АОП для детей с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике

Григорчук Наталья Александровна

Целевые иориентиры, содержание, предполагаемый результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_dlya_detey_dtsp.docx53.98 КБ
Файл itogovaop.docx58.54 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа по физической культуре с детьми ДЦП

I. Целевой раздел программы

Пояснительная записка

Программа, является документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации физической культуры педагога. Она составлена на основе Федерального государственного  образовательного  стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).                      

Программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада «Солнышко»  по образовательной области «Физическое развитие», разработана для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)  в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Для составления адаптивной образовательной программы использовались специальные программы:

  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-у изд., испр. и доп. – М.: мозайка-синтез, 2014  г
  • Адаптированная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 «Золотой ключик» г. Южно-Сахалинска для детей с ограниченными возможностями здоровья

Цели и задачи

Программа направлена на коррекцию физического развития ребенка с ограниченным возможностям здоровья, реабилитацию двигательных функций организма.

Цель: развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.

Задачи программы

Образовательные задачи:

1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.

2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

3.  Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.

4.  Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.

Развивающие задачи:

  1. Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
  2. Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
  3. Развитие пространственно-временной дифференцировки.
  4. Обогащение словарного запаса.

Оздоровительные и коррекционные задачи:

  1. Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
  2. Активизация защитных сил организма ребёнка.
  3. Повышение физиологической активности органов и систем организма.
  4. Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
  5. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы,   плоскостопия).
  6. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
  1. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
  2. Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
  2. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
  3. Воспитание   устойчивого   интереса к занятиям физическими упражнениями.
  4. Формирование у воспитанника осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.

Принципы и подходы

Эффективность решения данных задач зависит от правильного подбора принципов,  подходов, методов  в воспитании и развитии детей.

Данная программа построена на основе качественного подхода к проблеме развития психики ребенка. Качественный подход постулирует, что психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека, и лишь в процессе онтогенетического развития она начинает обладать характеристиками взрослой особи. Это положение развивается в трудах двух крупнейших психологов ХХ столетия - Льва Семеновича Выготского и Жана Пиаже.

  1. Возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже) к проблеме развития психики ребенка.

Возрастной подход к развитию психики ребенка учитывает, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста.

  1. Личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка.

Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.

Исходя из положения, что в основе развития  лежит прежде всего эволюция поведения и интересов ребенка, изменение структуры направленности его поведения. Идея о поступательном развитии ребенка главным образом за счет его личностного развития принципиально противоположна господствующим в современной педагогике идеям о приоритете интеллектуального развития. 

Наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др.), имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:

  1. Принцип оздоровительной направленности, согласно которому инструктор по физической культуре несет ответственность за жизнь и здоровье своего воспитанника, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для двигательной активности ребенка.
  2. Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач физического и умственного, социально - нравственного и художественно - эстетического воспитания, единства своей реализации с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью.
  3. Принцип гуманизации и демократизации, который позволяет выстроить всю систему физического воспитания ребенка в детском саду и физкультурно- оздоровительной работы с ребенком на основе личностного  подхода, предоставление выбора форм, средств и методов физического развития и видов спорта, принципа комфортности в процессе организации развивающего общения педагога с ребенком.
  4. Принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня и охранительный режим в процессе проведения занятий по физическому развитию учитывая индивидуальные способности ребенка, подбирая оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп в процессе двигательной активности, реализуя принцип возрастной адекватности физических упражнений.
  5. Принципы постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности построения физкультурных занятий, непрерывности и систематичности чередовании я нагрузок и отдыха, лежащие в основе методики построения физкультурных занятий.
  6. Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно - гигиенических навыков, развития двигательных навыков.

Особенность физического развития с детским церебральным параличом:

  • задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности;
  • слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе осуществления действий с предметами, являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза);
  • согласованные движения руки и глаза развиты не достаточно, особенно если имеет место неправильные установки тела, головы и конечностей (например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты);
  • наблюдается повышение мышечного тонуса (спастичность, мышечная гипертония);
  • несформированность реакций равновесия и координации движений.

Интеграция образовательных областей по ФГОС ДО

Физическая культура по своему интегрирует в себе такие образовательные области как:

  • Социально-коммуникативное развитие: 

Развивать игровой опыт совместной игры взрослого с ребенком и со сверстниками, побуждать к самостоятельному игровому творчеству в подвижных играх. Развивать умение четко и лаконично давать ответ на поставленный вопрос и выражение своих эмоций, проблемных моментах и пожеланий. Развивать коммуникативные способности при общении со сверстниками и взрослыми: умение понятно объяснить правила игры, помочь товарищу в затруднительной ситуации при выполнении задания, разрешить конфликт через общение.

  • Познавательное развитие:

Обогащать знания о двигательных режимах, видах спорта. Развивать интерес к изучению себя и своих физических возможностей: осанка, стопа, рост, движение. Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.

  • Речевое развитие

Обогащать активный словарь на занятиях по физкультуре (команды, построения, виды движений и упражнений); развивать звуковую и интонационную культуру речи в подвижных и малоподвижных играх.

  • Художественно-эстетическое развитие: 

Обогащать музыкальный репертуар детскими песнями и мелодиями. Развивать музыкально-ритмические способности детей, научить выполнять упражнения в соответствии с характером и темпом музыкального сопровождения.

Планируемые результаты

К концу года научится:

  • правилам поведения и профилактики травматизма на занятиях физической культуры, правилам безопасности;
  • соблюдать личную гигиену, режим дня;
  • соотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном;
  • выполнять тестовые задания для определения уровня развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
  • получит возможность научиться:
  • выполнять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом и прыжками;
  • выполнять метание малого мяча на дальность, упражнения в передачах, бросках, ловли мяча;
  • выполнять лазанье по гимнастической стенке, по наклонной доске, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке;
  • выполнять упражнения на освоение навыков равновесия;
  • выполнять строевые упражнения: построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг, перестроение по звеньям, повороты  и другие строевые команды;
  • выполнять упражнения по формированию правильной осанки, развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, комплексы утренней гимнастики, физкультминуток.

Личностные результаты:

  • развитие мотивов НОД и формирование личностного смысла обучения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Метапредметные результаты:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать образовательные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха образовательной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
  • овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
  • взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.

Ожидаемый результат

Повышение реабилитационного потенциала ребенка с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.

В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;
  • проверка выполнения отдельных упражнений;
  • выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.

II. Содержательный раздел программы

Структура физкультурного занятия

Физкультура проводится 2 раза в неделю в спортивном зале. Различные формы и методы проведения занятий способствуют закреплению двигательных умений и навыков, воспитанию физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитию координации движений, пространственной ориентации и укреплению физического и психического здоровья.

Продолжительность занятия по физической культуре 30 мин

Вводная часть направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части.

Основная часть (самая большая по объему и значимости) включает в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений по теме. Итогом основной части занятия является – тематическая подвижная игра высокой активности.

Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей. В ней воспитанник выполняют коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания.

Формы организации двигательной деятельности

Выделяется 6 основных форм организации двигательной деятельности в режиме учебного дня, каждая из которых отражает свои цели и задачи:

— традиционная (обучающий характер, смешанный характер, вариативный характер);

— тренировочная (повторение и закрепление определенного материала),

— игровая (подвижные игры, игры-эстафеты);

— сюжетно-игровая (может включать различные задачи по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром, а также по формированию элементарных математических представлений);

— с использованием тренажеров (гимнастическая стенка, велотренажер, гимнастическая скамья, батут, диск здоровья и т.п.);

— по интересам, на выбор ребенка (мячи, обручи, кольцеброс, полоса препятствий, тренажеры, скакалки).

Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке, физкультминутках и подвижных играх во время прогулок. Развитию самостоятельности в старшем дошкольном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные дошкольником на занятиях физической культурой. Для полной реализации программы укрепляется материально-техническая и учебно-спортивная базу, проводится спортивные соревнования.

Средства, используемые при реализации программы:

  • физические упражнения;
  • корригирующие упражнения;
  • коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
  • материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
  • наглядные средства обучения.

Содержание

Раздел. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Дыхательные упражнения. В исходном положении лежа на спине(сидя, стоя) развивать диафрагмальное, реберное и смешанное дыхание. Выполнять углубленный выдох с одновременным произнесением звуков и имитационными движениями: как согревают руки (х-хо), как студят чай (ф-фу). Глубокое дыхание по подражанию (вместе с инструктором). Дыхание через нос и рот. Тренировка дыхания в ходьбе с произнесением звуков на выдохе и имитационными движениями: чу-чу-чу (паровоз), ш-ш-ш (вагоны), у-у-у (самолет).

Основные положения и движения головы, рук, ног, туловища.

Исходное положение лёжа, сидя, стоя. Движения головой в разных направлениях. По подражанию одновременные движения руками вперед, назад, в стороны, вниз. Сгибание и разгибание предплечий и кистей рук. Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа движений. Противопоставление первого пальца остальным с контролем зрения, а также без него.

        Выделение пальцев рук. В исходных положениях лёжа на спине, на животе, на боку поочерёдное поднимание и отведение прямых или согнутых ног, а также круговые движения ими. Приседание на всей ступне, стоя у опоры. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны. Акробатические группировки сидя, лёжа на спине, в приседе. Простейшие сочетания изученных движений.

        Упражнения по коррекции позно-тонических реакций в локомоторно – статических функциях. Удерживать голову в среднем положении в исходном положении стоя у опоры, ноги вместе, стопы максимально разведены, поднимаясь на носки и поднимая правую (левую) руку вверх, прогнуться; приседания из этого исходного положения. Удерживая голову в повороте вправо (влево) в исходном положении стоя у опоры ноги на ширине плеч, стопы разведены, приседать на правой (левой) ноге. Сохранение правильного положения головы в ходьбе, беге и в подпрыгиваниях с поворотами (по ориентирам).

        Упражнения для расслабления мышц. Исходное положение сидя, стоя, поднимать руки в стороны, слегка наклонившись вперед, бросать расслабленно вниз. Плавные помахивания руками, отведенными в стороны (кисти слегка отстают от движения всей руки) – «птицы машут крыльями». Руки перед собой, кисти свисают, непрерывными потряхиваниями предплечий расслаблять кисти («стряхивать воду с пальцев рук»). Стоя у опоры, покачивать вперед-назад расслабленной ногой – «стряхивать воду с ноги».

        Упражнения для развития реципрокных отношений в координации движений. Одновременные движения прямыми руками вперед – назад, вверх-вниз. Одновременные движения прямыми руками с перекрестной координацией (правая вперед, левая назад и т.п.). Одновременные и однонаправленные движения рукой и ногой (лёжа на спине одновременно руку и ногу поднять вверх, опустить вниз, согнуть, разогнуть). Движения рук и ног с перекрестной координацией (лёжа на спине – правая рука, левая нога поднимается вверх, отводится в сторону, то же выполняется другой рукой и ногой). Формирование координации движений в прыжковых упражнениях: стоя у опоры, прыжком ноги в стороны – вместе.

        Упражнения для формирования свода стоп, их подвижности и опороспособности. В исходном положении сидя (стоя у опоры) сгибание  и разгибание пальцев ног: тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочередным касанием пола пяткой, носком; смыкание и размыкание стоп. Прокатывание стопами каната. Захватывание стопами мяча. Захватывание ногами мешочка с песком с последующими бросками его в веревочный круг, в обруч и передачей соседу по ряду.

        Ходьба по ребристой доске, с наступанием на канат. Ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и наружном крае стоп (индивидуальное задание). Из исходного положения - стоя у опоры, ноги на ширине ступни, перекаты с носков на пятки.

        Упражнения для формирования равновесия. Сохранение устойчивости при движениях головой в исходных положениях: сидя, стоя на коленях, стоя, ноги на ширине ступни, ноги в шаге. Сохранение устойчивости при наклонах туловища вперед – назад, вправо, влево; повороты вправо – влево. Из исходного положения лёжа на спине (на животе) быстрый переход в основную стойку, принимая как можно меньше промежуточных исходных положений. Кружение на месте переступанием. Удерживать различные исходные положения на качающейся плоскости. Ходьба по начерченному коридору, по доске, лежащей на полу, по доске с приподнятым краем (вверх – вниз), по гимнастической скамейке. Перешагивание через канат, лежащий на полу, через бруски, гимнастические палки, лежащие на полу на расстоянии 1м.

        Упражнения для формирования правильной осанки. Принимать правильную осанку сидя, стоя с помощью учителя и сохранять её до 10сек. Подтягивание на руках с разогнутой головой лёжа на животе на наклонной плоскости. Выполнение упражнений, укрепляющих мышцы туловища в положении разгрузки позвоночника. Стойка у вертикальной плоскости с сохранением правильной осанки при движениях головой, руками. Приседание с прямым туловищем и поднятой головой (опора руками на уровне груди). Упражнения у гимнастической стенки с опорой на рейку на уровне груди с сохранением выпрямленной осанки. Ходьба на месте и с продвижением вперед с положением рук за спиной или на поясе, с поднятой головой, выпрямленной осанкой (индивидуальная коррекция).

        Упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений. Передвижение к ориентирам (флажку, мячу). Построение в шеренгу, в колонне по ориентирам (у стены, у окна, у гимнастического снаряда). Изменение направлений в ходьбе по ориентирам, начерченным на полу. Выполнение  с открытыми и закрытыми глазами исходных положений рук по инструкции учителя: вниз, вверх, вперед, назад.

Раздел. Прикладные упражнения.

        Построения и перестроения. Построение в шеренгу с равнением по канату (черте). Построение в колонну по одному вдоль каната (черты, гимнастической скамейки). Построение в круг с равнением по канату. Повороты на месте переступанием.

        Ходьба и бег. Ходьба обычным шагом (вводить коррекцию  походки с учетом индивидуальных особенностей). Ходьба строем друг за другом. Ходьба парами. Ходьба с остановками по сигналу. Ходьба с преодолением препятствий (сгибание предметов, перешагивание через них в ходьбе, подлезание и т.п.). Спокойный бег друг за другом.

        Прыжки. Подпрыгивания на двух ногах на месте и с продвижением на расстояние 1,5 -2 м(в играх «Попрыгунчики», «По кочкам», «Зайчата»). Подпрыгивание вверх на месте с касанием висящего предмета рукой, головой. Прыжки в глубину с двух ног на две с мягким приземлением с высоты 15-20см. Прыжки на мягкое препятствие высотой 15-20см. Прыжки с гимнастического мата на мат (расстояние 10-20см). Перепрыгивание через начерченную линию, канат. Прыжки в длину с места толчком двух ног(15-20см).

        Лазанье и перелезание. Лазанье вверх и вниз по гимнастической стенке и веревочной лестнице, не пропуская реек. Передвижение на четвереньках по ковровой дорожке, по гимнастической скамейке, наклонной доске, наклонной лестнице. Перелезание через препятствие высотой 50-60см. Подлезание под препятствие(под гимнастического коня, натянутую веревку). Пролезание через обруч, удерживаемый ребром к полу учителем(другим учеником). Пролезание между рейками лестницы, вертикально поставленной к полу.

        Упражнения с флажками. Правильное удержание флажка. Помахивание одним флажком, двумя вверху над головой, впереди, внизу перед собой и сбоку. С флажками в руках по подражанию принимать исходное положения: руки в стороны, вперед, вверх, скрестно перед собой, вниз. Ходьба с флажками в руках.

        Упражнения с обручами. Удерживая обруч двумя руками, поднимать его перед собой, вверх, бесшумно опускать вниз. Удерживать обруч перед собой, ходить с изменением направления и движениями руками («шофер ведет машину»). В положении сидя в обруче ноги «скрестно», стоя в обруче в основной стойке, наклоны вперед (с захватыванием обруча) и выпрямлением (с подниманием обруча). Прокатывание обруча и бег за ним.

        Упражнения с гимнастическими палками. Удержать палку различными хватами (сверху, снизу, сбоку) с индивидуальной коррекцией дефектов хвата. Перекладывание палки из руки в руку, меняя способы хвата. По подражанию принимать различные исходные положения с палкой в руках: палка внизу перед собой, палка вверху, палка за головой. Выполнять повороты туловища и наклоны, удерживая палку перед собой, вверху. Стоя на коленях, палка над головой, повороты и наклоны туловища. Ходьба с палкой в руках.

        Упражнения с большими мячами. Принимать различные исходные положения, удерживая мяч в руках. Перекладывание мяча с одного места в другое по ориентирам. Катание мяча головой, передвигаясь на четвереньках. Прокатывание мяча на дальность разгибанием руки (кисть сверху). Катание мяча толчком одной руки (двумя) лёжа на животе. Сидя на полу, ноги «скрестно» выпрямлены (прокатывание мяча вокруг себя). Передача мяча друг другу (в парах, по кругу, по ряду 2-мя руками снизу на уровне груди, сверху, сбоку, шаг вперед). Прокатывать мяч перед собой с продвижением по залу. Броски мяча через веревку сидя «по–турецки». Подбрасывание мяча перед собой и ловля.

        Упражнения с малыми мячами. Перекладывание мяча из руки в руку перед собой, над головой, за спиной в основной стойке и изменяя исходное положение. Подбрасывание мяча перед собой и ловля. Сгибание, разгибание, вращение кисти, предплечья и всей руки с удерживанием мяча.

        Метания, передача предметов и переноска грузов. Правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками. Прием и передача предметов в шеренге, по кругу, меняя направление. Броски мешочка с песком друг другу, в круг, в обруч. Метание средних мячей снизу вверх. Метание мячей снизу в цель, расположенную вертикально. Метание малого мяча вдаль с места из-за головы, стоя лицом по направлению метания. Метание одной рукой из-за головы в мишень, расположенную вертикально. Переноска мешочка с песком, набивного мяча на ладонях обеих рук, вытянутых вперед. Переноска гимнастических палок (4-6шт.).

Подвижные игры.

        «Совушка», «Два Мороза», «Волк во рву», «Слепая лиса», «Салки», «Пятнашки», «Мяч соседу», «Гуси-лебеди», «К своим флажкам», «Метко в цель», «Кто дальше бросит», «Принеси мячи», «Догони мяч».

        Простейшие игры-эстафеты со специальными заданиями на осанку с включением ходьбы на четвереньках, коленях, вставанием из положения стоя на коленях, с перекатыванием и перебрасыванием мяча.

Перспективный план корригирующей гимнастики

Цель. Создание благоприятных физиологических условий для увеличения подвижности позвоночника, правильного взаиморасположения всех частей тела, направленной коррекции имеющего дефекта осанки; удовлетворять биологическую потребность растущего организма ребёнка в двигательной деятельности, давать возможность  ему ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом.

Период

Задачи

Подготовительный

Сентябрь

мониторинг

Октябрь-ноябрь

Воспитание сознательного отношения к занятиям.

Обучение навыкам принимать и фиксировать правильную осанку.

Обучение специальным корригирующим упражнениям.

Обучение правильному выполнению упражнений для формирование осанки и укреплению свода стоп.

Обучению массажу рук и стоп мячами-массажерами

Основной

Декабрь-февраль

Совершенствование навыка правильной осанки и выработка стереотипа правильной походки.

Развитие гибкости и подвижности позвоночника.

Обучениям упражнениям, укрепляющим мышечный корсет, с применением гимнастического инвентаря (гимнастические палки, скамейки, ортопедические мячи, мячи  мячи-массажеры)

Заключительный

Март-май

Укрепление мышц верхнего плечевого пояса и ног с применением набивных мячей, наклонной доски или доски для пресса.

Развитие общей и силовой выносливости.

Тестирование ребенка.

Закрепление достигнутых навыков стереотипа правильной осанки и походки

Календарно – тематическое планирование

  №

Тема

Октябрь - ноябрь

Ознакомление с содержанием и организацией занятия. Построение в колонну. Техника безопасности на НОД

Построение в колонну и шеренгу. Подбрасывание и ловля мяча двумя руками

Поворот переступанием. Равновесие. Прыжки на месте.

Повороты. Ходьба и бег врассыпную. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Перебрасывание мяча в шеренге.

Ходьба и бег с перешагиванием через предметы.

Удары мяча о пол и ловля его одной рукой.

Подлезание под шнур. Игра «Салки».

Ходьба и бег по кругу. Перебрасывание мяча через шнур.

Прыжки с мягким приземлением, равновесие.

Ходьба с изменением направления движения. Ходьба боком приставным шагом.

Ходьба по скамейке на носках. Ловля мяча после отскока от пола.

Повороты прыжком.

Ходьба и бег между предметами, ползание на животе.

Метание мяча на дальность.

Ходьба с изменением темпа движения. Лазание по гимнастической стенке.

Декабрь - февраль

Попеременное подпрыгивание на одной ноге. Перебрасывание мяча одной рукой. Игра «Совушка».

Ходьба и бег с ускорением и замедлением. Ходьба с мешочками на голове. Игра «Совушка».

Бег змейкой. Забрасывание мяча в корзину. Ползание по скамейке.

Повороты прыжком, прыжки на одной ноге с огибанием предмета. Перебрасывание большого мяча. Игра «Слепая лиса».

Забрасывание мяча в корзину двумя руками. Подлезание под шнур. Упражнения в равновесии.

Ходьба и бег между предметами, врассыпную, ползание по гимнастической скамейке на четвереньках и животе, перепрыгивание через шнур.

Упражнения с обручем, перепрыгивание через шнур. Игра «Волк во рву».

Ходьба и бег в колонне по 1 с остановкой по сигналу. Прыжки с высоты. Игра «Волк во рву».

Ходьба и бег с перешагиванием через предметы. Перебрасывание  мяча двумя руками из-за головы. Игра «Кто дальше бросит».

Ходьба и бег с изменением направления, нахождение своего места в колонне. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Подлезание (не касаясь руками пола) под шнур.

Ходьба и бег с перепрыгиванием через предметы змейкой. Метание мяча на дальность. Игра «Кто дальше бросит».

Прыжки в длину с места. Упражнения с флажками.

Ходьба с высоким подниманием бедра. Прыжки в длину с места. Ловля мяча после отскока от стены. Ползание по скамейке на животе.

Ходьба и бег между предметами. Упражнения в равновесии. Подлезание под веревку.

Бег и ходьба врассыпную. Прыжки через скакалку. Ходьба по гимнастической скамейке. Перебрасывание мяча.

Ходьба и бег с перешагиванием через шнур. Прыжки через скакалку с продвижением вперед. Забрасывание мяча в корзину. Ползание.

Ходьба и бег между предметами. Метание в вертикальную цель. Подлезание под шнур. Ходьба по скамейке, соскок.

Ходьба и бег в колонне по1. Осанка. Тройной прыжок с места. Ловля мяча. Игра «Принеси мячи».

Ходьба и бег по кругу, змейкой. Прыжки через скакалку. Броски и ловля мяча. Игра «Принеси мячи».

Март-май

Прыжки в длину с продвижением вперед. Игра «К своим флажкам».

Ходьба по гимнастической скамейке. Броски и ловля мяча. Игра «Метко в цель».

Прыжок в длину. Подлезание под шнур. Забрасывание мяча в корзину.

Эстафеты с мячами.

Перестроения. Прыжки в высоту. Игра «Метко в цель».

Ходьба и бег змейкой. Прыжки в высоту.

Ходьба и бег вокруг предметов. Перелазание и подлазание.

Упражнения в равновесии. Ходьба с мешочками на голове. Прыжки в длину с места.

Ходьба и бег с преодолением препятствий. Прыжки в длину. Игра «Два Мороза».

Ходьба и бег парами, змейкой. Прыжки в длину. Перебрасывание мяча. Ползание. Игра «Два Мороза».

Ходьба и бег с изменением направления. Упражнения на равновесие. Прыжки в длину.

Ходьба и бег по ориентирам. Лазание по гимнастической стенке. Ходьба по гимнастической скамейке.

Ходьба и бег с остановкой по сигналу. Лазание по гимнастической стенке с переходом на другой пролёт.

Перешагивание и перепрыгивание через верёвку. Пролезание в обруч. Игра «Гуси-лебеди».

Ходьба и бег с ускорением и замедлением темпа. Бег с высоким подниманием бедра. Игра «Салки».

Ведение мяча одной рукой. Ходьба по гимнастической скамейке, соскок. Игра «К своим флажкам».

Ходьба и бег. Прыжки в длину с места. Ползание на четвереньках, по пластунски.

Ползание по гимнастической скамейке. Метание мяча в вертикальную цель. Упражнения на равновесие.

Ползание по наклонной скамейке. Метание в цель на полу. Игра «Догони мяч».

Итоговый урок. Повторение изученного. Эстафеты.

III. Организационный раздел программы

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Цель: удовлетворять биологическую потребность растущего организма ребёнка в двигательной деятельности, давать возможность  ему ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом.

Направление работы

Содержание работы

1.

Обеспечение здорового образа жизни

щадящий режим

организация микроклимата в жизни группы

- профилактические, оздоровительные мероприятия

2.

Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы

планирование физкультурных занятий

- разработка конспектов физ.занятий

- планирование физ. мероприятий

3.

Укрепление здоровья детей средствами физической культуры

-проведение утренних гимнастик, бодрящих, корригирующих, пальчиковых, и т.д.

- физ. занятия в разных формах, физ. досуги, спорт. праздники

- подвижные игры

- спортивные игры

- индивидуальная работа по развитию движений

- недели здоровья

4.

Мониторинг

-проведение диагностики физической подготовленности дошкольников

5.

Организация активного отдыха и самостоятельной двигательной деятельности детей

- подвижные игры

- самостоятельная деятельность на прогулке, в группах

- динамические паузы

- использование сезонных видов спорта

6.

Закаливание детского организма

- проветривание помещений

- прогулки на свежем воздухе

- соблюдение режима, структуры прогулки

- гигиенические и водные процедуры

- хождение босиком

- гигиеническое мытьё ног

- рациональная одежда детей на прогулках, в группе, на занятиях на свежем воздухе

7.

Работа с родителями

- день открытых дверей

- родительские собрания

- участие родителей в физкультурно- массовых мероприятиях детского сада

- пропаганда ЗОЖ

8.

Медико-педагогический контроль

-проверка условий санитарно – гигиенического состояния мест проведения занятий и физкультурного оборудования

- мониторинг за состоянием здоровья детей

- рациональное питание

9.

Работа по охране жизни и здоровья детей

- создание условий для занятий

- соблюдение ТБ и санитарно – гигиенических требований и норм при подготовке, проведении занятий

- инструктаж

Учебный план коррекционно-развивающей работы

Виды непосредственно-образовательной деятельности

( занятий)

Количество НОД в неделю

по периодам обучения

Всего занятий

Физкультурные занятия в спортивном зале

Подготовительный период

Основной период

Заключительный период

Итого занятий

16

22

26

64

Расписание физкультурных занятий

Понедельник – 15.30 – 16.00

Среда - 15.30 – 16.00

Список используемой литературы

  1. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. Пособие для инструкторов лечеб. физкультуры, воспитателей и родителей. — 2-е изд. —- М. : Просвещение, 2005. — 112 с. 
  2. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 80 с.
  3. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ Г.В.Каштанова, Е.Г. Мамаева.-2-е изд.,испр. И доп.-М.:АРКТИ,2007.
  4. Мастюкова  Е.М.  Лечебная  педагогика (ранний  и дошкольный  возраст: Советы  педагогам  и  родителям  по  подготовке к обучению  детей  с  особыми  проблемами  в  развитии.  —  М.:  Гуманит.  изд.  центр  ВЛАДОС,  1997.  — 304 с.
  5. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 1991.
  6. Примерная  адаптированная  основная  образовательная  программа  для  дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной.  — СПб. 2014. — 386 с.
  7. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2-е изд., испр. и доп.-М.: Мозайка – Синтез, 2014. – 336 с.
  8. Сайкина Е.Г., Кузнецова М.Ю. Программное обеспечение дошкольных учреждений по физическому воспитанию //Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста: Сб. науч. тр.- Спб.: Белл, 2004. С. 10-14.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
  10. Физическое воспитание в детском саду. Э.Я. Степаненкова, М.: Мозаика – Синтез, 2005г.
  11. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник/под общ.ред.проф. Л.В. Шапковой.-М.:Советский спорт, 2009. – 608с.: ил.)
  12. Интернет ресурсы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида

№23 «Солнышко»

ул. Набережная 24,г.Зеленогорск

Красноярский край, 663690, телефон: (391-69) 2-68-89

E-mail: mbdou23zgr@yandex.ru

Согласовано:                                                                Утверждаю:

Педагогическим советом                                      Заведующий МБДОУ д/с №23

МБДОУ д/с № 23                                                     ____________  Т.А. Иванова

Протокол №6  от31.09.2020г.                                 от « 1» __сентября___2020г

                                                                                    № 03.02/982 -2    

                                                                                     от  1.092020 г.

)

Адаптированная образовательная

программа дошкольного образования

детей с задержкой психического развития

Артемов  Артём

                                   (сентябрь 2020– май 2021)

Согласованно:

(подпись родителей,

законных представителей)_______________            _________________

(расшифровка)

Авторы:

Учитель-дефектолог: Тараторкина И.А.

Педагог – психолог: Спокойная Е.А.

Учитель – логопед: Тараторкина И.А.

Воспитатели: Иванова О.Г., Соколова И.Н.

Групп: 4 младшая

г. Зеленогорск, 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. 1.Целевой раздел..……………………………………………………....3

1.1. Пояснительная записка……………………………………………...3

1.1.1. Общие сведения о ребенке……………..........................................3

1.1.2.  Психолого-педагогическая характеристика………..…...............3

 1.1.3. Особенности ребенка …………………………….........................5 1.1.4. Сведения о программе ……………………………........................6

1.2. Цели и задачи……………………………...........................................7

1.3. Предполагаемые результаты ………………….................................7

  1. 2.Содержательный раздел……………………………………………9

  1. Образовательная часть ………………….……………………….9

  1. Коррекционная часть ………………………………….………..12

2.3. Взаимодействие участников образовательного процесса……...14

2.4 Программа взаимодействия с семьей ребенка……………………15

  1. Организационный раздел…………………………………………16

3.1. Режим дня

3.2. Специальные условия……………………………………………..16

3.3. Расписание занятий со специалистами………………………….16

3.4. Методическая обеспеченность……………………………………17

 3.5.Мониторинг результатов освоения АОП………………………..18

1.     Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка АОП

1.1.1  Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя ребёнка: Артемов Артем

Дата рождения: 07.11.2016 год

Возрастная группа: младшая

Группа, которую посещает:  компенсирующая 4 младшая

Ф.И.О родителей: Артемова Мария Ивановна, отчим – Олег Константинович.

Ф.И.О. воспитателей группы: Соколова Инна Николаевна, Иванова Ольга Геннадьевна.

Учитель-дефектолог: Тараторкина Ирина Анатольевна .

Учитель-логопед: Тараторкина Ирина Анатольевна.

Педагог-психолог: Спокойная Ирина Ивановна.

1.1.2.   Психолого-педагогическая характеристика

Артем посещает детский сад и группу с августа 2020 года. Ранее посещал другой детский сад. Адаптация проходит тяжело. Отказывается от общения с детьми. Играет один:  собирает  конструктор,  предметы – роботов, дома и др. Мама занимается ребенком, видит его проблемы, но влияния на ребенка не имеет, Артем положительной эмоциональной привязанности к родителям не выражает, может ударить, пнуть, укусить, если мама не выполняет его требования. Родители стараются  создать все условия для развития и обучения мальчика. Вместе с ребенком участвуют в конкурсах, при необходимости пролечивает мальчика медикаментозно.  

 За помощью, к взрослым обращается редко,  используя отдельные слова (не всегда понятные  для окружающих) и жесты. Ребенок вспыльчив (не делится игрушками с другими детьми). На замечания обижается, отворачивается, плачет, кричит, уединяется, не выполняет знакомые правила общения со взрослыми и детьми.  Отказывается от любого вида деятельности.

Речевое развитие. Речь невнятная, не понятна для окружающих. Ребенок понимает обращенную к нему речь взрослого. Словарный запас у ребенка низкий. Пассивный словарь превышает активный.  Предмет или игрушку называет  при помощи взрослого. На вопросы отвечает, одним словом. По образцу не составляет предложение из двух, трех слов. Звукозамены в словах хаотичны. Не называет обобщающие слова.  При чтении художественной литературы часто отвлекается, не проявляет интереса. На вопросы по прочитанному отвечает односложно.

Познавательное развитие. Интерес к учебной деятельности сформирован недостаточно. Артем  знает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал), находит их в окружающей обстановке. Основные цвета знает (синий, желтый, зеленый, красный).  Различает понятие много - один. Находит один и несколько предметов в окружающей обстановке.  Любит конструировать из любых видов конструктора.

Социально-коммуникативное развитие. Не вступает в контакт со сверстниками, игрушки отбирает, с детьми группы не делиться. Присутствует детский эгоизм.

Художественно-эстетическое развитие. К продуктивной деятельности проявляет интерес, когда получается. На занятиях пользуется кистью, карандашами, держит их неправильно. Не умеет закрашивать предметы. Не соотносит предметы и их части по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Лепка. У воспитанника вызывает затруднение прием раскатывания, соединения. Не умеет соединять предметы, состоящие из 2-3 частей.

В аппликации создает сюжет с помощью взрослого из готовых фигур, самостоятельно их наклеивает, но не аккуратно.                          

Игровая деятельность. Мальчик предпочитает конструктор, мозаику, пазлы. Ребенок воспроизводит одни и те же игровые действия, не пытается их обогащать. Использование предметов-заместителей вызывает затруднения. По настроению играет с детьми: догоняет, убегает от них.

В трудовой деятельности не проявляет инициативы, принимает участие по настроению:  не убирает игрушки в группе,  не  выполняет поручения  взрослых. Мальчику нравятся поощрения.

Развитие общей и мелкой моторики.  Общая моторика развита по возрасту, мелкая ниже возрастной нормы.

Физическое развитие.

 Движения выполняет выборочно, заданный темп движения не поддерживает. Может бежать и резко остановиться. Основные движения выполняет с помощью взрослого, если сразу не получается, плачет, отказывается от выполнения. С удовольствием идет на занятия, но занимается выборочно, в подвижные игры с детьми играет, правила не соблюдает, старается навязать свою модель поведения

Эмоциональное состояние ребёнка. Эмоционально не сдержан, плаксив, истеричен, на предложения и просьбы педагогов – отрицание, «нет». Поведение мальчика не стабильное, ситуативное. На замечания взрослого, в зависимости от настроения, может наблюдаться неадекватная реакция в виде истерики, крика.

Программный материал  по возрасту не усваивает. Объём знаний, представлений, умений, навыков, уровень развития игровой и продуктивной деятельности  не соответствует возрастным показателям.

Заключение и рекомендации территориальной ПМПК

 г.Зеленогорска  от 31.09.2020 г. № 6.

 Рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования  для  обучающихся  с задержкой психического развития /адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития/.

1.1.3. Особенности ребенка

 (на основе комплексного психолого-педагогического обследования ребенка

Параметр

Характеристика

Примечание

Особенности обработки сенсорной информации

Трудности в  понимании многоступенчатых инструкций, обращенной речи, боязнь и негативное отношение к новым, не знакомым заданиям.

По результатам опроса родителей, наблюдения воспитателей и специалистов сопровождения

Особенности речи

- речь невнятна и не понятна;

- пассивный словарь по объёму  превышает активный;

-словарный запас низкий;

 -отмечается наличие хаотичных лексических замен.

 

Особенности моторного развития и графических навыков

-мелкая моторика сформирована не достаточно;

Пластилин не раскатывает и не умеет соединять концы;

- испытывает трудности в предметно-практической деятельности:

- при закрашивании карандаш держит не правильно, нажим чрезмерный, может отказываться от деятельности;

 

Особенности по образовательным областям: познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития

социально-коммуникативное развитие

познавательное развитие

речевое

художественно-эстетическое

физическое развитие

-Затрудняется поддерживать правила в игре;

- не умеет играть совместно с детьми или взрослыми.

-Не называет и не интересуется явлениями природы;

-не называет  предметы по величине;

-затрудняется в ориентировке на листе бумаге;

-затрудняется в группировки общих слов (мебель, овощи и т.д.);

- не внятная речь;

-небольшой активный словарь;

-затрудняется правильно называть предметы;

-не может строит предложения из 2,3 слов.

- не умеет правильно держать карандаш и кисть;

-трудности в наклеивании бумаги  и раскатывании пластилина.

- Затрудняется в ловле и подбрасывании мяча;

-затрудняется в подвижных играх с правилами;

-затрудняется  ориентировке в пространстве;

-отказывается выполнять ОРУ.

Другие особенности:

Демонстративный стиль поведения, негативным поведением старается привлечь к себе все внимание взрослых, если задание сразу не получается плачет, кричит.

По результатам опроса родителей, наблюдения педагогов и специалистов сопровождения

1.1.4. Сведения о программе

Адаптированная образовательная программа Артемьева Артема  разработана в соответствии с:

-  Федеральным законом от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014);

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13, с изменениями от 04.04.2014)

Адаптированная образовательная программа разработана с учётом  программ:

1) Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с № 23;

2) Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития   (одобрена  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 7.12.2017 г. Протокол 6/17.)

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития) и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Срок реализации АОП: 1 учебный год.

1.2. Цели и задачи АОП:

Цель: проведение  коррекционно-развивающей, психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с задержкой психического развития, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми  в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи:

  1. Способствовать общему развитию воспитанника  с задержкой психического развития, проводить  коррекцию его психофизического развития;
  2. Создать благоприятные условия для развития ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  3. Обеспечить развитие способностей и творческого потенциала  ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
  4. Способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

1.3  Предполагаемые результаты

Целевые ориентиры в части, формируемой участниками образовательных отношений

Образовательные области

1. Социально- коммуникативное развитие

- проявляет интерес к с/р играм, использует предметы заместители

- соблюдать в игре элементарные правила; проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать

- уметь взаимодействовать и ладить с детьми группы в  непродолжительной совместной игре, соблюдать в  игре элементарные правила общения (договариваться, уступать, соблюдать договоренности)

-ориентироваться на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь сверстнику, поделиться игрушка и т.п.).

- может заниматься не отвлекаясь в течении 5-10 минут;

- обладает элементарными представлениями о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли: сын;

-самостоятельно ходит в туалет,  спокойно  одевается и раздевается

2. Познавательное развитие

Знает и называет диких и домашних животных их место обитания.

Знает и называет явления природы.

Может выделить предмет на ощупь, по запах и вкусу.

Ориентируется на листе бумаге (середина, верх, низ) и в пространстве от себя (вперед, назад, вверху, внизу).

Может группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Проявляет интерес к игрушкам и самостоятельно играет с ними.

Собирает в группы и понимает обобщающие слова:  овощи, фрукты, мебель, одежда, животные, птицы. Сортирует картинки по функции предмета (что летает, ездит, плавает, кто ест, пьёт и др.)

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)

- Располагает предметы «один»-«много» на двух полосках

-Сравнивает две группы предметов (не зависимо от размера сравниваемых предметов).

-Находит один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».

-Сравнивает предметы по длине, высоте, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, высоты (до 3-х).

-Узнает и называет геометрические фигуры, их величину: круг, квадрат, треугольник, овал.

- Называть фразой  с предлогом о местонахождении  предмета по отношению к себе.

- Называет  части суток: день, ночь, утро (по стимульному материалу).

-Определяет в предметах размер, цвет, форму, материал и т.п. и на их основе описывает предмет.

-Самостоятельно определяет свойства и качества  материалов (твердость - мягкость,  температуру поверхности).

3. Речевое развитие

- Поддерживает диалогическую форму речи, расширен словарный запас, понимает и проявляет интерес к прослушиванию литературных произведений.

-  Задаёт вопросы, отвечает на вопросы взрослого

-Называет обобщающие слова, имена близких родственников, подбирает признаки и действия к  предмету

-Говорит простыми предложениями фразой из 2-3 слов, говоритгромко-тихо

-повторяет услышанное

-четко проговаривает  в словах первый гласный и согласный звуки по возрасту.

4. Художественно- эстетическое развитие

-Знает цвета и их оттенки. Умеет оценить свою работу, что получилось, а что нет.

-Владеет кистью, карандашами, и фломастерами, старается держать их правильно.

-Знает приемы лепки: раскатывание, прищипывание.

-Ребенок раскладывает и наклеивает элементы аппликации на бумагу по образцу.

-Проявляет интерес к стихам и сказкам, рассматриванию картинки.

-Проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства.

-Рисует прямые, вертикальные, горизонтальные  линии одинаковой и разной толщины и длины.

-Рисует округлые линии и изображения предметов округлой формы.

5.  Физическое развитие 

-проявляет интерес к двигательной деятельности;

-стремится принимать активное участие в подвижных играх, реагирует на обусловленный сигнал и действует в соответствии с ним;

-выполняет имитационные упражнения;

-выполняет основные движения  по показу, в соответствии с возрастными нормами.

-переодевается в спортивную форму;

-знает части лица (нос, глаза и т.д.).

6.  Родители

-информированы в вопросах коррекции проблем в развитии ребенка;  

-информированы о результатах коррекционно-развивающей работы с сыном;

-получат психологическую поддержку по гармонизации детско-родительских отношений.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        

2.1. Образовательная часть

Область

Возрастные показатели развития

Задача

Содержание

Речевое развитие

-знать свое имя и имена родных

-говорить простыми предложениями

-распределять предметы по группам

-называть признаки предмета и действия

-повторять услышанное

-правильно употреблять простые предлоги

-развивать речевую активность ребенка;

-развивать диалогическую форму речи, поддерживать инициативные диалоги между детьми,

-расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

-формировать умение понимать содержание литературных произведений;

-разучивать потешки, стихотворения;

Чтение сказок, потешек, рассказов, стихотворений

Договаривание слов  из стихотворений, потешек, песенок.

Составление предложений по картинкам «Я люблю…»

Выполнение упражнений

артикуляционной гимнастики.

Художественно-эстетическое

Интересуется изобразительными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация инициативен в деят.)

Изображает простые в изобразительном плане предметы и явления, создает обобщенный образ предмета (дом, дерево), создает несложные декоративные изображения, подбирает цвет. Выполняет предметное изображение, главное изображение располагает в центре листа.

развивать интерес к изобразительной деятельности и ее результату;

-уточнять представления ребенка об основных цветах и их оттенках,

-формировать умение оценивать свои работы путем сопоставления с образцом, словесным заданием;

-развивать у ребенка чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

-формировать умение определять способ лепки (раскатывать, защипывать,

оттягивать, соединять части )

Рисование прямых вертикальных и горизонтальныхлиний, округлых форм.

Лепка палочек, катание пластилина по столу.

Располагать фигуры аппликации на листе, приклеивать.

пальчиковые игры

Познавательное развитие

Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними

Эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами

Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей

– продолжать развивать интерес к процессу и результату конструирования;

-– расширять и углублять представления ребенка о местах обитания,образе жизни животных и растений;

– углублять и расширять представления ребенка о явлениях природы;

-формировать умение ребенка устанавливать причинно – следственные связи;

-развивать сенсорную способность ребенка,  совершенствовать навыки пользования способами проверки (приемы наложения и приложения),

-развивать ориентировочные действия на листе бумаги,

-формировать умение образовывать последующее число добавлением одно-

го предмета к группе.

Наблюдения, беседы, игры, чтение литературы о домашних и диких животных и их детенышах.

Игры эксперименты с водой, песком, камнями.

Игры и упражнения со строительными наборами.

д/и «Какого предмета  не стало?»,

«Найди такой же узор»,

«Каждую фигуру на свое место»,

«Кто больше увидел»

Игровая деятельность (социально-коммуникативное)

Владеет простейшими навыками самообслуживания

Стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях

Использовать в новых по содержанию играх различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;

– развивать воображение ребенка в ходе подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр с помощью воображаемых действий;

– закреплять умения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки.

Самостоятельные игры и игры с участием взрослых, способствующими обогащению социально-бытового опыта ребенка.

Физическое развитие

Ходит прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное направление;

Бегает, не опуская голову и не наталкиваясь на других детей, с изменением темпа и направления движения.

Сохраняет равновесие на ограниченной поверхности.

Ползает на четвереньках, по гимнастической лестнице.

Выполняет прыжки на дух ногах, прыгает в длину не менее 40см;

Катает мяч в заданном направлении,  бросает мяч  на дальность, подбрасывает вверх и ловит 2-3р. И с отскоком об пол;

Метает предметы на дальность.

Играет вместе с детьми соблюдая правила.

Развивать точность и согласованность произвольных движений; формировать умение переключаться с одного движения на другое;

 формировать умение выполнять упражнений по словесной инструкции

взрослых;

учить, закреплять и совершенствовать основные виды движений согласно АОП ДОУ;

ОРУ и ДУ на укрепление всех мышечных групп;

вовлекать в совместные подвижные игры;

объяснять смысл и правила игр

Ходьба с  элементами корригирующей гимнастики; с заданиями;

врассыпную, по кругу, в колонну по 1-му; с изменением ритма, темпа.

Бег с ритмичной работой рук; с изменением направления соблюдая дистанцию (взгляд на спину впереди стоящего).

Ходьба по доске, гимнастической скамейке, по лестнице, перешагивая через рейки;

Ползание: на четвереньках, под дуги; влезание на лестницу стремянку;

Ловля мяча брошенного воспитателем, бросание мяча на дальность;

Подвижные игры на с речитативами, с правилами.

ОРУ под счет, музыку, темп медленный и средний.

2.2.Коррекционная часть

Особенности коррекционной  развивающей   работы  состоят в необходимости индивидуального  подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к изученному материалу, развитию самостоятельности и активности.

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Направления

Задачи

Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков 

- воспитывать навык правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков [у], [а], [о], [и]. 
- развивать навык длительного речевого выдоха (2—3 сек) на материале гласных и их сочетаний. 
- развивать  интонационную выразительность речи, модуляции голоса на материале звукоподражаний. 

Развитие артикуляционной моторики

- развивать подвижность артикуляционной моторики, через выполнение ежедневных гимнастик для языка, щек, губ;

- упражнять в выполнении разных упражнений для  языка

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия 

- формирование внимание к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки из 3-х 

- развивать слуховое внимание, чувство ритма в играх и упражнениях со звучащими игрушками. 
- развивать зрительное внимание, умение различать контрастные по размеру и цвету игрушки, предметы. 

Развитие импрессивной стороны речи

- формировать умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции 
- расширять понимание речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов, обозначающих части тела и лица, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов 
- обучать пониманию обобщающих слов игрушки, обувь, одежда. 
- обучать соотнесению предметов и действий с их словесным обозначением 
- развивать пассивный предикативный словарь, обучать пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди совершают различные действия 
- обучать выполнению одно- и двухступенчатых инструкций 

Развитие связной речи

Формирование и совершенствование грамматического строя речи 
Задачи: 
- обучать пониманию вопросов косвенных падежей: где? куда? откуда? кому? кого? у кого? чем? 
- обучать правильному построению двухсловных предложений: Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди! 
- формировать умение отвечать на вопросы кто это? что делает? 
- развивать умение согласовывать прилагательные и числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже: один жук, синий мяч. 

Развитие экспрессивной речи (лексико-грамматических категорий)

- преодолевать  речевой негативизм. Вызывать желание говорить. 
- формировать речь как средства общения. Воспитывать потребность в речевом общении 
- активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов ближайшего окружения (игрушки, обувь, одежда) 
- обучать повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля). 

Содержание коррекционно-развивающей работы  учителя-дефектолога

Направления

Задачи

Развитие мелкой и общей  моторики

- учить правильному захвату карандаша, проведению прямых и округлых линий

- закреплять умение конструировать из палочек по образцу

- использовать игры: крупные бусы, мозаика, вкладыши, кнопки и липучки

- осваивать различные упражнения для рук

- разучивать пальчиковые игры

- работать с карандашом, раскрашивать, обводить предметы

Коррекция математических представлений и пространственной ориентировки

-  учить считать до 5-ти,

- учить сравнивать по размеру:  длинный-короткий, высокий-низкий,

- закреплять знание основных цветов + розовый, голубой, серый, белый, черный,

-закреплять умение ориентироваться на листе бумаги верх-низ;

- называть нахождение  предметов  с предлогами  (в,на,под, над),

- собирать разрезные картинки и кубики из 3-4-х.

Коррекция знаний об окружающем мире

- расширять  представления об окружающем мире по лексической теме  в группе;

- закреплять знания о частях суток (день-ночь)  и времени года сейчас;

- учить обобщению предметов – «обобщающее слово», «3 лишний» - по картинке.

Содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

Направления

Задачи

Эмоционально – волевая сфера

-учить выполнять простые инструкции и действия по образцу;

 -распознавать  эмоции (радость, грусть, гнев и страх);

-формировать адекватное  в различных ситуациях (проигрывая реакции –упрямство, сопереживание, жадность).

Речевое развитие

учить подражать по образцу, называть предметы и действия с ними, составлять фразы из двух, трех слов по картинке.

Содержание коррекционно-развивающей работы инструктора по физической культуре

Направления

Задачи

Формирование начальных представлений ЗОЖ

- формировать интерес к регулярной двигательной деятельности, вовлекать в совместные игровые упражнения и подвижные игры.

Физическое развитие

-коррекция недостатков и развитие мелкой моторике кистей, нормализация мышечного тонуса;

-формирования полноценных двигательных навыков;

-коррекция и укрепление мышц стопы, спины.

2.3. Взаимодействие участников образовательного процесса

Образовательная область

Ребенок

Речевое развитие

Работой руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

Познавательное развитие

В работе участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог, учитель-дефектолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Социально-коммуникативное развитие

Основными специалистами выступают воспитатели и учитель-логопед, дефектолог при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями.

Художественно-эстетическое развитие

Принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель воспитатель по изо и учитель-дефектолог.

Физическое развитие

Работу осуществляют инструктор по физическому воспитанию, по плаванью при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей мальчика

2.4 Программа взаимодействия с семьей ребенка (с опорой на особенности воспитательного потенциала семьи, отношения к трудностям ребенка, поставленные задачи)

Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, любящих свою Родину.  Педагоги должны активно распространять педагогические знания, помогать семье, правильно воспитывать ребенка, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между общественным и семейным воспитанием.

Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей предусматривает ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с детьми.
Сотрудничество с семьей  начинаем  на  ранних этапах, реализуем его в следующих направлениях:

-привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе

-своевременное консультирование по проблемным  вопросам и коррекции развития

- в беседе о ребенке сначала сообщать, о его успехах, в любом случае что- либо положительное, о трудностях говорить в мягком тоне

 -установление партнерских отношений с семьей ребенка, объединение усилий для развития и воспитания ребенка; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и проникновения в проблемы друг друга.

-активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Режим дня

Режим дня  для младшего дошкольного возраста  /см. в Основной  образовательной программе дошкольного образования МБДОУ д/с № 23;– режим дня  с3-4лет/.

3.2.Создание специальных условий

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Специалисты сопровождения

Направления коррекционной работы

Форма занятий

Продолжительность и частота

Учитель-логопед

ЗКР (звуковая сторона речи)

ОНР (лексика, грамматика, связная речь

Индивидуальная коррекционная

работа

1 раз в неделю

2 раза в нед. по 15 мин.

Педагог-психолог

Формирование произвольности  поведения.

Индивидуальная коррекционная

работа

2 раза в неделю по 15 мин

Учитель-дефектолог

ФЭМП

Мелкая моторика

Индивидуальная коррекционная

2 раза в неделю по 15 мин

Специальные условия организации образовательного процесса

Временной режим

соответствует режиму группы

Организация предметно-пространственной среды

зона отдыха, релаксации (мягкий мешок, палатка, в которой можно на некоторое время уединиться);

-система визуальных подсказок в разных зонах группы (правила поведения);

-алгоритм одевания (на кабинке);

Организация рабочего места

отдельное место, стул для занятий

Организация обучения

индивидуализация образовательного процесса

включение в доступные возрасту проекты группы

дидактические игры по возрасту

3.3.Расписание занятий с воспитателями и  специалистами

понедельник

вторник

среда

четверг

Пятница

9.00/восп/ ознакомление с окр.

8.00 - ФЭМП

8.00  ЗКР

15.10 ОНР

8.10.ФЭМП, мелк. мот.

9.00 /восп/

худ литература

9.00./восп/ лепка/аппликация

16.00./восп/ конструирование

9.00 /восп./ рисование

10.30 психолог

9.40/лог/ ОНР

9.30-психолог

физкультура

10.20 физкультура

3.4.Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы

Воспитатель                                

С.Г. Шевченко.     «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

 дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных

учреждений.

К.Е. Бухарина «конспекты по р.речи, лексико-грамматических  представлений и

связной  речи у детей» М.2016 г.

И.А.Морозова «Ознакомление с окружающим миром» М., 2007г.

А.Н.Малышева «Аппликация» Ярославль, 2001г.

Л.В.Куцанова «Занятия по конструированию из стр. материала» М, 2006 г.

Логопед

Л.В. Лопатина «Преодоление речевых нарушений у дошкольников».

Н.Л.Крылова «Формирование произношения у детей с ТНР»

Н.С. Жукова «Логопедия, преодоление ОНР у дошкольников»

П.Н. Лосева «Коррекция речевого и психоречевого развития детей 4-7 лет»

О.Е.Громова «Логопедическое обследование детей 2-4 лет»

Дефектолог

Н.Н. Павлова«Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду»

К. В. Шевелев «Развитие математических способностей дошкольников»

Программно-методическое пособие  «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

С.Г. Шевченко«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»  

Психолог

Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»

О.В.Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет»

Т.А.Данилина, М.Н.Степина «В мире детских эмоций»

И.И.Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами

в развитии»

Инструкторпо

физ. развитию и

плаванью

Т.И.Осокина,  Е.А.Тимофеева «Обучение плаванию в детском саду»

Н.Е.Веракса, М.А.Васильева прим. обр. программа ДО «От рождения до школы»

С.О. Филипова «Спутник руководителей по физическому воспитанию

Музыкальный

 руководитель

Е.А. Поддубная « Музыкальные пальчиковые игры.Ростов-на-Дону, 2012 г.

М.Ю. Картушина « Логоритмика для детей». «Сфера» Москва, 2004 г.

Т.И. Суворова «Танцуй, малыш!».У/п с аудиоприложением. С-П.,2006 г.

И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева  программа «Ладушки», 2015 г.

Методика Карла Орфа  «Музыка для детей».

3.5.Мониторинг результатов освоения АОП проводится в форме оценки индивидуального развития ребенка и позволяет решать задачи оптимизации образовательной работы, индивидуализации образования. Оценка индивидуального развития детей осуществляется воспитателем в процессе их реальной жизнедеятельности. Мониторинг проводится с опорой на карты педагогической диагностики ребенка соответствующего возраста.

Мониторинг для обучающегося проводится педагогами 3 раза в год. В сентябре проводится диагностика  ребенка с целью выявления соответствия  развития ребенка   интегральным показателям и базисным характеристикам, которые проявляются в его поведении и деятельности и выстраивания его индивидуального образовательного маршрута. В декабре проводится промежуточная диагностика оценки результативности АОП, позволяющая воспитателям и специалистам скорректировать свою педагогическую деятельность с воспитанником. В апреле-мае с ребенком проводится, промежуточная диагностика, позволяющая отследить динамику развития обучающегося к концу определенного года жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...