Ранняя диагностика РДА
тест по коррекционной педагогике

Маргарита Николаевна Михалёва

Выступление на районном методическом объединении специалистов консультационного центра на тему: "Диагностика РДА (раннего детского аутизма)."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика РДА (раннего детского аутизма).

Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Эйгеном Блёйлером. Ауто - по-гречески сам. «Аутизм» - уход человека от внешней реальности в мир собственных фантазий (1911 г.). Ранний детский аутизм (РДА) в 1943 году был выделен как отдельный клинический синдром Лео Каннером. На сегодняшний день аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное нарушениями ЦНС ребенка. Установлено, что аутизм выражается в снижении контактов ребенка с взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир.

В 1988 году на основе своих многолетних трудов Лорна Уинг детально описывает "аутистический континуум" (Непрерывный ряд последовательных измерений данной характеристики, в результате которых происходит ее постепенное увеличение, уменьшение или превращение в свою противоположность), который позднее меняет название на "аутистический спектр" (1995) (Многоцветная полоса, получающаяся при прохождении светового луча через стеклянную призму или какую-либо другую преломляющую свет среду). В интервью Юдит Гулд, которая сотрудничала с Лорной Уинг, разъясняет причину переименования: "Сначала мы назвали это "аутистический континуум", но затем поняли, что слово "континуум" подразумевает непрерывное движение вдоль линии, а это не то, что отражает всю суть. Это не вопрос об изменении степени тяжести от очень тяжелой к легкой... Концепция больше похожа на спектр света - с размыванием".

Выводы о существовании спектра аутизма были поддержаны включением в 2013 году в "Руководство по диагностике и статистике психических расстройств" термина "расстройства аутистического спектра", который охватывает все состояния, связанные с аутизмом, отражая разнообразие среди людей с аутизмом.

РАС – это пожизненный комплекс расстройств развития, влияющий на социальные и коммуникационные способности человека. В результате чего человек обрабатывает поступающие стимулы иначе, чем другие люди, не страдающие от подобного поражения. Дети с расстройствами аутистического спектра все понимают, видят, слышат, переживают – просто воспринимает внешний мир со своей точки зрения. Это проявляется в области игры, общения, поведения. Воображение также имеет иные характеристики. Следовательно, речь идет о врожденном нарушении мозговой функции, затрагивающем сферу общения, социального взаимодействия, воображения, творчества. Экспертная литература утверждает, что РАС затрагивает 0,5-1,0% населения. Указано также, что заболеваемость выше у мальчиков, чем у девочек.

Что входит в аутистический спектр: классификация РАС.

 РАС имеет разные формы. Одни больные неспособны устно общаться, IQ других граничит с гениальностью. Поэтому бывает трудно распознать заболевание в первые годы жизни.

Классификация по МКБ-10.

Международная классификация болезней, 10-й пересмотр, 1992 г так классифицирует расстройство аутистического спектра:

  • 0 – детский аутизм;
  • 1 – атипичный аутизм;
  • 2 – синдром Ретта;
  • 3 – другое детское дезинтеграционное расстройство;
  • 4 – гиперактивное расстройство, связанное с умственной отсталостью, стереотипными движениями;
  • 5 – синдром Аспергера;
  • 8 – другие первазивные расстройства развития;
  • 9 – первазивное расстройство развития не специфицированное.

Детский аутизм. Проявляется в области социальных связей, поведения, общения, воображения, интересов, игр. Другие проблемы могут быть связаны с «другим» поведением, отличным от обычного поведения человека в повседневной жизни. Приблизительно 75% детей с детским аутизмом одновременно страдают от различной степени умственной отсталости.

Атипичный аутизм. Это расстройство не проявляется во всех областях жизни, как в случае детского аутизма. Но оно характеризуется рядом эмоциональных, поведенческих симптомов, схожих с проблемами «типичных» аутистов.

Синдром Аспергера. Это синдром с особенностями и симптоматикой, качественно отличающейся от других РАС. Интеллект и общение не затрагиваются, но трудности в социальном взаимодействии сохраняются.

Детское дезинтегративное расстройство. После периода нормального развития по неизвестной причине в детстве (2-4 года) происходит снижение навыков, приобретенных ранее.

Другие первазивные расстройства развития. Качество общения, взаимодействия, игр, воображения ухудшается, но не в степени, соответствующей атипичному аутизму.

Синдром Ретта. Синдром затрагивает физические, двигательные, умственные функции. Основные симптомы:

  • потеря когнитивных навыков;
  • нарушение координации движений;
  • потеря эффективных навыков верхних конечностей.

Расстройство (генетическое заболевание) диагностируется только у девочек.

Степени тяжести расстройств аутистического спектра.

 По степени социальной приспособляемости (т.е. по качеству социальной коммуникации, адекватности поведения, отношений) РАС делится на 3 типа:

  • низкофункциональные формы – в поведении человек замкнут, мало способен устанавливать отношения;
  • средне-функциональные формы – в поведении способность и интерес к установлению отношений снижены;
  • функциональные формы – в поведении сохраняются основные функции коммуникации; но возникают проблемы в понимании социальных стандартов, применении такта.

Причины нарушений.

Это генетически обусловленное расстройство. Нарушение структурных генов развития ЦНС – это причина функционально-морфологических нарушений развития мозга, особенно на уровне формирования ассоциативных нейронных цепей. Недостаточная функциональная взаимосвязь центров для обработки сенсорных, социальных, эмоциональных стимулов – это причина ослабления интегративной функции мозга, приводящего к преобладающему избирательному не контекстуальному восприятию, нарушению символизации.

Воздействия окружающей среды – вторичные, их важность скорее связана с поведенческими и эмоциональными расстройствами.

Особенности симптоматики и характеристика детей с РАС.

Симптомы РАС делятся на 3 группы.

Нарушение коммуникации. Речь идет о нарушении способности адекватно выражать себя в отдельных социальных ситуациях (напр., люди с аутистическим спектром могут выявлять привязанность посредством агрессивного поведения по отношению к человеку). Типична неспособность понимать других (проблемы с пониманием невербальных сигналов, подтекста, неявных значений соответствующих сообщений). Нарушена способность понимать эмоции других. Следовательно, можно говорить об определенном нарушении эмоционального интеллекта. В результате этих расстройств социальные символы становятся непостижимыми или менее понятными. Человек часто воспринимает их как неинтересные, угрожающие. Это может привести к определенному «втягиванию» в собственный внутренний мир, который в конечном итоге начинает играть более важную роль, чем внешняя реальность. РАС могут быть связаны с тенденциями к социальной изоляции.

Нарушение поведения. Поведение человека с РАС неадекватное. Нарушения в основном связаны с пониманием социальных стандартов, соблюдением, применением социального такта (напр., человек может сказать прохожим что-нибудь вроде «Ты воняешь!»). Типично несоответственное ситуации эмоциональное выражение (улыбка при событиях, ожидающих грусти). Нарушения наблюдаются также в области межличностных отношений, представленные сниженной способностью их навязывать, поддерживать. Другая крайность – неадекватный способ установления отношений. В результате подрывается социальная адаптация.

Стереотипное поведение. У детей с РАС часто имеются определенные типы стереотипного, ригидного поведения. Оно может принимать разные формы – от повторения простых слов до выполнения различных сложных «ритуалов» (например, перед отходом ко сну человек должен дважды помыться, надеть носки определенного типа). Такое поведение компульсивное, т.е. вызванное непреодолимым желанием сделать конкретное действие. Стереотипы и ригидность могут проявиться в области интересов, хобби (запоминание всех существующих соединений поездов – время прибытия, отправления). В поведенческих рамках может присутствовать агрессивность, не исключительна аутоагрессивность.

Связанные особенности, подтверждающие диагноз. 

Ответственность за определение диагноза несет ответственность детский психиатр. Диагностика – это не только механическое выполнение критериев МКБ-10, достижение необходимых баллов по стандартизированным диагностическим шкалам, но также комплексное медицинское, лабораторное обследование, исключение других заболеваний, расстройств. Диагностические критерии: качественное нарушение социального взаимодействия; ухудшение качества общения; ограниченный, повторяющийся стереотип поведения, интересов, деятельности; необоснованные эмоциональные реакции.

Прогноз. Для улучшения неблагоприятного прогноза РАС важен ранний и точный диагноз. При несвоевременном обнаружении проблемы, человек может жить на грани общества. РАС – группа сложных отклонений, нарушающих развитие общения в раннем детстве, препятствующих созданию нормальных межличностных отношений. Это препятствие, мешающее людям адаптироваться к среде, в которой они живут. Жизнь становится для них хаосом без правил, поэтому они создают правила, понимаемые только их логикой.

Тест на выявление аутизма, который я Вам хочу предложить называется М-CHAT – это модифицированный скриннинговый тест на аутизм для детей раннего возраста, применяется с 16 до 30 месяцев (1г3м – 2г6м). Он был разработан исследовательской группой в Испании.

Тест направлен на выявление детей, которые нуждаются во внимательной диагностики сложности в развитии, в том числе диагностике, направленной на выявление симптомов аутизма и РАС.

Он доказал свою эффективность более чем в 25 странах, был апробирован в ходе масштабных исследований и последний раз был модифицирован в 2009. М-CHAT занимает минимум времени, может быть применен в разных условиях и не требует специального обучения. М-CHAT является открытым тестом и распространяется бесплатно.

Я Вам предлагаю обработанный тест для наших КЦ, т.к. есть развернутый. С ним Вы можете ознакомиться самостоятельно. Я ее тоже предоставлю.

Модифицированный Скрининговый Тест на Аутизм для Детей

(пересмотренный, с дополнительным пошаговым интервью)

Modified Checklist for Autism in Toddlers, Revised, with Follow-Up

(M-CHAT-R/F)™

Diana L. Robins, Ph.D.

Deborah Fein, Ph.D.

Marianne Barton, Ph.D.

Благодарность: Мы выражаем признательность исследовательской группе M-CHAT в Испании по разработке формата диаграммы потока, используемого в данном документе.

Узнать больше можно тут: www.mchatscreen.com

Связаться с Дианой Робинс: mchatscreen2009@gmail.com

© 2009 Diana Robins, Deborah Fein, & Marianne Barton

Russian translation: Antonina Steinberg & Igor Shpitsberg

Тест M-CHAT для диагностики аутизма до 30 месяцев.

Часть А. Спросите у родителей:

  1. Любит ли Ваш ребенок, когда Вы качаете его на колене, держите в руках и раскачиваете, и др? [1]     Да…….     Нет……..
  2. Интересуется ли Ваш ребенок другими детьми?  Да…….  Нет……..
  3. Любит ли Ваш ребенок зализать вверх, подниматься по лестнице?

Да……    Нет……

  1. Любит ли Ваш ребенок играть в прятки или в «ку-ку»?   Да….. Нет……
  2. Может ли Ваш ребенок играть «понарошку», т.е. изображает ли, например, что наливает чай из игрушечного чайника, или что – нибудь подобное?   Да…….. Нет…….
  3. Может ли Ваш ребенок показывать пальцем, когда просит что – нибудь?  Да……. Нет …….
  4. Может ли Ваш ребенок показывать пальцем, когда видит что – то интересное?  Да…….. Нет………
  5. Может ли Ваш ребенок играть с небольшими игрушками (машинками, кубиками), используя их по назначению, а не только крутя их в руках, бросая или суя в рот?  Да….. Нет……
  6. Может ли Ваш ребенок приносить Вам (родителю) предметы, чтобы показать Вам что – то?   Да….. Нет……

 Часть В.   Ваши действия в КЦ:

  1. Во время визита смотрел ли ребенок Вам в глаза?   Да…  Нет…
  2. Обратите на себя внимание ребенка, потом покажите пальцем на интересный предмет в другом конце комнаты и скажите: «Посмотри, там (название игрушки)». Смотрите ребенку в лицо. Посмотрел ли ребенок на тот предмет, на который вы показали? [2]   Да…..    Нет…..
  3. Обратите на себя внимание ребенка, потом дайте ребенку игрушечный чайник и чашечку и попросите: «Налей мне чашку чая». Будет ли ребенок «понарошку» наливать вам чай?  [3]  Да….. Нет….
  4. Спросите ребенка: «Где лампа?» («Покажи мне лампу»). Будет ли ребенок показывать пальцем на лампу? [4]   Да….. Нет…..
  5. Может ли ребенок построить башню из кубиков? Если да, из скольки кубиков?  Да…………… Нет……..

Как подсчитать результаты.

В тесте 5 основных пунктов: А5 (спонтанные ролевые игры), А7 (показывание пальцем), В2 (следование взглядом к тому предмету, на который показывают), В3 (ролевые игры) и В4 (показывание пальцем).

Если ребенок не может пройти тест, т.е. тест дает ответы «нет» во всех этих пяти пунктах, для него существует большой риск оказаться аутистом.

Для ребенка, который не может пройти тест в пунктах А7 и В4, существует умеренный риск оказаться аутистом.

Что делать, если ребенок не прошел тест?

  • В таком случае тест проводят через месяц.
  • Если ребенок не проходит тест во второй раз, необходимо рекомендовать родителям (законным представителям)  консультацию специалиста  (психиатра).

Рекомендации во время проведения теста:

[1] Спросите, какие эмоции испытывает ребенок во время эти действий. Чтобы ответить «да» на этот вопрос ребенку должно нравится, он должен смеяться, т.е. испытывать положительные эмоции.

[2] Чтобы ответить «да» на этот вопрос, убедитесь, что ребенок не просто посмотрел на вашу руку, но на тот предмет, на который вы показываете.

[3] Если вы сможете увидеть любую другую игру с использованием элементов «понарошку», отвечайте «да» на этот вопрос.

[4] Если ребенок не знает слова «лампа», задайте этот вопрос про любой другой предмет, находящийся вне непосредственной досягаемости. Ребенок должен посмотреть Вам в лицо в тот момент, когда показывает на предмет – только тогда на этот вопрос можно отвечать «да».  

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностика РДА (ранний детский аутизм) МБДОУ № 17 «Журавушка» Учитель – дефектолог: Михалёва Маргарита Николаевна

Слайд 2

Швейцарский психиатр и психолог. Он предложил термин «Аутизм » - уход человека от внешней реальности в мир собственных фантазий (1911 г.) Эйген Блёйлер

Слайд 4

Английский врач-психиатр, одна из первых специалистов в области исследования расстройств раннего психологического развития. В 1995 году ввела понятие «аутистический спектр». Лорна Уинг

Слайд 5

РАС – это пожизненный комплекс расстройств развития, влияющий на социальные и коммуникационные способности человека. В результате чего человек обрабатывает поступающие стимулы иначе, чем другие люди, не страдающие от подобного поражения.

Слайд 6

0 – детский аутизм; 1 – атипичный аутизм; 2 – синдром Ретта ; 3 – другое детское дезинтеграционное расстройство; 4 – гиперактивное расстройство, связанное с умственной отсталостью, стереотипными движениями; 5 – синдром Аспергера ; 8 – другие первазивные расстройства развития; 9 – первазивное расстройство развития не специфицированное. Что входит в аутистический спектр: классификация РАС:

Слайд 7

По степени социальной приспособляемости (т.е. по качеству социальной коммуникации, адекватности поведения, отношений) РАС делится на 3 типа: низкофункциональные формы – в поведении человек замкнут, мало способен устанавливать отношения; средне-функциональные формы – в поведении способность и интерес к установлению отношений снижены; функциональные формы – в поведении сохраняются основные функции коммуникации; но возникают проблемы в понимании социальных стандартов, применении такта. Степени тяжести РАС .

Слайд 8

Это генетически обусловленное расстройство. Нарушение структурных генов развития ЦНС . Воздействия окружающей среды – вторичные, их важность скорее связана с поведенческими и эмоциональными расстройствами. Причины нарушения .

Слайд 9

Нарушение коммуникации; Нарушение поведения; Стереотипное поведение. Особенности симптоматики

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя диагностика детей с задержкой речевого развития.

Количественный рост детей с нарушениеми речи ,усложнение речевых диагнозов, снижение уровня социальной адаптации ставят необходимостью выявление и ранюю  диагностику отклонений в развитии ....

"Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии"

В данной статье поднимается проблема диагностики детей с нарушениями развития раннего возраста. Автор подчеркивает значимость и необходимость раннего выявления и коррекции отклонений в развитии и пред...

Ранняя диагностика и коррекция младших дошкольников с задержкой психического развития

из опыта работы педагога-дефектолога с младшими дошкольниками с задержкой психического развития...

Ранняя диагностика отклонений в развитии. Общие теоретические положения

Диагностика отклонений в развитии основывается на знания общих и специфических закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и детей с различными отклонениями в развитии....

Значение ИКТ в ранней диагностике речевых нарушений

Данный материал предназначен для работы с детьми, имеющими задержку речевого развития....

«Ранняя диагностика как первый этап в работе с детьми раннего возраста в доречевой период»

Проводимое исследование было направлено на проверку ГИПОТЕЗЫ: чем раньше диагностируется отставание в развитии, тем больше вероятность того что дальнейшая коррекционно- восстановительная работа даст п...