Программа "Друзья Мойдодыра"
рабочая программа (младшая группа)

Безменова Юлия Валерьевна

Представление опыта работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_druzya_moydodyra.docx530.99 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

группа "Дошколята": Ноябрь 2013«Друзья Мойдодыра»

                                   

Программа рассчитана на детей 3-4 лет

                     

Содержание

  • Пояснительная записка
  • Перспективный план
  • Приложение

- анкета для родителей;

- картотека дидактических игр;  

- консультативный материал для родителей;

-подбор художественной литературы;

-сценарий праздника «В гости к Мойдодыру»

-диагностическая таблица

  • Список литературы

Клининговая компания "Мойдодыр" предлагает свои услуги: - химчистка ковров и мягкой мебели; - уборка квартир, коттеджей и офисов

Пояснительная записка

       Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

  Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

  Данная программа рассчитана на работу с детьми младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и требованиям ФГОС.

Актуальность. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.                                                                              

      Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л. С., Забрамная С. Д., Малер А. Р., Шипицина Л. М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

     Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.

       Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

     Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.

    В связи с вышеизложенной  проблемой, возникла необходимость в условиях ДОУ разработать программу, направленную на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (помочь младшему ребенку-дошкольнику сформировать чувство уверенности в себе, умение самостоятельно обслуживать себя, помогать сверстникам, следить за своим внешним видом).

Цель: 

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей младшего  дошкольного возраста по ФГОС.

Задачи:

  • способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;
  • познакомить  с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;
  • приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
  • формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  • создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
  • формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.

Участники:  воспитатели и  дети 2 младшей группы (3-4года), родители. 

Ожидаемый результат:

Дети:

 У ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:

– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома;

– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;

– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;

– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

– ребёнок с желанием и  интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители:

– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;

– принимают активное, живое участие в жизни группы;

– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности  воспитательного процесса;

– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;

– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

  • прямое обучение;
  • показ;
  • упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
  • систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

  Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

 В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

 Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях.

 Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

 Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

  Содержание программы представлено циклом игровых тематических занятий продолжительностью до 15 мин (36 занятий на учебный год) – 1 занятие в неделю, занятия включены в серию познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей,  и самостоятельной деятельности детей. В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания к.г.н. у детей второй младшей группы. В приложении представлены примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.

Способы и формы оценки результата

Цель: обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения рабочей программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной области «Физическое развитие» по ФГОС включающая в себя овладение ребенком норм и правил при формировании культурно - гигиенических навыков .

Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.

Методы изучения результативности

  • Наблюдение за детьми.
  • Анкетирование родителей.
  • Беседы.

Способы обработки результатов

  • Обобщение результатов в таблицы.

Периодичность мониторинга:  2 раза в год (на начало и конец года).

Перспективный план

Период

Образовательная деятельность

Совместная деятельность воспитателя

с детьми

Практическая  деятельность детей

Работа с родителями

месяц

неделя

Сентябрь

1

Тема «Наша группа»

– познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением.

Игры на внимание «Угадай, чей шкафчик», «Чья картинка».

Коллективная практическая деятельность детей

 «Поможем кукле Тане сложить вещи на место».

Анкетирование родителей

приложение 1

2

Беседа  «Наша группа»

– учить детей ориентироваться в групповом пространстве;
– развивать чувство любви и гордости за свою группу.

Чтение художественной литературы

М. Александрова

 «Что взяла — клади на место!»

Творческое участие в оформлении стенда «Детский сад день за днем»

3

Дидактическая  игра «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки».

Чтение потешек

 «Нюша-Копуша», «Вот они, сапожки».

Дидактическое  упражнение

 «Туфельки поссорились- подружились»,

 «Покажем мишке, где лежат наши вещи».

Оформление уголка Советы родителям Тема «Советы для маленьких упрямцев!» приложение 3

4

Дидактическая игра «Научим мишку складывать вещи в шкафчик»

Чтение художественной литературы

 И. Муравейка «Я  сама».

Игра «Хорошо-плохо»

(формировать опыт оценки хороших и плохих поступков, закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице).

Игровая ситуация «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном».

Октябрь

1

Тема «Чистота – залог здоровья»

- закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении.

Рассматривание картинок и беседа по ним: 

«Дети моют руки»,  «Мама моет дочку».

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Игровая ситуация

«К нам пришла замарашка».

Родительское собрание

 «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».

2

Игра-ситуация 

«Вымой кукле руки», «Умывалочка».

Чтение потешек «Водичка, водичка».

Дидактическое  упражнение

 «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки».

3

Игровая ситуация

«Расскажем Винни-Пуху,  как пользоваться носовым платком».

Чтение Н.Найдёнова «Наши полотенца»

Дидактическая  игра

 «Что расскажет полотенце».

Книжка-передвижка для родителей

« Возрастные особенности детей

 3-4 лет»

4

Рассматривание картинок:

 «Девочка чумазая»,

«Девочка аккуратная».

Чтение потешек:

 «За окошком солнце встало…»,

 «Под утренним небом»

Игры-забавы с водой в центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.

Ноябрь

1

Беседа  «Доброе утро, расчёска!»

-формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней.

Дидактическая игра «Сделаем куклам разные прически»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»:
–  игровая ситуация

 «Куклы Таня и Маша собираются на праздник».

Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?»

2

Дидактическая игра «Причешем куклу Машу».

Беседа:

«Что ты можешь  сказать о предметах личной гигиены?»

 Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Игровая ситуация-

«Я грязнуль не выношу».

3

Игра «Что отражается в зеркале».

Чтение потешки:

«Что мы делаем расческой…»,

«Хоть с тобой я ссорюсь часто…»

Сюжетно-ролевая игра «Сделаем кукле прическу».

Консультация  для родителей

 « Как приучить ребенка к опрятности и аккуратности»

4

Беседа:

«Доброе утро расческа».

Чтение потешки

«Расти коса…».

Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»

Декабрь

1

Тема: «Купаться любят все»

-вызвать интерес к выполнению к.г.н., побуждать детей к постоянному их соблюдению.

Чтение сказки 

К. Чуковского «Федорино горе».

Просмотр м/ф «Федорино горе».
Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе».

Сюжетно-ролевая игра:

  «Семья»: –  игровая ситуация «Идём друг к другу в гости».

Консультация для родителей

 «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?» приложение 3

2

Игра-экспериментирование «Госпожа зубная щетка»

Чтение потешки  «Чистим зубы чище…»

Дидактическое упражнение 

  «Почистим зубки».

3

Рассматривание картинок:

 «Предметы личной гигиены».

Чтение потешки

  «Мы не любим неопрятных…»

Дидактическое упражнение 

 «Какой формы мыльце?».

Консультация для родителей: 

«Пути формирования культурно-гигиенических навыков» приложение 6

4

НОД « Умывалочка»

Знакомство с предметами личной гигиены ; учить замечать неполадки в одежде, с помощью взрослого устранять их.

Чтение стихотворения

«Я под краном руки мыла…».

Игра

«Умоем куклу Машу»,

 Игровая ситуация

 «Покажи чистые ладошки».

Январь

1

Тема:

 «Как мы кормим Хрюшу и Степашку»

– формировать умение сервировать стол,  умение действовать по алгоритму; – воспитывать культуру поведения за столом.

Дидактическая игра:

«Расскажем Катюше, как надо правильно кушать».

Сюжетно-ролевая игра

 «Угостим Хрюшу».

Оформление фотовыставки 

«Мы – чистюли!»

2

Игровая ситуация «Покормим зайку кашей»,

«Угостим Катю чаем»

Чтение потешки: 

«Вот и полдник подошел» ,

«На моей тарелочке».

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мишки».

3

Игровая ситуация

 «Как мишка учился кушать ложкой», дидактическая игра «Поможем зверюшкам накрыть на стол».

Чтение потешек:

 «В печи калачи»,

 «Уж я Танюшечке пирог испеку».

Дидактическая игра «Перемешанные картинки». приложение 2.

Рекомендации для заботливых родителей

 «Я сам».

4

Игровая ситуация

 «Как мама учила мишку правильно кушать».

Чтение потешки: 

«Вот и полдник подошел» ,

«На моей тарелочке»

Дидактическое упражнение 

«Как я умею аккуратно кушать».

Февраль

1

Тема «Вместе с куклой Таней на прогулку»

– закрепить выполнение алгоритма одевания одежды;
– формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.

Дидактическая игра «Научим куклу одеваться, раздеваться»;

 «Одень куклу»; беседа по предметными картинкам  на тему: «Одежда, обувь, головные уборы».

Игровые ситуации для сюжетной игры:
 «Кукла Таня у нас в гостях»
Ситуации для обсуждения: 
« Как шапка поссорилась с курткой в шкафу»

Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки их значение в развитии ребёнка»

Приложение 5

2

Игра

 «Путешествие в страну одежды».

Чтение потешек: «Завяжу потуже шарф».

Дидактическая игра 

 «А варежки последние»

3

Чтение Н. Павлова «Чьи башмачки», рассматривание иллюстраций.

Дидактическая игра «Что нужно кукле?» приложение 2

Дидактическое упражнение

 «Покажем Незнайке, как застегнуть сандалики».

4

Дидактическая игра  «Каждой вещи свое место»

Чтение потешки: «Раз, два, три, четыре, пять-собираемся гулять».

Игра-одевалочка 

«Вот колготки, посмотри…».

Март

1

Тема «Приглашаем куклу на чай»

-формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом.

Дидактическая игра «Чистоплотные дети».

 Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. приложение 2.

Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные» –  игровая ситуация «Кукла Маша у нас в гостях».

2

«Кухня куклы Кати»                   - формирование правил здорового питания.

Формирование безопасного поведения в быту, закрепление культурно-гигиенических навыков.

Игровая ситуация:     

«Мы в гостях».

Дидактическое упражнение 

 «Как я умею аккуратно кушать».

3

Дидактическая игра  «Покажем Кате, как нужно правильно держать ложку».

Заучивание потешки :

«У нас много ребят, все по стульчикам сидят, кашу маслену едят.»

Дидактическая игра  «Поможем Кате накрыть на стол».

4

Дидактическая игра      «Кукла маша обедает».

Чтение потешек: «Глубоко-не мелко… », «Разложи кашку».

Сюжетно-ролевая игра «Пригласим гостей на обед».

Апрель

1

Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»

– развивать умения свободно пользоваться постельными принадлежностями, применять их по назначению, называть правильно.

Дидактическая игра «Что нужно кукле!» цель: упражнять культурно-гигиенические навыки.

Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья» –  игровая ситуация «Кукла Катя хочет спать».

Мастер-класс для родителей 

«Баю - баюшки-баю…»

  (знакомство с русской народной

потешкой,

песенкой, приговорами). приложение 4 Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».

2

Игровая ситуация «Уложим куклу спать»

Чтение стихотворения     П.Воронько

  «Спать пора»

Сюжетно-ролевая игра

 « Семья» -

игровая ситуация

  « Уложим куклу Катю спать».

3

Игровая ситуация

 «Как петушок разбудил утром Катю».

Чтение потешек: «Тишина у пруда», «Потягушечки».

Сюжетно- ролевая игра «Куклы проснулись»

4

Игровая ситуация «Уложим

Мишку спать».

Разучивание колыбельной:

« Уж ты, Котенька -Коток»

Дидактическая  игра

« Разноцветные заплатки»- учить детей находить по шаблону не только форму, но и нужный цвет

Май

1

Беседа

 «Как устроен человек?», «Какими мы были и какими мы стали?».

Чтение стихотворений 

К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая»,

 просмотр м/ф «Мойдодыр», инсценировка

 «Как Мойдодыр подарил Ване мыло».

Игровая ситуация-

«Кукла Катя не хочет мыть руки».

2

Беседа:

 «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».

Дидактическая игра

 «Что ты можешь сказать о предметах личной гигиены»

приложение 2

Беседа

 «Как надо помогать малышам»

3

Беседа:

 «Что значит быть здоровым?»

Чтение 

 Е.Кузьмин, «Вежливые слова»

Игровая ситуация –

 «Если будешь закаляться, то болезни не страшны».

Совместный праздник с родителями

 «В гости к Мойдодыру».

4

Игры на закрепление навыков самообслуживания и культурной гигиены.

Беседа на тему:

«Я и моё здоровье».

Экспериментирование и опыт

 «Микробы и мыло».

        

Приложение  1

Анкета для родителей

  1. Какие культурно-гигиенические навыки сформированы у вашего ребенка?
  2. Почему важно вовремя сформировать у ребенка культурно-гигиенические навыки?
  3. Как ваш ребенок относится к бытовым процессам: мытью рук, приёму пищи, одеванию, раздеванию?
  4. Проявляет ли он при этом самостоятельность?
  5. Как вы на это реагируете?
  6. Может ли ваш ребенок убрать за собой игрушки?
  7. Может ли  ваш ребенок кушать самостоятельно?
  8. Может ли ваш ребенок пользоваться носовым платком?
  9. Следит ли ваш ребенок за собой ( опрятность)?
  10. Просит ли помощи, если что-то не получается?

Приложение 2

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Перемешанные картинки

Задачи игры. Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.

Пособия. Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка, - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик, - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.

Ход игры. Воспитательница вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку воспитательнице, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”. Или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.

Чистоплотные дети

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (зубная щетка, зубная  паста, мыло, платочек)

Что нужно кукле!

Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия. Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: “Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?”

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: “Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?”

Что ты можешь сказать о предметах личной гигиены!

Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Воспитательница называет по имени одного ребенка: “Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: “Яна, есть у вас дома мыло?”

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

Воспитательница может задать и наводящие вопросы: “Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) “Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) “Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

Приложение 3

Консультативный материал для родителей

Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?

Родители, договоримся сразу: это ритуал, не поддающийся дискуссии. Рассчитываю в данном случае на рассудительность и здравый смысл взрослых.

Можно рассказать малышу о вредных микробах, которых можно выгнать из ротика щеткой и пастой. Только чистые зубки могут быть счастливы. Можно нарисовать грустный испачканный зубик и для сравнения – чистый и веселый.

Моим детям последнее время очень нравится идея с песочными часами, с помощью которых интересно отмерять время чистки зубов. У малышей оно должно составлять не менее 1,5-2 минут.

Можно разрезать на кусочки большую наклейку, и после каждой чистки зубов наклеивать один кусочек. В итоге получится картинка, за которую полагается приз!

Советы для маленьких упрямцев

Иногда зубная щетка используется детьми для немыслимых забав, только не для чистки зубов.

Предложение №1. Ищите миротворцев. Иногда кто-то из внешнего окружения имеет большее влияние на ребенка, чем родители. Почему бы не попробовать обратиться к педиатру или детскому стоматологу с просьбой объяснить маленькому человеку, как важно регулярно и правильно чистить зубы. Конечно, большую роль играет авторитет взрослого для ребенка.

Предложение №2. Отправляйтесь вместе за покупками и позвольте малышу самому выбрать 2-3 щеточки из детского ассортимента. Утром и вечером дайте ему право выбора зубной щетки. Это отвлечет его от самой необходимости чистки зубов. Возможно, потребуется приобретение щетки и для любимого плюшевого мишки или куклы.

Предложение №3. Сначала – сам. Пусть ребенок почистит свои зубки сам – хвалите его, несмотря на то, что качество чистки оставляет желать лучшего. Нужно только договориться, что мама или папа заканчивают это действо. Или такой вариант: утром – сам, вечером – кто-то из родителей. Со временем навыки ребенка будут становиться все лучше, и ваша помощь вовсе не потребуется. Однако, вероятнее всего, этот момент наступит не ранее 6-летнего возраста, поэтому запаситесь терпением. Некоторые специалисты советуют контролировать детей до 9 лет, т.к. все-таки они чистят неряшливо, особенно мальчишки.

Консультации для родителей

"Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка".

      С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

     Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки : Мама это сделает лучше да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

     Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

     Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход.

      При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

     Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

     Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка.

     Ребенок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.

      В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.

     Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"

     Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.

Пути формирования КГН.

     Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.

     По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.

     КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам , начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.  

     Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.

Приложение 4

Подбор  художественной литературы ( потешки, прибаутки, уговорушки…)

Ой, люшеньки-люшки!

 Нашему Илюшке-

 Доброе утро.

 Доброе утро!

 Утро с шутками,

 Прибаутками!

                  ***

 - Мы проснулись, мы проснулись.

 - Сладко, сладко потянулись.

 - Маме с папой улыбнулись.

                  ***

 Вот проснулись,

 Потянулись,

 С боку на бок

 Повернулись!

 Потягушечки!

 Потягушечки!

 Где игрушечки,

 Погремушечки?

 Ты, игрушка, погреми,

 Нашу детку подними!

Ты мне ручки подай,

 Да с кровати вставай,

 Умываться пойдем,

 Где водичка найдем!

                  ***

От водички, от водицы

 Всё улыбками искрится!

 От водички, от водицы

 Веселей цветы и птицы!

 Катя умывается,

 Солнцу улыбается

                  ***

Водичка, водичка,

 Умой Лешино личико,

 Чтобы глазоньки блестели,

 Чтобы щёчки краснели,

 Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок

                  ***

Водичка-водичка,

 Умой Настино личико,

 Настя кушала кашку,

 Испачкала мордашку.

 Чтобы девочка была

 Самой чистенькой всегда,

 Помоги, водичка,

 Умыть Настино личико.

 

                   

 ***

Кран, откройся!

 Нос, умойся!

 Мойтесь сразу,

 Оба глаза!

 Мойтесь, уши,

 Мойся, шейка!

 Шейка, мойся

 Хорошенько!

 Мойся, мойся,

 Обливайся!

 Грязь, смывайся!

 Грязь, смывайся!

       

 Баю, баю, баю, бай

 Ты собачка не лай.

 Белолапа не скули,

 Нашу дочку не буди.

 Темна ноченька, не спится,

 Наша доченька боится.

      ***

Баю-баю-байки

 Прилетели чайки.

 Стали крыльями махать

 Нашу Катю усыплять.

     ***

Вот лежат в кроватке

 Розовые пятки.

 Чьи это пятки –

 Мягки да сладки?

 Прибегут гусятки,

 Ущипнут за пятки.

 Прячь скорей, не зевай,

 Одеяльцем накрывай!

     ***

Ай, люленьки да люленьки,

 По горам идет олень.

 На рогах он дрему носит,

 В каждый дом ее заносит.

 В люльку дрему он кладет,

 Тихо песенку поет:

(повторяем потешку)

    ***

 Паучок-паучок

 Паутиновый жучок

 Семь ночей не спал,

 Для Катюши соткал

 Сон про солнышко-колоколнышко

 И про дождик грибной,

 И про нас с тобой.

 Хочешь по лесу во сне побродить?

 Глазки попробуй закрыть.

   ***

Разденьте меня,

 Разуйте меня,

 Уложите меня,

 Укройте меня,

 А засну

 Я сам!

    ***

 Маленькие заиньки

 Захотели баиньки,

 Захотели баиньки,

 Потому что заиньки.

 Мы немножечко поспим,

 Мы на спинке полежим.

 Мы на спинке полежим

 И тихонько посопим.

Приложение 5

Праздник « В гости к Мойдодыру»

Цель:

Закрепить знания детей о том, что правила гигиены помогают человеку быть здоровым, веселым, активным, что в основе человеческой красоты лежит опрятность, чистота.

Задачи:

  • Закрепить знания о личной гигиене; умения детей овладевать основным гигиеническими навыками.
  • Познакомить детей с понятием «Предметы личной гигиены».

Воспитывать культурное отношение к своему здоровью, стремление беречь здоровье свое и близких людей.

  • Воспитывать желание помогать друг другу.

Ход праздника

Ведущий: Ребята,  знаете, куда вы попали? В сказку! Да ещё в какую! Отгадайте мою загадку и узнаете:

Одеяло убежало
улетела простыня

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку, свечка - в печку

Я за книжку – та бежать…

И вприпрыжку под кровать!

 Что же это за чудеса? Из какой сказки? Правильно «Мойдодыр» К.И.Чуковского.

Ведущий: А вы хотите отправиться в гости к Мойдодыру?

Дети: Да.

Ведущий: Тогда отправляемся, но дорога трудна,  нужно преодолеть препятствия. Справимся?

1. Ясным, радостным деньком

    С вами в гости мы пойдём.

    Дружно, весело шагай,

    От меня не отставай.

2. Будем ноги поднимать

    Чтобы им работу дать

    По дорожке мы пройдём

    К Мойдодыру попадём.

3. А сейчас прыжки по кочкам,

    Очень тихо на носочках.

    Если с кочки упадёте,

    То утонете в болоте.

4. Дружно на берег крутой

    Поднимаемся гурьбой

    Вновь спустились на дорожку

    Отдохнули тут немножко.

(Дети садятся на стульчики)

 Вбегает Грязнуля с криком «Стой, стой, погоди!»

Ведущий: 

 Кто ты? Что случилось?

 Что  ты так  громко кричишь?

Грязнуля:   Я  самый быстрый и чистый

Ребенок на земле!

Я хотел напиться чаю,

К самовару подбегаю,

А пузатый от меня

Убежал как от огня.

Что такое? Что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось кувырком?

Утюги за сапогами,

Сапоги за пирогами

Пироги за утюгами,

Кочерга за кушаком…

Все вертится, и кружится,

И несется кувырком.

Ведущий: Ребята, отчего же это произошло?

Дети: Он грязный и неумытый!

Ведущий: А давайте мы все вместе научим Грязнулю умываться.

Появляется Мойдодыр.

Мойдодыр: Здравствуйте, ребята.

Я - великий умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник

И мочалок командир!

Ведущий: Здравствуй"Мойдодыр" мы с ребятами пришли к тебе в гости и привели с собой Грязнулю . Помоги нам пожалуйста Грязнулю привести в порядок.

Мойдодыр: Хорошо, давайте все вместе поможем Грязнуле стать опрятным: умоем, причешем его.

Ведущий: Ребята, кто расскажет Грязнуле, как правильно умываться?

Выходит один ребенок и рассказывает:

«Нужно намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, смыть пену водой. Теперь чистыми руками моем лицо, уши и шею.»

Ведущий: Спасибо за помощь ( имя ребенка).

Ведущий: А теперь Грязнулю нужно причесать.

Выходит ребенок и причесывает Грязнулю.

Ведущий: (дает Грязнуле зеркало) Вот каким Грязнуля стал красивым, чистым, как вы, ребята.

Мойдодыр: (обращаясь к Грязнуле) Я дарю тебе зубную щетку.

Грязнуля: Спасибо, Мойдодыр. Вот только зубы я чистить не умею, ребята, научите меня.

Дети рассказывают Грязнуле о том, как чистить зубы.

Мойдодыр: Для этого давайте поиграем в игру "Белые зубки."

Дети имитируют чистку зубов, приговаривая потешку:

Чищу зубы,

Чищу зубы

И снаружи…

И внутри…

Не болели,

Не темнели,

Не желтели чтоб они.

Грязнуля: Спасибо. Я теперь всё время буду умываться и чистить зубы.

Спасибо, ребята, вы мне помогли. (уходит, прощаясь)

МойдодырРебята,  за то, что вы такие опрятные, аккуратные, любите чистоту, я подарю вам свой волшебный сундучок. Но что в нём лежит, вы узнаете, отгадав загадки.

Мойдодыр загадывает загадки, дети их отгадывают (про мыло,  зубную щётку, расчёску, полотенце, носовой платок), достает предметы из сундука.

Гладкое  полосатое,

Мягкое и лохматое,

Всегда ты со мною,

Когда руки мою. (полотенце)

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (зубная щетка)

Лег в карман и караулю –

Реву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос. (носовой платок)

Ускользает как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится

Руки мыть не ленится. (мыло)

Хожу – брожу не по лесам,

А по усам, по волосам

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (расческа)

Ведущий: Все эти предметы называются предметами личной гигиены. У каждого человека: и взрослого и ребенка должны быть свои - индивидуальные предметы (расческа, носовой платок, зубная щетка, полотенце)

Мойдодыр: Предметы, из моего волшебного сундучка, помогут вам быть всегда чистыми, опрятными.

Ведущий: Ребята, давайте поблагодарим  Мойдодыра.

Мойдодыр Прощается с детьми и уходит.

Ведущий: Ребята, понравилось вам в гостях у Мойдодыра? (ответы детей) А сейчас нам пора возвращаться обратно в детский сад. Вокруг себя покрутись – и в детский сад ты возвратись!

Ведущий: Дети с какими героями мы сегодня встретились?

Дети: Мойдодыром, Грязнулей.

Ведущий: А как мы помогли Грязнуле стать аккуратным?

Дети: Умыли, причесали, научили его чистить зубы.

Ведущий: Молодцы, ребята, вы совершили хороший поступок, помогли Грязнуле стать чистым. А это всё потому, что вы соблюдаете правила личной гигиены. Теперь я знаю, что вы можете ухаживать не только за собой, но и помочь другим сможете.

Список используемой литературы

  1. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез»,  2006
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  4. Голицина И.С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа . реализация ФГТ в ДОУ.- Скрипторий- 2010г
  5. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
  6. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г
  7. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.
  8. Пашкевич Т.Д. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
  9. Пашкевич Т.Д. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к математике: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.

10.Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Подарки мойдодыра" средняя группа

Занятие на тему: "Подарки Мойдодыра"Цель: продолжать укреплять и охранять здоровье детей; совершенствовать культурно-гигиенические навыки; развивать речь детей, обогащать словарь; закреплять умения вы...

Творческий проект "Мойдодыр"

Творческий проект, направленый на формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, осознанного выполнения правил личной гигиены и ответственного отношения как к собственному здоровью, та...

Конспект игровой ситуации по здоровьесберегающим технологиям в 1 – ой младшей группе «Айболит и Мойдодыр»

Задачи образовательных областей:   Социализация: 1)Общение детей в диалоге с воспитателем; 2)Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, общение в диалоге с воспитателем. Комму...

Конспект занятия по валеологии "В гостях у Мойдодыра"

Конспект занятия по валеологиина тему: «В гостях у Мойдодыра».Младшая  группаЦель:Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам.Задачи:1.     Учить детей...

День здоровья " мойдодыр"

Физкультурник придет и проводит различные игры, эстафеты, физкультминутки. И потом появляется Мойдодыр. Дти рассказывают стихи....

День здоровья " мойдодыр"

Дети рассказывают стихи. На праздник приходит физкультурник, мойдодыр...

Мойдодыр

Мероприятие, посвященное Дню Здоровья, в рамках преемственности МДОУ  и МОУСОШ...