Формирование мотивации у дошкольников младшего возраста
консультация

Румянцева Наталия Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_mk_motivatsiya.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации к занятиям по физической культуре у детей младшего дошкольного возраста

Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов.

Продуктом успеха является высокая мотивация. Успех создает мотивацию. Любовь и уважение – вот то, что приводит к успеху. Успех ведет к победе, победа к мотивации, а мотивация – к желанию побеждать и к новым успехам.

Любовь, уважение, похвала, вот то, что желает ребенок больше всего.

Поэтому мотивация должна быть эффективной уже в д/саду.

Главная цель формирования мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи.

Мотивация к физкультуре и спорту служит побуждением к действию, способностью деятельно удовлетворять свои потребности в движении.

Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от методов обучения. Различают 3 группы методов:

  1. Наглядные – обеспечивают яркость восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка более полного представления о движении.
  2. Словестные – активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.
  3. Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.

Любой метод – это система приемов.

В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется.

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все задания. Чтобы не утратить интерес к занятиям я никогда не принуждаю детей к выполнению того или иного движения, а выстраиваю занятия таким образом, чтобы постепенно вовлечь детей во все новые игры и забавы.

В обучении движениям я выделяю специфическую направленность: научить детей не подражать, а творить. Причем внимание к технике выполнение на начальном этапе обучения я считаю не столь важным. Главное – вызвать у детей желание действовать!

Н-р: задача на занятии – совершенствовать прыжки на двух ногах с продвижением вперед.  В самом деле, прыгать по очереди через один «ручеек» довольно скучное не интересное, да и не каждому малышу понятное, а значит и малопродуктивное занятие. Дело другое, когда много «ручейков», мостиков, дорожек, «камешков», - так и хочется прыгать. И, главное, не надо ожидать очереди! Вот ситуация, когда ребенку предоставляется возможность выбора, вот самое начало его творческих, еще не осознанных поисков, вот созданная проблемная ситуация, которая поддерживает и совершенствует игровую позицию ребенка, интерес к процессу, стремление многократно повторить движение. Каждый ребенок занят, а значит уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями  решения поставленных задач, где меняется чель, способ организации детей, меняются приемы.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные герои могут « приходить в гости» или наоборот, дети могут их искать (элементы Квест), персонажи могут оценивать результаты детей.

Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся. Н-р: Мишутка-спортсмен показывает упражнения для разминки, Незнайка много не знает и не умеет.

- Ребята, давайте покажем  Незнайке как мы умеем танцевать, или, как умеем убирать физкультурное оборудование. Детское стремление общаться и помогать герою существенно увеличивает активность и заинтересованность во время занятий.

Другой пример обучения разнообразным видам движения: когда дети находят картинки с изображением животных и выполняют эмитирующие движения под музыкальное сопровождение или художественное слово. На следующих занятиях дети эмитируют движения животных, чей голос услышат. Это необычно, а значит интересно. Малыши активны, им нравится то, что они делают. У них высокое желание играть – а это ведет к успеху.

Таким образом, дети незаметно для себя, без принуждения, учатся ходить, бегать, высоко и далеко прыгать, ползать и лазать. Они совершенствуются не только в двигательном развитии, но и в умении вести себя в коллективе, развивают воображение, внимание, память.

Моя задача на этом этапе – наблюдать, индивидуально корректировать движения. Обязательно делаю предметом общего внимания действия некоторых, не очень уверенных в себе детей.

 Н-р:  - Посмотрите какой Денис молодец, как высоко поднимает колони, как настоящая лошадка!

Хочется сказать о нетрадиционных формах проведения занятий, которые являются приоритетным направлением в условиях ФГОС. Нетрадиционность  предполагает отличие от классической структуры за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесение некоторых изменений в традиционную форму построения занятий за счет включения здоровьесберегающих технологий, игровых , элементов технологий ТРИЗ, проблемного диалога.

Приведу еще один пример творческих физкультурных занятий.  Очень часто я не начинаю занятия с привычных построений. Вместо этого я даю возможность поиграть ( в данном случае с колечками). Дети самостоятельно (что важно) выполняют различные действия и движения с данным оборудованием. Затем я предлагаю малышам поиграть и представить, что колечко это «руль», а они – настоящие водители, и предлагаю им отправиться в путешествие. Тем самым побуждаю к деятельности, ориентированную на достижение цели, подвожу к размышлению и содействию.

Еще один пример:  В первой части занятия  можно использовать такой прием.

Дети входят, мячи разбросаны по всему залу.

- Ай, ай, ай, что за беда?  Ребята, не помогите ! (это мотивация – помощь взрослому)

Можно обыграть кубики: - Давайте построим домик для зайчика.

Меняйте себя, творите, фантазируйте, экспериментируйте – и вы всегда  будете успешными, уважаемыми, любимыми. Успех вас обязательно приведет к победе, победа к мотивации, а она, в свою очередь, к желанию побеждать и к новым успехам.


Формирование мотивации к занятиям по физической культуре у детей среднего дошкольного

Движения детей стали значительно более уверенными и разнообразными. Ребенок испытывает еще большую потребность в двигательной активности в связи расширением двигательного опыта и умений. Роль словестных приемов увеличивается, больше использую объяснения, команды, использую более сложные наглядные пособия. Помогает в формировании мотивации и интегрированные занятия.

Н-р: для повышения двигательной активности, интереса к занятиям физкультурой на базе детского сада организован кружок «Здоровый ребенок», где дети постоянно развивают уверенность в своих силах «идти» дальше, осваивая новые, более сложные движения. Часто использую необычную форму занятия – круговая тренировка с переходами от одного тренажера к другому с помощью карточек и маршрутных листов. Такие занятия позволяют расширить кругозор детей, формируют элементарные математические представления: счет, ориентировку в пространстве. Дети так же на занятиях закрепляют знания об окружающем мире (в зависимости от темы использую разные тематические игры), даю представления о строении собственного тела, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а так же прививаю элементарные навыки по уходу за собой и оказании первой помощи. Идет становление самостоятельности, у детей формируются основы безопасного поведения.

Чтобы дети не разочаровались во время занятий, не отказывались еще раз сделать попытку к освоению новых движений, не испытывали неудачу а следовательно низкую мотивацию, я условно, для себя, выделила детей с большой, средней и низкой подвижностью.

Основное внимание в развитии двигательной активности первой группы я уделяю воспитанию целеустремленности, управлению движений.

Заостряю внимание детей второй группы на качестве выполнения и технике движений.

А медлительным детям предоставляю возможность работать в индивидуальном темпе, т.к. спешка еще более замедляет их реакцию

Каждое занятие – своего рода «оздоровительная процедура» и вместе с тем активный отдых, поскольку движения, физическая нагрузка приносит «мышечную радость» и доставляет удовольствие.

Дети успешны, с желание выполняют все упражнения, новые движения., активно принимают участие в играх.

А как вы знаете что продукт успеха – это что???  (высокая мотивация)

Любовь детей и уважение родителей, высокое желание детей  заниматься, интерес дошкольников к занятиям физкультурой замотивировали меня на организацию занятий с использованием степ-платформ. Родителями, которые видят желание своих детей заниматься и развиваться были приобретены степы, для дальнейшей мотивации детей на успех. Я уверена, что финтес-занятия должны понравиться детям, ведь веселая музыка и стихи, сопровождающая их, будут способствовать эмоциональному подъему. Дети будут выполнять упражнения, для некоторых даже сложные и трудные. Успех ребенка будет обеспечен. Я в этом уверена.

 Таким образом  – любовь и уважение привели меня к успеху ( дети ходят на тренировки, им нравится).  Успех привел к победе (по анкетированию родителей к хорошим результатам), победа к мотивации (приобретение нового оборудования), а мотивация – к желанию побеждать и как следствие к новым победам.


Формирование мотивации к физкультуре и спорту у детей старшего дошкольного возраста

У детей старшего дошкольного возраста интерес к занятиям устойчив, у них развита крупная и мелкая моторика, ребенок подвижен, вынослив, владеет ОВД, может контролировать свои движения и управлять ими. В этом возрасте особенно формируется мотивация к физической культуре и спорту, прививается любовь к физическим упражнениям. Для повышения мотивации необходима стимуляция, необычные ситуации, новые движения, перспективные цели, новые мотивы.

Замечательный пример мотивации у старших дошкольников – участие детей в сдаче норм ГТО.  (см. таблицу)

Хорошие результаты детской диагностики ( включая опрос и беседы), владение техникой выполнения ОВД, развитые физические качества, интерес к спортивным играм и упражнениям создали у детей положительную мотивацию (участвовать в сдаче норм ГТО).

Замотивировать детей это одно, а заинтересовать их родителей другое. В каждой группе я провела собрание, где используя технологию ИКТ познакомила с возврадившемся движением, с тестами и нормативами, с результатами диагностики детей на начало учебного года. Для более эффективной работы, как корректирующей, так и информационной предложила заполнить заявления на участие детей в сдаче и предложила создать чаты( технология соц. сетей) в каждой группе , что намного упростило бы работу во взаимодействии с родителями. Согласие  написали даже некоторые родители детей с низкими показаниями диагностики.

Чтобы дети не утратили желание стать участниками сдачи норм ГТО я организовала дополнительные утренние тренировки, для повышения уровня их физической подготовки, для повышения их самооценки, самоутверждения. Интерес у детей к тренировкам был высок.

В чатах я выкладывала фотографии тренировок, занятий, физкультурных праздников и развлечений, знакомила с новыми результатами диагностики, давала индивидуальные консультации над чем поработать дама, приглашала принять участие в мероприятиях детского сада и города, благодарила родителей за участие, а они в свою очередь писали благодарности мне.

Дошкольники и родители активно принимали  участие в физкультурных праздниках и мероприятиях как внутри сада, так и в городских, дети показали хорошие результаты физической подготовки в спортивном троеборье, которое стало традицией в детском саду. Все это способствовало успешной сдаче норм ГТО.

Высокая мотивация, желание быть здоровыми, желание заниматься спортом, никогда не унывать, стремление детей сдать на знак ГТО и получить удостоверение привели к хорошим результатам во время тестирования, т.е. привели их к победе. Проигравших в день сдачи не было. Дети получили медали «Так держать!», которые родители купили заранее.

 Родители и дети были довольны.

У детей зародилась новая, перспективная, высокая мотивация, которая ведет их к желанию побеждать и к новым успехам.


РППС физкультурного зала

 (нетрадиционное оборудование)

В распоряжении детей пусть не очень просторный, но уютный физкультурный зал, оснащенный физкультурным оборудованием и инвентарем как стандартным (рекомендуемым программой), так и не стандартным, которое с успехом используется в рабате с детьми. Для повышения интереса у детей я часто меняю обстановку зала (то это тренажерный зал, то футбольное поле, то стадион, то сказочная полянка), использую разные зрительные ориентиры ( на полу, на стенах, на потолке), меняю расположение оборудования для выполнения ОВД, меняю само оборудование, что заставляет детей по разному приспосабливаться к новому, принимать различные варианты в каждом конкретном случае для приобретения двигательного опыта.

Все это повышает интерес к двигательной активности, увеличивает плотность занятий, развивает жизненно важные физические качества. Дети могут не просто двигаться, а проводить «эксперименты» над движением, повторять, сравнивать, избирать что приводит к новым успехам а следовательно к высокой мотивации заниматься.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.

Возможности игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста....

"Формирование целостной картины мира при использовании игры, как ведущего вида деятельности у детей дошкольников младшего возраста."

Формирование целостной картины мира – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного, ознакомления детей с природой.Теоретические основы экологического воспитания дош...

Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.

Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.Формирование мотивации старших дошкольников обучению грамоте посредством дидактической игры.  Картотека...

Пути и средства формирования мотивации у дошкольников к образовательной деятельности. Формы и методы

Мотивация к обучению у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотив...

«Коллаж из сказок» как один из приемов технологии ТРИЗ в формировании креативного мышления дошкольников младшего возраста (презентация опыта работы)

laquo;Коллаж из сказок» как один из приемов технологии ТРИЗ в формировании креативного мышления  дошкольников младшего возраста  (презентация опыта работы)...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВИ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ...

«Формирование мотиваций у детей дошкольного возраста к обучению хореографии»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Тынды...