Проведение утренней гимнастики в ДОУ
консультация (средняя группа)

Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в ДОУ. Проведение утренней гимнастики во 2-ой младшей и средней группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaryadka.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности методики и организации утренней гимнастики

Утренняя гимнастика - обязательная часть режима дня. Она проводится ежедневно перед завтраком. При хорошей сухой погоде утреннюю гимнастику следует проводить на открытом воздухе на групповой площадке. Воспитатель в зависимости от погоды регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения упражнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма. В зимнее время и при дождливой погоде гимнастика проводится в помещении. Перед занятием обязательно проветривание.

Виды утренней зарядки

 В методике различают следующие виды проведения утренней гимнастики в дошкольном учреждении:

1.Традиционный вариант предполагает проведение структурированного занятия на основе общеразвивающих упражнений.

2.Игровая форма проводится в виде различных подвижных игр, соревнований, заданий.

3.Сюжетный вид утренней гимнастики предполагает обыгрывание какой-либо ситуативной линии, например: «Забавные животные» и другие.

4.Ритмическая гимнастика проводится под музыкальное сопровождение, с использованием детских музыкальных инструментов (например, бубна) или отбиванием такта хлопками, ходьбой и т. д. На таких занятиях используются танцевальные элементы, можно организовать хоровод.

5.С применением детских тренажеров и спортивного инвентаря.

Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в ДОУ

При проведении гимнастики в ДОУ нужно помнить, что некоторые привычные, казалось бы, упражнения, являются недопустимыми к использованию для дошкольников в силу их физиологических возрастных особенностей. 

1. Так, например, в силу недостаточности рессорной функции позвоночника все прыжки на твердой поверхности следует полностью исключить. Слабый связочный аппарат стоп. Упражнение следует выполнять только, на гимнастических матах.

2. Недопустимыми являются вращения головой и наклоны головы назад. Форма сустава не предусматривает данного движения слабые мышцы шеи, возможное смещение шейных позвонков. Заменить можно следующим упражнением, опускать плечи вниз, назад, наклоны головы вперед, стороны.

3. Поднимание двух ног в положении лежа на спине. Увеличение поясничного лордоза, сильное влияние на сосуды шеи и головы. Использовать можно следующее упражнение поднимать и опускать ноги попеременно, а также ноги, согнутые в коленях.

4. Сед на пятках. Вызывает излишнее растяжение сухожилий и связок коленного сустава. Заменить можно на сед по-турецки.

5. Положение руки вверх во время дыхания. Уменьшается поступление кислорода, поэтому упражнение малоэффективно. Во время упражнения руки поднимаются в стороны.

Продолжительность утренней гимнастики во 2-ой мл. группе – 5-6 мин., в средней группе – 6-8 мин.

Перед проведением утренней гимнастики воспитатель должен продумывать как целесообразно построить детей, продумывать порядок раздачи и сбора оборудования (если ОРУ проводятся с предметами). Желательно заранее разложить инвентарь, расставить ориентиры для построения детей. Так же во 2-й младшей и средней группах дети, проходят мимо корзины, берут пособия и продолжают движение, а после выполнения упражнений кладут предмет на место, не прекращая ходьбы. Надо научить каждого ребенка выходить из круга, шеренги, колоны по одному, по три, четыре, брать пособия и находить свое место в строю. В конце года в средней группе ведущие в колоннах могут раздавать пособия. 

Как правило комплекс утренней гимнастики планируется на 2 недели и составляется из знакомых детям упражнений. Нагрузка возрастает постепенно.

Утренняя гимнастика состоит из 3-ёх частей: вводная, основная, заключительная.

В вводной части

 В младшем возрасте проводится: кратковременная ходьба разными способами (со сменой направления, на носочках на пятках). Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами, не держась за руки. Она чередуется с бегом. 1-1,5 минуты. Используется имитация ходьбы (лошадки, цапли, перешагивая сугробы и т.д)

Средний возраст ходьба-упражнения для профилактики плоскостопия (ходьба на носках, ходьба на пятках), бег с постепенным замедлением, перестроение на ОРУ 2- минуты. Бег проводится в среднем темпе и чередуется с ходьбой.

В младшем возрасте бегу даётся 10-20 сек., в среднем – 20-30 сек.

В основной части проводится комплекс ОРУ, в который включаются сначала упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса, затем для мышц туловища, а потом для мышц ног.

во 2-ой мл. группе проводятся 3-4 упр., дозировка 4-5 раз; Упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров. 2-3 минуты

в средней группе – 4-5 упр., дозировка 5-6 раз. Помимо мелких предметов для упражнений применяются так же кубы средних размеров, кегли, мячи. Упражнения проводятся из И. п.: стойка ноги врозь, ноги вместе, сидя, лёжа на спине. 3-4 минуты

В заключительную часть утренней гимнастики включают ходьбу, или знакомую детям игру малой подвижности с очень простыми правилами и содержанием, чтобы восстановить пульс и дыхание. От 1 до 2минут

Утренняя гимнастика во второй младшей группе должна состоять только из тех упражнений, которые дети закрепили на занятиях по физической культуре, поскольку непродолжительность процедуры не предусматривает изучение нового материала, отработку незнакомых движений. Цель утренней зарядки заключается не в обучении, а в закреплении известных детям навыков, формировании здорового образа жизни.

Для проведения утренней гимнастики детей младшего возраста обычно строят в круг или врассыпную, со средней группы – в звенья (по ориентирам).

Во 2-ой младшей группе воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми: например проговаривая - «поставили ножки как я широкой дорожкой» и т. д. 

В средней группе воспитатель сначала называет упражнение и подаёт команду: - «Исходное положение принять! Упражнение начинай!» , а так же сочетать счёт со словами, обозначающими элементы техники или заменять счёт конкретными словами, например: в упражнении «приседания» вместо счёта «раз» воспитатель говорит: «присели, спина прямая» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации воспитателям по проведению утренней гимнастики

Рекомендации по проведению утренней гимнастики будет востребована воспитателями, инструкторами по физической культуре....

Методика проведения утренней гимнастики для всех возрастных групп.

В процессе утренней гимнастики необходимо правильно обеспечить физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Выполнить моторную плотность, общую продолжительность утренней гимнастики. Разнообразие...

Нетрадиционные формы проведения утреней гимнастики

Утренняя гимнастика является одной из форм работы по физическому воспитанию. Проведение гимнастики в нетрадиционной форме сособствует привитию интереса у детей к физической культуре....

Консультация на тему "Современные требования к проведению утренней гимнастики в детском саду".

Схема проведения нетрадиционной утренней гимнастики в детском саду для детей, начиная со второй младшей группы....

Практико - Методическая разработка по теме: "Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в ДОУ"

Практико - методическая разработка по теме: "Нетрадиционные формы проведения утренней гимнатики в ДОУ"....

Статья на тему "Организация и проведение утренней гимнастики и коррекционной гимнастики после сна с детьми старшего дошкольного возраста"

Гимнастика - широкое понятие, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического развития. В детском саду, согласно утвержденному режиму дня, проводятся утренняя (гигиеничес...

«Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики в детском саду».

Презентация «Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики  в детском саду»....