Проект "Здравствуй, малыш!"
проект (младшая группа)

Рау Анна Александровна

Адаптационный педагогический проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx334.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка»

г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области.

Проект

«Здравствуй, малыш!» 

(по адаптации к детскому саду)

F:\проект Здравствуй малыш\image1.png

Автор: воспитатель Рау Анна Александровна, первая квалификационная категория.

                                       

Краткосрочный педагогический проект

 «Здравствуй, малыш!»  (для детей первой младшей группы)

Актуальность проекта: с поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.

Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий. 

Обоснование значимости: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через взаимодействие педагог – ребенок - родитель.

Задачи  проекта:

  1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.

     2.  Оптимизировать процесс физиологической адаптации - снизить

          уровень заболеваемости.

     3. Обучить родителей практическим приемам воспитания и оздоровления

детей.  

     4. Способствовать психоэмоциональному развитию каждого ребенка.

Ожидаемый результат:

  1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
  2. Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
  3. Преобразование предметно-развивающей среды.
  4. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.

Участники проекта:  педагогический коллектив, вновь поступившие дети в  ДОУ, родители воспитанников, калькулятор.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям
  • Принцип последовательности и поэтапного внедрения и применения методик
  •  Принцип комплексности

Сроки реализации проекта: 1 квартал

          
                                         План реализации проект

 

Направления

работы

Работа

 с педагогами

Работа

с детьми

Работа

 с родителями

I этап работы

Медицинский блок

Знакомство педагогов с результатами медицинского обследования;

Рекомендации по режиму дня в группе;

Совместное отслеживание результатов адаптации

Знакомство с ребенком на основе медицинских документов;

Антропометрия в период адаптации;

Осмотр врачом-педиатром; Утренний фильтр (температура, кожные покровы, зев). Наблюдение за состоянием здоровья.

Беседа с родителями «Режим дня и уход за ребенком»

Рекомендации в период адаптации

Психологический блок

Рекомендации по созданию условий для успешной адаптации ребенка;

Оказание помощи в установлении отношений с детьми и родителями;

Ведение сопроводительной документации.

Снятие психологического напряжения;

Коррекционные мероприятия для облегчения адаптационного синдрома;

Формирование навыков общения.

Консультация

«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Педагогический

блок

Организация развивающей среды в группе:

-уголок ряженья

-центр песок-вода

-дидактический стол

-игровые зоны

-зона двигательной активности

Поэтапный прием детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

Индивидуальный подход к каждому ребенку;

Щадящий режим;

Использование игровых методов взаимодействия с ребенком;

 

 

Знакомство с семьей:

-составление анкетных данных (где работают, жилищные условия, состав семьи, семейный опыт)

Беседы о привычках и любимых игрушках, режиме дня дома.

Ознакомление родителей с системой работы в ДОУ;

Анкетирование родителей;

Консультация «Что должен уметь ребенок этого возраста»

                                                   II этап работы

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формирование чувства уверенности

Консультация «Использование игр, игровых занятий в период адаптации»

Игры знакомства:

«Кто в домике живет», «Давайте познакомимся»,

«Загляни ко мне в окошко»,

«Чей голосок?»

Игры знакомства с группой:

«Найди игрушку»,

«Чьи вещи»…

«Праздник знакомств» (знакомство детей и родителей с группой)

 

Проведение игровых занятий с целью преодоления стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения, развитие речевой активности, внимания, восприятия; развитие общей и мелкой моторики, игровых умений.

«Уложим куклу спать», «К нам гости пришли» «Купание куклы Кати»

Игры со строителем «Дорожка для машины»

«Башенка для матрешки»…

Пальчиковые игры «Сорока, Сорока», «Мальчик – пальчик»…

 

Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды

Оздоровительные

мероприятия

Консультация

Облегченная одежда в группе с учетом сезона;

Воздушные процедуры с упражнениями;

Закаливание водой;

Ходьба по массажным дорожкам;

Пальчиковая гимнастика.

Консультации

«Методы приучения детей к самостоятельности» «Воспитание культурно-гигиенических

 навыков»

 

 

Презентация проекта

Родительское собрание

 «Единство детского сада и семьи в воспитании детей раннего возраста»

 - выставка фотографий «из жизни детей в детском саду»

 - просмотр видеофильма «Двигательная активность детей в ДОУ»

 - лечение народными средствами (обмен опыта родителей)

 - закаливание, массаж (советы ст. медсестры)

 - закаливание в домашних условиях (опыт родителей)

 - советы психолога

 Обобщая результат педагогического проекта можно сделать вывод, что к концу проекта никто из детей не испытывал эмоционального дискомфорта от нахождения в группе  12 детей (60%) –ощущали себя комфортно, у 8 детей (40%) -  отмечен высокий уровень эмоционального благополучия, это значит что они прошли адаптационный период к ДОУ, и посещение детского сада не является для них стрессом.

Таким образом, следует считать, работа по проекту прошла успешно, комплекс мероприятий проекта «Здравствуй, малыш!»  достаточно эффективен.

Игровая ситуация в первой младшей группе «Уложим куклу Катю спать»

Цели:

1. Упражнять детей в выполнении игровых действий , имитирующих    бытовой процесс.

2. Закрепить названия постельных принадлежностей, действий с куклой.

3. Воспитывать добрые чувства.

 Материал: кукла, постельные принадлежности.

Ход игры-занятия.

1. Ритуал приветствия.

Воспитатель и дети встают в круг. Воспитатель читает стихотворение, дети повторяют и выполняют движения.

Мы за руки возьмемся,

Друг другу улыбнемся,

По кругу мы пойдем…

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят,

Ушки слушают,

Ручки хлопают,

Ножки топают,

Ура, мы проснулись!

Воспитатель: Доброе утро! Здравствуйте! Итак, все дети собрались в детском саду, теперь можно и поиграть.

2. Основная часть.

Воспитатель: Послушайте потешку «Наша Катенька маленька…».

Чтение потешки.

Воспитатель: После прогулки Катя захотела спать, как мы можем помочь ей.

Дети: Нужно уложить ее спать.

Воспитатель: Давайте рассмотрим постельные принадлежности, выберем и назовем необходимые вещи.

Совместная деятельность воспитателя с детьми: подготовка кукольной постели.

Воспитатель: Уложим куклу спать. Споем ей песню «Спи младенец мой прекрасный».

Дети поют вместе с воспитателем песню.

3. Подведение итогов

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрим друг на друга и улыбнемся доброй улыбкой.

Мы за руки возьмемся.

Друг другу улыбнемся,

По кругу мы пойдем…

4. Ритуал прощания:

Воспитатель читает стихотворение:

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

По ровненькой дорожке

Шагают маленькие ножки

Шли, шли и домой пришли. 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в первой младшей группе детского сада «Купание куклы Кати».

Цель занятия: помочь детям запомнить и употреблять в речи название предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать – смывать мыло. Вытирать, горячая, холодная и теплая вода. Познакомить детей с предметами личной гигиены, дать понять, для чего они нужны, как ими пользоваться. 

Задачи занятия:

            1. Учить дошкольников называть названия предметов, действий,                              познакомить с предметами личной гигиены, формировать активный словарь.

2. Развивать внимание детей, их наблюдательность, память, речь, умение отвечать на простые вопросы.

3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки детей, интерес дошкольников к бытовым процессам, бережное отношение к игрушкам.

Материалы и оборудование:

Кукла, тазик с водой, предметы личной гигиены, картины с изображением умывания.

Методы и приемы:

Словесный: вопросы воспитателя, художественное слово.

Наглядный: показ картинок, показ умывания куклы.

Игровой: укладывание куклы спать.

Сюрпризный момент.

Новый материал:

1.     Знакомство с предметам личной гигиены.

2.     Словарная работа: намыливать, смывать, горячая и холодная вода, вытирать,  мыло, полотенце, мыльница.

3.     Индивидуальная работа.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы будем купать куклу Катю. А для этого нам нужны предметы, которые лежат в этом чудесном мешочке. Давайте мы посмотрим, что там внутри.

Воспитатель достает из мешочка мыло, полотенце, мыльницу и ванночку. Спрашивает у каждого ребенка, что это и объясняет,  для чего они нужны.

Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас мы с вами вспомним стихотворение о водичке.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Стук в дверь.

Воспитатель: Ой, ребята, кто это к нам пришел?

Открывают дверь, смотрят: стоит кукла Катя.

Воспитатель: Эта кукла Катя. Какая она грязная! Она, ребята, что-то говорит. Ребята, Катя гуляла на улице и испачкалась. Что нужно сделать, чтобы Катя была чистой?

Дети: Нужно умыться.

Воспитатель: Правильно, надо Кате умыться. Посмотрите, вот у меня на столе два тазика с водой. В одном тазике горячая вода, в другом холодная. Я смешаю горячую и холодную воду, и будет вода теплая. Этой водой мы и будем купать Катю.

Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
Теплую водичку льем на нашу Катю.
Глаз, купайся, шейка, мойся;
грязь, смывайся хорошенько!
Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое
И густой гребешок.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Катя чистая стала, красивая. А вода в ванночке грязная и мыльная, ее надо вылить. Мыло надо убрать в мыльницу, а полотенце повесить на место.

Воспитатель: Ребята, а мы совсем забыли про Катю. Посмотрите, она уже спать легла.

Давайте ей споем песню:

Баю-баю, баиньки,
В огороде заиньки!
Зайки травушку едят,
Кате спать велят.

Воспитатель: Вот Катя и уснула. Молодцы, хорошо  сегодня занимались.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня делали? Правильно, купали куклу Катю. А что еще делали? (Спать укладывали). А что лежало в чудесном мешочке? (Дети называют предметы гигиены). Молодцы, ребята!

Игровая ситуация в первой младшей группе      

  «К нам гости пришли»

Задачи:

Продолжать формировать представление детей о предметах быта (чайной посуды, о названиях и представлениях предметов);

Учить детей связной, вежливой речи, закрепить уроки гостеприимства, основные цвета;

 Развивать мелкую моторику рук, внимание, наблюдательность;

 Воспитывать интерес к лепке, желание помогать друзьям.

ОБОРУДОВАНИЕ: большой грузовик, игрушки (животные, чайная посуда), оборудование для лепки.

Ход занятия.

Здравствуйте дети, какие вы сегодня нарядные, красивые. Я очень рада всех сегодня видеть. Давайте встанем в круг и подарим друг другу своё хорошее настроение.

Я дарю улыбку Диме, Дима Ане и т. д. А вам свои улыбки дарят сегодня ещё солнышко и птички они запели от ваших улыбок, вы слышите их пение (да).

В. Дети вы любите ходить в гости?

Д. Да, любим, очень.

В. К нам сегодня придут гости. Какими словами мы их встретим?

Д. Здравствуйте! Доброе утро. Мы очень рады вас видеть, привет.

Въезжает машина с игрушками.

В. Здравствуйте дети. Ребята к нам гости пришли, кто пришел?

Д. Зайчик, мишка, львёнок и бегемотик.

В.  Как одним словом назвать?

Д. Игрушки, животные.

В. Молодцы. Пригласим наших гостей за стол. Соня, помоги мне их посадить на стульчики.

Д. (сажают игрушки за стол) говорят «Садитесь, пожалуйста»

В. Ребята, а чем мы угостим наших друзей?

Д. Печеньем, морковкой, мёдом, конфетой, тортом.

В. Я предлагаю угостить чаем. Чем накроем стол?

Д. Скатертью.

В. Дети, а какую посуду надо приготовить для чая?

Д. Чашки, блюдца, сахарницу, сахар.

В. А как сказать, одним словом?

Д. Чайная.

В. А почему её называют чайной?

Д. Потому, что из неё пьют чай.

В. А где же посуда?(оглядываются). Ребята посмотрите - вот же она стоит на подносе. Посмотрите, какая она красивая, разноцветная, яркая,  обратите внимание, у наших гостей разноцветные шарфики ,и поэтому мы поставим им чашечку с блюдцем такого цвета какой шарфик у нашего гостя. Какого цвета шарфик нашего зайчика?

Д. Зелёного.

В. Стёпа, как ты думаешь какого цвета чашечку с блюдцем поставить зайчику.

Степа. Зелёную.

В. Почему ты так решил Степа?

Стёпа. Потому, что у него зеленый шарфик.

В. А львёнку, какого цвета поставим чашечку, Даша?

Даша. Красного, так как красный шарф у львёнка.

В. Правильно, Даша умница. Дима, а как ты думаешь, синюю чашечку кому мы поставим?

Дима. Бегемоту, так как у него синий шарф.

В. Молодец, Дима, бегемоту, потому, что у него синий шарф и рубашка голубая. А вот у нас ещё один гость. Кто же это Вика?

Вика. Медведь.

В. Умница, правильно медведь. А какого цвета у медведя шарф?

Вика. Жёлтый.

В. Ребята, что же мы забыли поставить на стол.

Дети. Сахарницу.

В. А для чего нам сахарница. Подумайте, ребята. Как ты думаешь Соня?

Соня. Что бы чай был сладкий.

В. Правильно Соня умница. Ребята, что же мы ещё забыли?

Марк. Ложечки.

В. Молодцы, ребята всё знаете. А с чем чай пьют?

Аня. С тортом, печеньем, бубликами.

В. Дети, пока наши гости беседуют и пьют чай, приготовим для них угощение, а слепим мы их из пластилина.

ЛОГОРИТМИКА

Мы спросили нашу печь

- Что сегодня нам испечь?

Печку мы спросили

Тесто замесили

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали - не устали

Начинили творогом

И назвали пирогом.

Ну – ка, печка,

Дай пирогу местечко.

В. Печка приглашает нас испечь баранки, пирожки, печенье. Мы слепим пирожные, а потом их украсим. Разогреем пластилин ручками, он будет мягкий и послушный. Скатаем шарик. А затем расплющим его. (Воспитатель обсуждает с детьми, как можно украсить пирожное маленькими шариками, помогает в процессе лепки детям, которые испытывают затруднение при украшении пирожных).

По окончании работы дети угощают гостей своими изделиями.

Игры знакомства

Игра «Давайте познакомимся!»

Дети с воспитателем становятся в круг, причем вновь прибывший ребенок, может встать в круг, вместе с родителем, по желанию. Ведущий, это воспитатель, становится в центр круга, держит мягкую игрушку, называет свое имя и имя того, кому передает игрушку. Тот ребенок кого называют, подходит и берет игрушку и остается в центре круга. Воспитатель отходит на его место. Теперь появился новый ведущий. Он также называет свое имя и имя следующего участника игры.

Здесь важно участие воспитателя, так как он играет ведущую роль при знакомстве нового ребенка.

Игра «Чей голосок?»

Дети садятся полукругом, причем вновь прибывший ребенок может находиться вместе с родителем, по желанию, ведущий - это воспитатель,  впереди всех спиной к играющим. Дети по очереди говорят что-нибудь, лучше, если это будут простенькие, посильные для этого возраста стишки, либо считалки. Ведущий не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Сначала дети окликают воспитателя обычным голосом, со временем, когда они все будут хорошо знать друг друга можно специально менять голоса и интонацию, также со временем ведущим может быть любой из детей по желанию.

Игра «Карусель»

Для этой игры дети становятся в круг и крепко держатся за руки, что бы «карусель» не сломалась. Со словами:

Еле-еле, еле-еле, Завертелись карусели.

«Карусель» медленно движется по кругу.

А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом!

Темп речи и движений постепенно ускоряются

Побежали, побежали, Побежали, побежали! Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Темп движений постепенно замедляется.

Раз-два, раз-два! Пауза.

Вот и кончилась игра! Все останавливаются и кланяются друг другу.

Игры знакомства с группой

Игра «Расскажи стихи руками»

В эту игру можно играть бесконечно, ведь стишков, которые можно «проиллюстрировать»  великое  множество.  Игра  позволяет  детям раскрепоститься, почувствовать себя увереннее, способствует налаживанию доверительных отношений с воспитателем.

Ход игры. Сначала воспитатель читает детям стихотворение (начать можно с легких, коротких стихов). Затем воспитатель повторяет стихотворение и одновременно выполняет иллюстрирующие движения.

Пример. Зайка.

Зайка-заинька, (дети прыгают, поджав руки имитируя заику).

Маленький заинька (садятся на пол показывая, какой зайка маленький).

Длинные ушки (показывают ладонями ушки).

Быстрые ножки (побежали).

Зайка-заинька,

Маленький заинька (движения повторяются).

Деток боишься

Зайка-трусишка (обхватывают себя руками, показывая страх).

«Как пройти?»

Цель игры: научиться ориентироваться в детском саду. Для этого сначала проводят экскурсию по детскому саду.

Ведущий (воспитатель) - «У зайки заболели ушки! Что же ему делать?»

Дети - «Пойти к врачу!»

Ведущий - «Покажите дорогу»

Сначала дети описывают дорогу словами: выйти из группы, спуститься на первый этаж; повернуть к входной двери. Затем нескольким детям предлагается проводить Зайку к врачу. Врач (заранее предупрежден) перевязывает ушки и дает витамины для всех детей.

«Чьи вещи?»

Материалы: атрибуты различных профессий: градусник - мед. работник, половник - повар, гармошка - музыкальный работник.

Воспитатель говорит, что пока детей в группе не было, к ним кто-то приходил, и предлагается догадаться кто. Причем дети должны назвать не просто профессию, но и как зовут работника этого детского учреждения.

«Найди игрушку»

Ведущий (сначала воспитатель, потом - дети) прячет небольшую игрушку в группе, или в одном из ее помещений, после чего предлагает найти ее остальным.

«Игрушка лежит на подоконнике в приемной (раздевалке)». Затем сложнее - «Игрушка лежит в спальне на Машиной кровати».

После того как игрушка найдена, дети высказывают свои версии, что она делала: собиралась гулять, ложилась спать.

Можно еще усложнить задачу: «Игрушка моет посуду» - значит, дети должны догадаться, где ее искать.

Конспект ННОД в первой младшей группе «Кукла в гости к нам пришла».

        Цель: формировать разнообразные представления и понятия об    окружающем нас быте через игровую деятельность.

Задачи:  1. Побуждать воспитанников проявлять интерес к игровым действиям.

 2. Способствовать умению выполнять несколько игровых действий с одним и тем же предметом, переносить знакомые действия с одного объекта на другой.

3. Стимулировать исследовательское поведение воспитанников с целью развития любознательности и познавательной активности.

 4.Расширять словарный запас по теме.

Способы реализации:

  1. Игровые ситуации с использованием игрового персонажа – куклы Маши.
  2. Использование иллюстративно- наглядного материала.
  3. Опыт эксперимент «Вода  теплая - горячая – холодная»
  4. Использование художественного слова.
  5. Игра с мыльными пузырями.

Средства реализации: кукла Маша; три тазика с водой; жидкое мыло; две картинки, изображающие девочек: чистую и чумазую; полотенце;  фланелеграф;  игрушка –мыльные пузыри.

Предварительная работа: чтение произведения А. Барто «Девочка чумазая, рисование двух кукол, упражнения детей в культурно- гигиенических навыках и навыках самообслуживания во всех видах деятельности, игра с мыльными пузырями.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно – исследовательская, музыкально- художественная,

двигательная, чтение художественной литературы.

Организационный момент:

Воспитатель: Посмотрите на фланелеграф, что мы видим на нем?

Воспитанники: Девочек.

Воспитатель: Как вы думаете, похожи девочки друг на друга?

Воспитанники: Нет.

Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга?

Воспитанники: Одна чистая, а другая грязная.

Воспитатель: Дети, грязную куклу можно назвать чумазой, посмотрите какое у нее грязное лицо. Вспомните, я вам читала про девочку чумазую, похожа она на нее?

Воспитанники: Похожа.

 Ход занятия.

Стук в дверь. Приходит кукла Маша.

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам в гости пришел?

Даша: Здравствуйте, дети, я кукла Маша.

Воспитанники: Здравствуй, Маша.

Воспитатель: Посмотрите, какая кукла пришла к нам в гости.

Воспитанники: Грязная, чумазая.

Воспитатель: Разве можно приходить в гости в таком виде?

Воспитанники: Нет.

Воспитатель:  Ах ты, Машенька, чумазая, где ты щечки так измазала?

Маша: Я на солнышке лежала, щечки кверху я держала - вот они и загорели.

Воспитатель: Ах ты, Машенька, чумазая, где ты носик так измазала?

Маша: Я на солнышке лежала, носик кверху я держала – вот он и загорел.

Воспитатель показывает грязное полотенце:

Кто не моет руки с мылом

От среды и до среды.

На мохнатом полотенце

Отпечатаны следы.

 Воспитатель: Дети, что нужно делать, чтобы полотенце всегда было чистое?

Воспитанники: Хорошо мыть руки.

Маша: А я  не умею умываться.

Воспитатель: Научим умываться куклу Машу чисто. Что нам для этого надо?

Воспитанники: Вода, мыло, полотенце.

Воспитатель: Дети, а какой водой мы умываемся?

Воспитанники: Теплой водой.

Воспитатель: Можно ли умываться холодной водой?

Воспитанники: Нет, от этого можно заболеть.

Опыт с водой.

Воспитатель: Дети, у меня на столе три тазика с водой. Подойдите сюда, потрогайте пальчиками и найдите, в каком тазике тёплая вода?

Воспитанники трогают пальчиком и определяют, где холодная, горячая вода, а где тёплая.

Воспитатель: Дети, так какой водой мы будем умываться?

Воспитанники: Теплой водой.

Воспитатель: Дети, а где мы умываемся?

Воспитанники: В умывальной комнате.

Воспитатель: Пойдемте покажем кукле Даше, как надо умываться.

Кукла сильно открывает кран с водой

Воспитатель : Полина , разве так нужно открывать кран.

Полина: Нет.

Воспитатель: А почему?

Полина : Потому что можно намочить одежду.

Воспитатель: Правильно, надо кран открывать так, чтобы вода текла тоненькой струйкой, вот так. Открой Ваня правильно кран.

Скажи, Вероника, что  надо сделать сначала, прежде чем подойти к умывальнику?

Вероника: Завернуть рукава.

Воспитатель: Покажи кукле, как надо завернуть рукава.

Воспитатель: Смочим руки водой, берем капельку мыла, намыливаем и  моем руки круговыми движениями, одна ладошка моет другую. (Воспитатель одновременно с детьми намыливает руки кукле). Куколка намылила, что сейчас ей надо делать?

Воспитанники: Смоем мыло водой, а затем отжать капельки в раковину – вот так! Вытираем ручки полотенцем – сухо-сухо!

Воспитатель: Дети не забыли закрыть кран, воду надо беречь!

Воспитатель обращается к кукле:

Вот теперь ты белая,

Совсем не загорелая,

А это была грязь.

Воспитатель: Посмотрите , какая Машенька чистая и довольная, она хочет с нами поиграть. Она принесла нам игру с мыльными пузырями.

Воспитанники ловят пузыри

Подведение итога:

Воспитатель: Дети, что вам понравилось сегодня на занятии?

Полина: Умываться вместе с куклой.

Вероника: Играть с мыльными пузырями.

Консультация для родителей на тему «Первый в жизни коллектив»

Правила адаптации

      Период привыкания к детскому саду – не самый легкий в жизни малыша и его мамы. Вы наверняка будете волноваться о том, как там ваш ребенок, а он первое время будет сильно скучать по маме. Не волнуйтесь – со временем все наладится.

       Итак, вы решили отдать ребенка в детский сад. Ваша семья находится теперь на пороге другой жизни. Будем считать, что вы уже нашли подходящий детский сад и договорились о приеме малыша. Теперь на очереди следующий важный этап - адаптация вашего малыша. Для того, чтобы адаптация ребенка к прошла менее болезненно, очень важно заранее - месяца за 3--4 - заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду.  

1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: "Детский сад - это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.". Другой вариант: "В детском саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду, а я расскажу тебе, что у меня произошло за день на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло - осенью я начну тебя туда водить".

2. Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад. И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад.  

 3. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Задавая эти вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий. В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее "обещано", - он чувствует себя увереннее.

4. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю". Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать".

5. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.

6. Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой он сможет ходить в детский сад - ведь вместе намного веселее!

7. Существуют разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с малышом в начальный период адаптации к детскому саду. Казалось бы, что тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны, малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять - а где же в таком случае моя? Поэтому будет лучше для всех, если с первого же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.

8. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания - так ему будет проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик.

9. Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность "подстроиться" под особенности адаптации малыша.

10. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детсадовского воспитания. Любые ваши колебания хитрый малыш сумеет использовать для того, чтобы остаться дома и помешать расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственной альтернативой.

11. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.

12. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.

13. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Внимание - никогда не пугайте ребенка детским садом!

14. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его, целуйте.

 Ох уж этот режим!

    Ребенка необходимо готовить к детскому саду заранее. Изменить ему режим, примерно за месяц, потихонечку, «не ломая» ребенка» и свою жизнь», постепенно, по 15-20 минут подводить к режиму детского сада. Надо заранее планировать, когда по времени будете приходить в детский сад, заранее приноровиться к тихому часу, спросить у воспитателей - какой режим в детском саду, какие особенности, и стараться уже дома выполнять все правила детского сада.

     Отдельное внимание уделите укладыванию спать. Не укладывайте ребенка спать с мамой, маме можно почитать сказку ребенку, побыть рядом, но стараться не гладить его, не трогать, что бы ребенок засыпал самостоятельно. Возможно, будет лучше укладывать ребенка спать с мягкой игрушкой, которую в будущем, если ребенок плохо засыпает, можно будет взять с собой в детский сад, и попросить воспитателя, чтобы эта игрушка «сопровождала» ребенка в кроватке. В обстановке детского сада, когда ребенок ложиться спать и видит высокий потолок и большие люстры все, это может вызывать у ребенка страх, а игрушка, которую вы принесете заранее из дома, «заменит» ему маму. Это очень хороший прием привыкания.

    Также важно перед тем, как идти в детский сад, отучить ребенка от подгузников, сосок, кормления грудью и, по возможности, научить ребенка пользоваться ложкой и кружкой.

    От подгузников лучше отучить ребенка до детского сада. Однако, если это еще не произошло, то можно (на усмотрение педагога, в каждом детском саду свои правила) предложить воспитателям, чтобы ребенку надевали подгузник на прогулку. Учитывая, что прогулки, как правила, 2,5 - 3 часа, а ребенок не в состоянии иногда выдержать это время, что - бы не ходить в туалет, то часто воспитатели соглашаются, чтобы на прогулку на ребенка надевался подгузник. Главное, чтоб использование подгузника - была временная мера предосторожности.

     Детей постарше, приучая к садику, лучше приводить на прогулку, после завтрака, когда в группе прошли все занятия. Первое время ребенок ходит на прогулку и заходит в раздевалку не с утра с большим количеством взрослых людей, а с теми детьми, с которыми он будет дальше находиться в группе.

     На прогулке ребенка легче отвлечь и привлечь к какому-то виду деятельности. Мамочка в это время уходит, предварительно с утра предупредив ребенка, что он останется один. Ребеночек спокойно заходит в группу, садится, раздевается, кушает и потом, к назначенному времени приходит мама.

     На первый день обычно ребенку хватает самой прогулки, на второй день, если ребенок захотел пойти в группу он идет, затем - кушать. Если же ребенок не захотел кушать, не надо его обременять. И так дальше, время препровождения в садике удлиняется.

      Как только педагог видит, что этот режимный момент ребенок прошел, следуем дальше. После обеда переодеваемся в пижаму, ложимся спать. Если в этот день ребенок лег в кровать и закапризничал, заплакал, педагог звонит маме. Вы идете домой, и там ложитесь спать. Все происходит поэтапно, не раня психику ребенка.

     За ребенком родителям лучше приходить в разное время, чтобы ребенок не привык, не сидел и не ждал, что вот-вот должна придти мама. Хотя бы первое время, пока ребенок не привыкнет, приходите в разное время.

    Привычки у детей уходят сами по себе - рано или поздно, дети замещают прежние привычки интересным и ярким, что есть в детском саду.

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

     Поступление ребёнка в детский сад сложный период в его жизни. В условиях семьи ребёнок привык к установленному распорядку дня. У него сложились привычки, выработался свой стиль поведения отношений с членами семьи.  Ребёнок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом и привычным для него укладом жизни. Он часто отказывается от общения с незнакомыми людьми.

    Поначалу в яслях ребёнку покажется всё непривычным. Его волнует, а иногда и пугает новая обстановка: большая комната, незнакомые дети, вокруг чужие взрослые-воспитатели, няни. В первое время для него непривычен и уклад жизни в детском саду: другой режим дня, еда , отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.  В это время дети становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными.

    Часто они упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.

     В поведении вновь принятых детей можно наблюдать черты свойственные детям раннего возраста. Возможно временное нарушение некоторых навыков. У детей может появиться недержание мочи и кала. Случается и неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, повышение температуры, появление сыпи и т.п. Нарушается сон у одних детей, у других отсутствие аппетита.

     Период адаптации – тяжёлое время для ребёнка, его родителей и персонала группы.

    В среднем адаптация у детей раннего возраста длиться 2-3 недели. В детском саду дети болеют чаще, чем дома. Это и понятно т.к. в группе может быть заболевший ребёнок, который становиться источником инфекций для других детей. В период адаптации возможность заболевания ребёнка особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.

       Большие трудности в этот период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, причины , тормозящие образованию у малыша умений контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые, дни он будет негативно относиться к воспитателям и няне.

      Плохо приспосабливаются дети к коллективной жизни, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя».

       Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду.

      Группа комплектуется постепенно, поэтому персоналу легче уделять больше внимания новичку. Но первые дни лучше оставлять ребёнка на 1-2 часа увеличивая постепенно время пребывания до обеда,  до полдника, а затем и до вечера. Чем быстрее ребёнок почувствует доверие к воспитателям, няне, установит контакт с ними, тем спокойнее он перенесёт перемены в своей жизни разлуку с вами.

    Ваше вежливое и приветливое отношение к воспитателям расположит ребёнка к общению с ними.

    Выработка единых требований к поведению ребёнка, в детском саду и дома важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Консультация для родителей.


«АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ».

hello_html_m5d94137e.jpg

Уважаемые родители!

Вам предстоит сделать важный и первый шаг в жизни вашего ребенка: поступление в детский сад. Это очень важный период жизни, приобщение к социуму, вхождение в новую жизнь.

К сожалению, родители пока не видят в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании их ребёнка в первые годы его развития. У семей, особенно молодых, нет достаточного представления о жизни ребёнка в детском саду, о созданных в ДОУ условиях воспитания и обучения.

Адаптация к условиям жизни в детском саду может пройти достаточно безболезненно, если соблюдать некоторые правила. Самое главное и первое правило: родители должны быть сами спокойны и уверенны в своих действиях. Доверяйте людям, с которыми придется оставить своего ребенка.

Если мама или бабушка ведут в детский сад ребенка сами со слезами, то лучший совет в этом случае, повернуться и уйти домой! Да, да! Именно так! В дошкольном возрасте, а особенно в раннем дошкольном возрасте, ребенок очень сильно эмоционально связан с мамой и глубоко чувствует ее состояние.

Представьте себе, малыш и так возбужден, незнакомое место, незнакомая обстановка, незнакомые люди, он не знает, что ему ожидать, а тут еще и мама почему-то волнуется. Что делать вашему малышу, если самый главный и любимый человек отчего-то чуть не плачет? Так что совет первый: доверяйте педагогам!

Обычно первый приход малыша в детский сад происходит утром. Первые несколько дней (приблизительно неделя, иногда до трех недель) необходимо присутствие родителей в группе, т.к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Игры и игрушки вызывают у ребёнка острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается за эмоциональной «подпиткой».

Когда наступает такой момент, маме предлагаем подождать ребёнка в раздевалке. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает малыша в том, что она ненадолго отлучится и придет за ним после прогулки. Важно при возвращении мамы обратить внимание малыша на то, что мама не обманула, действительно отлучилась на какое- то время и вернулась к нему. Постепенно время отсутствия мамы увеличивается.

Если ребенок сам выразит желание пообедать или поспать вместе с другими детьми, адаптационный цикл закончится быстрее. Собираясь в детский сад, ребёнок уже знает, что он будет находиться в группе один, без мамы, и заранее на это согласен. Малыш легко ориентируется в группе, активно вступает в игры.

У современных детей очень высокий уровень тревожности, будьте готовы к тому, что даже при средней степени адаптации ребенок, который просился на горшок, будет приходить с мокрыми штанишками, постепенно все войдет в норму, не стоит акцентировать на этом внимание.

Если малыш спокойно зашел в группу, радуйтесь, но не стойте в дверях, малыш может заплакать и вернуться назад, тогда процесс расставания может стать болезненным. Не стоит расстраивать своего ребенка.

Ваш малыш легко ориентируется в группе, активно вступает во взаимоотношения с педагогом, детьми, при необходимости обращается за помощью и даже с охотой идет в садик. Именно этот этап является завершающим в процессе адаптации.

Но для ее укрепления необходимо продолжительное время. Здесь важное значение имеет стабильность группы: с детьми всегда встречаются знакомые воспитатели, последовательность видов деятельности остается неизменной.

Итак, подытожим:

1. Доверяйте педагогам, с которыми придется работать.

2. Заранее поговорите с педагогами об условиях и режиме в детском саду и постепенно приблизьте эти условия к домашним.

3. Ограничьте просмотр телевизора, компьютера, больше гуляйте с ребенком.

4. Постоянно говорите ребенку, как вы его любите для него это очень важно.

5. И, конечно же, улыбайтесь, позитивно настроенная мама, лучшая помощь в адаптации ребенка к детскому саду.

Консультация для родителей

«Что должен уметь ребенок 2-3 лет?»

Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.

Общение у детей 2 – 3 лет носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание взрослого, иметь индивидуальный контакт с ним. Научить ребенка чему-нибудь может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.

Готовность ребенка для посещения детского сада включает в себя гораздо больше, чем просто стандартные навыки самообслуживания и моторики. В первую очередь малыш должен быть морально готовым общаться с другими детьми, взаимодействовать с ними, соблюдать определенные правила и уметь приспосабливаться к режиму группы.

Для того, чтобы первичный детсадовский опыт вашего малыша был более успешным, он должен освоить большинство из перечисленных  навыков:

  • малыш должен уметь хоть на небольшое время (до 15 минут) фокусировать свое внимание;
  • слушаться взрослых, без обид и раздражений;
  • проявлять интерес к остальным деткам и общим играм в коллективе.

Относительно навыков моторики и самообслуживания, то главными являются – умение застегивать или расстегивать одежду, пользоваться столовыми приборами, проситься на горшок, навыки личной гигиены.

Большим плюсом будет, если ваш малыш уже умеет разговаривать, и не просто говорить на «своем» языке, а объясняться понятной речью из небольших и доступных слов.

Таким образом, уровень развития Вашего малыша, поступающего в дошкольное образовательное учреждение, можно определить по следующим навыкам.

Ребенок 2-х лет:

Речевые достижения:

  1. В словарном запасе до 200-300 слов.
  2. Использует предложения из двух-трех слов в разговоре с взрослыми и детьми.
  3. Облегченные слова заменяет правильными.
  4. Начинает употреблять прилагательные (большой, маленький и т. д.) и местоимения (я, ты).
  5. Может называть себя в третьем лице.
  6. Задает вопросы.
  7. Называет предметы на картинке.
  8. Понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях.

Эмоциональное развитие:

  1. Эмоционально уравновешен в течение дня.
  2. В хорошем настроении при своих умелых действиях.
  3. Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.
  4. Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем.
  5. Кричит, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.
  6. Отказывается от общения с незнакомыми взрослыми.
  7. Плачет при уходе мамы, при обиде.
  8. Проявляет яркие эмоции при общении с близкими.

Познавательное развитие:

  1. Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех-пяти колец.
  2. Раскладывает фигуры разной величины и формы в аналогичные отверстия на доске.
  3. Ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет.
  4. По образцу находит предмет того же цвета.
  5. Начинает распознавать вес, температуру и другие качества предметов (тяжелый, легкий, холодный, теплый, твердый, мягкий).

Физическое развитие:

  1. Преодолевает препятствия, чередуя шаг.
  2. Поднимается и спускается по лестнице.
  3. Подпрыгивает.
  4. Меняет темп движения: ходьбу на бег.
  5. Удерживает мяч одной или двумя руками.
  6. Ловит мяч с близкого расстояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....