Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ
методическая разработка

Борисова Елена Владимировна

Укрепление здоровья детей во всех видах музыкальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove.docx27.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             Выступление на педагогическом совете:


«МУЗЫКАЛЬНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА  В  ДОУ»

                                           Составила: Борисова Елена Владимировна

                                           музыкальный руководитель МКДОУ «Тополек»
                                          комбинированного вида


     Разве здоровье не чудо? Согласимся с классиком литературы.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В

последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья

детского населения.

Многие ученые (С.П.Боткин, И.П.Павлов, И.М.Сеченов и др.) доказали, что с

помощью музыки можно регулировать психическое состояние, а правильно

подобранный музыкальный ритм облегчает стрессовое состояние. Человек

живет в звуковом пространстве, а как сказал древний философ Платон, «звук

строит все пространство Вселенной».

 Исследования в области воздействия музыки на человека открыли новые

 факты. Выяснено, что громкость звука, превышающая 65дБ, вредно

действует на человека: приводит к повреждению и разрушению тонких

структур мозга. Для примера: реактивный самолет на старте выдает 95 дБ, а

на массовых концертах современных направлений музыки (рок, поп..)

громкость звука зашкаливает за 120дБ. Профессор М.А.Сапожков еще в 80-е

годы 20 века выявил, что у современных молодых людей резко вырос порог

слышимости. Причина – увлечение громкой музыкой.

   Известно, что звуковой спектр состоит из высоких, средних и низких

частот. Чрезмерная громкость и ритмы современной музыки (по последним

исследованиям в ней часто встречаются ритмы плясок африканских

 людоедов) безвозвратно уничтожают хранилища памяти (низкие частоты) и

 разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование

интеллекта (высокие частоты). Такая музыка замедляет рост, снижает

жизнедеятельность и защищает силы любых организмов и даже вызывает их

гибель.
  В истории немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании

терапевтических возможностей музыкального  искусства. Музыка

воздействует на сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Именно

музыка, с ее удивительным свойством регулировать эмоциональное и

душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущуния дискомфорта:

неуверенность, растерянность, страх, боязнь чего – либо.

 Все это говорит о том, что нам педагогам, нужно формировать у детей с

малых лет необходимость осознанного подхода не только к музыке, которую

они слушают, но и к звуковой среде окружающего мира.

  Итак, наша цель:  Создание педагогических условий, способствующих

укреплению психического и физического здоровья детей при использовании

возможностей музыкального искусства, через художественно-эстетическое

развитие  приобщение  к классической, народной и эстрадной музыке и

раскрытия в детях разносторонних способностей.

Задача по укреплению здоровья решается во всех музыкальных видах

 деятельности. Прежде всего  это:

- Слушание музыкальных произведений, включающее в себя:

 1. Музыкотерапию. Музыка повышает способность организма  к

высвобождению эндорфинов - биохимических веществ, помогающих

справляться с болью и стрессом, регулирует дыхание С.2003 года

музыкотерапию Минздрав РФ признало официальным методом лечения
(О.А.Машков, М.Я.Мудров, И.Р.Тарханов)

2. Сказкотерапию. Развивает эмоционально – чувственную сферу,

художественно - образное мышление, фантазию, воображение.

3. «Эффект Моцарта». Исследования ученых показали, что произведения

В.А.Моцарта благотворно воздействуют на  развитие детей. Под влиянием его музыки дети быстрее развиваются, лучше учатся, становятся более

 спокойными. Подобный же эффект наблюдается при прослушивании звуков природы: шума дождя, морского прибоя, пения птиц и тд.

 Двойной эффект приносит использование звукового сопровождения – игры на колокольчиках во время прослушивания музыкальных  произведений В.А.Моцарта, помогает детям зонировать окружающее пространство, т.е. «очищает пространство от болезнетворных бактерий.

  Было проведено много исследований колокольного звона, по результатам которых сделали вывод о том, что  в пространстве  колокола порождается положительная энергия. По мнению ученых, звуковая волна,

 распространяющаяся колоколом, уничтожает в радиусе нескольких

километров болезнетворные бактерии, а в ультразвуковом  диапазоне

колокола работают как энергетические генераторы.
  Колокольный звон помогает детям восстановить эмоциональное

равновесие, снять состояние депрессии, восстановить крепкий и здоровый

сон.

- Пение музыкальных произведений:

1. Вокалотерапия. (Лечение пением). (Методика А.Попова и

В.Шушурджана). Развивает межличностные отношения. Совместное пение

 объединяет детей и доставляет им радость.

2. Дыхательная гимнастика (по методу А.Н.Стрельниковой). Короткий и

резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма.

3. Артикуляционная гимнастика. Ее  задача – выработать качественные  

полноценные движения органов артикуляции, подготовить их к правильному произнесению. В результате этой работы у детей повышаются показатели

уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память,

внимание.  Она помогает устранить напряженность и скованность

 артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти,

 развить мимику, а также выразительную дикцию.

4. Физвокализ (по методу А.И.Попова)

Система вокальных упражнений, направленная на увеличение объема легких,

 обеспечение их качественной вентиляции, нормализацию сердечно-

сосудистой  системы. Техника: сначала нужно научиться произносить

 гласные звуки. Набрать воздух полной грудью и при расслабленных мышцах

живота медленно пропускать воздух вместе со звуком через голосовые

связки. Вначале звучания звук идет вдоль позвоночника в копчик, а затем

поднимается наверх, воздействуя на энергетические центры и вызывая

 колебательный эффект во всем организме. Эта вибрация очень важна  для

 хорошего самочувствия.

5. Дикционные упражнения (скороговорки, дразнилки, пословицы,

 поговорки, произношение текста песен шепотом и без звука,

 ритмодекламация.

- Музыкально-ритмические упражнения

1. Ритмотерапия (ритмические игры, упражнения, игры – импровизации).

 2. Логоритмика. Коррекция речевых нарушений, совершенствование общей

моторики.

3. Терапия творчеством (мелодизация образов, звучащие жесты, мимика, игра на шумовых и музыкальных инструментах).

- Игровое творчество

1. Игровой массаж (рук, пальцев, спины).

2. Пальчиковая гимнастика. Совершенствование моторной и зрительно-

двигательной координации. Стимулирование развития речевых зон коры

головного мозга.

3. Музыкальные игры. Способствуют развитию восприятия, ощущуния,

внимания, воображения, памяти

- Релаксация.

1.Психогимнастические игры.

2. Музыкальный аутотренинг. Корректировка эмоций. Возникновение

 добрых и положительных ассоциаций, расслабление.

3. Улыбкотерапия. Снижение эмоционального дискомфорта, страха,

агрессивности, поднятие настроения детей, адаптация к окружающей среде.

Если систематически использовать эти технологии, то можно

спрогнозировать результаты, которые включают в себя:

-формирование певческих и двигательных умений и навыков в музыкально-творческой деятельности, расширение кругозора;

-развитие эмоциональной сферы и активных сторон личности;

-улучшение общего состояния здоровья детей;

-повышение самооценки, уверенности в себе;

-достижение оптимальной психологической адаптированности к

 образовательному процессу.

  Музыкально-оздоровительную работу можно разделить на два направления:

 Регламентированная и нерегламентированная деятельность 

Данная деятельность предусматривает  совместную работу всего педагогического персонала.

Итак, развитие музыкальных способностей зависит от психолого –

педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной  предметно-

пространственной среды. Музыка должна постоянно присутствовать в жизни детей, отражать окружающий  их мир в ярких образах. Основные знания и умения дети получают на занятиях, а закрепляют в самостоятельной

деятельности. Музыкально-предметная среда должна быть ориентированна

на пройденный материал и индивидуальные возможности детей.

Музыкальная предметно – развивающая среда в группах организуется по

 трем основным блокам: восприятие музыки; воспроизведение музыки;

музыкально-творческая деятельность. Оформлений музыкальных уголков в младших группах имеет сюжетную основу, в старших – дидактическую

 (наличие дидактических игр, упражнений, разных видов театра.) Пособия

развивающей среды должны быть эстетичны, привлекательны, просты в

 обращении и вызывать желание действовать с ними.

Использовать  музыку вне музыкальных занятий нужно во время

пробуждения после дневного сна. Тихая, легкая музыка должна звучать

 постоянно, чтобы выработать своеобразный рефлекс и расчитана на 1,5 -2

месяца. Пение русских народных попевок, песенок сохраняют связь

поколений. Время приема детей  целесообразно сопровождать музыкой

классической, современной, с мажорным «солнечным» звучанием. В этом

 случай музыка служит терапевтическим средством, корректирует

психофизическое состояние детей.  Непосредственно образовательную

деятельность  по конструированию, ИЗО, также рекомендуется «украшать»

 музыкой.

   Итак, синтез этих различных видов деятельности подчинен одной цели –

мотивации к здоровому образу жизни, профилактике и сохранению

эмоционального и физического здоровья.  Сухомлинский считал, что если в

раннем детстве  донести до сердца красоту музыки, если в звуках ребенок

почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на

такую ступеньку культуры,  которая не может быть достигнута  никакими

другими средствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями по вопросам музыкально-оздоровительной работы ДОУ

Планирование на год . Взаимодействие музыкального руководителя и родителей по вопросам музыкально - оздоровительной работы....

Музыкально-оздоровительная работа. Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности."

Данная презентация может использоваться на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах-практикумах....

«Интеграция и реализация физкультурно-оздоровительной и музыкально- оздоровительной работы в дошкольных организациях ФГОС»

Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспита...

Инновационные формы и технологии музыкально- оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ

Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми в ДОУ...

Музыкально – оздоровительная работа на музыкальных занятиях в ДОУ

Музыкально  - оздоровительная деятельность  на музыкальных занятиях  - это организация педагогического процесса ,направленного на  развитие музыкальных и творческих способнос...

ДОКЛАД по теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»

ДОКЛАДпо теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»...