
  • соблюдение режимов прогулок при температуре 15 – 20 градусов;
  • сон в проветренном помещении;
  • хождение босиком на физкультурных занятиях при температуре пола 18 градусов;
  • босохождение по массажным дорожкам в группе;
  • воздушные ванны;
  • гигиенические процедуры;
  • обширное умывание (руки до локтя, воротниковая зона и лицо).

Уход за полостью рта и зубами – является основной составляющей профилактикой заболевания зубов. Обучение по уходу за зубами и полостью рта начинаем с 2 – 3 лет, показывая детям как нужно правильно полоскать рот кипяченой водой после еды.

Все закаливающие процедуры обязательно согласовываются с врачом.

Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в местах расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Особенно  хороший результат, когда сочетается с «общением» со своим телом в игровой ситуации и проговариванием ласковых слов (милый, дорогой, хороший и т.д.).

Для детей раннего возраста рекомендуется массаж (игровые упражнения):

  • массаж лица, шеи;
  • массаж живота, грудной области;
  • массаж головы, ушных раковин;
  • массаж рук, ног.

Гимнастика – это универсальное средство физического развития человека.

Общеукрепляющая гимнастика  - это организованное общение детей в процессе двигательной деятельности. Ребенок получает положительные эмоции от движений а коллективе сверстников, снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение.

Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма.

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений для развития речевых органов. Проведение артикуляционной гимнастики способствует рождению правильных звуков и усвоению слов сложной слоговой конструкции.

Дыхательная гимнастика – это система упражнений на развитие речевого дыхания. Дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшают дренажную функцию бронхов, укрепляют дыхательную мускулатуру, улучшают самочувствие ребенка.

Гимнастика для глаз – это специальный комплекс упражнений, позволяющий снять напряжение с глазных мышц, одновременно укрепляя их. Чисто блестящие глаза детей – признак хорошего здоровья,  а здоровье необходимо беречь, а глаза тем более, потому что до 80% информации из окружающего мира, ребенок получает через органы зрения.

Корректирующая гимнастика – это ходьба по корректирующей дорожке, для укрепления свода и связок стоп, что является хорошим средством профилактики и исправления плоскостопия.

Подвижные игры способствуют развитию двигательной активности детей, направленные на социализацию, формирование нравственности и познавательного развития.

Во время проведения подвижных игр решаются следующие задачи:

  • формировать необходимые навыки движения, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей;
  • развивать и обогащать двигательные умения детей, используя подвижные игры;
  • развивать у детей желание играть вместе со сверстниками и воспитателем в подвижные игры с простым содержанием;
  • укреплять  организм детей, создавать условия для радостных эмоциональных переживаний детей;
  • способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
  • создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей.

Игры, которые лечат – игры на развитие мелкой моторики детей.

Живопись с помощью пальцев – такой вид рисования благотворно влияет на психику ребенка так как, успокаивает и расслабляет.

Работа с глиной – оставляет приятное ощущение, помогает расслабится. Занятие с глиной позволяет снять стресс, помогает выражению чувств.

Игры на развитие мелкой моторики – имеют положительное значение для развития психики ребенка и установления психического комфорта.

Во время обеда дети постоянно получают чеснок. Благодаря входящим в чеснок биологическим активным веществам, убивающим и подавляющим рост и развитие бактерий, а так же чеснок является прекрасным средством профилактики ОРЗ и гриппа.

Таким образом комплекс мероприятий современных здоровьесберегающих технологий, который проводится у меня в группе, позволяет создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образ жизни и улучшить качество здоровья каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект занятия по физическому развитию и формированию устойчивых навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста»

Цель: Обеспечивать условия для комфортной двигательной активности детей. Создавать у детей положительно - эмоциональный  настрой, вызывать радость и удовлетворение от совместных игровых действий....

статья на тему: Организация моментов радости, связанными с культурно-гигиеническими навыками и навыками здорового образа жизни для детей раннего возраста.

В статье указан материал о организации моментов радости, связанными с культурно-гигиеническими навыками и навыками здорового образа жизни для детей раннего возраста....

Конспект занятия с детьми группы младшего дошкольного возраста Тема: «формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста,

Программное содержание:Цель: формировать у детей представление о здоровом образе жизни.Задачи:1.Обучающая:Расширять представление детей о здоровом образе жизни, закреплять представление о полезны...

ОД по формированию навыков здорового образа жизни с детьми раннего возраста " В гости к куклам"

Программное содержание:— формировать элементарные знания и навыки здорового образа жизни:потребность в чистоте и опрятности, соблюдении распорядка дня; необходимость выполнения физических упражн...