Тетрадь по самообразованию 2021
методическая разработка (средняя группа)

Сытник Виктория Игоревна

Самообразование 2021

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetrad2021_po_samoobrazovaniyu.docx43.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Муниципальное дошкольное образовательное

                                        детский сад №43 комбинированного вида

                                         «Колокольчик»         

  Рабочая тетрадь по самообразованию  

На тему: «Формирование певческих умений дошкольников,

              посредствам здоровьесберегающей технологии»

                 

                                        

                                                                                                    Выполнила:

                                                                               Музыкальный руководитель

                                                                                Сытник Виктория Игоревна

                                            г. о. Электрогорск

                                                       2021

   ЦЕЛЬ:

- Развивать певческие умения детей дошкольного возраста через активную музыкально-творческую деятельность;

- сформировать у детей устойчивый интерес к обучению пению и коллективному исполнительству;

- приобщать дошкольников к образцам вокально-песенного искусства.  

ЗАДАЧИ:

- Изучение психолого-педагогической и методической литературы, игровых, авторских методик по развитию певческих навыков на музыкальных занятиях детей дошкольного возраста;

-учитывать особенности строения голосового аппарата дошкольников и его развития. Бережно относиться к нему. Осуществлять подбор песенного репертуара строго в диапазоне  возраста детей;

- использовать приёмы здоровьесбережения в развитии навыка правильного дыхания, дикции, артикуляции и звукообразования;

- создание дидактического материала и пособий для развития певческих умений детей дошкольного возраста

- повысить компетентность педагогов в вопросах развития певческих умений дошкольников;

-познакомить родителей с приемами развития певческих навыков на музыкальных занятиях и в семье, а также об охране детского голоса;

- использовать в работе игровые методы и приемы, логоритмические приемы, наглядный материал, разнообразный песенный материал, ИКТ.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Хоровое пение играет важную роль в развитии ребенка. Пение самый доступный вид детского исполнительства. Дальнейшее развитие певческих навыков способствует общему развитию музыкальности ребенка. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, развивает тембр, способствует формированию правильной осанки, а также благоприятно действует на системы нервную, дыхательную, кровеносную. Помогает устранению дефектов речи.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребенка петь хорошо, четко, понятно, с любовью и настроением. Как писал К.Д. Ушинский «Запоют дети-запоёт народ». А будут любить пение наши дети или нет, зависит от нас педагогов Развивая певческие навыки на протяжении всего дошкольного детства у детей развивается навык:

- Певческого дыхания;

- дикции и артикуляции;

- звукообразования;

- правильного интонирования;

- развился диапазон;

- певческая установка;

- музыкальный, ладовый слух;

- ритмический и динамический слух.  

- эмоционального отклика на пение  

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Используя приемы здоровьесбережения в практике работы с дошкольниками на музыкальных занятиях. У детей 3-5лет сфомируется умение:

- чисто интонировать;

- правильно образовывать звуки;

- активизируется мелкая моторика;

- активизируется подвижность;

- сформируется правильная дикция и артикуляция;

- разовьется координация движений;

- расширится певческий диапазон.

Данная тема самообразования «Формирование певческих умений у дошкольников, посредствам здоровьесберегающей технологии» актуальна в воспитании детей дошкольного возраста. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении формируется комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Дети получают сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Пение наиболее близко детям. Влияние пения на физическое здоровье детей очевидно, оно способствует развитию и укреплению лёгких, развивает координацию голоса и слуха, улучшает речь детей, влияет на кровообращение и дыхание, поэтому развитие певческих умений дошкольников является важной педагогической задачей.

        Продолжая работу над этой темой, находя всё новые современные методы, приёмы, упражнения, формы работы, изучая новые методики и труды – мы формируем и развиваем певческие умения и навыки на протяжении всего дошкольного детства.  

        -Подбор яркого красочного репертуара и фонограмм – дает эмоциональный всплеск и отклик на пение. Активизирует интерес к хоровому пению.

        - Систематичность и последовательность работы на музыкальных занятиях по развитию певческих умений ведет к развитию музыкального слуха, развитию вокально-хоровых навыков, осмысленному пению, повышает певческую культуру и интерес пению.

        - Выбор методов, приёмов, упражнений, разработка конспектов музыкальных занятий и развлечений, изучение литературы по теме, совместная работа с воспитателями и узкими специалистами – ведет к формированию музыкальной культуры, обогащению музыкально-слуховых представлений, развитию певческого «аппарата» дошкольников.

        - Используя различные формы работы у детей дошкольного возраста возрастает эмоциональный отклик от пения, дети осваивают другие виды музыкальной деятельности в сочетании с пением, повышается интерес пению, уровень развития познавательной, речевой и творческой активности.                 

             Подбор и изучение методической  литературы      

  1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ» Волгоград : Учитель, 2011.
  2. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» М.: Просвещение, 1985.
  3. Емельянов В.В. «Развитие голоса» СПб, 1997.
  4. Кацер О.В. «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра»; С-П – 2005.
  5. Огороднов Д.Е. «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания» М.: Просвещение 1987.
  6. Орлова Т.М. статья «Учим детей петь»// «Музыкальный руководитель» №5,6 – 2004, №2 – 2005.
  7. Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» Изд.: Метафора, 2007.
  8. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1 – 2005.
  9. Тютюнникова Т.Э. статья «Что бы научить петь надо петь» // «Музыкальная палитра», №5, 2004.  
  10. Джержинская Л.И. «Музыкальное воспитание младших дошкольников» М.: Просвещение 1985.  
  11. Петрова В.А. «Музыкальные занятия с малышами» М.: Просвещение 1993.

Участие в мероприятиях посвященных теме «Формирование певческих умений, посредствам здоровьесберегающей технологии»  

Номер

Название мероприятия

Тема

Уровень

1.

Педагогические чтения

«Методические рекомендации по реализации по реализации здоровьесберегающей технологии в ДОО»

Муниципальный

2.

ГМО музыкальных руководителей и инструкторов по физическому воспитанию

Музыкально-логоритмическое занятие, с использованием зоровьесберегательной технологии «Песенки на лесенке»

Муниципальный

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ, ПОСРЕДСТВАМ ЗДОРОВЬЕСЬЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ». ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ.  

Месяцы

Название мероприятия

Описание деятельности

 Возрастная группа

Сентябрь

Музыкальное логоритмическое занятие

1. «В гости к Лесовичку» младшая группа

2. «Веселый зонтик» средняя группа

Пальчиковые игры, валеологические песенки, словесные игры, подвижные игры, коммуникативные танцы, дыхательное упражнение

Младшая, средняя

Октябрь

Музыкальное логоритмическое занятие                          1. «Путешествие осенних листиков» средняя группа

2. «В гости к ежику» младшая группа

Хороводные игры с пением, коммуникативные танцы и игры, дыхательные и артикуляционные упражнения, песни, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, подвижные игры

Младшая, средняя

Ноябрь

Праздник Осени

1.В гости к Осени» младшая группа  

2. «На полянке лесной» средняя группа

Приемы логоритмики:

Коммуникативные игры, песня с движением, подвижные игры.

Младшая, средняя

Декабрь

Праздник Новый Год

1.Колокольчики для елочки» младшая группа

2. «Игрушки с Новогодней елки» средняя группа

Коммуникативные танцы и игры, песни, подвижные игры с пением, дыхательное упражнение.

Младшая, средняя

Январь

Музыкальное логоритмическое занятие

1.Наш веселый Снеговик» младшая группа

2. «Колокольчик ледяной» средняя группа

Танцы, подвижные игры, зрительная гимнастика, психогимнастика, речевые игры, коммуникативные игры, хороводные игры

Младшая, средняя

Февраль

Музыкальное занятие с элементами логоритмики

1.В гостях у игрушек» младшая группа

2. «Приди Весна Красная»…

Хороводные игры с пением, зрительная гимнастика, дыхательные и артикуляционные упражнения, валеологические песенки.

Младшая, средняя

Март

Музыкальное логоритмическое занятие

1.Песени на лесенке» средняя группа

2. «Кошки-мышки» младшая группа

Валеологические распевки, дыхательное и артикуляционное упражнения, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, речевые игры,

Младшая, средняя

Апрель

Музыкальное занятие          1.Птички прилетели» средняя группа                 2. «На весенней на полянке» младшая группа

Хороводные игры с пением, коммуникативные и танцы и игры,  пальчиковые игры, подвижные игры, психогимнастика, речевые игры

Младшая, средняя

Май

Диагностическое занятие с элементами логоритмики                     1.Кисонька-мурысонька» младшая группа                               2. «Свети солнышко» средняя группа

Валеологические песенки, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижные игры.

Младшая, средняя

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ  

ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Время работы с материалом

Название. Авторы

Источник

Результат

2020-2021 учебный год

Сайт: «Педагогическа копилка педагога» Формирование певческих навыков с использованием здоровьесберегающих технологий». Автор Юшкова О. А.

Интернет- ресурс

Музыкальные занятия, праздники. ДОУ.

2020-2021 учебный год

Арсенина О.Н.  «Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ»

Изд. Учитель, Волгоград. 2011

Доклад на тему: «Методические рекомендации по реализации здоровьесберегающей технологии в ДОО. Формирование певческих умений у дошкольников, посредствам логоритмики»

Педагогические чтения. Муниципальный уровень.

2020-2021 учебный год

Картушина М.Ю.

«Логоритмические занятия с детьми 3-4 и 4-5 лет в детском саду»

Изд. Санкт-Петербург. 2008.

Музыкальное занятие с использованием логоритмических приемов». ГМО музыкальных руководителей и инструкторов по ФИЗО

УЧАСТИЕ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПОСВЯЩЕННЫХ ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Дата и место проведения

Тип мероприятия

Тема

Отчет

Март 2021 год     МДОУ № 39 «Светлячок»

Муниципальный уровень

«Формирование певческих умений, посредствам здоровьесберегающей технологии»

Февраль 2021 год

Методический центр

Муниципальный уровень

 «Методические рекомендации по реализации здоровьесберегающей технологии в ДОО» «Формирование певческих умений, посредствам здоровьесберегающей технологии»

ФОРМИРОВАНИЕОПЫТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

                Практическая и теоретическая реализация по теме самообразования

       Месяцы

Программные задачи

       Формы работы

Деятельность

Сентябрь

1.Диагностика

2.Формирование правильной певческой установки.

1.Музыкальные групповые и индивидуальные занятия

1.Изучение методик и психолого-педагогической литературы по теме

2.Изготовление дидактических материалов, карточек и атрибутов (куб –«Отгадай песню»? карточек – «Положение рта при пении гласных»)

Октябрь

1.Развитие певческих умений.

2.Активизация интереса к хоровому исполнительству.

1.Праздник золотой осени

2.Музыкальные занятия. Логоритмическое занятие «Путешествие осенних листиков».

3.Слушание и просмотр видео-роликов хоров, драматизаций.

1.Изготовление музыкально-дидактической игры.

2.Подбор репертуара и музыкального сопровождения к играм.

3.Подбор наглядного материала по

Ноябрь

1.Фомирование правильного дыхания..

2.Активизация артикуляционного аппарата.

3.Развитие артикуляции и дикции.

3.Развитие музыкальности и эмоционального отклика на пение.

1.Музыкальные занятия (групповые, подгрупповые и индивидуальные).

2.Беседа и просмотр иллюстраций по теме.

3.Открытое занятие

1.Подбор скороговорок, речевок, попевок, упражнений.упражнеий по развитию дыхания.

2.Подбор наглядного материала.

3.Подбор логоритмических упражнений.

4. Составление конспекта занятий и перспективного плана.

Декабрь

1. Развитие музыкального слуха, тембрового, динамического.

2.Формирования умения точного интонирования.

1.Праздник Новогодней елки».

2.Музыкальные занятия (индивидуальные, групповые, подгрупповые».

1.Подбор репертуара и фонограмм.

2.Выбор литературы и упражнений по теме.

3.Изготовление атрибутов.

Январь

1.Развитие речевого дыхания.

2.Активизация моторики

3.Развитие чувства ритма

1.Беседа о пользе пения и охране певческого голоса.

2.Музыкальные занятия (групповые, подгрупповые, индивидуальные).

3.Просмотр иллюстраций и видео – роликов.

1.Подбор иллюстраций и видео – роликов, упражнений и репертуара.

2.Изготовление ритмических карточек-схем.  

Февраль

1.Активизация подвижности дошкольников

2. Формирование навыка движения в соответствии с текстом

1.Развлечение «Широкая масленица»

2.Разработка логоритмических музыкальных занятий.

3.Музыкальные занятия (групповые, индивидуальные).

1.Подбор упражнений в соответствии с уровнем развития речи

2.Подбор наглядного материала и атрибутов к играм и упражнениям

Март

1.Расширение певческого диапазона 2.Расширение музыкального словаря

3.Формирование правильного образования звука

1.Праздник «Мамин день»

2.Музыкальные занятия. Логоритмическое занятие «Песенки на лесенке»

1.Подбор упражнений, песен и распеваний  

2.Подбор фонограмм для восприятия музыки

3.Демонстрационный материал положение гласных звуков

Апрель

1.Активизировать речевой аппарат дошкольников

2.Развивать двигательную активность дошкольников

3.Формировать умение детей 3-5 лет выполнять движения и подпевать в соответствии с текстом

1.Логоритмическое музыкальное занятие в младшей группе «Кошки-мышки»

2.Музыкальные занятия (индивидуальная, подгрупповая и групповая работа)

1.Разработка конспекта логоритмического занятия для детей 2-ой младшей группе

2.Подбор игр и атрибутов к играм

3.Объяснеие детям правил игры

Май

1.Диагностика формирования певческих умений у дошкольников

1.Музыкальное занятие (групповое и подгрупповое)

1.Подбор игр, песен, дидактического наглядного материала для диагностики сформированности умений

    АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ. ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ

Использовав приемы здоровьесбережения в музыкальной деятельности дошкольников у детей 3-5 лет сформировались:

- дыхание;

- звукообразование;

- дикция и артикуляция;

- интонация;

- ладовое и ритмическое чувство;  

- развилась моторика;

- развилась координация движений;

- расширился певческий диапазон.

По диаграмме мы можем проследить положительную динамику развития певческих умений у дошкольников. Тем самым мы полагаем, программа самообразования выполнена на 100%.  

Мы делаем, вывод что данная тема самообразования «Формирование певческих умений у дошкольников, посредствам здоровьесберегающей технологии» актуальна в воспитании детей дошкольного возраста. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении формируется комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Дети получают сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Пение наиболее близко детям. Влияние пения на физическое здоровье детей очевидно, оно способствует развитию и укреплению лёгких, развивает координацию голоса и слуха, улучшает речь детей, влияет на кровообращение и дыхание, поэтому развитие певческих умений дошкольников является важной педагогической задачей.

        Продолжая работу над этой темой, находя всё новые современные методы, приёмы, упражнения, формы работы, изучая новые методики и труды – мы формируем и развиваем певческие умения и навыки на протяжении всего дошкольного детства.  

        Подбор яркого красочного репертуара и фонограмм – дает эмоциональный всплеск и отклик на пение. Активизирует интерес к хоровому пению. Укрепляет психо-физическое здоровье  и умственные способности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь по самообразованию

Тетрадь по самообразованию для начинающих воспитателей...

Шаблон тетради по самообразованию педагога

В данном методическом пособии собраны материалы, необходимые для организации работы педагога по самообразованию. данное пособие может быть использованно педагогами любого образовательного учреждения д...

Рабочая тетрадь по самообразованию

Тема:"Народные подвижные игры,их значение в физическом и нравственном воспитании дошкольников"....

«Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников». Отчет по самообразованию 2021 год.

laquo;Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»....

План работы по самообразованию 2021-2022г.

План работы по самообразованию 2021-2022г.                                       Тема:...

Тетрадь по самообразованию

laquo;Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей младшего дошкольного  возраста»...