«Формирование мотиваций у детей дошкольного возраста к обучению хореографии»
методическая разработка по музыке (средняя группа)

Уколова Анна Ивановна

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Тынды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Формирование мотивации у детей дошкольного возраста

 к обучению хореографией»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Автор: Уколова Анна Ивановна

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тында

2021г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

  1. МОТИВАЦИЯ, КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА……………4

1.2 СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ     ТВОРЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ………………5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Танец - это огромный мир, чтобы его покорить, надо иметь упорство, терпение и устойчивую мотивацию.

Проблема мотивации в образовательном процессе является актуальной в педагогической теории и практике. Еще Я.А.Коменский писал, «что всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению». Из основных проблем в настоящее время является то, что большинство детей не замотивированы к занятиям в целом, к искусству. Многие предпочтут занятиям прогулки, игры в компьютер, просмотр телевизора. Прежде всего занятия хореографией это желание родителей, чтобы их ребенок танцевал и правильно физически развивался, ведь занятия танцами это еще и прекрасная физическая нагрузка для детей.

В современном мире, в системе дополнительного образования сложилась хорошая база по развитию творческого потенциала и мотивации детей на занятиях по хореографии. Ведь творческая деятельность способствует развитию чувства личности, интенсивному развитию высших психических функций ребенка: памяти, мышления, восприятия, внимания, - все это слагаемые успешной образовательной деятельности. Наличие творческих способностей помогает усваивать моральные и нравственные нормы: добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. С развитием творческих способностей происходит и развитие культурно-эстетических качеств личности, через которые формируется отношение ребенка к миру. На протяжении многих лет успешно работают и развиваются творческие детские коллективы по различным направлениям хореографии.

Занятия по хореографии не перестают быть актуальными, так как и взрослые и дети удовлетворяют в танце свои потребности в движении и творческому развитию и соприкасаются с миром прекрасного. Развитие творческих способностей актуально на разных возрастных этапах: в дошкольном возрасте, в младшем школьном возрасте, подростковом возрасте и юношеском возрасте. Каждый из указанных периодов имеет свои особенности в творческой деятельности, в том числе в восприятии, развитии воображения, что требует применения различных методов и приемов обучения хореографии.

Следовательно, не перестает быть актуальным вопрос по формированию у воспитанников устойчивой мотивации к занятиям хореографией с использованием современных педагогических технологий. Любой педагог знает, что заинтересованный ребенок занимается лучше, интерес играет важную роль в формировании положительной мотивации к любой, в том числе и учебной деятельности. Останавливаясь на педагогических технологиях, хочется отметить, что их использование приводит к положительным результатам деятельности коллектива и хорошему качеству образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МОТИВАЦИЯ, КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

 

Мотив – это осознанное побуждение, осознанная потребность. Потребности являются источником активности человека, а мотив выражает направление его активности. Слово «мотив» " (французское "motif") означает «двигаю». В психологии термин «мотив» означает осознанное побуждение человека к деятельности. Мотивы также связаны с целями, которые человек ставит. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижения которого направлено действие человека.

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности – одна из основных задач педагога. Творческая активность личности – это ее способность инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.  Чтобы сформировать творческую активность на уроках хореографии, надо использовать такие современные образовательные технологии, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии, дифференцированный подход к обучению.

На формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности влияют следующие педагогические факторы:

- содержание учебного материала;

- организация учебной деятельности;

- стиль педагогической деятельности;

- анализ сегодняшних собственных результатов ребёнка с предыдущими и

только затем с общими нормами.

Интересы, желания, намерения, задачи и цели играют инструментальную роль в

системе мотивационных факторов. В формировании мотивации к занятиям хореографией,

несомненно, особо значимым является интерес. Он служит необходимой предпосылкой

обучения.

        В психолого-педагогическом плане именно на развитие устойчивого познавательного интереса должна быть направлена образовательная программа. Все мотивы обучения можно подразделить на две большие категории. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Это потребность ребенка в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание ученика повысить уважение к себе со стороны сверстников, занять определенное место в системе доступных общественных отношений. Обе категории необходимы для успешного обучения.

            «Главным побудительным мотивом творчества, как оказалось, служит стремление человека осуществить себя, проявить свои возможности.» (Карл Роджерс).  Таким образом, большое значение имеют разнообразные формы и методы стимулирования мотивации учеников. Известно, что под стимулированием в обучении понимается побуждение учеников к активной учебной деятельности. Стимулирование связано с непосредственными действиями педагога, который сознательно влияет на учеников, вызывая у них определенные мотивы учения.

 

 

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ.

 

В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности – хореографическому. Хореографическое искусство является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности и в настоящее время оно приобретает все большее значение, так как является массовым, доступным для всех.

Хореографическое образование и воспитание получают десятки тысяч детей в учреждениях дополнительного образования и школах. Занятия доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус, так как дети испытывают постоянную потребность в движении. Через движение они эмоциональней и глубже воспринимают музыку.

Приобщать маленького человека к миру Прекрасного, учить его отличать подлинное искусство от подделки, прививать с самого детства хороший вкус, закладывать те добрые основы, которые помогут вырасти человеком с тонким чувством изящного, человеком, чья душа открыта навстречу всем проявлениям творческого таланта – вот главная задача педагога дополнительного образования.

Педагог-хореограф должен научить своих воспитанников основам хореографического искусства, дать им необходимые знания, навыки, умения, принимая во внимание возрастные особенности дошкольников, младших школьников и старшеклассников.

Главной целью преподавания хореографии является развитие творческой стороны личности, индивидуального воображения и артистизма. Педагогу необходимо научить детей исполнять танец осмысленно, вдохновлено, музыкально и свободно, тогда поза превращается в выразительный жест танца, способна характеризовать различные образы, стили, чувства и переживания человека. Чтобы через танец дети могли выражать не только настроение, но и внутреннее качество личности, черты характера. Задача педагога заключается в развитии слуховой, зрительной, мышечной памяти у исполнителей, ведь владение всеми видами памяти способствует более быстрому усвоению материала и эффективному приобретению танцевальных навыков.

Для достижения поставленных целей педагогу данной дисциплины необходимо учитывать возрастную особенность ребенка, его физическую и психологическую подготовку. Он постоянно должен помнить, что выполнение поставленных задач, зависит не только от содержания, но и методики преподавания основ хореографического искусства. Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников, формирование у них устойчивой положительной мотивации к занятиям хореографией и достижения ими высокого творческого результата используют различные методы работы.

 Стремительно развивающиеся информационные технологии, повсеместно проникающие в нашу жизнь, требуют современного подхода к организации процесса обучения и доставки знаний, поэтому мы вводим инновации.

Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Использования инновационных технологий на занятиях обусловлена тем, что для современной образовательной практики характерно требование к повышению уровня знаний и практических навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности педагога, соответствующей новейшим достижениям в области педагогики, психологии, культурологии.

Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов к подготовке участников хореографических коллективов. К традиционным методам подготовки мы относим методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивания танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие танцоров.

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты:

- современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей;

- педагогические аспекты творческой деятельности;

- этнопедагогический подход к обучению, воспитанию и развитию;

- методы развития межличностного общения в коллективе;

- интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива;

- методы создания художественной среды средствами хореографии.

Инновационные методы на уроке хореографии представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей воспитанников.

Данный способ включает:

- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры);

- теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей);

- практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую видеосъемку, для работы на следующем этапе);

- рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций).

Развитие личности ребенка в учреждении дополнительного образования детей идет на учебном занятии, на досуговых и творческих мероприятиях.

Формы, методы и педагогические технологии должны соответствовать интересам и потребностям обучающихся. Для достижения нового качества образования используются современные образовательные технологии.

  1. Технология обучения в сотрудничестве.

Данная технология позволяет организовать обучение детей по программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае ученики разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, проверяют, указывают на ошибки.

- групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда).

- коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп).

- индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).

2. Технология игрового обучения (дети дошкольного и младшего школьного возраста).

Учитывая психологию детей данного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период является игра, многие занятия выстраиваются в форме танцевальных и музыкальных игр. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели.

На занятиях с группами дошкольного возраста, можно применить метод показа сказок. На примере такого занятия можно проследить, как традиционные упражнения партерной гимнастики приобретают одушевленные формы в виде животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивает детское воображение и эмоциональность, закладывает истоки творчества.

На занятиях использую различные подвижные игры. Среди них:

- «Чья команда длиннее?» (шпагаты);

- «Танцевальные импровизации» (животные, герои сказок, танцевальные жанры, народности);

- «Живая цепочка» (танцевальные позы и движения).

- прием «Этюдная композиция»

- игра «Картина» придумывают фигуру, и принимают определенную позу.

Выворотность, гибкость, растяжка, воспитываются в условиях игры, мышечные ощущения у обучающихся закрепляются с интересом и удовольствием.

3. Технология проектного обучения

Хореографические занятия полны творческих заданий, приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Ученики могут выполнять как в группах, так и индивидуально.

- творческий годовой отчетный концерт, организованный детьми.

- досуговое мероприятие для воспитанников.

4. Технология здоровьесберегающего обучения:

- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;

- мотивация на здоровый образ жизни;

- формирование у детей устойчивого понимания, что занятия хореографией – способ поддержания здоровья, развития тела.

5. Информационные технологии

Деятельность танцевального коллектива предполагает постановку танцев и проведение концертных выступлений воспитанников. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии.

Применение компьютера позволяет:

- накапливать и хранить музыкальные файлы;

- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;

- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;

- хранить фото- и видеоматериалы коллектива.

Компьютер даёт возможность:

- активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;

- эффективно осуществлять поиск и переработку информации;

- пользоваться почтовыми услугами Интернета;

- поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение.

6. Технология интегрированных занятий.

Совместный процесс прослушивания музыки помогает заинтересовать и приобщить детей к сокровищам музыкальной культуры, подсказать неожиданные замыслы будущих танцев детям старшей возрастной группы, которые делают творческие попытки и пробы самостоятельного сочинения танцевальных произведений. Приступая к постановочной работе, дети знакомятся с различной литературой, которая помогает ощутить атмосферу эпохи, культуры, национальной особенности пластики танца. Интерес к работе над образом создает мотивацию к изучению исторических, литературных, музыкальных материалов, что является составляющими элементами интегрированных занятий программы.

 Преимущество интегрированных занятий:

- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;

- способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

- способствуют развитию музыкальных умений и навыков;

- позволяют систематизировать знания;

- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

- обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого воспитанника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению задания.

В результате, учебная программа в последующие годы обучения становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов. Таким образом, инновационные технологии, используемые в любой области дополнительного образования детей, способствуют гармоничному развитию личности обучающихся, их самоопределению и самореализации.

Говоря о педагогических технологиях, хочется отметить, что их использование приводит к положительным результатам деятельности коллектива, хорошему качеству образования и формированию устойчивой мотивации к занятиям хореографией.

Успех в формировании у воспитанников устойчивой мотивации к занятиям хореографией также зависит от союза семьи, детей и педагога. Помощь родителей важна для работы студии танца.  В настоящее время, часто можно встретиться с проблемой недостаточного внимания со стороны родителей. Поэтому я провожу собрания, открытые уроки, диагностику детей, беседы с родителями, участвую в различных акциях и вовлекаю детей и их родителей в   творческий совместный процесс.

Совместная подготовка костюмов, атрибутов, украшение зала для определённого тематического концерта, общение переживания и победы всё это положительно влияет, на выступления дошкольников, активизирует нравственно – духовные аспекты, ведь для родителей и детей совместная деятельность сплачивает семью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_ukolova_a.i._g.tynda_.pptx2.99 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ"

1. Что такое импровизация2. Воображение как необходимый элемент импровизации3. Импровизация в игре и танце...

Методическая разработка "Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении игре пионербол"

       ФГОС определяет, что условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, а именно в сферах ...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 2 Методические основы формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Тема 1 - Характеристика условий формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 2 - Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 3- Инт...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 3 Игра в формировании музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Тема 7 - Характеристика музыкальной игрыТема 8 - Музыкальная игра-сказка в формировании творческой активности ребёнкаТема 9 - Особенности организации и руководства творческим процессом музыкальной игр...

Методическая разработка«Использование инновационных технологий как средство повышения мотивации детей дошкольного возраста при обучении грамоте».

В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому изучаю и применяю как традиционные, так и современные педагогические технологии....

Понятие «мотивация» в отечественной и зарубежной литературе и особенности мотивации у детей дошкольного возраста

Понятие «мотивация» в отечественной и зарубежной литературе и особенности мотивации у детей дошкольного возраста  Пусковым механизмом в развитии любой учебной деятельности являет...