НОД "Центр здоровья"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Жмудь Светлана Анатольевна

логопедическое занятие с элементами экспериментальной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

 

https://disk.yandex.ru/d/g9kvEhRr4EL_zg

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_tsentr_zdorovya.docx215.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Интегрированное занятие познавательного цикла в старшей  группе с использованием нетрадиционных методов оздоровления» для детей 6-7 лет, 12 детей.

                        "Экскурсия в  Центр здоровья"

Цель: вызвать у детей желание заботится о своём здоровье.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье.

2. Формировать представления дошкольников о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, питания.

3. Познакомить детей с различными видами гимнастик:

-гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, массажа (массаж ушной раковины, самомассаж с предметами).

4. Развивать внимание, познавательный интерес, мыслительную активность, воображение детей.

5. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.

6. Воспитывать сострадание, взаимопомощь, взаимовыручку.

Виды детской деятельности: игровая, поисковая, коммуникативная

Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения, опыты).

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Применяемые технологии:

• Дыхательная гимнастика

• Физкультурная минутка

• Пальчиковая гимнастика

  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика для ушей
  • Артикуляционная гимнастика
  • Опытно-исследовательская

Средства обучения:

  • Демонстрационный материал (карточки с изображением органов чувств), плакаты
  • Баночки с продуктами, различными на вкус

Образовательные области:

Речевое развитие:

Познавательное

Социально-коммуникативное

Физическое

Художественно-эстетическое

Ход образовательной деятельности:

 Логопед (Стоит в центре зала и звенит колокольчиком) 
- Мой звоночек звенит, заливается.
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой  друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанное лимонным соком)
Физрук: (ловит шарик, удивляется)  Ух ты, письмо! Прочитаем от кого? Но конверт  совершенно чистый?!
-  Что это может быть? (Ответ детей, а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
А разве бывают такие письма?
Ответ детей – Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами  (лимоном или крахмалом)
 А как же узнать, кто нам его прислал?
Ответ детей - развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Логопед: есть у нас такая водичка.
Ответ детей - Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется текст  "Из Центра здоровья"

Логопед:  Откроем конверт и прочитаем, что там написано

 "Здравствуйте, дорогие ребята!

 Приглашаем вас посетить наш Центр и узнать о своем здоровье"

 (Звучит песня из м/ф «Волшебник изумрудного города»  «Идём дорогой трудной»)

Физрук: отправляемся в путь, но он не простой, надо пройти по ребристой дорожке, перепрыгнуть через "лужицы"

Логопед: Здравствуйте ребята. Я рада  приветствовать вас в нашем Центре здоровья. Вы побываете в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств. Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей.)

- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

- В лаборатории можно находиться в специальной одежде - белых халатах. Как вы думаете почему? (Предположения детей.). Давайте оденем халаты и пойдем в первую лабораторию

. Сейчас я загадаю загадку, а вы, отгадав ее,  поймете, какой орган чувств исследуют.

Загадка 1

На ночь два оконца,
Сами закрываются,
А с восходом солнца,
Сами открываются. (Глаза)

- Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)

Физрук: Ребята, я предлагаю  выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?

- Мы с вами поиграем.

Дети встают беспорядочно в группе.  Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей. Так зачем же человеку глаза?

Ребенок: Зачем нужны всем нам глаза?

Чтобы видеть все вокруг

 Это нам так важно друг.

Чтоб читать, чтоб писать

Чтоб картинку рисовать.

Чтобы видеть, куда идти

 И оглянуться что позади.

Но иногда глаза тоже болеют

Они тогда слезятся и краснеют.

Они просят помощи

Нагрузки поменьше, чтоб было им легче.

Логопед: Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения?

Ребенок: Глаз поранить очень просто – не играй с предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лежа книгу не читай;

На яркий свет смотреть нельзя –

Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану,

И смотри не все подряд,

А передачи для ребят.

Я хочу предостеречь:

Нужно всем глаза беречь!

Физрук: Наши дети заботятся о своем зрении, и делают специальную гимнастику для глаз (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, 

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Закрывают оба глаза.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

Открывают глаза,

взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву о.

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Глаза смотрят вправо- влево.

Глазами смотрят вверх, вниз.

Физрук: Чтобы  нам попасть в следующую лабораторию, надо преодолеть некоторые препятствия: пролезть в обруч, не задев его, проползти по узкой скамейке  

Логопед: Вы узнаете какую вы лабораторию попали, отгадав загадку:

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше: (ушки)

- Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.
(Тихо говорит.) Садитесь. (Дети выполняют)

- Почему вы сели? (Ответы детей.)

- Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их

Ребенок: Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или по реже?
Отвечает доктор: Еже!
Отвечает доктор гневно:
- Еже, еже, ежедневно!!!

Сейчас  проверим,  хороший ли у вас слух.

Проводится игра: "Узнай по голосу"

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

" К нам кукушка в огород залетела и поет,

 а ты Алеша (Саша, Маша и т. д.) не зевай,

 кто кукует, угадай?"

Логопед: Голоса своих друзей вы легко угадали, а сможете ли вы по звуку отгадать музыкальные инструменты?

Проводиться игра:

"Какой музыкальный инструмент звучит?"

Музыкальные инструменты находятся за ширмой. Педагог поочередно играет на инструментах. Дети на слух определяют, какой музыкальный инструмент прозвучал.

Физрук: Сейчас мы все вместе сделаем гимнастику для ушек:

Дети садятся на коврики, и физрук  вместе с детьми выполняют комплекс ушной гимнастики 

Взяли ушки за макушки     (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…                         (несильно потянуть вверх)

Пощипали…                                (несильные нажимы пальцами, с постепенным 

Вниз до мочек добежали.         продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:        (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…       (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём    (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём.        указательным пальцами) 

Логопед: Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку.

Загадка 3

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

- А для чего человеку нос? (Ответы детей.)

Ребенок: Папа задал мне вопрос: 
- Для чего нам нужен нос?
Я нашёл ответов разных - 
Не один, а десять сразу!
Нужен нос для красоты,
Чтоб чихать, когда простыл,
Чтоб дышать весной цветами,
Чтоб в плечо уткнуться маме.
Нос - чтоб ночью посопеть.
Нос - Илюшке утереть.
Нос - в дверях совсем несложно,
Прищемить неосторожно.
А ещё на нём очки,
Для него живут платки,
На носу сидят веснушки
И гостят по-свойски мушки.
Я ответил на вопрос,
И задрал от счастья нос.

Физрук: Сейчас я предлагаю проверить, у всех ли нос хорошо и свободно дышит? Для этого выполним дыхательные упражнения.

«Цветы».

Дети стоят по кругу. Физрук читает им стихи:

                  Каждый бутончик склониться бы рад

                  Направо, налево, вперёд и назад.

                  От ветра и зноя бутончики эти

                  Спрятались живо в цветочном букете

По команде педагога дети ритмично под чтение стиха поворачивают голову («бутончики») направо, налево, наклоняют её вперёд, отводят назад, чередуя вдох и выдох. При чтении последней строки стиха дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой: «бутончики» (головы) спрятались.

Упражнение повторить 6-8 раз.

Логопед:- Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.

Игра "Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон)   (ширма с отверстием для носа)

Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств - язык.

Физрук: Прежде чем пройти в следующую лабораторию, давайте немного отдохнем

Физкультминутка.

Есть в большом лесу избушка, стоит задом наперед.
(наклоны с поворотом вокруг себя).
В той избушке есть старушка, бабушка Яга живет.
(приседания с хлопками).
Нос крючком (руки вперед себя),
Глаза большие (круговые вращения кистями),
Словно искорки горят (сжимать и разжимать пальцы).
Уши старые, глухие, но подслушать все хотят.
(наклоны вправо – влево с выставлением ладоней возле ушей).
А под печкою кузнечики куют – куют – куют, 
Словно песенку веселую поют – поют – поют.
(удары кулачками по кругу перед собой).
Хлоп – туда, хлоп – сюда ( хлопки вправо – влево).
Нет особого труда (прыжки на месте, руки на поясе).

Логопед: Молодцы! Идем дальше. Что же изучают в этой лаборатории? Отгадайте загадку:

"Что за обедом всего нужнее?"  (рот)

  А что находится во рту? (язык, зубы)

Загадка:

Всегда он в работе, 
Когда мы говорим; 
А отдыхает, 
Когда мы молчим. ( Язык)

Да, в этой лаборатории изучают именно этот орган

 Логопед: Для чего человеку язык?  

Дети:  Определять продукты на вкус нам помогает язык

Логопед: Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).

. А сейчас давайте проверим, чувствительны ли наши язычки?

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.

Логопед: Язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

Давайте поучим его выполнять специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

"Лошадка" Поцокать языком.

"Подуть на кончик языка"

"Индюк" -бл-бл

   Логопед: Про что говорится в этой загадке?

Когда мы едим — они работают, 
Когда не едим — они отдыхают. 
Не будем их чистить — 
Они заболят. (зубы)

Логопед: Ребята, для чего нужны человеку зубы?

Дети: чтобы жевать, кусать… .и т. п.

 Что нужно делать для того, чтобы зубы не болели, были белыми, красивыми и крепкими?  

Ребенок: " Есть у людей зубы, ребята…"

Чистим зубки каждый день,
Чистить зубки нам не лень,
Чистим утром, перед сном,
Чистим зубки с волшебством,
В белом тюбике с зайчонком,
Волшебство одно сидит.
Всем мальчишкам и девчонкам
Чудо-зайчик говорит:
"Чистить зубки всем нам надо.
От пирожных, шоколада...
Чтоб здоровыми остались,
Не крошились, не ломались.
Чтоб белее снега были,
Не болели и не ныли.

Физрук: Предлагаю вам поиграть в игру "Полезно - вредно"

  • Раскусывать скорлупки орехов зубами вредно или полезно?
  • Дети – Вредно, потому что может потрескаться зубная эмаль.
  • – Чистим зубы утром и вечером – делаем правильно или неправильно?
  • Дети – Правильно, зубы нужно чистить 2 раза в день.
  • Съедаем сразу килограмм карамели. Полезно это или вредно?
  • Дети – Вредно, потому что много сладкого есть нельзя.
  •  Пить теплое молоко – полезно или вредно?
  • Дети – Полезно, зубки будут крепкими и белыми.
  •  Ни дня не можем прожить без пирожных. Полезно или вредно?
  • Дети – Вредно, потому что много сладкого есть нельзя: будут болеть зубы.
  • Любим есть сметану, рыбу, яйца. Это вредно или полезно для зубов?
  • Дети – Полезно, в этих продуктах есть витамин Д, очень нужный для зубов.
  • Жевать жевательную резинку полезно?
  • Дети – Вредно.
  • Нужно идти к стоматологу, если заболел зуб?
  • Дети – Да, потому что врач вылечит больной зубик.
  • После сладкого всегда полощем рот водой, если нет возможности почистить зубы. Дети – да

Логопед: Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Что это такое?

 Осязании - это то, что чувствует кожа. В коже есть множество чувствительных клеток.  Благодаря этому, когда ты гладишь кошку, даже с закрытыми глазами ощущаешь, что она тёплая, пушистая, что она шевелится. С помощью осязания мы почувствуем, что лёд — холодный и скользкий, вода — жидкая, а камень — твёрдый и шероховатый.

 На кончиках пальцев кожа очень чувствительная 

Физрук: Я предлагаю провести пальчиковую гимнастику:

"В гости"

В гости к пальчику большому
(Выставляем вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)
Безымянный и последний,
Сам мизинец – малышок,
Постучался на порог.
(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы)
Вместе пальчики - друзья,
(Кулаки стучат друг о дружку)
Друг без друга им нельзя.
(Ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках)

Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможем ли мы  узнать на ощупь эти фрукты и овощи?  (окошечко с прорезью для рук)

С этим вы справились легко,  а сможете ли вы узнать друг друга на ощупь с закрытыми глазами? Проводится игра  "Жмурки"

Логопед: Вот и закончилась наша экскурсия по Центру здоровья.

Физрук: А теперь мы улыбнемся,

               Крепко за руки возьмемся

               И друг другу на прощанье

               Мы подарим  пожелания!

IMG_2509.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....