Презентация "Характеристика дыхательной функции при различных нарушениях (нарушении голоса и ринолалии) и приемы ее нормализации"
презентация

Ананьева (Щербакова) Елена Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристика дыхательной функции при различных нарушениях (нарушении голоса и ринолалии ) и приемы ее нормализации Выполнила учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №73 «Малыш» Ананьева Е.В. Смоленск 2021

Слайд 2

Список использованной литературы Соболева Е.А. Ринолалия. М.: АСТ Астрель, 2006 – с. 68-73 Электронный ресурс: http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/index.php/vidy-rechevyh-narusheniy/58-rinolaliya.html Электронный ресурс: https://lib.nspu.ru/umk/5671709c5326a7d6/t4/ch1.html Электронный ресурс: http://logozond.ru Электронный ресурс: http://www.youtube.com/watch?v=2NRl16bu224

Слайд 3

Содержание Список использованной литературы Основные понятия темы Строение органов дыхания: Диафрагма Легкие Трахея и бронхи Гортань Носовая полость и воздухоносные пути Роль дыхания в голосообразовании Физиологическое дыхание Фонационное дыхание Нарушение дыхания при нарушении голоса Приемы коррекции дыхания при нарушениях голоса Нарушение дыхания при ринолалии Приемы коррекции дыхания при ринолалии Дыхательные упражнения Комплекс упражнений дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой Видео материалы

Слайд 4

Основные понятия темы Внешнее дыхание - газообмен между организмом и окружающей средой, включающий поглощение кислорода и выделение углекислого газа, а также транспорт этих газов внутри организма. Ринолалия ( Ипполитова ) – речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков. Нарушение голоса – полное отсутствие или расстройство процесса фонации в резком патологическом изменении голосового аппарата.

Слайд 5

Строение органов дыхания Основная функция дыхательной системы – обеспечение поступления кислорода в кровь и удаление из крови углекислого газа. Органы дыхания человека представлены воздухоносными путями, по которым проходит вдыхаемый и выдыхаемый воздух, и легкими, где происходит обмен газов.

Слайд 6

Диафрагма Диафрагма - непарная широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для; расширения лёгких. Условно её границу можно провести по нижнему краю рёбер; В диафрагме различают поясничную, реберную и грудинную части.

Слайд 7

Легкие Легкие располагаются в герметически закрытой грудной полости и имеют вид половины конуса, вершиной кверху; У человека два легких – правое и левое. Правое легкое состоит из трех долей, левое – из двух. Суженную верхнюю часть легких называют верхушкой, а расширенную нижнюю – основанием; Легкие покрыты оболочкой – плеврой , которая состоит из двух листков; Между внутренним и наружным листками плевры образуется герметически замкнутое мельчайшее капиллярное пространство, которое называют плевральной полостью.

Слайд 8

Трахея и бронхи Трахея начинается на уровне нижнего края VI шейного позвонка и оканчивается на уровне верхнего края V грудного позвонка; Длина трахеи колеблется от 9 до 12 см, поперечный диаметр в среднем 15 – 18 мм; Трахея делится на два бронха, которые входят в правое и левое легкие; Бронхи входят в легочные дольки и образуют еще более мелкие дыхательные ветви – бронхиолы, которые заканчиваются альвеолярными мешочками; Диаметр альвеол равен 0,2 – 0,3 мм, а их количество достигает 300 – 400 млн

Слайд 9

Гортань Гортань располагается впереди гортанной части глотки на уровне IV – VI шейных позвонков и образована хрящами; К верхнему краю щитовидного хряща прикрепляется надгортанник; От щитовидного хряща к черпаловидному (спереди назад) идут две голосовые связки. Пространство между ними называют голосовой щелью.

Слайд 10

Носовая полость и воздухоносные пути Дыхательные пути начинаются носовой полостью, которая отделена от ротовой полости спереди твердым, а сзади мягким нёбом; Носовая полость имеет костный и хрящевой остов и сплошной перегородкой делится на правую и левую части; Слизистая оболочка носа содержит ряд приспособлений для обработки вдыхаемого воздуха; Органы дыхания человека представлены воздухоносными путями, по которым проходит вдыхаемый и выдыхаемый воздух, и легкими, где происходит обмен газов

Слайд 11

Роль дыхания в голосообразовании Основные функциональные единицы органов дыхания формируются к рождению; Кислородный запрос увеличивается по мере роста ребенка; Увеличивается объем скорости дыхания; Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде; Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох.

Слайд 12

Физиологическое дыхание Различают три типа дыхания: ключичный ( верхнереберный ); грудной; грудобрюшной (диафрагмально-реберный) У новорожденного действует только диафрагмальное дыхание. К 3-7 годам создаются условия для грудного дыхания. По мере физического развития у ребенка постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной.

Слайд 13

Фонационное дыхание В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения. В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания .

Слайд 14

Фонационное дыхание Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно с развитием речи. Уже в возрасте 3–6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. Произнесение фразы детьми 10 лет, как и взрослыми людьми, в спокойном эмоциональном состоянии всегда происходит в пределах одного речевого выдоха. К 10 годам становление речевого дыхания завершается.

Слайд 15

Нарушения дыхания при нарушениях голоса Э.К. Сийрде показал, что не только нарушения дыхания влияют на состояние голосовой функции, но и, наоборот, серьезные расстройства голоса (например, при органических изменениях гортани) обусловливают изменения дыхания при речи При функциональных нарушениях голоса, как отмечают Ю.С. Василенко, О.С. Орлова, А.Т. Рябченко дыхание слабое, поверхностное, вдох и выдох часто некоординированы , плохо сочетается дыхание с движением. Среди особенностей фонационного дыхания авторы отмечают речь на вдохе, значительное сокращение времени фонации.

Слайд 16

Нарушения дыхания при нарушениях голоса Фонационное дыхание, по данным Е.В. Лавровой, Е.С. Алмазовой , страдает при всякой голосовой патологии независимо от природы дефекта. О.С. Орлова наблюдала нарушения дыхания, внезапные спорадические прорывы воздуха во время речи при спастической дисфонии . Характер дыхания детей с органическими нарушениями голоса, по её мнению, связан с основным заболеванием и проявляется в поверхностном, ключичном дыхании. Наблюдается укорочение вдоха и выдоха, что является основой нарушения фонационного дыхания

Слайд 17

Приемы коррекции дыхания при нарушениях голоса М.И. Фомичев и А.Н. Сафаров (1936) применяли комплексный метод лечения функциональных расстройств голоса – фоническую ортопедию, касательно дыхания: воспитание нижнереберного диафрагмального дыхания, так называемый «рабочий тип дыхания», выдох озвученный (губы в положении для звуков [ п ], [ ф ] ), или воздушными толчками – мгновенный; Бери и Эйзенсон (1956) разработали свою методику развития дыхания : а) медленная зевота и произнесение [ О ] на выдохе, кашель; б) в лежачем положении медленно, легко вдыхать воздух и произносить звук А; в) произносить А, держа руку на диафрагме; г) число гласных постепенно увеличивается (а, о, и, у, е); д ) гласные соединяются со взрывными согласными ( бе-ба-бо-бу ); е) «мурлыканье» (гудение), добиться изменений в высоте голоса; ж) чтение стихов с вопросительной, восклицательной интонацией

Слайд 18

Приемы коррекции дыхания при нарушениях голоса М. Шмидт (1899) обратил внимание на нарушение дыхания при нарушениях голоса. Он заложил основы ортофонического лечения. Большое значение придавал развитию дыхания и внушению. Дошкольникам с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

Слайд 19

Приемы коррекции дыхания при ринолалии Коррекция физиологического дыхания заключается в устранении ключичного типа дыхания; Коррекция фонационного дыхания подразумевает выработку целенаправленной воздушной струи при фонации; В первую очередь, необходимо устранить причины: провести соответствующие операции, избавиться от аденоидов, полипов, фибром, искривления носовой перегородки, воспалительного отёка слизистой носа при насморке и аллергическом рините, а уже потом, - восстановить правильное физиологическое и речевое дыхание; Маленькому ребёнку бывает трудно, а порой и неинтересно выполнять упражнения просто по показу. Поэтому нужно использовать игровые приемы.

Слайд 20

Дыхательные упражнения Дыхательные упражнения: Легко поплевывать с зажатыми крыльями носа. Легко подуть холодной струей на вату, бумагу. Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников. Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты. Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрызгивания. Задувание свечи: сначала с расстояния 15–20 сантиметров, затем более далекого. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, не ранее чем через час после еды. Длительность упражнений не превышает пяти минут. Затем детям предлагаем упражняться в дифференциации ротового и носового дыхания. Упражнения повторяются 6–8 раз подряд 3–4 раза в день. Дыхательные упражнения быстро утомляют детей, поэтому их следует чередовать с другими упражнениями, основная цель которых – нормализация артикуляции.

Слайд 21

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой Основной комплекс 1. «Ладошки» 2. «Погончики»

Слайд 22

3. «Насос» («Накачивание шины») 4. «Кошка» 5.«Обними плечи»

Слайд 23

6. «Большой маятник» 7. «Повороты головы» 8. «Ушки» 9. «Маятник» головой»

Слайд 24

10. «Перекаты» 11. «Шаги»

Слайд 25

Видео материалы Комплекс дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития двигательных функций у детей с нарушением ОДА. Методы и формы работы для развития двигательных функций у детей с ДЦП».

Особенности развития двигательных функций у детей с нарушением ОДА. Методы и формы работы для развития двигательных функций у детей с ДЦП»....

Особенности высших психических функций при различных нарушениях речи

Особенности высших психических функций при различных нарушениях речи...

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ (ДИСЛАЛИЯ, СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ, РИНОЛАЛИЯ)

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ (ДИСЛАЛИЯ, СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ, РИНОЛАЛИЯ)...

Дыхательные упражнения как средство преодоления нарушения голоса у детей дошкольного возраста

  Красивый, звучный голос, чёткая, безукоризненная дикция, правильное литературное  произношение – свидетельство психического и физического здоровья ребёнка.    З...

Разновидности нарушений произношения различных звуков и приемы их постановки при различных разновидностях нарушений звукопроизношения.

Разновидности нарушений произношения различных звуков и приемы их постановки при различных разновидностях нарушений звукопроизношения....

Основные направления организации логопедической работы по преодолению нарушений просодической организации речи у детей с различными речевыми нарушениями

Данная статья содержит основные направления и принципы методической работы с детьми дошкольного возраста по преодолению просодических нарушений. Владение базовыми знаниями структуры логопедической раб...