Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
консультация

Алешина Лилиана Ивановна

Сохранение и поддержание здоровья человека всегда было и останется приоритетным направлением государственной политики. Особую актуальность приобретает это направление в отношении сохранения и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aleshina_l.i.doc321.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

(МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)

Россия, 629807, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Ленина, д.64 тел.: (3496) 35-14-92,

e-mail: kolokolchik.1@yandex.ru

ИНН / КПП   8905024718 / 890501001   ОГРН  1028900706295   ОКПО  47198676

Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС

Подготовила:

воспитатель МБДОУ «Колокольчик» Алешина Л.И.

Ноябрьск 2021

Современные здоровьесберегающие технологии в  ДОУ.

Сохранение и поддержание здоровья человека всегда было и останется приоритетным направлением государственной политики. Особую актуальность приобретает это направление в отношении сохранения и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.  

Что же включает в себя понятие «здоровый образ жизни»?

Здоровый образ жизни как часть общечеловеческой культуры позволяет человеку, в том числе и ребенку, не только осуществлять здоровьесберегающую деятельность, но и осуществляться в этой деятельности самому.

Здоровый образ жизни, прежде всего, выражается в обретении личностью смысла, заключающегося в бережном отношении человека к человеку, своему здоровью и здоровью других людей, к человеческой жизни, здоровых отношениях с окружающим миром и удовлетворенностью этими отношениями, которые строит человек с рождения и на протяжении всей жизни.

Итак, здоровый образ жизни:

1. Помогает ребенку усвоить условия окружающей среды, способы и образцы социального поведения, ориентирует в ценностях группы, коллектива, общности, в которую попадает малыш. Такими ценностями для ребенка – дошкольника становятся жизнь человека, его здоровье и здоровое существование, свобода и полнота проявления его индивидуальности;

2. Дает возможность дошкольнику понять и принять особенности взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми через призму здорового существования;

3. Обеспечивает становление субъектной позиции ребенка в здоровьесберегающей деятельности;

4. Позволяет ребенку творить самого себя в здоровьесберегающей деятельности;

5. Гармонизирует процессы социализации и индивидуализации в развитии дошкольника.

Таким образом, здоровый образ жизни дошкольника формируется через осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека и здоровьесберегающую компетентность как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

Впервые о необходимости культуры здоровья и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал, что самое главное – это научить человека правильному безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Выдающийся педагог, Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье.… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать». Поэтому у дошкольников необходимо формировать навыки здорового образа жизни путем формирования элементарных знаний о своем организме и факторах, влияющих на него. Чем раньше ребенок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.

Каким образом мы приобщаем дошкольников к ЗОЖ, какие технологии для этого используем? (Ответы педагогов: Здоровьесберегающие).

Прежде чем мы начнем говорить о здоровьесберегающих технологиях, предлагаю вам определить понятие «технология». (Ответы педагогов: В технологию входят различные формы и методы, которые мы используем в своей работе. Технология-это некая совокупность приемов работы педагога).

Ваши ответы верны. Объединим их в определение, которое предлагает Деркунская В.А., канд.пед.наук:

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Что такое здоровьесберегающие технологии? (Ответы педагогов: Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья).

Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся (воспитанников) и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании? (Ответы педагогов: Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.

Верно. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в нашем дошкольном учреждении? (Ответы педагогов: закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе; выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня; педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе; педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей).

Вы верно перечисляете формы работы, которые проводятся в детском саду. Необходимо классифицировать их различные виды. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  •   медико-профилактические;
  •   физкультурно-оздоровительные;
  •   технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  •   здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  •   валеологического просвещения родителей;
  •   здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Назовите составляющие элементы медико-профилактической технологии. (Педагоги называют, ведущий высвечивает на экране элементы медико-профилактической технологии).

  • организация мониторинга здоровья дошкольников
  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

Какие составляющие элементы входят в физкультурно-оздоровительные технологии? (Педагоги называют, ведущий высвечивает на экране элементы физкультурно- оздоровительной технологии)

  • развитие физических качеств, двигательной активности
  • становление физической культуры дошкольников,
  • дыхательная гимнастика,
  • массаж и самомассаж,
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.

Для ребенка, как и для взрослого, необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении. В технологию обеспечения социально-психологического благополучия входят технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка. (Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии, получает квалифицированную помощь педагога-психолога, направленную на индивидуальное развитие).

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего, сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников в вопросах укрепления детского здоровья непременное условие реализации здоровьесберегающей технологии. В современных условиях образования взаимодействие в вопросах здоровья следует рассматривать как триединство субъектов «педагоги – дети – родители». Особого внимания заслуживают следующие тезисы:

§ Семья – основной институт воспитания здорового ребенка, детский сад – основной источник информации о средствах здоровья ребенка.

§ Основные направления взаимодействия должны органично вписываться в систему оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.

§ Подниматься к здоровью необходимо во взаимодействии: «взрослые и дети – к здоровью вместе».

С целью повышения компетентности родителей в вопросах ЗОЖ с ними проводится просветительская работа:

1. Индивидуальное консультирование родителей врачом и психологом, педагогами дошкольного образования.

2. Выпуск газеты по актуальным вопросам оздоровления ребенка,  в номерах которой предлагаются диагностические материалы и рекомендации. В настоящее время такая форма работы с семьей, как выпуск газеты,  становится очень эффективной, так как она отвечает возможностям и потребностям современной семьи. Родители не всегда могут посещать мероприятия, организованные для них детским садом, но полученную газету прочитают обязательно в удобное для них время.

3. Семинары – практикумы по обретению родителями профилактических умений и навыков в русле определенных проблем здоровья детей.

4. Тематические встречи по просьбам родителей с врачами – специалистами. Как показал опрос родителей, больше всего они заинтересованы во встречах с детскими стоматологами, аллергологами, диетологами, гинекологами, невропатологами и терапевтами, особенно в период эпидемий.

5. Семейный клуб здоровья, конкурсы и соревнования для детей и их родителей, семейные спартакиады и праздники здоровья.

Сегодня взаимодействие семьи и детского сада в вопросах здоровья ребенка часто характеризуется взаимными упреками: родители обвиняют в нездоровье ребенка детский сад, педагоги – родителей. Между тем в дошкольном учреждении проводится много всевозможных эффективных мероприятий.

В своей практике используем следующие здоровьсберегающие технологии:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы - во время НОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры - как часть непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно, для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения. В детском саду используются элементы спортивных игр.

Релаксация - в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая - с младшего возраста, индивидуально либо с подгруппой, ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин., в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, обязательно в проветренном помещении, инструкция детям об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика - ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

  • Технологии обучения здоровому образу жизни:

Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию – 2-3раза в неделю в спортивном зале (1 – на воздухе). Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст-15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Коммуникативные игры - 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье» - 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку непосредственно образовательной деятельности в качестве познавательного развития.

Точечный самомассаж, в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды, в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

  • Коррекционные технологии.

Технологии музыкального воздействия - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия - 2-4 мероприятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Используют для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом - как специальное мероприятие 2-4 раза в месяц, в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формирует  у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Знакомы ли вам элементы следующих здоровьесберегающих технологий:

- режим смены динамических поз (по Базарному),

- схемы зрительных траекторий (по Базарному),

- метка на стекле (по Аветисову),

- зрительно-пространственная активность детей (по Базарному).

  • элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”). Отличительной особенностью этой технологии состоит в следующем: Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.

  • Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу-вверх, сверху-вниз.

Рисунок 1

 

  • Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.

Ребенку предлагают рассмотреть круг, наклеенный на стекле, ответить, сколько на рисунке веточек, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за окном и рассказать, что он там видит.

 

  • Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и др.

КРОССВОРД

Команда 1

По вертикали:

1. Важнейшими компонентами пищи являются: жиры, белки………

2.Механическое воздействие специальными приемами на кожу с определенной силой и в определенной последовательности.

3. Форма организации деятельности дошкольников на свежем воздухе.

По горизонтали:

1. А, В, В6, В12, С, Д, Е – это…..

2. Один из режимных моментов.

3. Изо дня в день повторяющийся и предсказуемый ритуал.

4. Один из основных факторов закаливания.

Команда 2

По вертикали:

1. Полное физическое, психологическое  и социальное благополучие человека.

2. Один из основных факторов закаливания.

3. Форма образовательной деятельности дошкольника.

4. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

По горизонтали:

1. Комплекс упражнений, способствующих предупреждению утомляемости.

2. Важнейшими компонентами пищи являются: белки, углеводы и ……

3. Вид детской игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

«Наше здоровье» с использованием современной здоровьесберегающей технологии «Самомассаж» (технология Су-Джок)

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо области: «Познавательное развитие»для детей старшей группы (5-6 лет)Тема: «Наше здоровье»с использованием современной здоров...

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...