Дополнительная общеобразовательная программа "Шулмузак"
рабочая программа (старшая группа)

Адабасов Аржан Янович

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ре­бенка.

Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни.

Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.

Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации, в том числе творческой.

Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_arzhan.odt41.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  « Яконурский детский сад»

                 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Шулмузак»

(для детей 5-6 лет)

                             Инструктор по физической  культуре:

                             Адабасов Аржан Янович

 

 

Пояснительная записка

        Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым и дружить со спортом.

        По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.

       Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка.

       Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с готовым набором движений, а осваивает их в процессе жизни.

       Обучение движениям оказывает влияние на здоровье, общее физическое развитие, развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т.е. на его внутренний мир. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно – нравственных качеств.

       Обучаясь движениям, ребенок приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности, приобретает опыт их реализации, в том числе творческой.

      Обучение движениям способствует осознанию ребенком самого себя как личности, вырабатывает у него потребность совершенствовать собственную природу, создает предпосылки для реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования, формируется интерес и любовь к физической культуре.

      Программа направлена на формирование у маленького ребенка интереса к своему личному здоровью, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.

 

  Отличительные особенности программы: 

  • Рассматривается под оздоровительным аспектом.
  • Специальные упражнения: на развитие больших мышечных групп (особенно мышц спины и брюшного пресса); для укрепления мышечного корсета позвоночника, формирующего правильную осанку; для укрепления мышечно-связочного аппарата, формирующего правильный свод стопы.

Все упражнения выполняются в более спокойном темпе.

Особенностью комплексов корригирующей гимнастики является использование игровых упражнений с привлекательными для детей образами. Все упражнения воспринимаются детьми как часть игры и включаются ими в самостоятельную двигательную деятельность, что чрезвычайно важно

  • Занятия построены с учетом возрастных критериев.
  • Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

 Цели и задачи программы:

 

Цель: сохранение и укрепление здоровья,  повышение физической подготовленности и уровня здоровья детей.

Задачи:

  • формировать потребность в здоровом образе жизни;
  • совершенствовать развитие двигательных способностей детей и физических качеств (силы, выносливости, гибкости, подвижности в суставах, ловкости);
  •  воспитывать эмоционально-положительные отношения и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности; 
  • развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками и чувствами.
  • Специальные задачи:
  • укреплять мышцы, формирующий свод стопы;
  • укреплять мышечный корсет позвоночника, формирующий навык правильной осанки;
  • профилактика простудных заболеваний.

Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры:

  • Корригирующая и  ритмическая  гимнастики
  • Динамические и оздоровительные паузы
  • Релаксационные упражнения
  • Хороводы, различные виды игр
  • Занимательные разминки
  • Различные виды массажа
  • Дыхательная гимнастика

Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:

  • Традиционные
  • Круговые тренировки
  • Игровые
  • Занятия – путешествия
  • Обучающие
  • Познавательные

Принципы построения программы:

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

 

Принципы взаимодействия с детьми:

  • сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
  • постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
  • исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
  • сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
  • каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

       Знания особенностей возрастной периодизации необходимы для правильного построения программы «Здоровячок».   Основные особенности формирования опорно-двигательного аппарата  ребенка (5-6 лет): физиологические изгибы выражены и продолжают формироваться, укрепляются мышцы и скелет. Увеличивается объем активных движений. Трехлетний ребенок может подпрыгивать на двух ногах, спрыгивать с кубиков высотой 10-15 см, перепрыгивать через лежащий на полу шнур. К 5 годам улучшается координация движений. Завершается период яркой отличительной особенностью – первым физиологическим (скелетным) вытяжением, которое характеризуется ускоренным ростом тела в длину. Второе такое вытяжение будет отмечаться только в пубертатном возрасте. С интенсивным ростом скелета связано увеличением количества признаков нарушения осанки и плоскостопия.

Режим занятий:

       Занятия проводятся один раз в неделю (во второй половине дня), 36 занятий в год.. Продолжительность занятия для детей 5-6  летнего возраста 25 мин.,    

Результативность программы:

 

1. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.

2. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.

3. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.

4. Усвоение программы.

5. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.

6. Положительный результат темпов прироста физических качеств.

7. Скоординированность действий педагога и специалиста в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

8. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.

Содержание   программы

Старшая группа

   Задачи:

  •  закреплять навыки правильной осанки, походки и самоконтроля;
  •  развивать память, внимание, волю, воображение и творческие  способности;
  •  способствовать адаптации организма к физическим нагрузкам;
  •  учить самостоятельно, выполнять упражнения на расслабление.

Перспективный  план работы

СЕНТЯБРЬ

№1 «Что такое правильная осанка»

  1. Дать представление о правильной осанке.
  2. ОРУ с гимнастической палкой
  3. П/и «Ловишка»
  4. Релаксация «Покачаемся на волнах»

№2 «Мотыльки»

  1.  Разминка «Весёлые шаги»
  2. ОРУ с гимнастической палкой
  3. Дыхательное упражнение «Расти травушка»
  4. Алтайская игра «Сокорок»
  5. Упражнение на формирование осанки «Мотыльки»

№3 «Береги своё здоровье»

  1. Упражнения в ходьбе и беге
  2. Комплекс гимнастики «Утята»
  3. Упражнение «Собери пальчиками платочек»
  4. П/и «Шалтай - Болтай»
  5. Релаксация «Покачаемся на волнах»

№4 «Гномы в лесу»

  1. Разминка «Весёлые шаги»
  2. ОРУ с мячом
  3. Дыхательное упражнение «Листья шелестят»
  4. Упражнения на формирование осанки «Весёлый тренинг"
  5. П/И «Плетень»
  6. Релаксация «Шум листвы»

ОКТЯБРЬ

№1 «Почему мы двигаемся?»

  1. Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки
  2. ОРУ с мячом
  3. Упражнение для ног «Нарисуй солнышко»
  4. Самомассаж «Лепим голову, лицо, уши»
  5. Алтайская национальная п/и «Тонжаан jугуриш»
  6. Релаксация «Ветер»

№2 «Весёлые матрёшки»

  1. Ходьба с выполнением упражнений для осанки и стоп
  2. Комплекс «Матрёшки»
  3. Упражнение «Подтяни живот»
  4. П/и «Поймай мяч ногой»

№3 «Смешарики»

  1. Упражнения с выполнением задания для стоп и осанки
  2. ОРУ с гантелями
  3. Дыхательное упражнение «Пловец»
  4. Упражнение «Колобок» - перекаты на спине
  5. П/и  «Третий лишний»
  6. Игра м/п «Где мы были мы не скажем, а что делали,  покажем»

№4 «Ловкие зверята»

  1.  Разминка «Ловкие зверята»
  2. Упражнения для ног «Дорожка здоровья»
  3. Самомассаж «массаж ушных раковин»
  4. П/и «Обезьянки»
  5. Релаксация  «Дождь»

 

НОЯБРЬ

№1 «Путешествие в страну Здоровья»

  1. Комплекс корригирующей гимнастики
  2. Познакомить с ритмическим танцем «Зарядка для хвоста»
  3. Упражнение «Качалочка»
  4. П/и «Мы на карусели сели»
  5. Игра м/п «Улитка»

№2 «Вот так ножки»

  1. Разминка «Весёлые ножки»
  2. ОРУ с колечком
  3. Дыхательное упражнение «Лыжник»
  4. Упражнение «Собери пуговки»
  5. П/и «Мы на карусели сели»
  6. Релаксация  «Пожалеем»

№3 «Буратино в сказочной стране»

  1. Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки
  2. Ритмический танец «Зарядка для хвоста»
  3. Гимнастический комплекс с элементами корригирующей гимнастики
  4. П/и «Удочка»
  5. Релаксация  «Слушаем пение птиц»

№4«Пойдём в поход»

  1. Упражнение «Встань правильно»
  2. ОРУ с флажками
  3. Дыхательное упражнение «Рубка дров»
  4. Игровое упражнение «Найди правильный след»
  5. П/и «Удочка»
  6. Релаксация  «Слушаем пение птиц»

 ДЕКАБРЬ

№1 «Незнайка в гостях у зимы»

  1. Разминка в ходьбе
  2. Упражнение «Бег по кругу»
  3. Ритмический танец «Зимушка-зима»
  4. Дыхательное упражнение «Гармошка»
  5. Упражнение для ног «Собери снежинки»
  6. П/и «Быстро возьми»

№2 «Снежинки»

  1. Разминка «Летят снежинки»
  2. Комплекс корригирующих упражнений
  3. П/и «Быстро возьми»
  4. Игра м/п «Карусель»
  5. Релаксация  «Летят снежинки»

№3 «Ловкие ножки»

  1. П/и «Найди себе место»
  2. Упражнение «Бег по кругу»
  3. ОРУ с гимнастической палкой
  4. Дыхательное упражнение «Вьюга»
  5. П/и  «Плетень»

№4 «Поможем Лунтику»

  1. Упражнение встань правильно
  2. Комплекс упражнений на дыхание
  3. ОРУ с гимнастической палкой
  4. Упражнение для ног «Разорви бумажный лист»
  5. Упражнение «Лодочка»
  6. П/и «Быстро возьми»

ЯНВАРЬ

№1 «Мальвина и Буратино»

  1. Ритмический танец «Кукла»
  2. Комплекс корригирующей гимнастики
  3. Упражнения для мышц ног
  4. Упражнение «Буратино»

№2 «В гости к лесным зверям»»

  1. Разновидности ходьбы и бега
  2. Упражнение «Ровная спина»
  3. ОРУ с малым мячом
  4. Упражнение «Нарисуй солнышко»
  5. П/и «Ловишка»
  6. Релаксация  «Солнышко»

№3 «Ровные спинки»

  1. Упражнение «Бег по кругу»
  2. ОРУ (и.п. лёжа, сидя, стоя) у гимнастической стенки
  3. Упражнение в висе
  4. Игра «Ходим в шляпах»

ФЕВРАЛЬ

№1 «У Лесовичка»

  1. Разновидности ходьбы и бега
  2. ОРУ со скакалкой
  3. Дыхательное упражнение «Вьюга»
  4. Упражнение «Собери шишки»
  5. Игра «Баба Яга костяная нога»
  6. Релаксация  «Ветерок»

№2 «Мы танцоры»

  1. Ритмический танец «Аэробика»
  2. Упражнения из низких и. п.
  3. Упражнение «Делим тортик»
  4. П/и  «Попляши и покружись – самым ловким окажись»

№3 «Путешествие в страну Смешариков»

  1. Упражнение «Надуем шары»
  2. Комплекс упражнений на фитбол-мячах
  3. Самомассаж стоп
  4. П/и «Ловишка с мячом», «Успей занять место»
  5. Релаксация  «Ветерок»

№4 «Вини Пух в гостях у кролика»

  1. П/и «Найди себе место»
  2. Ритмический танец «Аэробика»
  3. Комплекс упражнений на фитбол-мячах
  4. П/и «Бездомный заяц»
  5. Пальчиковая гимнастика «Зайчишка»

МАРТ

№1 «У  царя обезьян»  

  1. Ходьба с различным выполнением заданий
  2. ОРУ с мячами
  3. Упражнение «Пройди через болото»
  4. Самомассаж стоп
  5. Упражнение в висе.
  6. П/и «Быстро возьми»
  7. Релаксация  «Устали»

 

№2 «Отгадай загадки»

  1. Комплекс упражнений «Загадки»
  2. Упражнения на фитбол – мячах
  3. Самомассаж головы
  4. П/И «Ловишка, бери ленту!»
  5. Игра м/п «Качели»

 №3 «В цветочном городе»

  1. Комплекс упражнений «Веселая маршировка»
  2. ОРУ с кубиками
  3. Упражнение «Собери небоскреб» (кубики стопами)
  4.  П/И «Медведь и пчёлы»
  5. Игра м/п «Найди и промолчи»

 №4  «Будь здоров»  

  1.   Ходьба  и бег с различным выполнением заданий  
  2. ОРУ с гантелями
  3. Дыхательное упражнение «Насос»
  4. Упражнение  «Рисуем дом»
  5.  П/и «Не останься на полу»
  6. Релаксация  «Солнышко»

№5  “ Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка”

  1.  Упражнение «Прыгалка»
  2.  Комплекс пластической гимнастики
  3.  Упражнения на самовытяжение
  4.  П/И «Не урони»

АПРЕЛЬ

№1 «Медвежата»

  1. «Дорожка здоровья»
  2. ОРУ с гантелями
  3. Дыхательное упражнение «Поднимаем груз»
  4. Массаж лица «Ёжик»
  5. Упражнения на тренажёрах
  6. П/и «У медведя во бору»

 

№2 «Веселый колобок»  

  1. Ходьба в чередовании с бегом с выполнением упражнений
  2. Упражнения на тренажёрах
  3. Упражнение «Катаем мяч»
  4. П/И «Ловишка с мячом»»  

 №3 «Цирк зажигает огни»

  1. Ходьба с выполнением упражнений для стоп
  2. ОРУ с обручем
  3. Упражнения на тренажёрах
  4. П/И «Третий лишний»
  5. Упражнения на дыхание и расслабление  

№4 «Кузя в гостях у ребят»

  1. Упражнение «Бег по кругу»
  2. ОРУ
  3. Упражнения на тренажёрах
  4. Упражнение «Ровная спина»
  5. П\И «Пятнашки»  

МАЙ

№1 «В гостях у морского царя Нептуна»

  1. Упражнение «Море»
  2. Игра «Отлив-прилив»
  3. Упражнение «Собери камушки»
  4. Игра «Спрыгни в море»
  5. Игра «Море волнуется»

№2 «Цветочная страна»

  1. Ходьба и бег с различным выполнением заданий.
  2. Дыхательное упражнение «Подыши одной ноздрей»
  3. Гимнастика на фитбол –мячах
  4. Упражнение «Колючая трава»
  5. П/И «Мы весёлые ребята»

 

№3 «В лесу»

  1. Ходьба  и бег с различным выполнением заданий.
  2. ОРУ с гантелями
  3. Самомассаж массажными мячами
  4. П/И «Кто быстрее»
  5. Упражнение «Колючая трава»

№4 «Весёлая тренировка»

  1. Ходьба и бег с различным выполнением заданий.
  2. ОРУ с гантелями
  3. П/и «Самый ловкий»
  4. Игра  м/п  «Кто позвал?»

Картотека алтайских народных игр

                                                          «Айгырлу мал»

Бу ойында 10 кире бала туружар. Бир бала бору болор, бир кижи айгыр болор. Айгыр малды корып дат, мал болуп балдар ээчий-деечий бой-бойынан тудужып, борунен коруланып дат, тудуп болзо, бору денип дат, тудуп болбозо, айгырлу мал денип дат.

                                                                «Сокорок»

Бу ойында коп балдар ойноор аргалу. Бир бала «сорокор» болуп дат. Онын козин босло танып, бир дерге отургызып дадылар. Осколори чокыгылап, мындый состор айдат:

                                                          Торс-торс-торс,

                                                          Алдында алтан кулаш

                                                         Дылан дылып дат.

Онойып айдала, ончолоры дер сайын качып дадылар. «Сокорок» олорды тударга албаданат. Туттурткан кижи «сокорок» болор.

                                                        «Кызыл калбак»

Ойын башталардан озо балдар бору ле балдардын энезин костоп дат. Энези озо, балдары кийнинде, улай-телей, бой-бойлорынан тудужып алып, борунен коруланарга дат. Бору келеле,   балдардын энезинен сурап дат.

                                                   -  Дакшылар?

                                                   - Дакшылар?

                                                   - Тошко тайкылган уй дадыры ба?

                                                   - Дадыры.

                                                   - Незин алдаар?

                                                   - Бажын, колын, куйругын, ичи-кардын.

                                                   - А база нени алдаар?

                                                   - Кызыл калбагын.

                                                   - Кызыл калбагын ба? Кайда оны меге береер?

                                                   - Док, бербезис, бойын тудуп ал.

Бу состордин кийнинде бору энелу балдардын ортозында дажынып калган «кызыл калбакты2 тударга дат. Кызыл калбакты балдар озолодо темдектеп алган.

Кызыл калбак тудулза, бору денген болор, оны тудып болбозо, энези ле балдары денген болор.

                                                            «Кобук ле салкынак»

Амадузы: Тексттин состорин угуп, ого суунип, отконорине уредер.

Таскадаачы-салкынак. Балдар-кобуктер. Таскадаачы С.Сартакованын «Кобук» деп улгерин кычырат:

   «Мен jараш»-деп, Самынга                   Балдар кыптын ичиле ары-

   Кобук коороп мактанган.                      бери кокип jугурижет.

   Учуп чыгып салкынга                              Бу состордин кийнинде,

   Урдуреле, туттурткан.                         Отургыштарына тургендей.

Таскадаачы олорды тудаачы болуп суружет.

 

«Аттар ла кабыраачы»

Амадузы: Балдар таскадыычынын айтканын ондоп, онын айтканын будурип, суунер ле кокиир.

Таскадаачы-ат кабырачы, балдар-аттар. Таскадаачы:

Минген адым jугурик,

казаладып jелдирер-

деп айтса, балдар аттар болуп, кыптын ичиле ары-бери jугуружет.

                                               Jажыл олон отойло,

Jемзенип адым амыраар-

деп айткажын, балдар олон jулаачы, отоочы болуп, атка отконгилеер. Ойынды 2-3 катап ойноорго jараар.

                                               «Тоо ло ботоон»

Бир бала тоо-адазы, бир бала ботоон-балазы. Арткан балдар колдорынан тудужала, куреелей турар. Адазы кичинек ботооны даба деделе, тудуп алза, балдар мынайда кыйгырар:

                                          Эки оркожин селендеп,

                                          Эрке баланды тийбезен,

                                          Ак кобугин чачылып,

                                          Ардак баланды сурбезен.

Адазы бала-ботоозын тийбей, божодып ийер. Ойын ойто катап башталып, даныдан тоо-апдазы, ботоон-балазы костолор.

                                                   «Турна»

Бу ойынды коп балдарга ойноорго дараар. Бир баланы «турна» эдип костоор. «Турна» болгон бала антара тере тон кийип алала, колына «эдрек» (бос дараар) тудунып, балдарды суружип дат. «Турнанан» эдреги кемге тийе берер, ол бала ойыннан чыгар. Эн чыйрак, эдрек тийбеген бала «турна» болор. Ойын онойып ойто башталар. Ойынды канча ла кире ойноорго дараар.

                                                  «Дылгайак»

Бу ойынды балдар кышкыда ойноор. Кырга бийик чыгала, кем «эн ыраак барар», деп маргажып, дынылаар. Чанактын ордына туулакты дазап алар, онын бир келтейин суулап, тонырып алар.

                                                 «Чакпы»

Балдар куреелей тургулап алар, куреенин ортозында армакчылу бала «анчы» болор. Дерле армакчыны «анчы» айландырар. «Анычактар» бутарына армакчы «чакпы» тийбезин деп, албадангылап, секирер. Армакчы будына тийе берген болзо, бала «анчычак» чакпыга тушкен болор. Ол ойыннан чыгып дат. Калганчы арткан «анычак» бала, денучил болор.

                                              «Сыгындар ла анчылар»

Эки-уч кире балдар «анчылар» болор, арткандары «сыгындар». Анчылардын»колында ок-даа-мечиктер. «Сыгындар» одорында, балдар группанын ичиле туш-башка таркай берген. «Сыгындар дайым одордо-анчылар тудыгар»-деп, таскадаачы айтканда ла, «анчылар» «сыгындарды» «ок-даазыла» мечиктерле аткылап дат. Аттырткан «сыгын» ойыннан чыгып дат. Калганчы арткан «сыгын» бала -денучил.

                                              «Сыгындар ла чалмадаачы»

Бир бала «анчы» болор, колында армакчылу, арткан балдар «сыгындар». «Анчы» армакчыны чачып, «сыгындарды» суружер. Кемге армакчы тийер, ол «сыгын» тутурылган болор. Калганчы арткан бала- «сыгын»-денучил болор.

                                                 «Камчы»

Бу ойынды коп то, бир-эки де бала ойноорго дараар. Шагайактарды бирден, эмезе ээчий-деечий дыга согорго дараар. Шагайактарла баланын турган деринин ортозын камчынын узунынатундеер.

Шагайактардын ортозы 10-12см, бир чийуде тургузар.

Кем ончозынан турген шагайактарды антара согор, ол кижи денучил болор.

                                            «Кажык (шагайактар) ойноры»

Бу ойынды башка-башка будумдериле ойноорго jарар.

–Баштапкы будуми: Тегерийте jaaн эмес чийу тартат. Ортозына эн jаан ла jараштарыкееркедип jазаган кажыкты(шгайакты) тургузар-ол «Бий» Кажыла ойноп турган бала «Бийди» айландыра бештен кажыктарын (шагайактарын) «черузин» тургузар.

Чийунин тыштына турала, эрмектежип алганы аайынча, балдар бой бойлорынын кийнинен, анылу кажыгыла (шагайагыла), «черуни» аткылаар. Jыга согуп алган кажыктарды(шагайактарды) адучы бойына  jууп алар.Билбей калала, «Бийди» Антара адып ийген болзо, адучы бойынын беш кажыгын(шагайагын) берип, бойынын ойноор бир jолын божодор.

–Экинчи будуми: Кажы ла бала бирден кажык(шагайак) тургузар.Анылу кажыкла (шагайакла) балдар бирден аткылап jат.Адып турган бала jастырганча ла адар, ойноп алган кажыктарын(шагайактарын) jууп алар. Экинчи ойногон кижиге, кемнин кажыктары jыга соктырылган, ол балдар тургузар. Кем кооп кажык (шагай) ойноп алган-ол jенучил болор.

                                 

                                          «Койондор ла Анчылар»

Бу ойынды мынайда ойноп jат. Эки кижи- «анчылар»,кырында турар, арткандары ортозында, олор «койондор».Койондор болгон балдарды «анчылар» мечикле адар учурлу. Олор дезе аттыртпаска албаданар керек. Мечикти уйдын туулген тугинен болчоктоп эдетен.

                                      «Армакчы тартканы»

Балдар эки болукке болунет. Болунген балдар бой-бойлорынан торт-беш алтам ыраагында тургулайт. Ортозында армакчы (ол эмезе чичке буу 2-3 метр кире узуны) дадат.

Ээчий-теечий турган балдардын эн алдында тургандары-башчылар. Эки болук балдар армакчыны тудуп, кажызы ла бойы даар тартып аларга ченежет. Кажы болук балдар чийуни ажыра бойы даар тартар, ол денучил болуп чыгар.

                                        «Он таш ла Башпарак»

Кажы ла ойноп турган бала бойына 10 кирелу таш тудунар. Бир баланы табышкак таптыраачы эдип костоор, онын ады-»Башпарак» болор.

Башпарак, кажы ла баланын данына келеле, кулагына табышкак айдар, ол бала табышкакты таап болбозо, тажын берип ийер. Онойып 10 кирелу табышкак айдар, кем коп табар, ол кижиде коп таштар артар. Таштар коп арткан болзо-денучил.

Бу ойынды база оскорто ойноорго дараар. Башпарак табышкактар айдар, балдар оны табар. Кем озо табышкакты табар-ол кижиге бир таш берилер. Таш онго детсе, ол кижи денучил болор.

                                               

Методическое обеспечение:

      Методика составления комплексов, как и обычное физкультурное занятие, состоит из трех частей.

       В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 6-8 повторений.  В основную часть входят специальные упражнения из положения, лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя и сидя. Для профилактики плоскостопия используют упражнения с мелкими предметами (карандашами, игрушками от киндер-сюрприза, детали мелкого конструктора и др.), предлагают детям захватывать предметы пальцами ног; рисовать, зажав карандаш пальцами ног. Дозировка упражнений зависит от возраста детей, в среднем – 8-16 раз. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны. Во время физической нагрузки важно научить ребенка правильно дышать через нос, совершенно свободно, без малейшего напряжения.  Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксацию), выполняемых в и. п. лежа на спине, дыхательных упражнений и специальных – на ощущение правильной осанки или подвижной игре малой активности.

       Дозировка упражнений зависит от возраста детей:  для детей 5-6 лет каждое упражнение повторяется 8-10 раз. Упражнения чередуются с более длительными и разнообразными паузами отдыха.

        Моторная плотность занятий может быть невысокой – это обусловлено тем, что учитывается индивидуальный характер выполнения каждого упражнения. Дозировка увеличивается постепенно, по мере освоения техники выполнения.

        С детьми 5-6 лет с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, применяем словесные наглядные пособия (фотография, рисунки).

      Для сохранения ритма и темпа движений при выполнении упражнений применяются:

·  ритмическое музыкальное сопровождение;

· четкие команды;

· звуковой сигнал.

      Для детей 5-6 лет комплексы  упражнений усложняются, используются задания по карточкам-схемам, наглядные пособия, загадки, соответствующие сюжету комплекса.

      Для всех возрастных групп на занятие применяется художественное слово. Все это способствует повышению интереса и активности детей, а, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

       Во время выполнения упражнений следует следить за дыханием ребенка.

       

         Когда дети разучат все упражнения на снарядах и тренажерах, занятия проводятся в форме круговой тренировки. Круговая тренировка обеспечивает индивидуально-максимальную нагрузку на каждого ребенка. Он сам задает темп и регулирует нагрузку. Моя задача – создать условия, настроить, проследить, подсказать, направить, скорректировать движение, то есть обеспечить индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку, учитывая его особенности

        На занятиях используем подвижные игры, направленные на формирование навыка правильной осанки и на укрепление мышц туловища и ног.

        Проводится самомассаж в игровой форме.

Литература:

1. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-6лет. М., «ТЦ Сфера», 2006

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2007.

3. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

4. Орел В.И., Агаджанова С.Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.

5. Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Методическое пособие, СПб, «Детство-пресс», 2006.

6. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

7. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-6 лет. Учебное пособие, М., «Гном и Д.», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...