Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
статья

Сапелкина Екатерина Игоревна

Дошкольный  возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование культуры здорового образа жизни

у детей дошкольного возраста

Если спросить у ребенка дошкольного возраста: «Что такое здоровье?» Он ответит: «Это когда не болеешь!» Следующий вопрос: «А что необходимо делать, чтобы быть здоровым?» может вызвать долгую паузу… Здесь ответы детей будут разные. Но насколько они будут правильные и полные, это зависит от взрослых, которые его окружают.

Здоровье человека в понимании ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения)

- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, СанПиН.

 Так, в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования  в содержании образовательной области «Физическое развитие» обращается внимание на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Опираясь на данные Всемирной организации здравоохранения, можно выделить четыре группы факторов, влияющих на состояние здоровья человека:

·        наследственность - 15 %;

·        экологически благоприятная среда - 20 % (со временем вклад этого фактора будет увеличиваться);

·        медицинское обеспечение - 10 % (со временем вклад этого фактора будет уменьшаться);

·        образ жизни человека - 55 %.

Образ жизни включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

   Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.

   Дошкольный  возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Основные компоненты здорового образа жизни

1.Рациональный режим. 

2.Правильное питание. 

3.Рациональная двигательная активность.

4.Закаливание организма.  

5.Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

6.Соблюдение правил личной гигиены

Образ жизни формируется обществом или группой,  в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ - задача не медицинская, а прежде всего воспитательная.

Помимо нормативной базы в нашей работе мы опираемся на Программу развития Пушкинского района СПб. Подпроект «Здоровье с детства» полностью раскрывает работу ДОУ в этом направлении.

Реализация обеспечивается:

- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;

- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;

- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

На основании этого можно рассматривать МОДЕЛЬ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Формирование здорового образа жизни актуально с самого начала развития ребёнка. Созданная модель приобщения дошкольников к здоровому образу жизни является основополагающей при осуществлении образовательного процесса.

Цель – воспитание здорового ребёнка совместными усилиями ДОУ и семьи; воспитание созидательного отношения к своему здоровью.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • воспитание потребности в здоровье;
  • формирование целостного понимания здорового образа жизни;
  • создание правильных представлений о здоровом образе жизни;
  • обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.

 Блок 1. Воспитание навыков культуры поведения, положительных взаимоотношений и гигиенических навыков:

  • гигиена тела и одежды;
  • культура питания в детском саду и дома;
  • половое воспитание;
  • воспитание гуманных качеств и положительных взаимоотношений;
  • воспитание способности справедливо оценивать поступки свои и сверстников.

Блок 2. Физическая культура и спорт:

  • физкультурные досуги и развлечения;
  • праздники и дни здоровья;
  • занятия разных форм;
  • участие в соревнованиях, знакомство с видами спорта.

Блок 3. Лечебно-профилактические мероприятия 

Блок 4. Оздоровительные мероприятия:

  • комплексное закаливание (солнечные ванны, воздушные процедуры);
  • контроль часто болеющих детей;
  • проветривание – сквозное, сон с открытой форточкой (на свежем воздухе).

Блок 5.  Воспитательно - образовательная  работа (согласно плану).

Блок 6. Использование здоровьесберегающих технологий

 Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп 

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры 

Все педагоги

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы 

Воспитатели, руководитель физического воспитания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младш.возраст- 15-20 мин.,средн. возраст - 20-25 мин, старш. возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Воспитатели, руководитель физического воспитания

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) занятия

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом 

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели, психолог

Коммуникатив-ные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели, психолог

Самомассаж

 

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы 

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, медсестра, руководитель физического воспитания

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста 

Проводится строго по специальной методике.Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Воспитатели, медсестра, руководитель физического воспитания

Биологическая обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста

Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников

Специально  обученный педагог

3. Коррекционные технологии

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Воспитатели, психолог

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели, психолог

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Воспитатели, психолог

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Воспитатели, психолог

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Воспитатели, психолог

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурн. или музыкальном залах. Мл.возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений

Воспитатели, руководитель физического воспитания, логопед

Блок 7. Работа с родителями:

   Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители.   И наша работа должна быть направлена на то, чтобы доказать что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

  • физкультурные досуги;
  • родительские собрания, беседы;
  • информация о физическом развитии ребенка;
  • творческие совместные работы родителей и детей группы;
  • информационное просвещение родителей через родительские уголки, информационные стенды, папки-передвижки, памятки, картотеки, публикации в журналах и на сайте.

 Проанализировав содержание каждого из представленных блоков, можно прийти к выводу, что задачи данного направления решается ежедневно и комплексно, необходимо лишь правильно расставлять акценты.

1.Формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья.

2.Воспитывать навыки здорового поведения.

3.Любить двигаться. 

4.Есть побольше овощей и фруктов.

5.Мыть руки после каждого загрязнения.

6.Быть доброжелательным.

7.Больше бывать на свежем воздухе.

8.Соблюдать режим.

9.Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения.

10.Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких.

11.Вырабатывать навыки правильной осанки.

12.Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом.

13.Развивать художественный интерес.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у него навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Здоровые дети  - в здоровой семье.

Здоровые семьи – в здоровой стране.

Здоровые страны – Планета здорова!

Здоровье! Какое прекрасное слово!

Так пусть на здоровой планете

Растут здоровые дети!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Презентация для педагогов детский садов о воспитании у детей здорового образа жизни....

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Я хочу здоровым быть!»

Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, пос...

Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Презентация для педагогов детский садов о воспитании у детей здорового образа жизни....

Профессиональный проект по здоровьесбережению «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на основе интеграции содержания парциальных программ в образовательном процессе ДОУ»

ldquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить:забота о здоровье – это важнейший трудвоспитателя. От жизнерадостности,бодрости детей зависит их духовнаяжизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочн...

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник»

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранени...

Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Здоровый образ жизни для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших ус...