Формирование правильного дыхания, как один из Здоровьесберегающих компонентов организации УВП в ДОУ
статья

Иванова Наталья Владимировна

Формирование правильного дыхания, как один из Здоровьесберегающих компонентов организации УВП в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie_nsportal.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правильного дыхания, как один из Здоровьесберегающих компонентов организации УВП в ДОУ

Санкт-Петербург

2018

Введение

       Органы дыхания отвечают за 4 функции/возможности человека: дыхание, речь крик и пение
       Гимнастика является единственной в своем роде по технике выполнения и дает действительно потрясающие результаты.
      Вдох — при всех упражнениях короткий, резкий, шумный вдох носом (3 вдоха в течение 2х секунд), который совершается на пике движений (упражнений), сжимающих грудную клетку.

       Выдох — выдыхать нужно произвольно, через рот. Выдох является пассивным, а точнее, на нем вообще нельзя концентрироваться: считается, что организм сам выбросит лишний воздух.
Во время занятий в работу включаются все части тела, что вызывает общую, выраженную физиологическую реакцию организма и, соответственно, повышенную потребность в кислороде.

       Во время занятий в работу включаются все части тела, что вызывает общую, выраженную физиологическую реакцию организма и, соответственно, повышенную потребность в кислороде. Самая главная особенность упражнений – это использование форсированного вдоха с вовлечением диафрагмы. Во время тренировки обязательна концентрация именно на вдохах

  1. Все упражнения выполняются параллельно с дыханием.
  2. Вдох «отправляет» вдыхаемый воздух в самые глубокие отделы бронхов, благодаря чему легкие наполняются воздухом полностью
  3. Параллельно кислородом насыщается и кора головного мозга, что приводит к улучшению работы всех центров, регулирующих функции организма.
  4. Реализуется процесс саморегуляции обменных процессов.

     Главное условие для дыхательной гимнастики – доступ свежего воздуха: свежий воздух на улице; балкон; хорошо проветриваемое помещение.

     Для ребёнка - это особенно необходимо: здоровье речевого аппарата, правильная речь, глубокий вдох и плавный выдох нужны любому дошкольнику, да и взрослому тоже. Дифференцированное дыхание, речевой вдох,физиологическое, речевое дыхание,  фонационный выдох.

Выработка внешнего дыхания

"БЕГЕМОТИК".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

 Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

                     То животик опускается (выдох).

 Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

                     Сели бегемотики, потрогали животики.

                      То животик поднимается(вдох), 

                      То животик опускается (выдох).

"КАЧЕЛИ".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

 Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

 Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

                       Качели вверх (вдох),

                       Качели вниз (выдох),

                       Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.

"НЫРЯЛЬЩИКИ ЗА ЖЕМЧУГОМ".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

"ДЫХАНИЕ".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

 Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.

Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише - громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

 (Вдохи всем телом после каждой строчки).

"ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 Оборудование: "мячи" из ваты, кубики.

 Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.

"ЛИСТОПАД".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

 Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони.

"СНЕГОПАД".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 Оборудование: "снежки" из ваты.

 Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.

"КОРАБЛИК".

 Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

 Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

"ЛЕТИ, ПЕРЫШКО!".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

 Оборудование: перышки небольшого размера.

 Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

Упражнения для развития речевого дыхания

"ЛЕСНАЯ АЗБУКА".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

 К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

 "У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать(топать ногами).

 "А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу(хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

 "Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

"ДУЕТ ВЕТЕРОК".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.

 Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

Золотое солнышко по небу катается

С утра улыбается,

А улыбки-лучи очень горячи(дети раскрывают пальцы на правой  руке, изображая "солнышко" и встают в круг).

Что было дальше?

Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").

Вдруг подул ветерок,

А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).

"КОМАР".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

 Оборудование: предметная картинка "комар".

 (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з").

 Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з - комар летит,

 З-з-з - комар звенит.

"ЖУКИ".

 Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

 Оборудование: предметная картинка "жук".

 (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").

 Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

"РЫЧАЛКА".

 Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

 (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р").

 Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

"ДРАЗНИЛКА" ИЛИ "ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ".

 Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

 Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

"МЫЧАЛКА".

 Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

 Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

 Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

ЭХО".

 Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.

 Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо.

 Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: "А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".

"ВЕСЕЛЫЕ ДВИЖЕНИЯ".

 Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.

Я люблю играть в футбол,

Забивать в ворота гол.(Имитация удара ногой по мячу).

Я играю в баскетбол,(Имитация броска мяча в кольцо).

И, конечно, в волейбол.(Имитация паса в волейбол).

 Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.

"ПОЕЗД".

 Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.

 Оборудование: схемы слов - "вагончики", предметные картинки из серий: "Игрушки", "Овощи" и др.

        

 Показывается предметная картинка и педагог проговаривает фразу типа: "Это яблоко" и выставляет два вагончика.

 Детям предлагается дополнить фразу одним новым словом - добавить к поезду "вагончик".

 Например, ребенок может сказать: "Это большое яблоко". Следующий ребенок скажет: "Это большое красное яблоко".

На каждое добавленное слово присоединяется "вагончик".

Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох.

Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы - с паузой через 3-4 слова.

Список используемой литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение в формировании правильного дыхания у дошкольников на логопедических занятиях

В последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят ...

Методическая разработка для педагогов. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В работе представлены этапы формирования речевого дыхания с использованием методов БОС-дыхания. Разработны игры и игровые упражнения для постановки речевого дыхания у дошкольников....

Обобщающее занятие по формированию правильного дыхания – основы красивой речи

Занятие по формированию диафрагмально-релаксационного типа дыхания с использованием игр и применения тренажеров БОС-Дыхание по методу А.А.Сметанкина...

мастер-класс по теме "Формирование правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности"

Публикация включает себя ход мастер-класса и рекомендуемые подвижные игры, которые могут использоваться инструкторами по физкультуре, воспитателями и родителями. Данный мастер-класс был пред...

Открытый просмотр: «Формирование правильного дыхания у детей дошкольного возраста»

Говоря о роли движений, следует затронуть вопросы о дыхании детей. При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их сн...

Мастер-класс для родителей «Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии».

Мастер-класс для родителей«Формирование правильного дыхания посредством игровых упражнений. Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии»....